- Эмоционально волевые психические процессы воля
- Патология воли.
- Синдромы нарушения воли.
- Волевые расстройства в терапевтической практике.
- ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ( психомоторные) РАССТРОЙСТВА.
- Синдромы психомоторных расстройств.
- Контрольные вопросы.
- Эмоциональные и волевые психические процессы
- Чувства
- Настроения
- 5.2. Психическая регуляция поведения и деятельности
- Краткие итоги
Эмоционально волевые психические процессы воля
Поведение человека может быть произвольным и непроизвольным. Примером непроизвольного поведения является, так называемое, «полевое поведение», когда действия человека полностью определяются ситуацией. Например, испытуемый, находящийся в пустой комнате, в центре которой на полу лежит футбольный мяч, скорее всего, подойдет и ударит по мячу.
В отличие от непроизвольного поведения, произвольное поведение сознательно направляется и регулируется. Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Ее структура включает цель, которую стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которые он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в него необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением.
В структуре деятельности преднамеренные действия образуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставленная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым, в зависимости от того, связано оно с преодолением трудностей или нет.
Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля – это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.
Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему – иерархию мотивов – от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе, жизненно важные, это происходит за счет проявлений воли.
Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьбы мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.
Нейрофизиологической основой волевых актов являются сложные взаимодействия разных структур головного мозга, ведущими из которых являются корковые центры лобных долей (целенаправленность), пирамидные клетки (произвольные движения), ретикулярная формация (энергетическое снабжение корковых структур).
Патология воли.
Патология волевой сферы представлена усилением, ослаблением, отсутвием и извращением волевой активности.
Гипербулия – болезненно повышенная волевая активность. Больные обнаруживают болезненно облегченную решимость, при которой любая идея немедленно реализуется, возможность правильного обсуждения снижена, а действия скоропалительны. Гипербулия – характерный симптом маниакального синдрома. Кроме того, гипербулию могут обнаруживать бредовые больные при реализации своих бредовых идей.
Гипобулия – болезненное снижение воли, при котором сила мотивов, побуждений снижена, затруднено определение и удерживание какой-либо цели. Больные ничем не занимаются, вялы, пассивны, длительно сидят или лежат в одной позе с безразличным выражением лица. Крайняя степень гипобулии называется абулией( отсутсвие воли) и проявляется отсутсвием побуждений, утратой желаний, полной безучастностью и бездеятельностью, почти полным ограничением общения.. Снижение воли часто сочетается с оскудением эмоций ( вплоть до апатии) и определяет клинику апатоабулического синдрома( например при шизофрении). Абулия встречается так же при сенильных психозах , депрессии , астении.
Парабулии – извращение воли, представлены различными кататоническими симптомами:
ступор – общая двигательная заторможенность, оцепенение, сопровождается утратой какого-либо контакта с окружающими;
мутизм – утрата речевого контакта с окружающими при сохранении речевого аппарата, немотивированный отказ от речи;
негативизм – бессмысленное противодействие, немотивированный отказ больного от выполнения каких-либо действий, иногда в форме противоположного действия (активный негативизм);
стереотипии – постоянное, однообразное, монотонное повторение какого-либо действия (двигательные стереотипии) или ритмичное, монотонное повторение какого-либо слова, словосочетания, иногда бессмысленное название сходных по звучанию фраз, слов или слогов (речевые стереотипии – вербигерации);
пассивная подчиняемость – больной не может противоборствовать приказам окружающих и полностью их выполняет, независимо от содержания;
эхопраксия – больной полностью повторяет все действия другого человека;
эхолалия – повторение полностью или частично речи окружающих, при этом на вопрос, обращенный к нему, больной отвечает повторением вопроса или последних слов вопроса;
каталепсия (восковая гибкость) – проявляется в повышении мышечного тонуса (этот феномен развивается постепенно, начиная с мышц шеи, плеч и, затем, охватывает все тело), вследствие чего тело больного длительное время может сохранять приданное ему положение, даже если поза крайне неудобна. Сам больной не делает никаких движений, но не сопротивляется изменению его позы и застывает в ней надолго.
Синдромы нарушения воли.
