- Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра
- Детский аутизм. Как проявляется?
- Как общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра? Рекомендации психолога
- Как распознать и развить «особые» особенности?
- Психотерапия детей с РАС
- Каково быть родителями ребенка с аутизмом
- СемьЯ
- Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ: лечение аутизма в Москве
- Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС
Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра
Эмоциональные нарушения занимают одно из центральных мест в клинической картине детского аутизма (расстройств аутистического спектра). Трудности регуляции эмоций приводят к нарушению поведения и проблемам социальной адаптации, что особенно становится заметно для родителей и окружающих в период социализации ребёнка – посещения детского садика, поступления в школу. Ребенок с РАС может на любой запрет или по незначительным поводам, или даже беспричинно устраивать истерики, которые трудно остановить, а успокаивается сам, на истощении.
Детский аутизм. Как проявляется?
Особенный ребенок требует подчинения родителей своим правилам (в быту, на улице), либо неукоснительно выполняет их сам. Устанавливает очередность совершения действий, обязательные действия (ритуалы), которые не так и важны. Нарушение же своих правил ребенок с аутизмом не переносит, кидается в плач, крик, требует во что бы то ни стало исполнить все, что он хочет.
Особенный ребенок с трудом переносит запреты, смену режима, изменение в планах (отмены или, наоборот, включения какого-то мероприятия). То есть все то, что не подконтрольно ребёнку – меняющиеся ритмы жизни, мало- или непредсказуемые реакции других людей – причиняет сильный страх, боль. Он просто эмоционально не готов гибко отреагировать на перемены и быстро под них подстроиться. Порой взрослые игнорируют подобные сигналы, особенно, если проблемы проявляются на фоне достаточных, а порой превосходных показателей формального интеллекта (великолепная память, внимание к деталям, умение читать –для детей от 3-4-х лет, знания в необычных для данного возраста областях – космос, планеты, техника, редкие виды животных и пр.) и хороших вербальных способностей.
Однако для ребенка именно эмоциональные нарушения становятся основным препятствием в дальнейшей социализации. В будущем могут повлечь куда более драматические последствия, такие как: социальная изоляция, буллинг, нарастание тревоги, страхов, формирование патологических черт личности, депрессия, суицидальные мысли.
Напротив, признание родителями особого психического статуса своего ребенка, обращение за помощью и поддержкой к специалистам позволит предотвратить большинство из перечисленного и наметить иной, более удачный и успешный путь развития.
Как общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра? Рекомендации психолога
Прежде всего попытайтесь встать на место вашего малыша и честно, развернуто ответьте на вопросы:
- как он воспринимает себя и воспринимает ли вообще?
- как воспринимает вас и мир вокруг?
- что ему причиняет страдание, много ли таких вещей, событий, явлений?
- что его радует?
- что он может, знает, как много из того, что он может или знает он «скрывает», не показывает миру?
- что им движет?
Затем напишите ответы. Прочтите их. Похоже ли все это на вас? Скорее всего, вы скажете «нет», т.к. ваш малыш по-другому устроен. Вот это и будет отправной точкой в вашем взаимодействии с ним. Если говорить о «жёсткий» правилах, по которым живет ваш особенный малыш, примите их и параллельно с этим предлагайте ему свои. Мягко объясняйте на доступном ему уровне, почему вам они важны.
Учитесь договариваться с особенным ребенком: сейчас сделаем по-твоему, а завтра – по-моему. Пусть ваш ребёнок чувствует, что он важен, его мнение учитывают при принятии решений, включают его в общее обсуждение. Если же подобные «договорные» отношения не получаются, если малыш реагирует сильными истериками, протестами, скорее всего вам будет нужна помощь специалистов.
Как распознать и развить «особые» особенности?
Достаточно часто у детей с расстройством аутистического спектра имеются необычные интересы. Важно перевести их в практические, бытовые навыки, а в дальнейшем в профессию. Для начала просто попытайтесь использовать эти увлечения в повседневной жизни, для обучения, общения и привлечения ребенка к обычным бытовым делам.
Родители лучше всех знают, чем увлечен их ребенок. Достаточно часто такие дети завороженно играют с цифрами, порой знают их на английском и других языках, прекрасно запоминают номера телефонов, машин, пароли с первого раза.
