Эмоционально волевые состояния спортсменов

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.

Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.

Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.

Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.

Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.

Принята к публикации: 24.10.2018

Разделы журнала: Психология спорта

Ключевые слова: sport; художественная гимнастика; подростковый возраст; эмоционально-личностная сфера; функциональное состояние

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Сфера спорта, как компактная мо­дель социальной жизни, отражает практически все процессы, проис­ходящие в обществе, в яркой, насыщен­ной форме. Именно такие отличитель­ные свойства спорта, как интенсивность, зрелищность, соревнование, привлекают внимание огромного числа болельщи­ков. Поэтому спортсмен с раннего возра­ста посвящает большую часть своего вре­мени спортивным тренировкам в ущерб многим другим занятиям и интересам.

Игра, общение со сверстниками, раз­влечения, несмотря на их привлекатель­ность в детском и подростковом воз­расте, отходят у юных спортсменов на второй план. В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются такие осо­бенности личности, как тревожность, неадекватность самооценки и уровня притязаний, эмоциональная нестабиль­ность, склонность бурно проявлять свои чувства, эмоциональная идентификация с группой сверстников (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006). Спорт же, как уникальное многогранное обществен­ное явление, является одним из важных средств воспитания и совершенствова­ния человека в физическом, личностном и социальном планах (Матвеев, 1977).

Успех в спортивной деятельности определяется не только моторными и фи­зическими способностями атлетов, но и особенностями их личности, когнитив­ными характеристиками, локусом контр­оля (Lazarević et al., 2012).

Художественная гимнастика – это женский вид спорта, в котором девоч­ки и девушки спортсменки (часто млад­шие подростки и подростки т.н. средне­го подросткового возраста) соревнуются в выразительности исполнения сложных движений телом и в техническом акроба­тическом мастерстве в сочетании с осо­быми манипуляциями специальными гимнастическими предметами (булавы, лента, обруч, скакалка, мяч), осуществ­ляемыми точно и четко под музыку, как правило, быструю и «композиционную» (Винер-Усманова и др., 2014).

Психологическая (морально-нрав­ственная и познавательная) подготовка спортсменок в художественной гимна­стике направлена на поддержание высо­кой активности гимнасток, на развитие у них памяти, мышления, воображения, музыкальных способностей, волевых ка­честв, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции (Винер- Усманова и др., 2014).

По свидетельству специалистов, в ху­дожественной гимнастике достижение высоких результатов зависит от развития целого ряда эмоционально-личностных характеристик: волевых качеств, способ­ностей к самоанализу, эмоциональной устойчивости, общительности, упорства, дисциплинированности, целеустремлен­ности, умения мобилизовать свои силы. Некоторые из этих когнитивных и лич­ностных свойств и качеств особенно важ­ны в тренировочные периоды, другие – во время соревнований.

Исследования зарубежных коллег, в частности, Ф. Аррип-Лонгевилля с со­авторами, А.С. Картони и соавторов, предпринимавших попытки выделить важнейшие личностные характеристи­ки элитных гимнастов, показывают, что у наиболее успешных спортсменов обоих полов наблюдаются высокая внутренняя мотивация достижения и развитые спо­собности к преодолению страхов и опасе­ний, стремление к совершенству и уверен­ность в себе (Arripe-Longueville et al., 2009; Cartoni et al., 2005).

В процессе подготовки гимнастов не­обходим учет их мотивации и устойчиво­сти к негативным психологическим со­стояниям, характерным для спортивной деятельности: тревоге, страхам, моното­нии, депрессии, фрустрации и др. Извест­но, что в определенных ситуациях на­пряжение и стресс вызывают улучшение концентрации внимания, повышение мо­тивации и продуктивности деятельности, однако, как убедительно показано ря­дом авторов (Lox et al., 2006; Olusoga et al., 2010), необходимо акцентировать вни­мание на разрушительных последствиях этих состояний для здоровья человека, его функционального состояния и эф­фективности выполнения им профессиональных функций.

Эмоциональные перегрузки и психо­физиологические проблемы спортсменов отрицательно влияют на их мотивацию, самооценку, уверенность в себе, повыша­ют агрессивность. Это неблагоприятное воздействие может быть снижено с помо­щью психологической подготовки: ауто­генной тренировки, воздействия на внеш­ние проявления эмоций, применение метода отвлечения, регуляции дыхания, так назывемых самоустановок/самопри­казов, тренингов и других форм психо­логической работы (Донцов и др., 2016, 2017; Липириди, 2008; Сидоров, 2007; Уэйнберг, Гоулд., 2001). Их подробное обсу­ждение которых не входит в задачи дан­ной статьи.