Для кататонического ступора характерно наличие повышенного тонуса мышц, который развивается как бы сверху вниз (жевательные мышцы, шейные и затылочные, далее мышцы плеч, предплечий, кистей рук и, в последнюю очередь, мышцы ног). Гипертонус может предстать в виде ступора или в виде восковой гибкости (каталепсия). Кроме того, при кататоническом ступоре выявляются негативизм, мутизм, пассивная подчиняемость.
В соответствии с выраженностью и преобладанием тех или иных двигательных расстройств выделяют несколько разновидностей кататонического ступора, которые могут сменять друг друга:
а) ступор с восковой гибкостью;
б) негативистический ступор;
в) ступор с мышечным оцепенением.
Для кататонического возбуждения характерно, лишенное внутреннего единства и целенаправленности, повышение двигательной активности, со стремлением к движению ( в отличии от стремления к действию при маниакальном синдроме), на фоне которого отмечаются такие симптомы как стереотипии, эхо-симптомы, парамимия, негативизм, мимоговорение. Может сопровождаться патетикой, экстазом, злобой, яростью, безразличием. Как разновидность психомоторного возбуждения представляет опасность и для себя и для окружающих лиц ( в т.ч. для мед.персонала).
В зависимости от преобладания тех или иных расстройств выделяют несколько разновидностей, которые представляют собой последовательные стадии развития кататонического возбуждения:
растерянно-патетическое возбуждение с экзальтированностью, восторгом, патетикой в поведении и речи;
гебефрено-кататоническое с кривлянием, гримасничаньем, нелепыми выходками, грубыми и циничными шутками, колебаниями настроения (от веселости до злобы);
импульсивное возбуждение в виде внезапных активных действий, нередко агрессивных (бьют окружающих, рвут одежду, ломают предметы, обнажаются, мажутся калом и пр.). Может быть «немым» или с выкриками, бранью;
неистовое кататоническое возбуждение сопровождается непрерывным беспорядочным и хаотическим метанием. Чаще «немое».
Ступор и возбуждение могут появиться изолированно, но могут и сменять друг друга.
В тех случаях, когда сознание остается не помраченным, кататонию называют люцидной. При таком варианте, кататония может быть в виде моносиндрома, а может сочетаться с бредом (кататоно-бредовой синдром), галлюцинациями (кататоно-галлюцинаторный), аффективными (кататно-депрессивный синдром) расстройствами. Среди же состояний помрачения сознания кататонии, обычно, сопутствует онейроидное помрачение (онейроидная кататония).Кататонический синдром чаще всего встречается при шизофрении.
Волевые расстройства в терапевтической практике.
Наибольшее значение из волевых расстройств при общении с больными терапевтического профиля имеют гипобулии (снижение волевой активности) и гипербулия (повышенная волевая активность),обусловленные личностными особенностями, реже, аффективной патологией.
Больные психастенического склада, в силу характерологических особенностей, стесняются лишний раз обратиться к врачу или другому медицинскому персоналу, могут быть оттеснены другими больными от получения процедур, согласятся на преждевременную выписку и т.д., в связи с чем нуждаются в повышенной опеке персонала.
Больные с гипербулией своей чрезмерной активностью могут дезорганизовать дисциплину в отделении, участвовать или организовывать конфликтные ситуации, высказывать необоснованные претензии, что требует коррекции поведения со стороны психолога или психофармакологической терапии.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ( психомоторные) РАССТРОЙСТВА.
Двигательные расстройства довольно обычны при психических расстройствах, особенно психотического уровня. Именно внешнее поведение обращает на себя внимание окружающих в первую очередь, именно результат такого поведения является важнейшим критерием ( поводом) для оценки состояния как чего-то не нормального, не адекватного, наконец угрожающего. Разные психопатологические состояния могут приводить к двигательным расстройствам различного содержания. Однако условно все они делятся на гиперкинетические ( психомоторное возбуждение) и на гипокинетические ( психомоторная заторможенность, ступор) формы. Паракинетические ( извращения) чаще всего предстают в виде кататонических расстройств ( см. выше).
Синдромы психомоторных расстройств.
Особенно важное значение в клинической практике имеют разные варианты психомоторного возбуждения , поскольку такие больные могут представлять опасность и для себя и для окружающих ( в т.ч. для мед. Персонала) в связи с частыми агрессивными (аутоагрессивными) тенденциями во время возбуждения. Поэтому состояния с двигательным ( психомоторным) возбуждением являются экстренными психиатрическими ситуациями и требуют немедленного купирования.