Другой ребенок увлечен энциклопедиями или техникой. В этом случае покупайте ему доступные для его уровня книги, водите на выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.
Станьте ребенку верным другом в ЕГО увлечении, увлекайтесь вместе с ним! В конце концов, становитесь в этот момент тоже особенным – поверьте, это ребенок оценит больше всего!
Дальше используйте интерес вашего ребенка, чтобы приучить к навыкам опрятности, познакомиться и поиграть со сверстниками, пойти в новое место или непривычным маршрутом, съесть что-то полезное, позаниматься.
Психотерапия детей с РАС
Направлений психотерапии и коррекции детей с РАС огромное количество. Главное для родителей не увлечься неэффективными, а порой откровенно антинаучными приемами, в том числе с использованием оккультных, эзотерических техник, либо ничем не обоснованных теорий.
Перечень возможных техник, методов, методик и подходов в лечении детейс аутизмом крайне велик. Более того, он разнится от страны к стране. Вокруг подходов, методов работы с детьми с аутизмом много горячих споров, рьяных последователей одной из моделей и преследователей других, поэтому подбирать конкретные модели и методы психокоррекции для вашего особого ребенка лучше заручившись поддержкой детского врача-психиатра, предварительно обследовав ребенка.
Традиционно одним из первых методов работы с такими детьми стала модель детского психоанализа и развившаяся из него психоаналитическая терапия детей с РАС. В детском психоанализе и психоаналитически-ориентированной психотерапии основной упор делается на работу с тяжелыми эмоциями ребёнка (страхом, агрессией, аутоагрессивными импульсами), с нарушением сферы влечений (поеданием несъедобного, отсутствием чувства опасности), с потерей интереса к реальному миру – изменённые интересы (ребенок предпочитает неигровые предметы, равнодушен к обычным игрушкам, говорит, фантазирует и играет только с динозаврами, или изучает необычные явления: электричество, свет, вентиляторы, заворожен любыми механизмами на фоне равнодушия к обычным детским шалостям).
Также признанным во всем мире и достаточно успешнымна практике является прикладной анализ поведения (ABA-терапия). АВА-терапия, как и когнитивно-поведенческая психотерапия, направлена в большей степени на коррекцию поведенческих реакций (чаще нежелательных).
Важное место в работе с детьми с РАС играет нейропсихологическая коррекция, комплекс методик которой нацелен на преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, что часто наблюдается у детей с аутизмом. Стоит упомянуть известную американскую Денверскую модель (для детей 3-5 лет) и Денверскую модель раннего вмешательства (12-30 месяцев) для детей с аутизмом, которые направлены на развитие коммуникации, речи, игровых и социальных навыков. Данный подход включает ежедневные занятия и игровую терапию, которые проходят в естественной среде ребенка (дом, детский садик) и предполагает также активное вовлечение родителей в процесс. Существует множество других направлений коррекционной работы, тренингов, таких как, сенсорная интеграция, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, тренинг социальных навыков, ипотерапия, дельфинотерапия, каждый из который следует подбирать со специалистом, ведущим лечение вашего особенного ребенка (врачом-психиатром), и желательно под его контролем.
Развитие исключительно интеллектуальных функций у ребенка или же попытка справиться с его особенностями преимущественно за счет формирования отдельных навыков, в том числе социально-бытовых, к сожалению, не разрешает проблем эмоциональной регуляции, а только, в лучшем случае, маскирует ее на время. Так, при использовании исключительно одного вида коррекции, например, формирования навыков, есть риск, что социальные навыки (взаимодействие, общение и пр.) будут копироваться и механически воспроизводиться ребенком исключительно в строго заданных условиях, при смене которых, ребенок тут же потеряет наработанную способность. Только путем включения личностного компонента – личного отношения ребенка к той или иной ситуации, развития у него этого ощущения (ощущения себя как центра, источника своей психической активности) – можно создать условия для формирования гибкого, не шаблонного, творческого взаимодействия ребёнка в социальной среде.
Если вас беспокоит, относится ли та или иная методика работы с детьми с расстройством аутистического спектра к признанной в профессиональной среде, лучше обратитесь к практикующему специалисту – детскому психиатру, медицинскому психологу. Вам всегда подскажут и расскажут о наиболее подходящих для вашего ребёнка занятиях.