Ход исследования

Целью нашего исследования являлось изучение специфики эмоционально-лич­ностной сферы как регулятора функцио­нального состояния девочек-спортсменок 11–13 лет, профессионально занимаю­щихся художественной гимнастикой.

Нами было выдвинуто предположение о том, что специфика эмоционально-лич­ностной сферы этих девочек заключается в определенной выраженности и взаимос­вязи исследуемых характеристик.

Эмпирическая часть исследования про­водилась в 2017 году на базе комплекс­ной специализированной детско-юноше­ской спортивной школы Олимпийского резерва г. Одинцово Московской области и детско-юношеской спортивной школы 127-го спортивного клуба Министерства обороны РФ г. Власиха Московской обла­сти. Выборку составили 20 девочек-спортсменок в возрасте 11–13 лет, непрерывно занимающиеся художественной гимна­стикой в течение 6–8 лет, регулярно вы­ступающие на официальных спортивных соревнованиях по художественной гим­настике, имеющие достижения и награды.

В исследовании применялись следу­ющие психодиагностические методики (личностные тесты-опросники и тесты- задания): методика диагностики показа­телей и форм агрессии А. Басса и А. Дар­ки в адаптации А.К. Осницкого, методика исследования самооценки и уровня при­тязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методи­ка оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адапта­ции Т.А. Немчинова (Прихожан, 1988; Рай­городский и др., 2017).

Читайте также:  С великолепным чувством юмора

Обследование респондентов произ­водилось нами очным групповым мето­дом в светлое время суток с добровольно­го согласия обследуемых, их родителей и тренеров. Испытуемым предварительно объяснялась цель исследования, они по­лучали соответствующие индивидуальные бланки всех методик, стимульный матери­ал для тестов-заданий, а также подробную инструкцию к тестам-опросникам. Ре­спонденты не были ограничены по време­ни в работе с опросниками в соответствии с инструкциями методик. Статистическая обработка данных проводилась нами с использованием программы SPSS Statistics, версия 22 (Наследов, 2004).

Методика А. Басса и А.Дарки

Согласно результатам, полученным по методике А. Басса и А. Дарки, уровень об­щего индекса агрессивности у испытуе­мых выражен слабо, что следует считать положительным личностным и эмоцио­нальным качеством гимнасток. Данный реультат согласуется с общим мнением об особенностях эстетических видов спор­та, к которым относится художественная гимнастика (Винер-Усманова и др., 2014; Палий, 1987; Сафонов, 2003).

Вместе с тем, следует обратить внима­ние на то, что у большинства участниц ис­следования наблюдается средняя степень проявления агрессивности, определяемая как «довольно значительная» (Райгород­ский и др., 2017). При этом агрессия вы­ражается испытуемыми преимущественно в вербальной и косвенной формах. Вер­бальная форма предполагает выражение негативных чувств через ссоры и словес­ные обращения негативного характера, направленные на других людей, а косвен­ная ‒ использование против других лиц слухов и шуток, подрывающих их соци­альный авторитет, а также проявление не­упорядоченных бурных эмоциональных реакций (Райгородский и др., 2017; Щер­бинина, 2001).

Согласно определениям специали­стов, в частности, Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, под агрессией в спорте следует понимать умышленное «нанесение сопернику фи­зической или психологической травмы» (Уэйнберг, Гоулд, 2001, С. 243). Агрессия – ситуативное состояние, в котором чело­век своими действиями может причинять ущерб себе или другим людям, животно­му или неодушевленному предмету. Агрес­сивность же рассматривается как свойст­во личности, выражающееся в готовности к совершению агрессии (Сафонов, 2003).

Во многих видах спорта допускается и даже поощряется проявление различ­ных форм агрессивности спортсменов, конечно, строго в рамках спортивных правил. Это, например, единоборства и командные виды спорта, в которых предполагается плотный физический контакт между спортсменами. В художе­ственной гимнастике, как эстетическом виде спорта, внешняя агрессивность пра­ктически не наблюдается. Однако спортсменки могут проявлять агрессивность в связи с монотонной и напряженной тре­нировочной работой (Сафонов, 2003; Ви­нер-Усманова и др., 2014).

