В статье содержится краткая теория вопроса, приводятся примеры из практики работы по поддержанию эмоционального благополучия младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
ob_emotsionalnom_blagopoluchii.doc | 56.5 КБ |
Об эмоциональном благополучии детей в образовательном процессе
«От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление ее творческих возможностей, сохранение здоровья. Состояние психологического здоровья детей – важнейшая часть их общего здоровья. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается рост нервно-психических расстройств у современных детей и подростков.
Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физически незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, авторитарный стиль общения и преподавания со стороны педагогов и другие факторы обуславливают частое пребывание детей в условиях эмоционального неблагополучия, что ведет к нарушению их психологического здоровья.
Состояние эмоционального благополучия и психологического комфорта младших школьников в значительной степени зависит от учителя.
Психологический комфорт – состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которое переживает ребенок, находясь в стенах школы.
Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Важнейшими составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика школы, по мнению специалистов, являются:
— отношение школьника к самому себе – устойчивая положительная оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;
— отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения;
— устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя), родителей и актуальными возможностями ребенка;
— активность и автономность поведения учащегося – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;
— взаимодействие с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие им личности педагога;
— взаимодействие школьника со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;
— умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, стремление трудиться в едином темпе со всем классом;
— сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность плана умственных действий и др.
Основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия является школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее влияние. Повышенная школьная тревожность может быть вызвана как ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером).
Формированию и закреплению школьной тревожности способствует неспособность учащихся справиться со школьной программой, которая может быть вызвана повышенным уровнем сложности программ, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, психическим синдромом хронической неуспешности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников могут вызвать регулярно повторяющиеся контрольно-оценочные ситуации, неблагоприятные отношения в коллективе, неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования, избирательное отношение к ребенку). Немалую роль в закреплении тревожности играют неадекватные ожидания со стороны родителей.
В своей работе я уделяю большое внимание сохранению эмоционального благополучия детей.
Для создания положительного эмоционального настроя на работу применяю такие приемы, как загадка, стихотворение, сказочное письмо, улыбки друг другу, эмоциональные разминки. На уроках использую игровые моменты, творческие задания. Если у ребенка что-то не получается, то всегда вселяю надежду на будущее. При обсуждении какого-либо вопроса даю возможность всем высказаться, использую диалогическое общение. Стремлюсь поддерживать комфортность обучения созданием ситуаций успеха. Для хорошо успевающих детей условия, благоприятные для ситуации успеха, складываются чаще, ведь они хорошо знают материал и с удовольствием добывают новую информацию. У слабоуспевающих детей таких возможностей меньше. Поэтому всегда отмечаю удачный ответ, интересную мысль, вспышку активности у таких учащихся. Но так как такие моменты бывают редко, использую любую возможность. Например, при анализе работ обращаю внимание детей на работу ученика, которая далеко не идеальна, но отдельные элементы выполнены хорошо. Или специально подбираю задания, в которых могут проявить себя слабоуспевающие дети.
Как уже отмечалось, психологическое благополучие выражается в позитивной самооценке ребенка. Некоторые же взрослые не терпят в детях ни малейшей слабости и подчеркнутой критичностью сильно вредят их самоуважению. Критику нужно уметь сопроводить похвалами и наградами за действительные, хотя и небольшие успехи. Ребенок на воспитательные изъяны отвечает упрямством, негативизмом, агрессивностью, или же у него складывается тенденция переносить критику родителей и учителей внутрь себя и создавать о себе относительно преувеличенное критическое мнение, что может серьезно ограничить развитие способностей. Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к потере интереса к учебе, к эмоциональному неблагополучию школьников.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. Уважение к ребенку и на основе этого формирование чувства самоуважения делает ребенка сильным, защищенным и уверенным в своих силах.
В работе по повышению самооценки учащихся опираюсь на различные приемы, разработанные психологами («Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха», техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»). Придерживаюсь следующей последовательности в этой работе:
1. Сообщаю ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.
2. Даю ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, помогу ему добиться хороших результатов, предложив более легкий материал, не сообщая при этом ребенку о том, что он выполняет облегченный вариант)
3. Создаю в окружении ученика благожелательное к нему отношение (стараюсь повлиять на одноклассников, у которых о нем отрицательное мнение).
4. Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.
Учебный процесс ориентирую на развитие воображения и мышления. При изучении новой темы использую имеющийся опыт и знания детей, задания проблемного характера. При закреплении стимулирую учеников к использованию различных способов выполнения заданий.
При оценивании знаний, умений, навыков, как в учебной, так и во внеурочной деятельности стараюсь придерживаться следующих правил оценочной безопасности:
— обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках, тем более, младших школьников. Заставьте ученика сказать: «Я не хуже других!» Не говорите ребенку; «Опять ты не…»;
— закон для учителя: сравнивать ребенка только с самим собой, а не с другими детьми;
— если отметка спорная, то ставьте в пользу ученика;
— завершайте работу самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки;
— соблюдайте простое правило: при оценивании работы сначала говорите ученику положительное, что есть в его деятельности, а затем критику в тактичной форме, оценивая действие, а не личность.
