Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108
Аннотация
Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.
Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.
Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.
Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.
Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.
Принята к публикации: 24.10.2018
Разделы журнала: Психология спорта
Ключевые слова: sport; художественная гимнастика; подростковый возраст; эмоционально-личностная сфера; функциональное состояние
Доступно в on-line версии с 30.01.2019
Сфера спорта, как компактная модель социальной жизни, отражает практически все процессы, происходящие в обществе, в яркой, насыщенной форме. Именно такие отличительные свойства спорта, как интенсивность, зрелищность, соревнование, привлекают внимание огромного числа болельщиков. Поэтому спортсмен с раннего возраста посвящает большую часть своего времени спортивным тренировкам в ущерб многим другим занятиям и интересам.
Игра, общение со сверстниками, развлечения, несмотря на их привлекательность в детском и подростковом возрасте, отходят у юных спортсменов на второй план. В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются такие особенности личности, как тревожность, неадекватность самооценки и уровня притязаний, эмоциональная нестабильность, склонность бурно проявлять свои чувства, эмоциональная идентификация с группой сверстников (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006). Спорт же, как уникальное многогранное общественное явление, является одним из важных средств воспитания и совершенствования человека в физическом, личностном и социальном планах (Матвеев, 1977).
Успех в спортивной деятельности определяется не только моторными и физическими способностями атлетов, но и особенностями их личности, когнитивными характеристиками, локусом контроля (Lazarević et al., 2012).
Художественная гимнастика – это женский вид спорта, в котором девочки и девушки спортсменки (часто младшие подростки и подростки т.н. среднего подросткового возраста) соревнуются в выразительности исполнения сложных движений телом и в техническом акробатическом мастерстве в сочетании с особыми манипуляциями специальными гимнастическими предметами (булавы, лента, обруч, скакалка, мяч), осуществляемыми точно и четко под музыку, как правило, быструю и «композиционную» (Винер-Усманова и др., 2014).
Психологическая (морально-нравственная и познавательная) подготовка спортсменок в художественной гимнастике направлена на поддержание высокой активности гимнасток, на развитие у них памяти, мышления, воображения, музыкальных способностей, волевых качеств, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции (Винер- Усманова и др., 2014).
По свидетельству специалистов, в художественной гимнастике достижение высоких результатов зависит от развития целого ряда эмоционально-личностных характеристик: волевых качеств, способностей к самоанализу, эмоциональной устойчивости, общительности, упорства, дисциплинированности, целеустремленности, умения мобилизовать свои силы. Некоторые из этих когнитивных и личностных свойств и качеств особенно важны в тренировочные периоды, другие – во время соревнований.
Исследования зарубежных коллег, в частности, Ф. Аррип-Лонгевилля с соавторами, А.С. Картони и соавторов, предпринимавших попытки выделить важнейшие личностные характеристики элитных гимнастов, показывают, что у наиболее успешных спортсменов обоих полов наблюдаются высокая внутренняя мотивация достижения и развитые способности к преодолению страхов и опасений, стремление к совершенству и уверенность в себе (Arripe-Longueville et al., 2009; Cartoni et al., 2005).
В процессе подготовки гимнастов необходим учет их мотивации и устойчивости к негативным психологическим состояниям, характерным для спортивной деятельности: тревоге, страхам, монотонии, депрессии, фрустрации и др. Известно, что в определенных ситуациях напряжение и стресс вызывают улучшение концентрации внимания, повышение мотивации и продуктивности деятельности, однако, как убедительно показано рядом авторов (Lox et al., 2006; Olusoga et al., 2010), необходимо акцентировать внимание на разрушительных последствиях этих состояний для здоровья человека, его функционального состояния и эффективности выполнения им профессиональных функций.