Каково быть родителями ребенка с аутизмом
Для начала очень важно для родителей ребенка, которому ставят диагноз аутизм, принять тот факт, что ребенок отличается от других: в поведении, способностях и возможностях, интересах, доступности активного включения в социальную жизнь. В понимании родителей это, как правило, влечет потерю психического здоровья ребенка, а для кого-то и потерю «здорового ребенка», а вместе с этим и планов на будущее, успешную, счастливую жизнь.
Запускается процесс горевания, в том числе как реакция на несбывшиеся мечты, надежды, амбиции. Нередко родители чувствуют разочарование. Иногда это чувство может быть очень разрушительным. В некоторых случаях реакция горевания становится патологической, иными словами, разрушает жизнь родителей. Родители (или один из них) не могут говорить о болезни ребенка, о его особом поведении, трудностях в обретении навыков опрятности, речи, или частых истериках, или об отсутствии друзей и интереса к другим детям. Более того, они могут также продолжать относиться к ребенку с РАС, как к обычному, предъявляя непомерные, завышенные требования, которые он выполнить просто не в состоянии.
Для того, чтобы вовремя отследить процесс патологического горевания, обратите внимание на следующие признаки:
- затянувшаяся депрессия с чувством вины (например, перед ребенком) и потерей самопринятия, самоуважения;
- саморазрушительные действия, такие как: курение (если раньше не курили), алкоголь, наркотики, переедание или отказ от еды, постоянное попадание в неприятные истории, мелкие частые самоповреждения (например, порезы);
- страх сойти с ума или панические атаки;
- состояние длится более полугода – года.
В случае, если Вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, самое время обратиться к специалисту (психотерапевту, психологу).
СемьЯ
Договоритесь с членами своей семьи завести хорошую традицию или даже правило – разговаривать друг с другом, высказать свои сомнения, страхи, обиды, злость. Обратите особое внимание, что все подобные разговоры должны вестись не импульсивно, в виде обвинений или угроз, а в спокойной обстановке, когда каждый из участников располагает достаточным временем. Избегайте повышенного тона, старайтесь высказываться спокойно, последовательно, не перебивайте друг друга, давайте возможность выговориться всем. Это задача не из простых и возможно не сразу все получится, поэтому для начала лучше обратиться за помощью к семейному психологу. Именно семейный психолог подскажет вам возможные пути построения диалога, научит высказать свою боль, обиду, не задев чувств близкого вам человека. Более того, семейный психолог поможет увидеть «слепые зоны» в семейной системе, обрести равновесие и гармонию в отношениях. В свою очередь, гармоничные, уравновешенные отношения в семье, взаимопонимание между родителями, позволяют в некоторых случаях выправить нежелательное поведение у детей.
Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ: лечение аутизма в Москве
Своевременное обращение к специалистам за квалифицированной помощью ребенку с расстройством аутистического спектра значительно повышает шансы на его социализацию. А это, в свою очередь, залог благополучия всех членов семьи.
В Центре им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ вы найдете сразу весь комплекс возможных занятий и видов лечения аутизма у детей. Практикующие специалисты – психиатры, неврологи, эпилептологи, клинические и семейные психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты, психоаналитики, арт-терапевты, АВА-тераписты, танцевально-двигательные и телесно-ориентированные терапевты, инструкторы АФК, массажисты.
При обращении в Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ родители с ребенком попадают сначала на прием к детскому врачу-психиатру, который после внимательного осмотра и сбора подробного анамнеза назначает необходимые виды обследований. Дополнительно, на каждом обследовании специалисты ответят на ваши вопросы, дадут подробные рекомендации. По итогам врач-психиатр определяет комплекс процедур и коррекционной работы, их продолжительность и интенсивность.
Центральное место в реабилитации и развитии ребенка с диагнозом аутизм занимает фармакотерапия, по-другому говоря, препараты, которые назначаются врачом-психиатром только по предварительной договоренности с родителями. Как правило, работа по реабилитации ребенка с РАС состоит из многих аспектов и этапов, а также верно подобранных направлений психокоррекции (дефектологическая, логопедическая работа, нейрокоррекция, АВА-терапия, воздействие на развитие эмоционального компонента, формирование социально-бытовых навыков, арт-терапевтическая работа).