Кроме того, ожидание ответственного соревнования чаще всего вызывает у спортсменов изменение уровня активации, по­вышая его или снижая, могут наблюдать­ся тревожность и агрессивное поведение различной степени. По мнению Р. Уэйн­берга и Д. Гоулда, вероятность проявле­ния агрессивного поведения повышается в ситуациях, когда спортсмены находят­ся в состоянии беспокойства, физической боли, несправедливого, по мнению спор­тсмена, судейства. В случаях, когда атлеты выступают ниже своих возможностей, аг­рессивность возрастает из-за состояния фрустрации (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

Поскольку все вышеперечисленные ситуации и состояния так или иначе на­блюдаются в художественной гимнасти­ке, можно предполагать, что заметная выраженность вербальной и косвенной агрессии у спортсменок может быть рассмотрена как проявление механиз­мов адаптации в сложных и напряжен­ных спортивных условиях деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей: тренеров, роди­телей и других лиц.

Очевидно, что не всегда возможен контроль перечисленных выше ситуаций, однако тренер или психолог могут обучить спортсменов управлению своими со­стояниями и эмоциональными реакциями. Различные методы психологической саморегуляции позволяют трансформи­ровать нежелательные эмоциональные реакции, оптимизировать функциональ­ное состояние и настроить на успешную работу. Исследования показывают, что у спортсменов раннего и среднего подросткового возраста тренеры играют зна­чимую роль в регулировании негативных состояний, связанных с предсоревнова­тельным периодом и восприятием итогов соревнований (Papaioannou et al., 2008).

Полученные в нашем исследовании данные сопоставимы с выводами М. Прой­ос о выраженном проявлении негативных эмоций (в частности, гнева) спортсмена­ми из художественной и акробатической гимнастики. Автор обращает внимание на влияние тренерской поддержки и похвалы на агрессивные проявления спор­тсменов, что успешно можно применять в психологическом сопровождении под­готовки гимнастов (Proios, 2012).

Проявления агрессивности спортсме­нок, выявленные в нашем исследовании, и в целом такие реакции в спорте могут выполнять и конструктивную функцию. Согласно мнению В.К. Сафонова, хотя за­нятия спортом формируют агрессивность и агрессивное поведение атлетов, все же «спорт способствует сохранению психи­ческого здоровья и душевного равнове­сия, дает выход природной агрессивности и стремлению к самоутверждению и со­перничеству» (Сафонов, 2003, С. 86).

Данные, полученные в настоящем ис­следовании, могут расширить знания об особенностях эмоционально-чувствен­ной сферы, включая параметр агрессив­ности, спортсменок – представительниц художественной гимнастики. Однако сле­дует сказать о некоторых ограничениях наших выводов относительно обобщения результатов. Например, разные формы аг­рессии и агрессивности не всегда могут быть четко различимы, что создает труд­ности в идентификации и оценке этих со­стояний.

По результатам методики А. Басса и А. Дарки итоговые показатели шкал «по­дозрительность» и «обидчивость» состав­ляют общий индекс враждебности лич­ности. Авторы определяют враждебность как общую негативную позицию лично­сти по отношению к другим, негативную оценку людей и событий (Райгородский и др., 2017). Согласно полученным дан­ным исследования, индекс враждебности ярко выражен у трети юных спортсменок, а среднюю, интерпретируемую как довольно значительную, выраженность вра­ждебности проявляют более половины ис­пытуемых.

Сфера спорта характеризуется вы­соким эмоциональным напряжением, ощущениями взлетов и падений, нео­пределенностью и риском. Атмосфера неопределенности способствует возникновению чувства недоверия и стра­ха (Эриксон, 1996). Ситуации личных неудач обостряют недоверие, обиду и не­гативное отношение к людям и событи­ям (Ильин, 2013). Подростковый возраст наших испытуемых, являясь переходным и критическим, создает основу для прояв­ления негативных реакций и нарушения социальных контактов. Длительное пре­бывание в сложных и отрицательно эмо­ционально заряженных ситуациях или регулярное их повторение усиливают эмоциональные переживания подростка и могут нарушать его адаптационные воз­можности, препятствовать дальнейшему нормативному развитию личности.