Эмоциональные перегрузки и психофизиологические проблемы спортсменов отрицательно влияют на их мотивацию, самооценку, уверенность в себе, повышают агрессивность. Это неблагоприятное воздействие может быть снижено с помощью психологической подготовки: аутогенной тренировки, воздействия на внешние проявления эмоций, применение метода отвлечения, регуляции дыхания, так назывемых самоустановок/самоприказов, тренингов и других форм психологической работы (Донцов и др., 2016, 2017; Липириди, 2008; Сидоров, 2007; Уэйнберг, Гоулд., 2001). Их подробное обсуждение которых не входит в задачи данной статьи.
Ход исследования
Целью нашего исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния девочек-спортсменок 11–13 лет, профессионально занимающихся художественной гимнастикой.
Нами было выдвинуто предположение о том, что специфика эмоционально-личностной сферы этих девочек заключается в определенной выраженности и взаимосвязи исследуемых характеристик.
Эмпирическая часть исследования проводилась в 2017 году на базе комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва г. Одинцово Московской области и детско-юношеской спортивной школы 127-го спортивного клуба Министерства обороны РФ г. Власиха Московской области. Выборку составили 20 девочек-спортсменок в возрасте 11–13 лет, непрерывно занимающиеся художественной гимнастикой в течение 6–8 лет, регулярно выступающие на официальных спортивных соревнованиях по художественной гимнастике, имеющие достижения и награды.
В исследовании применялись следующие психодиагностические методики (личностные тесты-опросники и тесты- задания): методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого, методика исследования самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова (Прихожан, 1988; Райгородский и др., 2017).
Обследование респондентов производилось нами очным групповым методом в светлое время суток с добровольного согласия обследуемых, их родителей и тренеров. Испытуемым предварительно объяснялась цель исследования, они получали соответствующие индивидуальные бланки всех методик, стимульный материал для тестов-заданий, а также подробную инструкцию к тестам-опросникам. Респонденты не были ограничены по времени в работе с опросниками в соответствии с инструкциями методик. Статистическая обработка данных проводилась нами с использованием программы SPSS Statistics, версия 22 (Наследов, 2004).
Методика А. Басса и А.Дарки
Согласно результатам, полученным по методике А. Басса и А. Дарки, уровень общего индекса агрессивности у испытуемых выражен слабо, что следует считать положительным личностным и эмоциональным качеством гимнасток. Данный реультат согласуется с общим мнением об особенностях эстетических видов спорта, к которым относится художественная гимнастика (Винер-Усманова и др., 2014; Палий, 1987; Сафонов, 2003).
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что у большинства участниц исследования наблюдается средняя степень проявления агрессивности, определяемая как «довольно значительная» (Райгородский и др., 2017). При этом агрессия выражается испытуемыми преимущественно в вербальной и косвенной формах. Вербальная форма предполагает выражение негативных чувств через ссоры и словесные обращения негативного характера, направленные на других людей, а косвенная ‒ использование против других лиц слухов и шуток, подрывающих их социальный авторитет, а также проявление неупорядоченных бурных эмоциональных реакций (Райгородский и др., 2017; Щербинина, 2001).
Согласно определениям специалистов, в частности, Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, под агрессией в спорте следует понимать умышленное «нанесение сопернику физической или психологической травмы» (Уэйнберг, Гоулд, 2001, С. 243). Агрессия – ситуативное состояние, в котором человек своими действиями может причинять ущерб себе или другим людям, животному или неодушевленному предмету. Агрессивность же рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к совершению агрессии (Сафонов, 2003).
Во многих видах спорта допускается и даже поощряется проявление различных форм агрессивности спортсменов, конечно, строго в рамках спортивных правил. Это, например, единоборства и командные виды спорта, в которых предполагается плотный физический контакт между спортсменами. В художественной гимнастике, как эстетическом виде спорта, внешняя агрессивность практически не наблюдается. Однако спортсменки могут проявлять агрессивность в связи с монотонной и напряженной тренировочной работой (Сафонов, 2003; Винер-Усманова и др., 2014).
