Эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста

Консультация «Как обеспечить эмоциональное благополучие детей старшего возраста в дошкольном учреждении»
консультация

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. В конспекте описаны условия обеспечения эмоционального благополучия детей.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_emots_blagopoluchie.docx 17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин

Консультация для педагогов

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет,

тепло, влага, удобрение, почва и др.

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одной из главных задач дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства и, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должны быть ярким, комфортным и позитивным.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группа в целом.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей:

1. безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

2. позитивность окружающей детей обстановки;

3. равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы;

4. личностно-ориентированный подход: учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;

5. создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг и др.

6. внимательное отношение и чуткая реакция на возникшие детские проблемы, тревоги и страхи;

7. тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.

В соответствии с ФГОС ДО для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие:

1. Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии.

Дошкольный возраст – благоприятный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья.

Источник

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Любовь Чижикова
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие эмоционального благополучия. Эмоционально благополучный человек идёт вперёд. Ему ничто не мешает. Он живёт в согласии с собой и миром. Важна сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Каждому человеку необходимо душевное равновесие.

Психологической наукой доказано, что у ребёнка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка — дошкольника?

Ведёт себя «хорошо»более продолжительное время:

— способен к сотрудничеству со сверстниками;

— способен усвоить правила очерёдности;

— может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

— напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

Ведёт себя «хорошо»в течение всего времени пребывания в ДОУ:

— соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

— лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

— разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

— бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее»поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

— способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

— удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

— начинает осознавать свои переживания;

— начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

— ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

— повышенная двигательная активность;

— небрежность в выполнении монотонных операций.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

• позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

• равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

На развитие эмоциональной сферы дошкольниковпозитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

• для малышей — «Домик», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

• для детей 4-5 лет — «Солнышко и Тучка», где ребенок, приходя утром, раз-мещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения;

• старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.

Дошкольный ребёнок – человек играющий. В своей работе я использую такие игры для развития эмоциональной сферы детей:

Для организации общения с дошкольниками использую мяч, передаваемый от одного ребёнка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы».

Небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны — веселым, с другой — грустным. Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного героя дети охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх, а значит — активнее действуют и эмоционально раскрываются.

«Живые картинки» (игра для работы с подгруппой детей 3-5 лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми смайлики и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) — значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) — отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) — мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры — под музыку дети берут из «волшебного мешочка» по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребёнку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники — для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

«Птички» (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения птичек из 4-5, а старшим — из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога- это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся птичек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт проведения подобных игровых упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений).

Показатели эмоционального благополучия детей:

• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

Ребёнку важно признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;

Психолого-педагогические условия, необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников:

1) Уважение взрослых к детям, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ;

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка ;

4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей деятельности;

6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

8) Совместная музыкальная деятельность.

Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей:

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Элементы творчества и новизны.

Физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые игры, коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, элементарное музицирование способствуют снятию напряжения, служат способом переключения.

Для эмоционального благополучия детям нужна родительская любовь и ласка.

Важно любить детей, больше времени проводить с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Источник

Читайте также:  Илсе санд компас эмоций оглавление
Оцените статью