Соответственно, выявленные у юных гимнасток определенные негативные формы отношения к другим людям сле­дует объяснять их попытками самовыра­жения и самоутверждения, которые, как известно, могут принимать как конструк­тивные, так и асоциальные формы. Спорт, являясь уникальной лабораторией все­стороннего роста и развития спортсме­нов, предоставляет исключительные воз­можности для реализации потребностей в общении и состязании со сверстниками, создает условия для формирования воли, дисциплины и ответственности, самореализации личности.

Следующие шкалы методики А. Басса и А. Дарки – «негативизм», «раздражитель­ность» и «чувство вины», могут выступать в качестве смыслового дополнения об­щих показателей и индексов агрессивно­сти и враждебности (Адлер, 1998; Захаро­ва, 1995; Зейгарник, 1981; Зимелева, 2002; Краев, 1999; Левин, 1982; Медведев, 1993).

Негативизм определяется как оппози­ционная форма поведения – от пассивно­го сопротивления до активных действий против авторитетов, установленных пра­вил и требований (Мухина, 2006; Райгородский и др., 2017). Раздражительность – проявление негативных чувств, резкости поведения и высказываний при «затраги­вании» интересов личности, побуждении ее другими людьми к не желаемой дея­тельности в определенных социальных или профессиональных ситуациях (Дон­цов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006; Стам­булов, 1980).

Читайте также:  Чувствуешь боль другого человека что это

В соответствии с данными определе­ниями, обе шкалы объединены оппозици­онной негативной реакцией личности на действительные или мнимые ущемления ее интересов другими людьми, что также наблюдается в состоянии агрессии. Со­гласно результатам нашего исследования, выраженный негативизм и раздражитель­ность обнаруживают чуть менее полови­ны выборки. В умеренной степени эти ре­акции проявляются у немногим более чем третьей части испытуемых.

Агрессивное поведение часто ассоци­ируется с отсутствием чувства вины (Бе­лик, 2006; Медведев, 1993; Муздыбаев, 1995; Пуни, 1980). Именно этот параметр состав­ляет последнюю шкалу, на которой следует остановиться поподробнее. Для почти по­ловины всей выборки нашего исследования характерно ярко выраженное чувство вины. Данный фактор, проявляемый в сред­ней степени, наблюдается у оставшейся по­ловины юных спортсменок.

Согласно исследованиям таких за­рубежных авторов, как Дж. Байби, З. Ку­илес, М. Хоффман и др., чувство вины относится к нравственным эмоциям «вы­сокого ранга» вследствие его связи с проявлением эмпатии (Bybee, Quiles, 1998; Hoffman, 1982).

В то же время, чувство вины представля­ет собой отрицательное переживание, ха­рактеризующееся отсутствием уважения к себе вследствие сопереживания субъек­ту, оказавшемуся в негативной ситуации по вине самого сопереживающего. При этом чувство вины сопровождается тре­вогой, напряжением, предчувствием опас­ности (Hoffman, 1982). После поражений на соревнованиях у спортсменов нередко возникает чувство вины перед трене­ром, членами команды, своими близкими за не достигнутые результаты и не оправ­данные надежды. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации и конструктивным способом освобождения от чувства вины является анализ выступления и совершен­ных во время него действий спортсме­на. Полезны также беседы об имеющихся преимуществах, недостатках и возможно­стях исправления допущенных ошибок. Помощь тренера и психолога спортсме­нам может и должна быть направлена на то, чтобы научить учеников воспринимать поражения как уроки, которые следу­ет проанализировать и усвоить.

Таким образом, результаты исследо­вания показывают, что спортивная де­ятельность способствует личностному и социальному развитию юных атлетов, ослабляя негативные тенденции подросткового кризиса. Однако такие фак­торы, как не достижение целей, снижение спортивных показателей, разочарование и отсутствие мотивации, могут вызывать у атлетов негативные эмоциональные пе­реживания и другие отрицательные мо­рально-нравственные реакции той или иной степени выраженности. Соответст­вующие таким переживаниям модели по­ведения, включающие, в том числе, агрес­сию и аутоагрессию, вероятно, являются способами самоутверждения, характерно­го для подросткового возраста.

Методика выявления самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Согласно инструкции, респондентам предлагалось оценить себя по каждому из следующих параметров: характер, ум, способности, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе. Испытуе­мые отмечали на бланках уровень разви­тия у себя вышеперечисленных характе­ристик на момент диагностики и уровень притязаний по тем же характеристикам, т.е. тот уровень развития всех этих ка­честв, который бы их удовлетворял (При­хожан, 1988).

