- Эмоциональное здоровье педагога
- Эмоциональное благополучие педагогов. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.
- С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
- 10 октября — всемирный день психического здоровья
- История праздника Всемирный день психического здоровья ведет свое существование с 1992 года, когда с инициативой его ежегодного проведения выступила известная организация – Всемирная федерация психического здоровья. Если говорить конкретнее, то идея создания такой необычной даты принадлежала секретарю World Federation for Mental Health – Ричарду Хантеру. Ее всячески поддержала ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. Ни один праздник не обходится без участия и других знаменитых объединений, таких как ООН, Международная организация труда , и пр.
- Что такое психическое здоровье
Эмоциональное здоровье педагога
Любовь Бакланова
Эмоциональное здоровье педагога
Зачетная работа по программе повышения квалификации.
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»
(модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку).
Цель работы: коррекция профессионального мышления педагога в аспекте актуализации заботы о своем эмоциональном и профессиональном здоровье.
Продукт: разработать технологию саморазвития, самоуправления или самообучения в направлении сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, регуляции конфликтов и других профессиональных деформаций.
Форма представления: Отправить работу на адрес
Психическое здоровье представляет собой такое состояние,
при котором человек может реализовать свой собственный потенциал,
справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и
плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего
сообщества. То есть это такие психические особенности, которые
позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к
Основные психические причины разрушения здоровья педагога :
неумение противостоять стрессам;
отсутствие навыка управления своими эмоциями;
частое превышение своих психических возможностей;
неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости,
неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Почему возникает стресс?
Я испытываю стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагог должен постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В моей работе возникают неожиданные ситуации с коллегами, родителями и детьми, которые нарушают мое эмоциональное равновесие. я не уверена в своих силах, критикую себя и боюсь, что меня будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию я нахожусь в постоянном напряженни. Я осознаю, что постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать серьезные проблемы со здоровьем.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение.
Так как же снять профессиональные стрессы и научиться ими управлять?
Ослабить преподавательский стресс можно,если:
• Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
• Научиться планировать своё время так, чтобы появлялась возможность для отдыха
• Побольше общения. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
• Вне работы о работе стараться не говорить.
• Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Для улучшения эмоционального здоровья необходимо выполнять следующие методы борьбы со стрессом, которые я для себя выбрала.
1. Соблюдайте режим. Спите 7-8 часов. Перед сном примите успокаивающую ванну с аромамаслами или выпейте стакан воды с двумя ложками меда.
2. Питайтесь правильно. В день съедайте один банан. Принимайте витамин Е, он содержится, например, в картошке, кукурузе, сое и моркови.
3. Пейте полтора литра жидкости в день, чтобы поддерживать тело в форме. При переутомлении попробуйте травяные чаи.
4. Полдня в неделю проводите так, как вам нравится. Сходите на прогулку или потанцуйте. Посвятите время хобби, например, вышивайте, вяжите, ухаживайте за комнатными растениями.
5. Используйте в интерьере и гардеробе радостные желтый и оранжевый цвета или успокаивающие синий и голубой. Носите одежду разных цветов.
6. Один раз в день говорите теплые слова человеку, который вам дорог. Он ответит вам взаимностью. Почувствуйте, что вас кто-то любит.
7. Если у вас плохое настроение, пообщайтесь с домашними животными, например, кошкой, собакой, аквариумными рыбками или попугаем.
8. Давайте себе позитивные установки,например: «Я счастлива, успешна и красива», «Моя жизнь прекрасна и полна хороших впечатлений», «Меня уважают мои коллеги».
9. Раз в неделю занимайтесь тем, что вам «вредно». Нарушьте диету и побалуйте себя сладеньким или ложитесь спать позже, чем обычно.
10. Занимайтесь спортом и физической работой. Например, когда вы подавлены или рассержены, вскопайте огород, переставьте мебель или разбейте старые тарелки.
11. Чаще бывайте на природе. Путешествуйте и ходите в походы. Плавайте в море или бассейне. Если не искупаться, просто посмотрите на воду, например, в фонтане.
12. Слушайте музыку и звуки природы, например, шум прибоя и звуки чаек. Пойте под музыку дома или сходите в караоке.
13. Рисуйте или используйте раскраски-антистресс. Можете раскрашивать мандалы. Придумайте и нарисуйте собственную мандалу, придумайте ей название.