Кроме того, ожидание ответственного соревнования чаще всего вызывает у спортсменов изменение уровня активации, повышая его или снижая, могут наблюдаться тревожность и агрессивное поведение различной степени. По мнению Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, вероятность проявления агрессивного поведения повышается в ситуациях, когда спортсмены находятся в состоянии беспокойства, физической боли, несправедливого, по мнению спортсмена, судейства. В случаях, когда атлеты выступают ниже своих возможностей, агрессивность возрастает из-за состояния фрустрации (Уэйнберг, Гоулд, 2001).
Поскольку все вышеперечисленные ситуации и состояния так или иначе наблюдаются в художественной гимнастике, можно предполагать, что заметная выраженность вербальной и косвенной агрессии у спортсменок может быть рассмотрена как проявление механизмов адаптации в сложных и напряженных спортивных условиях деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей: тренеров, родителей и других лиц.
Очевидно, что не всегда возможен контроль перечисленных выше ситуаций, однако тренер или психолог могут обучить спортсменов управлению своими состояниями и эмоциональными реакциями. Различные методы психологической саморегуляции позволяют трансформировать нежелательные эмоциональные реакции, оптимизировать функциональное состояние и настроить на успешную работу. Исследования показывают, что у спортсменов раннего и среднего подросткового возраста тренеры играют значимую роль в регулировании негативных состояний, связанных с предсоревновательным периодом и восприятием итогов соревнований (Papaioannou et al., 2008).
Полученные в нашем исследовании данные сопоставимы с выводами М. Пройос о выраженном проявлении негативных эмоций (в частности, гнева) спортсменами из художественной и акробатической гимнастики. Автор обращает внимание на влияние тренерской поддержки и похвалы на агрессивные проявления спортсменов, что успешно можно применять в психологическом сопровождении подготовки гимнастов (Proios, 2012).
Проявления агрессивности спортсменок, выявленные в нашем исследовании, и в целом такие реакции в спорте могут выполнять и конструктивную функцию. Согласно мнению В.К. Сафонова, хотя занятия спортом формируют агрессивность и агрессивное поведение атлетов, все же «спорт способствует сохранению психического здоровья и душевного равновесия, дает выход природной агрессивности и стремлению к самоутверждению и соперничеству» (Сафонов, 2003, С. 86).
Данные, полученные в настоящем исследовании, могут расширить знания об особенностях эмоционально-чувственной сферы, включая параметр агрессивности, спортсменок – представительниц художественной гимнастики. Однако следует сказать о некоторых ограничениях наших выводов относительно обобщения результатов. Например, разные формы агрессии и агрессивности не всегда могут быть четко различимы, что создает трудности в идентификации и оценке этих состояний.
По результатам методики А. Басса и А. Дарки итоговые показатели шкал «подозрительность» и «обидчивость» составляют общий индекс враждебности личности. Авторы определяют враждебность как общую негативную позицию личности по отношению к другим, негативную оценку людей и событий (Райгородский и др., 2017). Согласно полученным данным исследования, индекс враждебности ярко выражен у трети юных спортсменок, а среднюю, интерпретируемую как довольно значительную, выраженность враждебности проявляют более половины испытуемых.
Сфера спорта характеризуется высоким эмоциональным напряжением, ощущениями взлетов и падений, неопределенностью и риском. Атмосфера неопределенности способствует возникновению чувства недоверия и страха (Эриксон, 1996). Ситуации личных неудач обостряют недоверие, обиду и негативное отношение к людям и событиям (Ильин, 2013). Подростковый возраст наших испытуемых, являясь переходным и критическим, создает основу для проявления негативных реакций и нарушения социальных контактов. Длительное пребывание в сложных и отрицательно эмоционально заряженных ситуациях или регулярное их повторение усиливают эмоциональные переживания подростка и могут нарушать его адаптационные возможности, препятствовать дальнейшему нормативному развитию личности.
