Эмоциональное благополучие у первоклассников

Эмоциональное благополучие ребенка в школе
консультация (1 класс) по теме

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Если со всем этим ребенок справляется – ему комфортно, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет, и нечему радоваться как ребенку, так и родителям. Это может привести к детским неврозам и даже к «школобоязни».

Задача учителя оградить ребенка от эмоционального дискомфорта, помогая безболезненно войти в новую для него школьную жизнь.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka_v_shkole.docx 21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка в школе.

(советы из собственного опыта)

Главное лицо в учебном процессе – ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился . Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Следовательно, задача современного педагога научить детей учиться , формировать у них интерес к учению.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Если со всем этим ребенок справляется – ему комфортно, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет, и нечему радоваться как ребенку, так и родителям. Это может привести к детским неврозам и даже к «школобоязни».

Задача учителя оградить ребенка от эмоционального дискомфорта, помогая безболезненно войти в новую для него школьную жизнь.

У ребенка должно сложиться положительное отношение к повседневной школьной деятельности; ко всем лицам, участвующим в учебном процессе: одноклассникам, родителям, педагогам и себе. Если учеба будет приносить детям радость, она не станет проблемой.

Большинство первоклассников идут в школу с явным желанием учиться. Они непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни.

Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд , и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания .

Начальный этап обучения, какие бы для этого не создавались благоприятные условия, сопровождается определенным стрессом для ребенка. Поэтому педагог должен тщательно учитывать все факторы, способствующие адаптации ребенка к школе и замедляющие ее; нести ответственность за здоровье каждого ученика.

Некоторые ученики приходят в школу задолго до начала занятий. Я поняла, что утренние часы нужно наполнять содержательной деятельностью, чтобы они не превращались в утомительное ожидание начала уроков. Тот, кто пришел первым, как обычно, получает право помочь учителю в подготовке класса к уроку, разложить на парты счетный материал, прикрепить на доску все необходимое для урока, и, главное, раньше других узнать, какой сказочный герой придет к ним сегодня.

Когда все дети пришли, мы на несколько минут усаживаемся кружком. Я назвала это минутами вхождения в день. Выбор темы для начала дня диктуется многими обстоятельствами: общим настроением класса, погодой, самочувствием детей и педагогов, новостями и т.д. Важно помочь каждому ребенку почувствовать себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и комфорта.

Нравится детям рисовать утром общую картину на большом листе ватмана. Начинают ее те, кто пришел первым, остальные постепенно включаются в работу. И к первому уроку картина уже готова. Она прикрепляется на стенд. Дети в течение дня могут ее дополнить.

Таким образом, играя, общаясь с детьми, я создаю с утра положительный эмоциональный настрой в классе на весь день, что благоприятно влияет на процесс обучения. А его эффективность в большей мере зависти от того, как ребенок эмоционально относится к обучению, как он настроен на урок.

Как бы ни старался учитель отбирать содержание, методы и формы работы, если они не будут приняты обучаемыми, работа не даст положительных результатов. Значит, у каждого ребенка должен быть мотив учения.

Продуманная мотивация обеспечения активности познавательной деятельности ученика является движущей силой в развитии ребенка, в его деятельности. Я широко использую приемы создания социальной мотивации (поощрения: похвала, значки, обложки на тетрадь с надписью «Молодец» и др.; создание ситуации успеха в труде, использование занимательности на уроке и т.д.). Важно вовремя поддержать маленького школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но она должна быть обоснованной и не чрезмерной . Я заметила, что одного ребенка частая похвала побуждает к дальнейшей работе на уроке, другого ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. В конце урока стараюсь поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли товарищу и т.д. На начальном этапе обучения нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку.

В качестве поощрения ребенок получает право раздать тетради, помочь учителю исправить ошибки, допущенные Незнайкой, проверить правильность выполненного товарищем задания и т.д.

Ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным, активным. Если ребенок равнодушен на уроке, он может быстро и аккуратно выполнить все задания учителя, но также быстро и забыть все изученное.

У младших школьников – сильное эмоциональное отношение к окружающей действительности, широта интересов. Он не принимает утомительное скучное сидение за партой без огонька и вдохновения. Учение в школе должно основываться на подлинном интересе, на достижении успеха, на переживании радости познания.

Надо сделать серьезное обучение занимательным , не наполнять детей знанием, а зажигать , не заставлять, а заинтересовыват ь , приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимания, самоутверждения.

Учитывая это, я стараюсь строить обучение так, чтобы в течение всего урока в классе поддерживался положительный эмоциональный настрой.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов деятельности, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума – вот к чему должен стремиться педагог.

Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Включая в урок элементы игры и театрализации, я не ухожу от темы и задач урока. Игровая ситуация тесно связана с серьезной и даже сложной учебной работой, которая занимает детей не меньше, чем игра.

На уроке чтения и письма дети получают задание освободить Василису Премудрую, построить мост через болото из самых длинных слов, помочь гномам победить злых карликов. Бытовые и драматические ситуации позволяют ребенку не только заново эмоционально пережить знакомые события, почувствовать благородство и жизненную необходимость труда, ощутить торжество победы добра над злом, но и усвоить сложный материал, испытать удовлетворенность от собственных умственных усилий.

На уроках математики дети встречаются с персонажами любимых мультфильмов и сказок. Мы решаем задачи про Знайку, его ближайших помощников Винтика и Шпунтика, Чебурашку и Крокодила Гену, про веселый квартет Удава, Мартышку, Слоненка и Попугая. На занятиях мы с учениками помогаем дедушке Мазаю спасти всех зайцев в половодье, а Элизе из сказки «Дикие лебеди» сплести рубашки для своих заколдованных братьев.

Охотно решают младшие школьники задачи, построенные на сюжетах повседневной жизни «В школе», «В лесу», «На огороде», «В цирке», «В стране дорожных знаков» и др. Становясь участником разыгрываемых событий, дети с разным уровнем учебной деятельности активн о включаются в работу и способны концентрироваться на ней более длительное время.

Так постепенно у младших школьников просыпается и утверждается желание работать на уроке не только потому, что это весело и занимательно. Их начинает привлекать возможность преодоления трудностей, самостоятельное нахождение правильного решения, развивается любознательность, растет познавательный интерес.

А когда учиться интересно, тогда легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, а главное – вера в свои силы.

Если дети справляются с поставленными перед ними задачами, если работают с увлечением и интересом, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Ведь успех в труде – первостепенное условие становления личности человека, его эмоциональный внутренний комфорт.

Напрасный, безрезультатный и безуспешный труд для взрослого становится просто бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми. По мере того, как учащиеся начинают овладевать учебными умениями, в том числе самоконтролем, постепенно перехожу к оценочной деятельности на уроке (но без отметок).

В I триместре мы украшали осеннее дерево красными и желтыми листочками. К Новому году наряжали елочку игрушками, а к весне у ребят расцвела лужайка. Листик на дереве, игрушка на елочке, цветок на лужайке – это знак поощрения ученика за учебную внеурочную деятельность.

В конце триместра подвожу итоги, отмечая каждого ученика. К оценке детского труда подхожу индивидуально, учитывая отношение ребенка к учебе, с одноклассниками, взаимоотношения в семье. Педагогически правильная оценка знаний, умений и навыков учащихся помогает формировать у них правильное отношение к учебе, стимулирует положительное отношение к учебному труду, вдохновляет на преодоление трудностей, стремление к успеху.

Конечно, нельзя рассчитывать на быстрый положительный результат воспитания. Не всегда бывает просто найти к детям подход.

И тут нельзя обойтись без помощи родителей . Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности.

Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов , которые с удовольствием принимают участие в проведении классных дел. Остальных приглашаю поучаствовать вместе со своими детьми. Совместные дела позволяют родителям понаблюдать за своим ребенком, оценить его взаимоотношения с одноклассниками, отношения к окружающему.

В каждом выпуске контингент родителей разный. Есть семьи, где дальше выяснения вопросов: поел ли ребенок, выучил ли уроки, дело не идет. Есть родители, которые считают: мы отдали ребенка в школу, так учите и воспитывайте его. Чтобы избежать недоразумений и конфликтов, я еще летом, до начала учебного года обхожу семьи будущих первоклассников, узнаю об особенностях своих учеников, их склонностях и интересах, о взаимоотношениях в семье. Делаю предварительные выводы, будут ли родители моими помощниками и единомышленниками.

С сентября начинаю целенаправленно работать над созданием классного коллектива. Стараюсь убедить детей и родителей, что класс- это тоже семья, и от того какие в ней сложатся отношения, зависит благополучие учебно-воспитательного процесса. Будет в новой семье мир и лад, дети будут с желанием ходить в школу, учебный труд не станет для них проблемой.