Для поддержания комфортного психоэмоционального состояния как учителю, так и детям необходимо обладать коммуникативными навыками, поэтому я уделяю большое внимание развитию этих компетенций. В повседневной работе с детьми чаще использую просьбу, убеждение и поощрение, чем требование, приказ и наказание. Для формирования навыков сотрудничества использую работу в парах и групповую форму работы. При организации такой работы перед группами ставится двойная задача: с одной стороны, это достижение познавательной, творческой цели, а с другой – социальной, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Работа строится с опорой на следующие правила: внимательно слушай товарища, не перебивай, делай замечания тактично, не грубо, говори тихо, спокойно, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. Контролируется не только успешность выполнения задания группами, но характер общения между членами группы, способ оказания необходимой помощи друг другу. Такая работа укрепляет дружбу между детьми, создает благоприятную обстановку в коллективе.
Осуществляя работу классного руководителя, я также стремлюсь к поддержанию эмоционального благополучия и доброжелательности, исключение агрессивности, уменьшение негативных влияний на эмоциональное состояние детей. Для этого использую различные игровые приемы («Камешек в ботинке», «Копилка хороших поступков», «Без ложной скромности» и др.)
Проблемным в поведении детям предложила войти в круг детей, крепко взявшихся за руки, используя любые возможности. Данила попытался силой расцепить руки. Алина вошла в круг, проявив хитрость, но вызвав недовольство детей. Толя вежливо попросил разрешения войти в круг. Дети убедились, что вежливость и доброжелательность решают проблемы общения лучше, чем сила и хитрость.
Классные часы из серии «Познай себя» знакомят детей в доступной форме с некоторыми психологическими понятиями, учат правильной самооценке.
Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия моих учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. Не раз приходилось видеть детские слезы из-за отметки, несоответствующей ожиданиям родителей (это могут быть и «3», и «4») и слышать слова: «Меня мама накажет». С такими родителями провожу индивидуальные беседы. А на собраниях поднимаю вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.
1. Н. Н. Бугаева. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. «Начальная школа», 2004, №4.
2. И. В. Егоров. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. «Начальная школа», 2002, №3.
3. В. Ф. Ефимов. Гуманизация образовательной среды в школе как условие личностно-ориентированного образования. «Начальная школа», 2007, №11
4. Т. В. Карасева. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. «Начальная школа», 2005, №11.
5. М. В. Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. «Начальная школа», 2006, №9.
6. О. Ю. Щемелева. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности. «Начальная школа», 2007, №2
Источник
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональное благополучие – это субъективная качественная характеристика эмоционального состояния ребенка.
Основной целью современной системы начального образования является всестороннее и своевременное развития личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение и укрепление здоровья.
Достижение данной цели видится в создании благоприятной психологической атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию детей в процессе обучения и воспитания.
Необходимость создания благоприятной атмосферы именно для детей младшего школьного возраста заключается в том, что данная категория учащихся более подвержена негативному воздействию окружающей среды. Усугубляет ситуацию еще и то, что дети проходят процесс адаптации к школьному обучению, осваивают новый социальный статус и условия школьной жизни.
Особую роль в эмоциональном благополучии детей младшего школьного возраста играет педагог. От его модели поведения и взаимодействия с учащимися зависит эмоциональное благополучие детей.
Эмоционально благополучный ученик, по определению психологов, это, прежде всего, ребенок, который принимает себя и окружающих такими какие они есть, отличающийся такими личностными чертами характера как жизнерадостность, открытость, творчество и т.д.
Основными составляющими эмоционального благополучия учащихся младшего школьного возраста являются:
С целью создания необходимого благоприятного эмоционального настроя у детей младшего школьного возраста, педагогами используются разнообразные методы и приемы.
Одним из наиболее эффективных и востребованных является игровой метод. Это обусловлено тем, что игра по-прежнему интересна ребенку, привлекает его и позволяет разрядить обстановку, настроить его на рабочий лад. Кроме того, в процессе игры, даже если и случаются неудачи, то игровая ситуация сглаживает их, направляет ребенка на стремление к успеху.
Большое значение, при организации работы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста, является наличие позитивной самооценке ребенка. Зачастую взрослые относятся нетерпимо к детям, открыто критикуют их или сравнивают с более успешными сверстниками. Такое поведения является недопустимым. Важно отмечать любой успех ребенка похвалой и наградами. Это будет способствовать формированию адекватной самооценки, повышению интереса к учебной деятельности и эмоциональному благополучию учащихся в общем.
Психологические приемы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста:
Эмоциональное благополучие учащегося младших классов во многом зависит от правильного оценивания его знаний, умений и навыков, а также осуществляемых видов деятельности. Это обусловлено тем, что зачастую ученики боятся получения оценок, для них это стресс. Поэтому необходимо придерживаться ряда правил.
Правила оценочной безопасности:
Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. При необходимости в родителями проводится индивидуальная работа, на собраниях «поднимаются» вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.
Источник