14. Чтобы отдохнуть и успокоиться, сходите в музей, посмотрите спектакль в театре или послушайте концерт. Можете просто провести вечер за любимой книгой или фильмом.
15.Освойте точечный массаж: надавливайте на антистрессовые точки, чтобы улучшить психоэмоциональное состояние. Медитируйте, закаливайтесь, выполняйте дыхательную гимнастику.
«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.
Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.
Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.
Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.
Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка»Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.
Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.
Источник
Эмоциональное благополучие педагогов.
методическая разработка по теме
Семинар -тренинг для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное благополучие педагогов»
( семинар-тренинг для педагогов)
Цель : повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
- Знакомство с понятием «психологическое здоровье»
- Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости
- Формирование положительного эмоционального состояния
- Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию
- Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения
- Повышение групповой сплоченности
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов
Категория участников : педагоги МАДОУ « Детский сад» №11
Место проведения : музыкальный зал
Форма проведения : групповое занятие.
Время : 30 – 50 минут.
1. Ритуал приветствия.
3. Основное содержание занятия.
4. Рефлексия прошедшего занятия.
5. Ритуал прощания.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.
С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
10 октября — всемирный день психического здоровья
История праздника Всемирный день психического здоровья ведет свое существование с 1992 года, когда с инициативой его ежегодного проведения выступила известная организация – Всемирная федерация психического здоровья. Если говорить конкретнее, то идея создания такой необычной даты принадлежала секретарю World Federation for Mental Health – Ричарду Хантеру. Ее всячески поддержала ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. Ни один праздник не обходится без участия и других знаменитых объединений, таких как ООН, Международная организация труда , и пр.
Всемирный день психического здоровья преследует вполне конкретные цели, каждая из которых направлена на заботу о социуме.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
1. Один говорит, остальные слушают
2. принцип искренности
3. принцип активности
4. принцип здесь и сейчас»
Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.
3. Основная часть
Что такое психическое здоровье
Говоря о психике, мы зачастую не можем объяснить на словах, что конкретно обозначает данный термин. Однако, в нашей голове возникают при этом определенные ассоциации: «нормальный», «ненормальный» и другие. Но где заканчивается грань, за пределами которой человека можно считать неадекватным? Насколько обобщены для людей мира понятия нормальности и ненормальности? Насколько они конкретизированы ? В обществе существуют и действуют некие стандарты – установки, каноны. Отклонение от них может стать поводом к признанию человека психически неполноценным. Но не стоит забывать о том, что представления о психических расстройствах и так называемых уже упомянутых стандартах меняются от культуры к культуре, от народа к народу. Например, североамериканские индейцы не видят ничего ненормального в галлюцинациях, в то же время «белые» жители континента считают их значительным отклонением от нормы, признаком шизофрении или иных недугов, не менее серьезных. Другой пример – отношение общественности к гомосексуализму. Здесь и вовсе все перевернулось с ног на голову. Раньше представителей движения ЛГБТ считали преступниками, даже статья в нашей стране за мужеложство имелась; потом – психически больными, и вот сейчас это норма, вариант сексуальной адаптации. Получается, что термин «психическое здоровье», а, следовательно, и понятия «нормальный» — «ненормальный», очень даже размыты.
Не стоит путать психическое здоровье с душевным. Это неправильно – смешивать термины «душевнобольной» и «психически неполноценный», это не одно и то же. Человек может иметь здоровую психику, но испытывать муки души. И наоборот: лицо, не знающее страданий душевных, вполне может являться не слишком полноценным в плане психики.
Примерно то же происходит и с терминами «психического» и «психологического» здоровья. Это вещи также очень разные. Что такое психическое здоровье, мы уже знаем. А вот психологическое здоровье – это сочетание душевной адекватности с личностной. Так же, как и в предыдущем варианте, человек может психологически комфортно себя ощущать, быть натурой деятельной, амбициозной, но одновременно с этим являться психически неполноценным.
Материал на тему: « Психологическое здоровье ребёнка дошкольного возраста»
«В здоровом теле — здоровый дух» ( проводит инструктор по физкультуре примерные физминутки для детей обыгрываются со взрослыми)
Упражнение «Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек — это…»
Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»
В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это —
* уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни;
*удовлетворенность жизнью и работой;
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие :
— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
— В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
*Результативность (успешность) педагогической деятельности.
*Способность противостоять стрессу.
Как сохранить психическое здоровье?