Маленькие школьники любят, когда их мамы и папы участвуют в классных праздниках в роли ведущего или сказочного персонажа. На родительских собраниях описываю в красках гордость ребенка за своего родителя и тайную зависть детей, чьи мамы и папы еще не успели побывать в роли главного действующего лица на празднике. Таким образом, подвожу родителей к решению участвовать в следующем классном мероприятии, чтобы самому подняться в глазах любящего чада и ему помочь утвердиться в коллективе одноклассников.

В каждом классе провожу по два мероприятия, требующие большой подготовительной работы. Эти праздники стали традиционными. Пусть не все родители в силу своих возможностей и способностей участвуют в классных праздниках, но в помощи не отказывают.

Так и подходит к концу учебное время, приходит момент прощания до завтрашнего дня. Малыши подбегают ко мне, кто-то прижимается, кто-то машет рукой, провожая до двери, и все говорят «До свидания»! И я надеюсь, что им действительно хочется завтра снова встретиться со мной, друг с другом, со школой, и мы опять будем вместе.

Меня радуют результаты моей работы: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать. Развязать запутавшийся шнурок, помочь застегнуть пуговицу на пальто – все это делается как должное, будто иначе и быть не может. Благодаря положительному эмоциональному климату мне удается сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.

Главное, дети привыкли к школе, друг к другу, ко мне. Они знают, что я люблю их одинаково, одинаково требовательна к ним и справедлива.

Б.Пастернак назвал детство ковшом «душевной глуби» . И от того, чем будет наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.

Источник

Об эмоциональном благополучии младших школьников в образовательном процессе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье содержится краткая теория вопроса, приводятся примеры из практики работы по поддержанию эмоционального благополучия младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
ob_emotsionalnom_blagopoluchii.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Об эмоциональном благополучии детей в образовательном процессе

«От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление ее творческих возможностей, сохранение здоровья. Состояние психологического здоровья детей – важнейшая часть их общего здоровья. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается рост нервно-психических расстройств у современных детей и подростков.

Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физически незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, авторитарный стиль общения и преподавания со стороны педагогов и другие факторы обуславливают частое пребывание детей в условиях эмоционального неблагополучия, что ведет к нарушению их психологического здоровья.

Состояние эмоционального благополучия и психологического комфорта младших школьников в значительной степени зависит от учителя.

Психологический комфорт – состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которое переживает ребенок, находясь в стенах школы.

Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Важнейшими составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика школы, по мнению специалистов, являются:

— отношение школьника к самому себе – устойчивая положительная оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;

— отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения;

— устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя), родителей и актуальными возможностями ребенка;

— активность и автономность поведения учащегося – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;

— взаимодействие с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие им личности педагога;

— взаимодействие школьника со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;

— умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, стремление трудиться в едином темпе со всем классом;

— сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность плана умственных действий и др.

Основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия является школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее влияние. Повышенная школьная тревожность может быть вызвана как ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером).

Формированию и закреплению школьной тревожности способствует неспособность учащихся справиться со школьной программой, которая может быть вызвана повышенным уровнем сложности программ, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, психическим синдромом хронической неуспешности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников могут вызвать регулярно повторяющиеся контрольно-оценочные ситуации, неблагоприятные отношения в коллективе, неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования, избирательное отношение к ребенку). Немалую роль в закреплении тревожности играют неадекватные ожидания со стороны родителей.

В своей работе я уделяю большое внимание сохранению эмоционального благополучия детей.

Для создания положительного эмоционального настроя на работу применяю такие приемы, как загадка, стихотворение, сказочное письмо, улыбки друг другу, эмоциональные разминки. На уроках использую игровые моменты, творческие задания. Если у ребенка что-то не получается, то всегда вселяю надежду на будущее. При обсуждении какого-либо вопроса даю возможность всем высказаться, использую диалогическое общение. Стремлюсь поддерживать комфортность обучения созданием ситуаций успеха. Для хорошо успевающих детей условия, благоприятные для ситуации успеха, складываются чаще, ведь они хорошо знают материал и с удовольствием добывают новую информацию. У слабоуспевающих детей таких возможностей меньше. Поэтому всегда отмечаю удачный ответ, интересную мысль, вспышку активности у таких учащихся. Но так как такие моменты бывают редко, использую любую возможность. Например, при анализе работ обращаю внимание детей на работу ученика, которая далеко не идеальна, но отдельные элементы выполнены хорошо. Или специально подбираю задания, в которых могут проявить себя слабоуспевающие дети.

