Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности
статья на тему
Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности
В нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие.
Под эмоциональным благополучием дошкольника мы понимаем положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающее на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.
В настоящее время многими учёными фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, как содержания преимущественно положительного фона настроения, состояния безопасности, переживания успеха в достижении целей, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.
Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.). Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.
По мнению Е.П. Арнаутовой, И.Ю. Ильиной, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, Г.А. Свердловой и др., в развитии детей дошкольного возраста достижение эмоционального благополучия выступает одним из ключевых моментов, являющимся основой всего отношения ребенка к миру. У эмоционально благополучного ребенка высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, сформированный самоконтроль, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Достижение эмоционального благополучия или неблагополучия влияет на развитие познавательных способностей ребенка, его отношения со сверстниками, эмоциональное развитие и достижение успеха в любой деятельности.
Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников — одна из необходимых в дошкольном детстве. Когда эта потребность реализовывается, тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия.
В связи с этим возникла необходимость организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия дошкольников.
Мы широко используем различные виды двигательной деятельности, в которых дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.
Первым компонентом методики организации двигательной деятельности является утренняя гимнастика, которая направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе. В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений, проводимых ранее, мы включили танцевальные упражнения; кинезиологические упражнения , дыхательные упражнения; игровые имитационные упражнения; игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения; игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим; сюжетные корригирующие упражнения. Часто используем бодрую, веселую музыку из детских мультфильмов, что способствует радостному положительному настрою детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что современный образовательный процесс характеризуется и современными формами, методами и приемами взаимодействия с детьми, одним из наиболее эффективных методов при этом становится именно метод проектов, как метод максимально обеспечивающий субъектные проявления ребенка, такие как активность, инициативность, коммуникативность, самостоятельность, эмоциональность, проявление творчества.
В работе мы активно используем экологические акции, детско-родительские оздоровительные проекты.
Совместные с родителями физкультурные праздники дают ребятам возможность выплеснуть эмоции, подвигаться так, как им хочется, подурачиться, тем самым, создаётся непринужденная атмосфера, помогающая детям сбросить эмоциональное напряжение, способствующая увеличению активности и положительного фона настроения у дошкольников.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности.
В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
В подвижной игре каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя.
Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов — физического и психического развития ребенка.
Нам педагогам важно помнить, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
Источник
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника.
Наталья Маковкина
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника.
Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества личности, которые обеспечивают эмоциональный комфорт, личностное благополучие, психологическую устойчивость.
Каждый ребенок в период детства должен чувствовать себя в безопасности. Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, эмоционально-личностного благополучия в конкретных социально-психологических условиях, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Это отсутствие ситуаций ущемления прав ребенка и психологического ущерба личности.
Ведущей сферой в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, является — эмоциональная. Эмоциональная стабильность — залог психического здоровья детей. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие.
В дошкольный период формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность. Ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат. Также начинает объективно себя оценивать. В этот период усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается эмоциональная сфера ребенка, формируются высшие чувства.
Интенсивно идет познавательное развитие дошкольника. Он овладевает родным языком, учится не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. Также совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени. Речь превращается в орудие мышления и средство познания.
Психологическое здоровье проявляется в позитивных психологических характеристиках, установках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности, любознательности, стремлении к самостоятельности, открытости и доверчивости взрослым.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Психологи акцентируют внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений c близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.
Считается, что именно в дошкольный период детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение и выстраивание его первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы.
Познавательная сфера состоит из трех компонентов: познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); информация (опыт и достижения, накопленные человечеством); отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
В процессе деятельности и познания окружающего мира, самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Чувства человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства — формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Важно понимать то, что работа педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста должна быть направлена на все три компонента познавательной сферы. Необходимо учитывать, что процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично, а у детей наоборот, отношение первично, а информация вторична.
Таким образом, при всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Эмоции влияют на течение всех познавательных процессов, они могут избирательно развивать одни познавательные процессы и тормозить другие. Ребенок, реагирует на предметы, ситуации, людей в зависимости от их значимости, чем важнее, интереснее и привлекательнее, тот или иной предмет или явление, тем лучше он воспринимается. Чем больше ребенку интересна та или иная деятельность, тем больше он изучает эту деятельность. Именно поэтому можно утверждать о возможной взаимосвязи эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.
Л. С. Выготский рассматривает переживания ребенка, его отношение к среде, как важное звено социальной ситуации развития, фиксирующее в себе разнообразное влияние внешних и внутренних условий. Автор указывал на взаимосвязь «аффекта и интеллекта», т. е. связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы.
Нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основой являются положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.
Забота о здоровье детей в образовательном пространстве — это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра. Этап дошкольного возраста — это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Разнообразие методов и приёмов, способствующих охране физического и психического здоровья детей Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ гласит: здоровье- это отсутствие болезней. Но такого понимания не достаточно. По.
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника. Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках».
Интеграция физического воспитания и интеллектуального развития дошкольников через организацию мини-музея Мини-музей «Мы за спорт!» Ни для кого не секрет, что спортивные соревнования прививают чувство патриотизма, воспитывают гордость за спортивные.
Театрализованная деятельность как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность- как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития» Аннотация.
Предметно-пространственная среда, как фактор развития и социализации дошкольника Предметно — пространственная среда как фактор развития и социализации дошкольника. Работа со стендовой панелью «Квестовая тропа» В составе.
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.
Семья как основной фактор формирования психического здоровья ребенка Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребёнка. Именно эта роль.
Консультация «Общение — важный фактор общего психического развития ребенка» Общение — важный фактор общего психического развития ребенка. “ Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В. А. Сухомлинский.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Здоровьесберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей Здоровье сберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не.
Источник