3.2.1.2. Эмоционально-волевые психические процессы: эмоции, чувства, воля.
Эмоции (от франц. ẻmotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимых внешних воздействий, благоприятных или вредных для жизнедеятельности индивида.
Благодаря эмоциям организм приспособлен к окружающим условиям. Организм, не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.
Эмоции бывают положительными или отрицательными, объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Элементарный эмоциональный тон задает соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Эмоции непосредственно связанны с эндокринно-вегетативной системой, поэтому экстренно включают энергетические механизмы поведения.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков — оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. Но в критических ситуациях эмоции доминируют над разумом.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками: нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, чувство возмущения, негодования и ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности — эстетических чувств.
Эмоциональная сфера, формирующаяся в процессе становления личности, становится мотивационной базой ее поведения.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более, низкие уровни регуляции. Высокая энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Запредельное эмоциональное напряжение вызывает у многих инфаркты и инсульты.
Выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.
Эмоции выполняют функцию опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимые его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.
Эмоции влияют на формирование внутреннего плана поведения. Эмоции это механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.
В процессе жизнедеятельности у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства.
К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность — экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.
Эмоциональные особенности в процессе социализации получают социальность. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. Возможны и проявления эмоциональной бесчувственности.
Существуют разные эмоциональные типы личности: эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.
Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.
Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными.
Эмоционально-фригидные типы – люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.
Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий, являются функцией правого полушария мозга.
Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.
Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. Sthẻnos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха—неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.
По содержанию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции – чувства.
1) Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
2) Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж –возникает эмоциональный отклик.) Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.
3) Настроение – это ситуативно-обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение определяет общий тонус (настрой) жизнедеятельности человека. Оно вызывается теми явлениями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. Д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.
Можно научиться блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциональных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. Tolerantia – терпение).
Источник
Тема 5 . Психические эмоционально-волевые процессы
5.1 Эмоционально-волевые процессы
5.2 Психические состояния личности
5.1 Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям — с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциям — специфической форме психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного.
В основе эмоций лежит сложная деятельность коры, подкорки и вегетативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональными изменениями организма—работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, желез внутренней секреции.
Посредством эмоций человек узнает, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки переживания человека. Таким образом, эмоции выполняют сигнальную функцию. Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функции эмоций. Выделяют также коммуникативную функцию эмоций. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике позволяют информировать других людей о своем отношении к предметам и явлениям действительности.
Виды эмоций различают в зависимости от направленности (положительные и отрицательные) и степени влияния на активность человека (стенические — силы, повышающие активность, и астенические, снижающие ее).
Формами проявления эмоциональных процессов, по А. Леонтьеву, являются:
аффекты—кратковременные и бурно протекающие эмоциональные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушениями контроля за поведением;
собственно эмоции—непосредственные временные переживания не только совершившихся событий (как аффекты), но и вероятных или вспоминаемых;
настроение — длительное переживание определенных эмоций, окрашивающее все поведение человека;
стресс (от англ. давление, напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (см. подразд. 4.3);
чувства — высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значимость.
В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:
моральные (переживание человеком его отношения к другим людям и к обществу в целом);
интеллектуальные (выражают отношения личности к процессу познания);
эстетические (чувства красоты, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений действительности);
практические ( переживание человеком его отношения к трудовой, учебной и другим видам деятельности).
Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с личностью, отражая в сознании человека процесс и результат удовлетворения его потребностей. Эмоциональность является врожденной, но чувства развиваются в течение жизни человека, в процессе развития его личности. Большое значение при этом имеет развитие эмпатии (от греч.— сопереживание) — способности сопереживания, постижения эмоционального мира другого человека. Эмпатия — одно из важнейших свойств личности, без которого невозможна эмоциональная культура. Составляющими эмоциональной культуры, обеспечивающими ее высокий уровень развития, являются развитость высших чувств человека, способность выражать и сохранять эти чувства, управлять эмоциями.
Возможность управления эмоциями во многом зависит от уровня развития воли — особой формы психической активности личности, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленной цели путем сознательной организации и саморегуляции человеком своего поведения и деятельности.
Воля выполняет побудительную функцию, обусловливая активность человека, и тормозную, проявляющуюся в сдерживании нежелательных проявлений активности.
В волевом действии выделяют несколько основных этапов:
1. В результате акта возникает борьба мотивов, которая помогает осмысливать цель деятельности;
2. В результате акта осмысливаются средства и спосбы достиженя цели.
3.Намеренно осуществленный акт преобразуется в волевое усилие по выбору решения.
4.Выполнение принятого решения.
В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации рассматриваемый волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные.
Простые волевые действия — это действия, направленные на достижение хорошо осознанной и представляемой цели ближайшей перспективы, когда способы ее достижения заранее определены и привычны.
Сложные волевые действия представляет собой ряд последовательно совершаемых актов с внутренними противоречиями, каждый из которых связан с необходимостью преодоления частных препятствий и трудностей.
Преднамеренные волевые действия — сознательное действие по преодолению существующих физиологических или психологических трудностей в соответствии с поставленной целью.
Непреднамеренные волевые действия — как правило, подсознательное действие по преодолению трудностей без предварительного формирования целевой установки. Зачастую этот вид волевого действия приобретает форму упрямства.
Воля проявляется в таких качествах личности, как целеустремленность (умение человека подчинять свои действия поставленным целям), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, препятствующие осуществлению принятого решения), решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные решения), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), самостоятельность (умение не поддаваться влияниям различных факторов, отвлекающих от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений), исполнительность (умение выполнять свои обязательства в срок) и др.
В зависимости от развитости этих качеств человек может обладать силой или слабостью воли.
Устойчивым волевым качеством личности является локус контроля — склонность человека возлагать ответственность за принятие решения и результаты деятельности на внешние обстоятельства (экстернальный локус контроля) или на самого себя (интернальный локус контроля). Исследования показывают, что экстернальный локус контроля связывают с такими чертами личности, как безответственность, неуверенность в своих силах, нерешительность и пр. Относящиеся к этой категории люди найдут оправдание любым своим поступкам, ссылаясь на неблагоприятные внешние условия. Да, человек не свободен от социальных условий, но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, принять свое решение, неся за него личную ответственность.
Развитие (самовоспитание) воли возможно при соблюдении ряда условий:
систематической тренировке в преодолении трудностей начиная со сравнительно незначительных трудностей в повседневной жизни (режим дня, занятия спортом и т. п.);
обязательном осуществлении принятых решений;
постановке привлекательной, личностно значимой и социально полезной цели;
выделении и прохождении ряда этапов на пути к поставленной цели.
5.2 Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния—характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени.
При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.
Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких параметров:
влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);
преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интеллектуальные);
глубины (глубокие, поверхностные);
времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);
Предметом специального внимания в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса. В зависимости от причин различают стрессы физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывают механические, физические воздействия — сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.
Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.
При этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных возможностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу — исчерпыванию энергоресурсов организма, развитию целого ряда физических и даже психических заболеваний.
Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:
понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;
разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;
переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;
предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением;
по возможности, активизация чувства юмора;
овладение приемами аутогенной тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации и самовнушении;
использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.
Источник