Многочисленные исследования пока­зывают, что самооценка играет особую роль в успешности и надежности спор­тивной деятельности (Гиссен, 1990; Ли­пириди, 2008; Медведев, 1993; Палий, 1987 и мн. др.

Результаты применения методики Дем­бо-Рубинштейн показывают следующее. Адекватный уровень самооценки, при ко­тором наблюдается реалистичное оце­нивание себя по указанным выше пара­метрам, выявлен у чуть более третьей части выборки спортсменок-гимнасток по шкалам характера, ума, внешности и способностей. Примерно столько же испытуемых обнаруживают завышенную самооценку своей внешности, автори­тета у сверстников и уверенности в себе. У оставшейся приблизительно третьей ча­сти отмечается заниженная самооценка по параметрам авторитета у сверстников, уверенности в себе, ума и характера.

Следует отметить, что неадекватная самооценка ухудшает способности спор­тсмена к саморегуляции – необходимо­му условию достижения оптимального функционального состояния и, как след­ствие, снижает спортивные показатели атлета. Это подтверждено многими исследователями (Гогунов, Мартьянов, 2000, Лозовая, 2003). Р.С. Уэйнберг и Д. Гоулд де­лают важное замечание о том, что у юных спортсменов проигрыши снижают уро­вень самооценки, вследствие чего суще­ственно возрастает вероятность их ухода из спорта (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

Вместе с тем Г.Д. Бабушкин и В.Н. Смо­ленцева справедливо отмечают, что в подростковом возрасте самооценка ча­сто оказывается завышенной или зани­женной, в связи с чем «у иных спортсме­нов могут закрепляться нежелательные качества: самоуверенность, зазнайство, неуверенность в своих силах» (Бабушкин, Смоленцева, 2007, С. 10). Неадекватная са­мооценка юных спортсменов отрицатель­но сказывается на проявлении волевых качеств, играющих чрезвычайно важную роль в спорте. Согласно И.Н. Липириди, адекватная самооценка является основой формирования адекватных притязаний, в противном случае цели и задачи, кото­рые спортсмен ставит перед собой, ока­зываются либо слишком сложными, либо слишком простыми, не соответствующи­ми его реальным возможностям (Липири­ди, 2008).

Результаты нашего исследования по­казывают завышенные показатели уров­ня притязаний у 75% гимнасток по всем исследуемым параметрам (приводим по убыванию числа выборов): внешности, способностям, уверенности в себе, ха­рактеру, авторитету у сверстников, уму. Адекватный уровень этих параметров на­блюдается у оставшейся четверти испы­туемых.

Согласно A.M. Прихожан, умерен­ное расхождение между самооценкой и притязаниями при условии средней и высокой общей оценки данных па­раметров, в сочетании с умеренной их дифференцированностью, указывает на благоприятный вариант отношения респондента к себе (Прихожан, 1988). Данный вариант наблюдается у поло­вины участниц нашего исследования. Очевидно, от гимнасток с такой самоо­ценкой следует ожидать представления о больших собственных возможностях, соответственно, способности к прило­жению значительных усилий в своих действиях и продуктивности. Школь­ники с подобным вариантом отноше­ния к себе отличаются высокими пока­зателями социально-психологической адаптированности. Для них характерны сознательная постановка трудных це­лей и целенаправленные усилия на их достижение (Прихожан, 1988). Веро­ятно, для сферы спорта описанный ва­риант отношения к себе самый продук­тивный и, соответственно, желательный. По сути, достижение такой самооцен­ки и уровня притязаний у спортсменов предполагает выполнение одной из ос­новных функций спорта – стимулиро­вания личностного развития и требует специальной целенаправленной рабо­ты психолога для достижения подобных результатов.