Кроме уже описанных кататонического и маниакального возбуждений, выделяют так же следующие варианты.
Тревожное – в виде метаний, стенаний,причитаний ( по типу вербигераций), взываний о помощи, заламываний рук, с возможными самоповреждениями, неожиданными суицидальными попытками. Является проявлением тревожной депрессии.
Галлюцинаторное — вызвано галлюцинаторными переживаниями, сопровождающимися выраженнвм эмоциональным компонентом. Целиком определяется содержанием самих галлюцинаций, которые в таких случаях как правило носят угрожающий, императивный характер.Больные спасаются, бегут, отмахиваются, нападают, прячутся. При этом резко противятся при попытке оказать им помощь. Чаще всего такое состояние развертывается на фоне помрачсенного сознания, что еще больше затрудняет конторль и коррекцию со стороны.
Бредовое — так же целиком определяется содержанием бредовых переживаний. Чаще это бред преследования, воздействия, ревности и др., и носит острый характер
Эпилептическое- сопутсвует дисфории и обычно связано с каким-то внешним поводом, вызвавшему недовольство больного. Возбуждение сопровождается гневной или яростной реакцией, агрессией и разрушительными действиями, выгриками, угрозами и ругательствами. Миожет длиться в однообразном виде довольно долго.
Гебефреническое – в виде поясничанья, дурашливости, кривляний, гримасничаний, шутовского копирования поступков и слов окружающих.Придумывают экстравагантные наряды ( с использованием белья. Газет, тряпок и т.п.) , пристают к окружающим с неуместными и циничными вопросами, пытются чем-либо помешать окружающим (бросются под ноги, толкают, хватают за одежду). Отмечаются элементы регресса поведения ( едят стоя, без ложки, отплевывая и чавкая). В таком состоянии они то веселы, не к месту смеясь и гогоча, то хныкают и визжат или рыдают и воют, то становятся злобными и агрессивными. Чаще встречается в молодом возрасте при шизофрении.Не редко сочетается с кататоническим с-м ( гебефренно-кататонический синдром).
Импульсивное – в виде внезапного начала. Чаще это вариант кататонического возбуждения.
Истерическое — всегда спровоцировано ситуацией ( психогенная обусловленность) и носит демонстративный характер в виде разнообразных гиперкинезов, вплоть до иммитации эпилептического припадка. ( подробнее в разделе об истерии)
Аффективно-шоковое ( реактивный психоз)- в ситуации массивной угрозы жизни ( подробнее в соответсвующем разделе).
Для быстрого купирования самого психомоторного возбуждения чаще всего применяют препараты с седативным эффектом: нейролептики ( например аминазин, тизерцин), транквилизаторы ( реланиум, седуксен), оксибутират натрия и др. в виде инъекций.
При кататоническом, галлюцинаторном, бредовом, маниакальном возбуждениях сочетают с нейролептиками с антипсихотической активность ( галоперидол) и чаще вводят смесь , состоящую из 2-4 мл аминазитна и 2-4 мл гадоперидола.
Ступорозные состояния так же отличаются большой вариабельностью. Кроме описанных кататонического и депрессивного выделяют следующие варианты.
Галлюцинаторный, бредовой, истерический, аффективно-шоковый,апатический, коматозный. Подробнее о них смотрите в соответсвующих темах.
Контрольные вопросы.
Дайте общую характеристику волевых процессов.
Как классифицируются расстройства волевой сферы?
В чем особенность кататонического синдрома?
Источник
Эмоциональные и волевые психические процессы
Чувства
Чувства представляют собой субъективную репрезентацию индивидом эмоций, которые он испытывает. Рассмотрим взаимосвязь эмоций и чувств.
Эмоции – «сырой», необработанный материал, полученный вместе с пакетом ДНК. Эмоции биологически обусловлены, они зарождаются в глубинах мозга на подсознательном уровне и являются кросс-культурным ответом на раздражители окружающей среды.
Чувства же являются построенной мозгом интерпретацией «сырых», исходных данных, подкрепленной культурой личности. Чувства – «выученный» ответ, извлеченный из культуры окружения, в котором вырос человек (семья, сверстники, сообщество и т.д.), приобретенный им сознательный опыт.