Соответственно, выявленные у юных гимнасток определенные негативные формы отношения к другим людям следует объяснять их попытками самовыражения и самоутверждения, которые, как известно, могут принимать как конструктивные, так и асоциальные формы. Спорт, являясь уникальной лабораторией всестороннего роста и развития спортсменов, предоставляет исключительные возможности для реализации потребностей в общении и состязании со сверстниками, создает условия для формирования воли, дисциплины и ответственности, самореализации личности.
Следующие шкалы методики А. Басса и А. Дарки – «негативизм», «раздражительность» и «чувство вины», могут выступать в качестве смыслового дополнения общих показателей и индексов агрессивности и враждебности (Адлер, 1998; Захарова, 1995; Зейгарник, 1981; Зимелева, 2002; Краев, 1999; Левин, 1982; Медведев, 1993).
Негативизм определяется как оппозиционная форма поведения – от пассивного сопротивления до активных действий против авторитетов, установленных правил и требований (Мухина, 2006; Райгородский и др., 2017). Раздражительность – проявление негативных чувств, резкости поведения и высказываний при «затрагивании» интересов личности, побуждении ее другими людьми к не желаемой деятельности в определенных социальных или профессиональных ситуациях (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006; Стамбулов, 1980).
В соответствии с данными определениями, обе шкалы объединены оппозиционной негативной реакцией личности на действительные или мнимые ущемления ее интересов другими людьми, что также наблюдается в состоянии агрессии. Согласно результатам нашего исследования, выраженный негативизм и раздражительность обнаруживают чуть менее половины выборки. В умеренной степени эти реакции проявляются у немногим более чем третьей части испытуемых.
Агрессивное поведение часто ассоциируется с отсутствием чувства вины (Белик, 2006; Медведев, 1993; Муздыбаев, 1995; Пуни, 1980). Именно этот параметр составляет последнюю шкалу, на которой следует остановиться поподробнее. Для почти половины всей выборки нашего исследования характерно ярко выраженное чувство вины. Данный фактор, проявляемый в средней степени, наблюдается у оставшейся половины юных спортсменок.
Согласно исследованиям таких зарубежных авторов, как Дж. Байби, З. Куилес, М. Хоффман и др., чувство вины относится к нравственным эмоциям «высокого ранга» вследствие его связи с проявлением эмпатии (Bybee, Quiles, 1998; Hoffman, 1982).
В то же время, чувство вины представляет собой отрицательное переживание, характеризующееся отсутствием уважения к себе вследствие сопереживания субъекту, оказавшемуся в негативной ситуации по вине самого сопереживающего. При этом чувство вины сопровождается тревогой, напряжением, предчувствием опасности (Hoffman, 1982). После поражений на соревнованиях у спортсменов нередко возникает чувство вины перед тренером, членами команды, своими близкими за не достигнутые результаты и не оправданные надежды. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации и конструктивным способом освобождения от чувства вины является анализ выступления и совершенных во время него действий спортсмена. Полезны также беседы об имеющихся преимуществах, недостатках и возможностях исправления допущенных ошибок. Помощь тренера и психолога спортсменам может и должна быть направлена на то, чтобы научить учеников воспринимать поражения как уроки, которые следует проанализировать и усвоить.
Таким образом, результаты исследования показывают, что спортивная деятельность способствует личностному и социальному развитию юных атлетов, ослабляя негативные тенденции подросткового кризиса. Однако такие факторы, как не достижение целей, снижение спортивных показателей, разочарование и отсутствие мотивации, могут вызывать у атлетов негативные эмоциональные переживания и другие отрицательные морально-нравственные реакции той или иной степени выраженности. Соответствующие таким переживаниям модели поведения, включающие, в том числе, агрессию и аутоагрессию, вероятно, являются способами самоутверждения, характерного для подросткового возраста.
Методика выявления самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Согласно инструкции, респондентам предлагалось оценить себя по каждому из следующих параметров: характер, ум, способности, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе. Испытуемые отмечали на бланках уровень развития у себя вышеперечисленных характеристик на момент диагностики и уровень притязаний по тем же характеристикам, т.е. тот уровень развития всех этих качеств, который бы их удовлетворял (Прихожан, 1988).