Вариант сильного расхождения между притязаниями и самооценкой, сопрово­ждаемого преимущественно низкой само­оценкой и средним или высоким уровнем притязаний, наблюдается у 45% нашей вы­борки. Такая ситуация указывает на силь­ную осознаваемую неуверенность в себе и низкий коэффициент социально-пси­хологической адаптированности у под­ростка (Прихожан, 1988). Данный небла­гополучный вариант развития личности характеризуется тем, что существенный разрыв между собственными притязания­ми и оценкой своих возможностей осоз­нается подростком и создает у него не­гативные переживания. В частности, для учащихся с подобной самооценкой характерна высокая тревожность (Прихо­жан, 1988). Такие респонденты склонны выбирать задачи, реально превышающие их возможности или представляющиеся им таковыми (Бороздина, 1999). Данная модель поведения, очевидно, сопровожда­ется эмоциональным дискомфортом и ситуативной тревожностью, поскольку чело­век осознает возможность неудачи и/или ощущает риск поражения. Соответствен­но, по мере снижения самооценки проис­ходит ухудшение основных показателей эффективности деятельности, сужение и оскудение планов на будущее. Как вид­но, данный тип отношения к себе у гим­насток представляет собой негативный путь с точки зрения успешности развития личности. У этой части респондентов сле­дует предполагать слабую мотивацию до­стижений, удовлетворение уже достигну­тым, отказ от постановки высоких целей и стремления к ним.

Читайте также:  Центр развития ребенка радость моя

Вместе с тем, высокие притязания при относительно невысокой самооцен­ке спортсменов могут служить дополни­тельным стимулом к достижениям, что, бесспорно, следует считать позитивным аспектом данной модели. Необходимо учитывать, что в этом случае стремле­ния к высоким достижениям сопряже­ны со значительными эмоциональными и физическими затратами атлетов. По­добную самооценку спортсменок нель­зя однозначно считать непродуктивной, но следует подчеркнуть, что она требует квалифицированной психологической поддержки, поскольку дисгармония дан­ных параметров является фактором ри­ска развития физического и психологического неблагополучия.

Эта вариация в нашей спортивной вы­борке практически не представлена, что свидетельствует о положительных психо­эмоциональных аспектах личности гим­насток.

В зарубежных исследованиях показа­но, что люди с завышенной самооценкой нередко демонстрируют оборонительное поведение и негативную реакцию в ситуа­ции неудачи, аналогично тем, у кого выяв­лена низкая самооценка (Kernis, Waschull, 1995; Seery, Blascovich et al., 2004)

В сфере спорта завышенное само­отношение у атлетов содержит в себе опасность развития мнимой самодоста­точности, характеризующейся снижени­ем самокритичности, неадекватностью в работе с целеполаганием, ложной са­мостоятельностью в принятии решений. Следствием этого может стать сниже­ние стимула к личностному и спортивно­му развитию и самосовершенствованию. Кроме того, излишняя самоуверенность спортсмена способствует ухудшению его способности адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, ослабле­нию внимания, снижению спортивных показателей (Воронкина, 2014).

Таким образом, неадекватная само­оценка в спорте (как завышенная, так и заниженная) оказывает негативное вли­яние на успешность деятельности спор­тсменов. При этом выбираемые страте­гии поведения соответствуют уровню притязаний, рассматриваемому как сте­пень трудности выбираемых целей (Бо­роздина, 2000).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

Точка зрения о взаимосвязи самооцен­ки человека и уровня притязаний, озна­чающая, что человек осуществляет выбор цели в соответствии с тем, как он себя оценивает, является достаточно устойчивой (Божович, 1968; Зейгарник, 1981; Захарова, 1989; Арестова и соавт., 1992 и др.). Однако эмпирические данные ука­зывают на частые рассогласования уров­ней этих переменных (Бороздина, 1999, Зинько, 2006). Для уточнения данного со­отношения мы предложили участницам нашего исследования методику оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, где тесто­вым материалом явились однородные и ранжированные по сложности задачи (Райгородский и др., 2017).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе позволила выявить у респон­дентов уровень трудности выбираемых ими задач, их реакцию на успех и неуда­чу, а также стратегию и тактику поведе­ния при коррекции целей.

У половины обследованных гимнасток наблюдался ровный характер перехода к более легким задачам после неудач и к более сложным – после успешного их решения. Выполнение заданий второй половиной выборки имело выраженный неравномерный характер, проявлявший­ся в том, что после небольшого успеха выбиралась задача высокой сложности, а после однократной неудачи – сущест­венно более легкая.