Ключевым звеном, запускающим реабилитацию ребенка с расстройством аутистического спектра, изменения стереотипов его поведения и реагирования, а также восстановление здоровых отношений внутри семьи, является семейная психотерапия.
Подобного рода сложный и многогранный лечебно-реабилитационный комплекс воздействий на ребенка с РАС предоставляет старейшее медицинское учреждение России, специалисты которого имеют колоссальный опыт работы с особенными детьми – Центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ.
Источник
Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС
Аутистические расстройства, как известно, относятся к первазивным нарушениям психологического развития (О.С. Никольская, М.Ю. Веденина, 2014). Этот термин означает, что затронутыми оказываются все психические функции, все стороны развития ребенка: познавательное и эмоциональное развитие, высшие психические функции и инстинктивная сфера, произвольная саморегуляция и психический тонус.
Многие исследователи аутизма сосредотачиваются на изучении какой-то определенной стороны психической жизни ребенка с РАС: на особенностях переработки информации, на трудностях формирования «модели психического», на нарушении сенсорной интеграции. Здесь хотелось бы выделить аспект тяжелого нарушения волевых процессов у людей с аутистическими расстройствами. Слабая возможность приложения волевых усилий отмечается у большинства детей и взрослых даже с так называемым высокофункциональным аутизмом. А выраженные трудности аутичных детей в прикладывании произвольных усилий при обучении вынуждают представителей разных коррекционных подходов разрабатывать сложную систему дифференцированных подкреплений (АВА); четко структурировать среду, чтобы она словно бы «вела» человека с аутизмом в направлении совершения необходимых действий при обучении или на рабочем месте (ТЕАССН).
Рассмотрение аутизма как биологически обусловленного нарушения системы базальной аффективной регуляции (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, 2014) ставит во главу угла психокоррекционной помощи при РАС эмоциональное стимулирование на основе постепенно усложняющихся отношений между ребенком (подростком, юношей, взрослым) и другим человеком – близким или специалистом; совместно-разделенное переживание, совместную осмысленную деятельность. Благодаря развитию эмоциональных отношений со значимыми людьми, благодаря постепенному усложнению и расширению репертуара совместной деятельности у человека с аутизмом может возрастать, в том числе, и способность произвольно организовать себя, прикладывать регулярные усилия для достижения каких-то осмысленных целей. Опыт показывает, что в большинстве случаев в семьях с людьми с аутистическими расстройствами, достигшими паспортной взрослости, близкие в той или иной степени остаются организаторами их повседневной жизни: помогают им выполнять свой распорядок, напоминают о выполнении необходимых повседневных дел и т.п. Когда отношения с близкими ценны для человека с РАС и осмыслены, на его поведение легче повлиять, легче мобилизовать его на выполнение тех или иных дел – порой не приятных, почти всегда энергетически затратных.
Если человек без нарушений развития, как правило, совершает значительный скачок в возрастании самостоятельности и автономии от близких в подростковые и ранние юношеские годы, то при РАС такого чаще всего не происходит. Несмотря на этот факт, хочется подчеркнуть, что наличие определенной социальной среды, в которую включен молодой человек и которая выводит его психологически за пределы ближайшего семейного окружения, играет огромную роль при аутизме, начиная с младшего подросткового возраста.
Существенная особенность социальной ситуации развития при таком тяжелом нарушении развития, как аутизм (и это касается разных вариантов аутистического развития, в том числе «высокофункционального» аутизма), состоит в том, что приходится специально организовывать адекватную нуждам конкретного подростка или молодого человека социальную среду – доброжелательную, стимулирующую, в меру требовательную и сложную. Без специально приложенных усилий, без тесного сотрудничества специалистов и близких создание такой развивающей среды невозможно.
Когда социальная среда молодого человека с аутизмом наполнена устойчивыми и эмоционально насыщенными смыслами, то уменьшается опасность, о которой все время нужно помнить: опасность снижения его активности, негативной динамики в волевой сфере. Поэтому мы считаем крайне нежелательной изоляцию такого человека, сужение сферы его контактов и тех повседневных дел, которые он привычно выполняет (а такое может произойти, например, по окончании школы). Важно, чтобы к юношеским годам у человека с РАС были сформированы какие-то личные эмоциональные отношения за пределами ближайшего микросоциального круга: такие отношения, кроме всего прочего, оказываются гарантом того, что развитие волевой сферы будет продолжаться, не «застопорится».