Многочисленные исследования показывают, что самооценка играет особую роль в успешности и надежности спортивной деятельности (Гиссен, 1990; Липириди, 2008; Медведев, 1993; Палий, 1987 и мн. др.
Результаты применения методики Дембо-Рубинштейн показывают следующее. Адекватный уровень самооценки, при котором наблюдается реалистичное оценивание себя по указанным выше параметрам, выявлен у чуть более третьей части выборки спортсменок-гимнасток по шкалам характера, ума, внешности и способностей. Примерно столько же испытуемых обнаруживают завышенную самооценку своей внешности, авторитета у сверстников и уверенности в себе. У оставшейся приблизительно третьей части отмечается заниженная самооценка по параметрам авторитета у сверстников, уверенности в себе, ума и характера.
Следует отметить, что неадекватная самооценка ухудшает способности спортсмена к саморегуляции – необходимому условию достижения оптимального функционального состояния и, как следствие, снижает спортивные показатели атлета. Это подтверждено многими исследователями (Гогунов, Мартьянов, 2000, Лозовая, 2003). Р.С. Уэйнберг и Д. Гоулд делают важное замечание о том, что у юных спортсменов проигрыши снижают уровень самооценки, вследствие чего существенно возрастает вероятность их ухода из спорта (Уэйнберг, Гоулд, 2001).
Вместе с тем Г.Д. Бабушкин и В.Н. Смоленцева справедливо отмечают, что в подростковом возрасте самооценка часто оказывается завышенной или заниженной, в связи с чем «у иных спортсменов могут закрепляться нежелательные качества: самоуверенность, зазнайство, неуверенность в своих силах» (Бабушкин, Смоленцева, 2007, С. 10). Неадекватная самооценка юных спортсменов отрицательно сказывается на проявлении волевых качеств, играющих чрезвычайно важную роль в спорте. Согласно И.Н. Липириди, адекватная самооценка является основой формирования адекватных притязаний, в противном случае цели и задачи, которые спортсмен ставит перед собой, оказываются либо слишком сложными, либо слишком простыми, не соответствующими его реальным возможностям (Липириди, 2008).
Результаты нашего исследования показывают завышенные показатели уровня притязаний у 75% гимнасток по всем исследуемым параметрам (приводим по убыванию числа выборов): внешности, способностям, уверенности в себе, характеру, авторитету у сверстников, уму. Адекватный уровень этих параметров наблюдается у оставшейся четверти испытуемых.
Согласно A.M. Прихожан, умеренное расхождение между самооценкой и притязаниями при условии средней и высокой общей оценки данных параметров, в сочетании с умеренной их дифференцированностью, указывает на благоприятный вариант отношения респондента к себе (Прихожан, 1988). Данный вариант наблюдается у половины участниц нашего исследования. Очевидно, от гимнасток с такой самооценкой следует ожидать представления о больших собственных возможностях, соответственно, способности к приложению значительных усилий в своих действиях и продуктивности. Школьники с подобным вариантом отношения к себе отличаются высокими показателями социально-психологической адаптированности. Для них характерны сознательная постановка трудных целей и целенаправленные усилия на их достижение (Прихожан, 1988). Вероятно, для сферы спорта описанный вариант отношения к себе самый продуктивный и, соответственно, желательный. По сути, достижение такой самооценки и уровня притязаний у спортсменов предполагает выполнение одной из основных функций спорта – стимулирования личностного развития и требует специальной целенаправленной работы психолога для достижения подобных результатов.