Есть замечательная поговорка: «Если тебе кажется, что все вокруг сошли с ума, подумай – не пора ли тебе обратиться к психиатру». И наоборот, адекватному человеку зачастую кажется, будто он — дурак, а все вокруг умные. И все же нельзя отрицать тот факт, что сохранить адекватность в век стрессов нелегко. Необходимо недопущение наступления состояния, могущего привести к психическому расстройству, так как устранять последствия гораздо сложнее. Вот некоторые правила, следуя которым, возможно оставаться психически полноценным несмотря ни на то.
• Расширение контактов, поддержание уже имеющихся связей. Это самый важный фактор, способствующий сохранению человеком адекватности. Правда, есть одно «но»: общение с людьми должно быть интересным, обогащать вашу натуру, ваш внутренний мир, оно должно быть проникнуто теплотой, искренностью. В противном случае получите обратный эффект.
• Наслаждение настоящим. Не стоит жить прошлым – его не вернуть. Не нужно жить и будущим – его еще нет, и никто не знает, каким оно будет, да и будет ли вообще… Настоящее, этот миг – вот то, чем стоит наслаждаться в полной мере.
Расширение кругозора. Учиться, учиться и учиться – мудрые слова послужат превосходным стимулом к сохранению психического здоровья. Вы можете заняться спортом, живописью, изучением иностранных языков, вышивкой. Вы можете отправиться в путешествие. Ничто не мешает открывать в себе новые грани и развиваться в этом плане. Таким образом, вы получите еще и уверенность в себе.
• Оказание помощи. Милосердие делает человека человеком. Дарите друзьям, родным и близким, даже незнакомым людям доброту, советы, реальную помощь. Вы получите в ответ благодарность, не сомневайтесь. А благодарность – это позитивные эмоции. Но не расточайте себя на людей, не способных ответить на добро тем же. Иначе не избежать разочарований.
Отсутствие запретов (в положительном ключе, разумеется). Человек, придумывающий себе барьеры на психологическом уровне, приближается к расстройству психического здоровья
Участники садятся в круг.
«Ведущий раздаёт участникам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано “слон”, знайте, что у кого то есть карточка, на которой также написано “cлон”».
Ведущий раздаёт карточки (если в группе не четное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении) .
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно воспользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ни чего говорить и издавать характерные звуки. “вашего животного”. Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Целительная сила музыкальных звуков и движений
Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
Противостоять этой угрозе возможно с помощью музыкальных звуков и движений.
Звуки — неотъемлемая составляющая нашего мира. Есть звуки слышимые нами, есть те, которые не улавливают человеческие органы слуха, но их улавливают другие органы. Мы тоже «фоним», то есть создаём определённые звуки и музыку. Наш организм — это большой и сложный музыкальный инструмент. Каждый орган в процессе своей работы вибрирует на определённой звуковой частоте. К сожалению, эта музыка недоступна для человеческого уха, но каждый из нас — это живой аккорд. И когда что-то происходит, Вы начинаете чувствовать боль, дискомфорт, упадок сил или другие негативные состояния.
Скорее всего, у Вас тоже есть любимые песни и мелодии, послушав которые, Вы чувствуете эмоциональный подъём. Возможно, успокоение Вам дарят несколько минут в тишине, вдали от раздражающих городских шумов. Или Вы предпочитаете отдохнуть, слушая голоса природы: течение реки, шум дождя, пение птиц.…А если под музыку совершать ещё и движения, то это принесёт огромное удовлетворение и радость. Музыкально – ритмические упражнения воздействуют на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы. Способствует формированию правильной осанки, красивой походки. Ритмичная музыка задает единый темп, ритм выполнения упражнений, способствует повышению работоспособности.
Следующий блок выполняют музыкальные руководители по теме тренинга ( пение звуков, танец различных частей тела и др. Содержание этого блока подбирается по усмотрению педагогов )
Упражнение «Взяли и забыли»
Я попрошу вас нарисовать на листе бумаги самое плохое, что было у вас на работе. Вспомните, изобразите. А теперь возьмите, зачеркните всё то, что нарисовали, а теперь порвите.
Стало ли вам легче после того как вы порвали? У кого остался осадок?
Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).
Цель игры : сплочение коллектива.
Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
. Прислушайтесь к себе и расскажите, какие чувства вызвало у вас это мероприятие. что бы вы хотели пожелать всем нам.
Источник