В чем состоит специфика такой социальной среды, которая по-настоящему стимулирует активность, эмоционально-волевое и социальное развитие аутичного человека? Можно уверенно утверждать, что такая среда должна опираться на личные, эмоционально теплые отношения с другими людьми и на какие-то виды совместной осмысленной деятельности. Причем эти виды деятельности должны быть, по возможности, возрасто-сообразны, то есть должны соотноситься с теми видами деятельности, которые типичны для ровесников без нарушений развития. Так, это могут быть те или иные виды творчества, учебная и трудовая деятельность. Не менее важно продолжение деятельности по развитию бытовой адаптации и самостоятельности. Ведь одна из соответствующих возрасту задач юношеских лет жизни человека – не просто окончательная психологическая индивидуация, отделение от родителей, а оставление родительского дома, начало полностью самостоятельной жизни.
Известно, что лишь небольшая часть аутистической популяции способна функционировать полностью самостоятельно или с небольшой поддержкой. Так, согласно результатам исследования P. Howlin и соавт. 2004 г. (S. Bolte, J. Hallmayer, 2011), среди взрослых людей с аутизмом, чей IQ в детстве определялся как превышающий 50 б., только 10 % жили совершенно независимо или с некоторой поддержкой. Однако в любом случае, независимо от прогнозов и статистических данных, для человека с РАС очень желательна деятельность по посильному освоению самостоятельной жизни, по выработке адаптивных социальных и бытовых навыков в рамках проектов «тренировочного проживания».
При этом стимулирующая развитие социальная среда должна характеризоваться не просто доброжелательным интересом и безусловным уважением, создающими психологический комфорт для каждого участника сообщества. Она должна еще и мобилизовать человека с аутизмом, в частности, стимулировать его способность быть гибким, учитывать постоянные изменения обстоятельств, подстраиваться под интересы и намерения партнеров по общению. Среда именно такого типа обозначается как «развивающая» в работах специалистов Центра лечебной педагогики Москвы, разрабатывающих средовой подход к коррекции нарушений развития (Д.В. Ермолаев, И.Ю. Захарова, 2006). В работах этих авторов подчеркивается, что «развивающая» среда значимо отличается от «комфортной» среды: она «вызывает временную дезадаптацию», но при этом постоянно ставит перед субъектом посильные адаптационные задачи.
Важной чертой социальной среды, по-настоящему работающей на развитие человека с аутизмом, должно быть соблюдение всеми участниками сообщества определенных правил, в частности, правил диалогического взаимодействия. Поясним это на примере. На встречах Клуба в Институте коррекционной педагогики (И.А. Костин, 2015) большинство участников склонны, скорее, высказываться сами (высказываться на важные для них темы, делиться впечатлениями, рассказывать о своих новостях), чем внимательно выслушивать других. Постоянно возникают ситуации, когда кто-то из участников перебивает другого, пренебрегает высказываниями товарищей. Подобная монологичность, выстраивание контакта прежде всего на основе своих, субъективно значимых и аффективно заряженных тем – это особенность, остающаяся характерной для большинства людей с РАС даже при хорошей в целом динамике состояния (И.А. Костин, 2018). Поэтому ведущие Клуба стараются доброжелательно, но настойчиво следить за выполнением правила «Каждый имеет возможность высказаться». Ведущим часто приходится останавливать перебивающих, просить подождать, обращать внимание участников на незыблемость, неукоснительность этого правила – «Каждый имеет право быть выслушанным». И, надо отметить, в группе участников постепенно возрастают внимательное отношение к собеседникам, терпение и интерес друг к другу, в конечном счете – готовность к диалогическому общению.
К сожалению, нередко социальная среда для людей с ограниченными возможностями, уже подходящих к порогу паспортной взрослости или давно перешедших его, оказывается, скорее, не «развивающей», а «комфортной» (Д.В. Ермолаев, И.Ю. Захарова, 2006), чрезмерно инфантилизирующей, а доминирующее отношение к ним со стороны микросоциального окружения – снисходительно-сочувствующим. Но в таком случае приходится признать, социальная среда вряд ли будет иметь по-настоящему развивающий характер, стимулирующий у аутичного человека развитие волевых процессов, гибкости и способности к диалогу.
Источник