Вариант сильного расхождения между притязаниями и самооценкой, сопровождаемого преимущественно низкой самооценкой и средним или высоким уровнем притязаний, наблюдается у 45% нашей выборки. Такая ситуация указывает на сильную осознаваемую неуверенность в себе и низкий коэффициент социально-психологической адаптированности у подростка (Прихожан, 1988). Данный неблагополучный вариант развития личности характеризуется тем, что существенный разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается подростком и создает у него негативные переживания. В частности, для учащихся с подобной самооценкой характерна высокая тревожность (Прихожан, 1988). Такие респонденты склонны выбирать задачи, реально превышающие их возможности или представляющиеся им таковыми (Бороздина, 1999). Данная модель поведения, очевидно, сопровождается эмоциональным дискомфортом и ситуативной тревожностью, поскольку человек осознает возможность неудачи и/или ощущает риск поражения. Соответственно, по мере снижения самооценки происходит ухудшение основных показателей эффективности деятельности, сужение и оскудение планов на будущее. Как видно, данный тип отношения к себе у гимнасток представляет собой негативный путь с точки зрения успешности развития личности. У этой части респондентов следует предполагать слабую мотивацию достижений, удовлетворение уже достигнутым, отказ от постановки высоких целей и стремления к ним.
Вместе с тем, высокие притязания при относительно невысокой самооценке спортсменов могут служить дополнительным стимулом к достижениям, что, бесспорно, следует считать позитивным аспектом данной модели. Необходимо учитывать, что в этом случае стремления к высоким достижениям сопряжены со значительными эмоциональными и физическими затратами атлетов. Подобную самооценку спортсменок нельзя однозначно считать непродуктивной, но следует подчеркнуть, что она требует квалифицированной психологической поддержки, поскольку дисгармония данных параметров является фактором риска развития физического и психологического неблагополучия.
Эта вариация в нашей спортивной выборке практически не представлена, что свидетельствует о положительных психоэмоциональных аспектах личности гимнасток.
В зарубежных исследованиях показано, что люди с завышенной самооценкой нередко демонстрируют оборонительное поведение и негативную реакцию в ситуации неудачи, аналогично тем, у кого выявлена низкая самооценка (Kernis, Waschull, 1995; Seery, Blascovich et al., 2004)
В сфере спорта завышенное самоотношение у атлетов содержит в себе опасность развития мнимой самодостаточности, характеризующейся снижением самокритичности, неадекватностью в работе с целеполаганием, ложной самостоятельностью в принятии решений. Следствием этого может стать снижение стимула к личностному и спортивному развитию и самосовершенствованию. Кроме того, излишняя самоуверенность спортсмена способствует ухудшению его способности адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, ослаблению внимания, снижению спортивных показателей (Воронкина, 2014).
Таким образом, неадекватная самооценка в спорте (как завышенная, так и заниженная) оказывает негативное влияние на успешность деятельности спортсменов. При этом выбираемые стратегии поведения соответствуют уровню притязаний, рассматриваемому как степень трудности выбираемых целей (Бороздина, 2000).
Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе
Точка зрения о взаимосвязи самооценки человека и уровня притязаний, означающая, что человек осуществляет выбор цели в соответствии с тем, как он себя оценивает, является достаточно устойчивой (Божович, 1968; Зейгарник, 1981; Захарова, 1989; Арестова и соавт., 1992 и др.). Однако эмпирические данные указывают на частые рассогласования уровней этих переменных (Бороздина, 1999, Зинько, 2006). Для уточнения данного соотношения мы предложили участницам нашего исследования методику оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, где тестовым материалом явились однородные и ранжированные по сложности задачи (Райгородский и др., 2017).
Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе позволила выявить у респондентов уровень трудности выбираемых ими задач, их реакцию на успех и неудачу, а также стратегию и тактику поведения при коррекции целей.
У половины обследованных гимнасток наблюдался ровный характер перехода к более легким задачам после неудач и к более сложным – после успешного их решения. Выполнение заданий второй половиной выборки имело выраженный неравномерный характер, проявлявшийся в том, что после небольшого успеха выбиралась задача высокой сложности, а после однократной неудачи – существенно более легкая.
