Эмоциональное благополучие воспитателя доу

Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»

Светлана Молочкова
Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка

ФГОС ДО о эмоциональном благополучиидетей в детском саду:

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает

• доверительное и активное отношение к миру

• формирует высокую самооценку

самоконтроль

• ориентацию на жизненный успех.

Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия,то это может проявиться в:

которые будут сопровождать его всю жизнь.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:

• Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.

• Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе

Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.

• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном

• Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.

• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.

• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития

• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы

• Опираться на добровольную помощь детей

• Быть затейником и участником детских игр и забав

o И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:

• Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение

• Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

• Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»

• Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»

• Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»

• Организация выставок «Моё творчество»

• Наличие в группах «Уголков гнева»

• Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме

Читайте также:  Мальчик как будто чувствовал

• Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»

• Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться

• Разумная занятость детей, в течении всего дня

• Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности

• Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.

• Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества

• Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

• Хорошее настроение детей в течение всего дня;

• Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

• Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

• Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;

• Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

• Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;

• Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;

• Желание участвовать в коллективной деятельности;

• Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.

Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Источник

Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса

Наталья Закаулова
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса

Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные эмоциональные и психические затраты.

В нашем ДОУ педагог-психолог работает с разными сторонами профессиональной деятельности педагогов:

• формирование педагогической позиции;

• развитие профессионально-личностных качеств;

• умение планировать воспитательно-образовательную работу;

• развитие организаторских умений;

• умение морально-волевой саморегуляции;

• формирование устойчивых интересов;

Построена система психологической работы с педагогами ДОУ.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной, так как педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.

Наша психика – это бочка с крышкой, когда эту бочку переполняют отрицательные эмоции: обида (скрытая форма вымогательства, злость, гнев, то может начать срывать крышку… чуть приподнимать – это невроз (нереализованное действие) и вовсе снести…это психоз. Чтобы крышу не сносило, у бочки должны быть клапана, через которые выходит «пар»,так называемые отдушины: это общение, спорт, отдых, релаксация, театр, работа, еда и так далее… Чем больше клапанов в бочке, тем меньше вероятность, что сорвет крышку, то же и с психикой человека, чем больше возможностей реализовать свои потребности, тем лучше и для нас и для окружающих.

Читайте также:  Эмоциональные аргументы что это

Наблюдение и диагностика педагогов показали, что одним из самых актуальных направлений в работе по здоровьесбережению на данном этапе – это профилактика эмоционального выгорания педагогов. Эмоциональное здоровье взрослого является опосредующим фактором эмоционального здоровья детей.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

• проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

• окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

• 8% — со стажем от 1годадо 3 лет

• 50% — у педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет;

• 20% — у педагогов 11-15-летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);

• 22% — со стажем от 16 до 35 лет;

Стаж работы Процент СЭВ

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии —три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой,все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

• возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Очень опасно не заметить, что есть три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Симптомы профессионального выгорания

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

Читайте также:  Органы чувств как анализаторы нервной системы

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Чтобы выявить степень эмоционального благополучия, педагогом – психологомбыла проведена диагностика:

Наблюдение за деятельностью воспитателя.

В результате диагностики эмоционального выгорания педагоговДОУ получены следующие результаты: 1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) 16% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала — до 66%. До 18% специалистов имели формирующуюся 3-ю стадию (истощение).

Увеличилось число педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания, который влияет на эмоциональное состояние воспитанников.

Стадии ЭВ Процент педагогов

Возникла необходимость построить систему работы с педагогами по созданию условий для эмоционального благополучия.

Цель работы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

• Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

• Развитие самопознания и самопринятия;

• Обучение педагоговметодам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

• Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

• Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием

1.Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния,утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Для педагогов были проведены:

• Индивидуальные консультации по интересующим вопросам

• Тренинги «Профилактика Эмоционального выгорания» «Мои мечты. Мои цели», «Развитие педагогической рефлексии».

• Семинары-практикумы «Создание условий для развития эмоционального микроклимата в коллективе», «психологические речевые настройки».

• Круглые столы «Эмоционально –волевая готовность к осуществлению профессиональной деятельности», «Использование методов саморегуляции».

• Лектории «Профилактика утомления», «Эффективное педагогическое общение», «Стресс и здоровье».

Разработаны памятки для самостоятельного изучения приемов саморегуляции.

В результате проведенной работы были получены следующие результаты:

1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) выявилась у 8% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала -у 16%. 3-я стадия не выявлена.

Стадии ЭВ Процент педагогов

Уменьшилось число педагогов, имеющих синдром эмоционального выгорания. Таким образом, была доказана эффективность работы по формированию эмоционального благополучия педагогов.

Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада Консультация для воспитателей по теме: «Эмоциональное благополучие ребенка в младшей группе детского сада» Выполнила: Яценко С. А.

Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов Памятка для родителей Боремся с детскими страхами. Начните с себя: Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье. Счастлив тот, кто счастлив.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Роль педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением.

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.

Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе» «РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА» И. Сеченов. Дошкольное детство — это период.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка — жизнь без капризов» Эмоциональное благополучие ребенка – жизнь без капризов. Эта статья рассчитана на родителей, у которых дети дошкольного возраста. В основу.

Источник

Оцените статью