Вестник Педагога
Автор: Головина Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №18»
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации»
Текстовая часть публикации
«Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации»
Автор: Головина Татьяна Николаевна –старший воспитатель МБДОУ «Детский
сад №18» г.о.Самара
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [7,с.1]. В этот период закладываются основы психического развития и здоровья будущего человека. Большое значение для здоровья и развития личности ребенка имеет его эмоциональное благополучие. В настоящее время психологи и педагоги все больше внимания стали уделять данной проблеме.
«
Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1.6]. Интерес к проблеме эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы, приобретенными в раннем детстве. «Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления» [4, с 9]. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья. «Ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…» [4, с 7]. Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи. «Дошкольники с речевой патологией испытывают трудности в формировании связной речи, у них также снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи в отношениях со сверстниками» [2, с 55]. Наше дошкольное учреждение – это учреждение комбинированного вида, в котором наряду с общеразвивающими группами функционируют компенсирующие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи. 45% воспитанников этих групп имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. У этих детей эмоциональная сфера характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбужденностью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей. Неустойчивый фон настроения ребенка приводит к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются агрессивные состояния и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве, с часто возникающими аффектами. «Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску «обходных путей развития» в случае наличия врожденного дефекта» [1, с 213]. Поэтому, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки. У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с тяжелыми 1
нарушениями речи и задержкой психического развития. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. «Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка с ОВЗ в общем процессе усвоения им опыта общественных отношений…» [5, с 7]. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемся сверстникам, способным самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Целью
нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника с ОВЗ. Цель реализуется через решение ряда
задач:
— помочь ребенку поверить в свои силы; — сформировать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей; — познакомить детей с этическими ценными формами поведения; — упражнять в умении применять на практике разные способы поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми; — сформировать у детей коммуникативные навыки. На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют: — содержание и характер общения в семье; — общение с воспитателем: — отношения со сверстниками; — деятельность и достижение успеха в ней. Мы определили «Портрет нашего воспитанника с высоким уровнем эмоционального благополучия», который будет являться результатом целенаправленной работы в данном направлении и для которого будет характерно: — желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; — успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей; — умение уладить конфликт; — уступить или настоять на своем; — признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми; — заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя; — владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния. 1 этап. Работа в данном направлении должна начинаться еще задолго до поступления ребенка в ДОУ. В ДОУ функционирует группа ранней адаптации «Кроха». Малыши рисуют, играют и поют, общаются, встречают праздники. А чтобы им было эмоционально комфортно, с ними всегда рядом мамы и папы, бабушки и дедушки. Посещение детьми, будущими воспитанниками, группы ранней адаптации способствует профилактике эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка к условиям ДОУ. Цель ее работы – обеспечить психологический комфорт и эмоциональное благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития в среду нормально-развивающихся сверстников. Работа проводиться в двух основных направлениях: — с родителями будущих воспитанников; — с детьми. Современная жизнь приводит к тому, что родители все более отдаляются от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи. Интервью с родителями, 2
является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с ОНР, ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка, советы: как вести себя с малышом, что надо и чего не надо делать; помогают мамам и папам правильно построить свой стиль отношений с ребенком. Ведущая роль в этот период отводится объединяющим играм детей с родителями и педагогом. Одним из факторов, обуславливающих эмоциональное состояние детей с ОВЗ, является эмоциональное благополучие в отношениях с родителями. У детей снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи. Такие игры, как «Клубочек», «Виноградная гроздь», «У нас Пугало стояло», «Ловушки» способствуют воспитанию у детей чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, единства, сплоченности, развивают тактильное восприятие и воображение. Педагоги широко используют «новые приемы объяснения и закрепления материала на основе цветового игротренинга. Цвет – это яркая сторона детства. Все дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им…» [3, с 64]. В процессе посещения занятий группы ранней адаптации тренируется система адаптационных механизмов, ребенок приучается к изменяющимся условиям социальной среды. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах происходят кратковременные контакты в игровой форме). В результате у детей повышается эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они чувствуют эмоциональную поддержку со стороны взрослых. Таким образом, посещение детьми с ОВЗ группы ранней адаптации подготавливают их к успешной адаптации к среде сверстников. 2 этап Этот этап начинается с момента начала посещения детьми дошкольного учреждения. В начале учебного года педагогом-психологом проводится изучение уровня тревожности вновь поступивших детей, изучаются особенности их эмоциональной сферы: — особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации эмоций; — изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; — изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. По результатам психологического исследования составляется заключение и индивидуальный образовательный маршрут по развитию эмоциональной сферы, который представляет собой взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все педагоги ДОУ. Для эмоционального благополучия малыша в ДОУ необходимо помочь ребенку повысить уверенность, этому способствуют минутки вхождения в день. Они проводятся под лирическую музыку в начале дня ежедневно. А «волшебный дождик» и релаксация способствует повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, снятию тревоги в период адаптации. Для создания положительной мотивации на режимный момент, развития чувства уверенности широко используются так называемые «сонные игрушки». Это мягкие игрушки различных размеров, систематические игры с которыми после нагрузок или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей) имеют релаксирующую особенность. Сонные игрушки успокаивают плачущего малыша, помогают ему уснуть. Игрушки «живут» на специальной полке, периодически меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент. Для определения эмоционального состояния каждого ребенка, для выделения причин положительного или отрицательного эмоционального состояния малышей в группах создана Доска настроений. Дети учатся определять по картинкам настроение своих сверстников и устранять причины их плохого самочувствия. С целью выявления наклонностей детей в предпочитаемой деятельности, объединении воспитанников по интересам и планирования индивидуальной работы с 3
каждым ребенком в группе вывешивается «Доска желаний». В утреннее время каждый имеет возможность выбрать ту деятельность, которой он желает заняться.