Если предполагать, что наблюдаемые модели поведения определяются устой­чивыми характеристиками личности и соответствуют обычному для нее спосо­бу решения задач, то следует отметить сле­дующее. В половине случаев у юных участ­ниц исследования обнаруживаются такие характеристики, как эмоциональная неу­стойчивость, недовольство собой и свои­ми достижениями. Эти качества соответст­вуют неблагоприятному функциональному состоянию спортсменок, плохо влияюще­му на динамику работоспособности, утом­ления и результативность. Соответственно, активное воздействие на эмоциональную сферу будет способствовать достижению желательного состояния, поведения и каче­ства спортивной деятельности.

По утверждению автора методи­ки Ф. Хоппе, высокий уровень притяза­ний, соответствующий выбору задания (заданий) высокой трудности, является компенсацией неуспеха в решении пре­дыдущего задания, что предполагает от­носительно низкую самооценку (Райгородский и др., 2017). Вместе с тем, в подобных случаях, когда проявляются т.н. «классические психологические нож­ницы», несмотря на низкую самооценку, можно предполагать наличие у челове­ка положительного представления о себе и готовность создавать иллюзию самоу­важения за счет повышения требований к себе. В подобной ситуации наблюдаю­щееся рассогласование характеристик самооценки и уровня притязаний юных спортсменок и спортсменов с высокой вероятностью может сопровождаться значимыми негативными эмоциональ­ными переживаниями и внутренним дискомфортом. На такие реакции указывают результаты аналогичных исследований, проведенных с участием разных воз­растных групп, включая подростков (Бо­роздина, 1999; Залученова, 1995; Зинько, 2006; Сидоров, 2007). Вероятно, дисгар­моничность самооценки и уровня при­тязаний спортсменок обусловлена их индивидуально-психологическими осо­бенностями, в частности, эмоциональ­ной неустойчивостью, диагностируемой методикой «Экспресс-диагностика не­вроза» К. Хека и Х. Хесса (Райгородский и др., 2017).

Методика «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека и Х. Хесса

Данные опросника К. Хека и Х. Хес­са показывают, что у 55% гимнасток вы­явлен благоприятный – низкий уровень невротизации личности. У 45% гимна­сток обнаружен высокий уровень дан­ного свойства. Согласно К. Хеку и Х. Хессу, для личности с подобными пока­зателями характерно склонность к не­вротизации, выраженная эмоциональная возбудимость, сопровождающаяся негативными переживаниями и состояниями: тревожностью, напряженностью, беспо­койством, раздражительностью, расте­рянностью (Райгородский и др., 2017). Кроме того, в соответствии с полученны­ми нами данными можно предполагать у таких спортсменок выраженность пере­живаний, связанных с неудовлетворен­ностью желаний и эгоцентрической на­правленностью.

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова

Похожие результаты выявлены и ме­тодикой измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова: уровень тревожности у более половины гимнасток-испытуемых выражен доволь­но сильно (от очень высокого до средне­го с явной тенденцией к высокому).

Важно заметить, что абсолютное боль­шинство спортсменов с высоким уровнем как невротизации, так и тревожности, по­падают в группу с рассогласованием са­мооценки и уровня притязаний, описан­ную выше. Таким образом, полученные данные подтверждают результаты, ра­нее заявленные другими исследователя­ми (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.) – рассогласованные по высоте са­мооценка и уровень притязаний сопря­жены с ростом личностной тревожности, изменением реакции на фрустрацию, усилением агрессивности. Кроме того, такое состояние оказывается типичным для ряда психосоматических заболева­ний (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.). Стоит уточнить, что высокие при­тязания при невысокой оценке могут считаться и позитивным фактором, посколь­ку служат дополнительным стимулом к достижениям. Вместе с тем, необходимо учитывать объем физических и эмоцио­нально-психологических ресурсов, неиз­бежно затрачиваемых при стремлении к ним. Соответственно, такие результаты могут рассматриваться как неблагопри­ятные факторы в личностном развитии подростков и подтверждают необходи­мость специальной целенаправленной работы психолога с данным континген­том спортсменов.

Корреляционный анализ исследуемых личностных характеристик

Таким образом, мы выделили и проа­нализировали эмоционально-личност­ные характеристики юных художест­венных гимнасток, играющие ключевую роль в формировании благоприятного функционального состояния и активно­го занятия спортом. Для выявления ха­рактера связи между исследуемыми па­раметрами мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, результаты чего представлены в нижеследу­ющей таблице 1.

Табл. 1. Результаты корреляционного анализа исследуемых личностных характеристик художественных гимнасток

Источник

Оцените статью