Если предполагать, что наблюдаемые модели поведения определяются устойчивыми характеристиками личности и соответствуют обычному для нее способу решения задач, то следует отметить следующее. В половине случаев у юных участниц исследования обнаруживаются такие характеристики, как эмоциональная неустойчивость, недовольство собой и своими достижениями. Эти качества соответствуют неблагоприятному функциональному состоянию спортсменок, плохо влияющему на динамику работоспособности, утомления и результативность. Соответственно, активное воздействие на эмоциональную сферу будет способствовать достижению желательного состояния, поведения и качества спортивной деятельности.
По утверждению автора методики Ф. Хоппе, высокий уровень притязаний, соответствующий выбору задания (заданий) высокой трудности, является компенсацией неуспеха в решении предыдущего задания, что предполагает относительно низкую самооценку (Райгородский и др., 2017). Вместе с тем, в подобных случаях, когда проявляются т.н. «классические психологические ножницы», несмотря на низкую самооценку, можно предполагать наличие у человека положительного представления о себе и готовность создавать иллюзию самоуважения за счет повышения требований к себе. В подобной ситуации наблюдающееся рассогласование характеристик самооценки и уровня притязаний юных спортсменок и спортсменов с высокой вероятностью может сопровождаться значимыми негативными эмоциональными переживаниями и внутренним дискомфортом. На такие реакции указывают результаты аналогичных исследований, проведенных с участием разных возрастных групп, включая подростков (Бороздина, 1999; Залученова, 1995; Зинько, 2006; Сидоров, 2007). Вероятно, дисгармоничность самооценки и уровня притязаний спортсменок обусловлена их индивидуально-психологическими особенностями, в частности, эмоциональной неустойчивостью, диагностируемой методикой «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека и Х. Хесса (Райгородский и др., 2017).
Методика «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека и Х. Хесса
Данные опросника К. Хека и Х. Хесса показывают, что у 55% гимнасток выявлен благоприятный – низкий уровень невротизации личности. У 45% гимнасток обнаружен высокий уровень данного свойства. Согласно К. Хеку и Х. Хессу, для личности с подобными показателями характерно склонность к невротизации, выраженная эмоциональная возбудимость, сопровождающаяся негативными переживаниями и состояниями: тревожностью, напряженностью, беспокойством, раздражительностью, растерянностью (Райгородский и др., 2017). Кроме того, в соответствии с полученными нами данными можно предполагать у таких спортсменок выраженность переживаний, связанных с неудовлетворенностью желаний и эгоцентрической направленностью.
Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова
Похожие результаты выявлены и методикой измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова: уровень тревожности у более половины гимнасток-испытуемых выражен довольно сильно (от очень высокого до среднего с явной тенденцией к высокому).
Важно заметить, что абсолютное большинство спортсменов с высоким уровнем как невротизации, так и тревожности, попадают в группу с рассогласованием самооценки и уровня притязаний, описанную выше. Таким образом, полученные данные подтверждают результаты, ранее заявленные другими исследователями (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.) – рассогласованные по высоте самооценка и уровень притязаний сопряжены с ростом личностной тревожности, изменением реакции на фрустрацию, усилением агрессивности. Кроме того, такое состояние оказывается типичным для ряда психосоматических заболеваний (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.). Стоит уточнить, что высокие притязания при невысокой оценке могут считаться и позитивным фактором, поскольку служат дополнительным стимулом к достижениям. Вместе с тем, необходимо учитывать объем физических и эмоционально-психологических ресурсов, неизбежно затрачиваемых при стремлении к ним. Соответственно, такие результаты могут рассматриваться как неблагоприятные факторы в личностном развитии подростков и подтверждают необходимость специальной целенаправленной работы психолога с данным контингентом спортсменов.
Корреляционный анализ исследуемых личностных характеристик
Таким образом, мы выделили и проанализировали эмоционально-личностные характеристики юных художественных гимнасток, играющие ключевую роль в формировании благоприятного функционального состояния и активного занятия спортом. Для выявления характера связи между исследуемыми параметрами мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, результаты чего представлены в нижеследующей таблице 1.
Табл. 1. Результаты корреляционного анализа исследуемых личностных характеристик художественных гимнасток
Источник