Список литературы:
1. Выготский Л.С
.
Собрание сочинений: в 6 томах. — М.: Педагогика. 1984. — Т. 6. -213 с. 2. Городова А.И. Тематические сказки как средство развития речи дошкольников // Научно-методический журнал «Логопед» — 2011. — №10.- С 55 3. Логинова Е.И. Цветовой игротренинг в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР. // Научно-методический журнал «Логопед» 2011. — №6 — С 64 4. Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ- ПРЕСС, 2002. – 7-9 с. 5. Я-ТЫ-МЫ» программа социально-эмоционального развития дошкольников /сост.: О.Л.Князева. – М. Мозаика-Синтез — 2003. — 7-10 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1.6 — Режим доступа 7. Сухомлинский В.А. 4
Источник
Консультация для педагогов: «Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребёнка с ОВЗ.
консультация на тему
В данной консультации раскрывается вопрос создания безопасных социально-психологических условий для психоэмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._sozdanie_usloviy_dlya_psihoemotsionalnogo_blagopoluchiya_kak_faktora_psihicheskogo_zdorovya_rebyonka_s_ovz.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребенка с ОВЗ.
Дети дошкольного возраста чрезвычайно восприимчивы, психика их пластична, податлива. Они очень любознательны, эмоциональны, отзывчивы, подвижны, но и неорганизованны, имеют неустойчивое внимание, мыслят чаще формами, звуками, красками. Именно в этом возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям (К.Д. Ушинский).
Вопросы развития детей с ОВЗ решаются преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. Но не последнюю роль играет управление развитием личности ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных, третичных дефектов.
Работа в данном направлении базируется на принципе комплексного сопровождения ребенка, т.е. учет взаимосвязи между психическим и соматическим здоровьем, их взаимное влияние на развитие физических и личностных качеств ребенка.
Поэтому задачей работы коллектива является не только сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, а также создание социально-психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и индивидуальными особенностями.
Работа с детьми с нарушениями в развитии осложняется тем, что не всегда учитываются индивидуальные особенности и возможности детей и это приводит к еще большей невротизации участников педагогического процесса. Должно быть понимание проблем в развитии и поведении детей, а значит изменение в предъявлении требований к детям соответственно их индивидуальным особенностям и возможностям. Одной из главных задач является формирование открытости и доверия к окружающим людям, положительного отношения к детскому саду. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Это позитивно влияет на уменьшение различных нарушений в поведении детей и предупреждении появления вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ.
В своих требованиях к ребенку нужно учитывать состояние его здоровья, уровень физического и психического развития.
Также важно проявлять:
- адекватное отношение к ребенку;
- понимание и принятие его таким, какой он есть;
- позитивное восприятие ребенка с нарушениями развития.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
— Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет.
— В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.
— Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
— Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
— Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Все это способствует сближению детей в группе со взрослыми и друг с другом, создает положительную эмоциональную атмосферу, ощущение психологической безопасности, доверия и комфорта.
Подводя итог, можно говорить о том, что основным условием нормального психосоциального развития ребенка является спокойная и доброжелательная обстановка. Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют прямую связь с окружающей действительностью. А т.к. ребенок, посещающий ДОУ, большую часть своей активности проводит на территории детского сада, то основополагающей задачей ДОУ является создание благоприятных социально-психологических условий для полноценного развития личности ребёнка.
условий для успешного развития каждого ребенка.
Источник