Как уже отмечалось, психологическое благополучие выражается в позитивной самооценке ребенка. Некоторые же взрослые не терпят в детях ни малейшей слабости и подчеркнутой критичностью сильно вредят их самоуважению. Критику нужно уметь сопроводить похвалами и наградами за действительные, хотя и небольшие успехи. Ребенок на воспитательные изъяны отвечает упрямством, негативизмом, агрессивностью, или же у него складывается тенденция переносить критику родителей и учителей внутрь себя и создавать о себе относительно преувеличенное критическое мнение, что может серьезно ограничить развитие способностей. Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к потере интереса к учебе, к эмоциональному неблагополучию школьников.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. Уважение к ребенку и на основе этого формирование чувства самоуважения делает ребенка сильным, защищенным и уверенным в своих силах.

В работе по повышению самооценки учащихся опираюсь на различные приемы, разработанные психологами («Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха», техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»). Придерживаюсь следующей последовательности в этой работе:

1. Сообщаю ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.

2. Даю ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, помогу ему добиться хороших результатов, предложив более легкий материал, не сообщая при этом ребенку о том, что он выполняет облегченный вариант)

3. Создаю в окружении ученика благожелательное к нему отношение (стараюсь повлиять на одноклассников, у которых о нем отрицательное мнение).

4. Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.

Учебный процесс ориентирую на развитие воображения и мышления. При изучении новой темы использую имеющийся опыт и знания детей, задания проблемного характера. При закреплении стимулирую учеников к использованию различных способов выполнения заданий.

При оценивании знаний, умений, навыков, как в учебной, так и во внеурочной деятельности стараюсь придерживаться следующих правил оценочной безопасности:

— обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках, тем более, младших школьников. Заставьте ученика сказать: «Я не хуже других!» Не говорите ребенку; «Опять ты не…»;

— закон для учителя: сравнивать ребенка только с самим собой, а не с другими детьми;

— если отметка спорная, то ставьте в пользу ученика;

— завершайте работу самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки;

— соблюдайте простое правило: при оценивании работы сначала говорите ученику положительное, что есть в его деятельности, а затем критику в тактичной форме, оценивая действие, а не личность.

Для поддержания комфортного психоэмоционального состояния как учителю, так и детям необходимо обладать коммуникативными навыками, поэтому я уделяю большое внимание развитию этих компетенций. В повседневной работе с детьми чаще использую просьбу, убеждение и поощрение, чем требование, приказ и наказание. Для формирования навыков сотрудничества использую работу в парах и групповую форму работы. При организации такой работы перед группами ставится двойная задача: с одной стороны, это достижение познавательной, творческой цели, а с другой – социальной, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Работа строится с опорой на следующие правила: внимательно слушай товарища, не перебивай, делай замечания тактично, не грубо, говори тихо, спокойно, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. Контролируется не только успешность выполнения задания группами, но характер общения между членами группы, способ оказания необходимой помощи друг другу. Такая работа укрепляет дружбу между детьми, создает благоприятную обстановку в коллективе.

Осуществляя работу классного руководителя, я также стремлюсь к поддержанию эмоционального благополучия и доброжелательности, исключение агрессивности, уменьшение негативных влияний на эмоциональное состояние детей. Для этого использую различные игровые приемы («Камешек в ботинке», «Копилка хороших поступков», «Без ложной скромности» и др.)

Проблемным в поведении детям предложила войти в круг детей, крепко взявшихся за руки, используя любые возможности. Данила попытался силой расцепить руки. Алина вошла в круг, проявив хитрость, но вызвав недовольство детей. Толя вежливо попросил разрешения войти в круг. Дети убедились, что вежливость и доброжелательность решают проблемы общения лучше, чем сила и хитрость.

Классные часы из серии «Познай себя» знакомят детей в доступной форме с некоторыми психологическими понятиями, учат правильной самооценке.

Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия моих учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. Не раз приходилось видеть детские слезы из-за отметки, несоответствующей ожиданиям родителей (это могут быть и «3», и «4») и слышать слова: «Меня мама накажет». С такими родителями провожу индивидуальные беседы. А на собраниях поднимаю вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.

1. Н. Н. Бугаева. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. «Начальная школа», 2004, №4.

2. И. В. Егоров. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. «Начальная школа», 2002, №3.

3. В. Ф. Ефимов. Гуманизация образовательной среды в школе как условие личностно-ориентированного образования. «Начальная школа», 2007, №11

4. Т. В. Карасева. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. «Начальная школа», 2005, №11.

5. М. В. Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. «Начальная школа», 2006, №9.

6. О. Ю. Щемелева. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности. «Начальная школа», 2007, №2

Источник

Читайте также:  Не чувствую искренности от человека
Оцените статью