Эмоции – физиологический опыт (или состояние сознания), который дает индивиду информацию об окружающем мире, а чувство – осознание данной эмоции. Эмоции кратковременны, чувства долговременны. Эмоции связаны с физиологическим состоянием организма, чувства – с ощущениями. Чувства – прямой результат текущей ситуации. Ситуация существует, и мы чувствуем ощущения, связанные с ней. Чувства отражают естественные внутренние ощущения, присущие всем людям, которые мы вполне естественно (и неизбежно) испытываем. Некоторые из этих ощущений приятны (счастье, радость, любовь), некоторые – нет (одиночество, отторжение). Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях.
Простейшая схема, демонстрирующая связь между эмоцией, чувством и поведением [13]: Специфический стимул _ Эмоция _ Чувство _ Идентификация _ Осмысление эмоции _ Действие в соответствии с информацией, предоставляемой эмоцией ИЛИ Решение не действовать, потому что стимул неверен.
Динамика протекания чувств: возникновение _ нарастание _ кульминация _ угасание.
1. По субъективному переживанию выделяют чувства:
- положительные – связаны с удовлетворением потребностей и вызывают удовольствие (радость, восторг, любовь, симпатия, восхищение, благодарность, уважение и др.);
- отрицательные – связаны с неудовлетворением потребностей и вызывают неудовольствие (горе, жалость, ярость, раскаяние, недоверие, досада, обида, ревность и др.);
- нейтральные – не вызывают ни положительных, ни отрицательных эмоциональных реакций (безразличие, созерцание, спокойствие и др.).
2. По происхождению выделяют низшие (чувства животных), связанные с удовлетворением / неудовлетворением физиологических потребностей организма (например, чувство голода, жажды, усталости) и высшие человеческие чувства, отражающие духовный мир личности.
Высшие чувства человека подразделяют следующим образом:
- интеллектуальные – связаны с мыслительной, познавательной деятельностью (чувства удивления, сомнения, интереса к новому, догадки, радости открытия, любви к истине);
- нравственные (моральные) – отражают отношение человека к требованиям общественной морали; примеры положительных нравственных чувств: симпатия, дружба, справедливость, солидарность, долг, патриотизм; примеры отрицательных нравственных чувств: недоброжелательность, зависть, злорадство;
- эстетические – результат осознанной / неосознанной способности человека руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии окружения (чувства красоты, гармонии, возвышенного и т. д.);
3. По содержанию выделяют простые и сложные чувства.
4. По степени обобщенности предметного содержания выделяют чувства конкретные (направлены на определенный объект), обобщенные (направлены на все объекты данного класса) и абстрактные (не имеют объекта).
5. По направленности выделяют индивидуальные чувства, которые человек испытывает в отношении себя (радость, удовлетворение, бодрость, надежда, печаль, отчаяние) и относительные, которые направлены на другие объекты и людей (любовь, ненависть, благодарность, сострадание, гнев).
Амбивалентность (двойственность, «смешанность») чувств – эмоциональное состояние человека, испытывающего по отношению к некоторому объекту несогласованные, противоречивые и даже противоположные чувства (например, в ревности соединяются чувства любви и ненависти).
Настроения
Настроение – диффузное аффективное состояние / эмоциональный процесс, характеристиками которого являются устойчивость, достаточная временная продолжительность и невысокая интенсивность. Настроение образует эмоциональный фон для всех протекающих психических процессов; оно не ситуативно и в тоже время отражает отношение человека к окружающей ситуации; растянуто во времени и в течение длительного темпорального промежутка определяет его психофизиологическое состояние и поведение.
По сравнению с эмоциями, настроения менее конкретны, менее интенсивны и с меньшей вероятностью вызываются конкретным раздражителем / событием. Настроения – эмоциональные состояния, которые могут возникнуть как реакция на событие или проявиться без видимых внешних причин.
Основной источник настроения – удовлетворённость / неудовлетворённость человека качеством своей жизни. Поэтому, настроение, как правило, имеет положительную или отрицательную валентность; другими словами, человек может находиться в хорошем или в плохом настроении. Довольно часто не существует интенционального объекта (интенция – направленность, стремление), который вызывает плохое настроение, и поэтому оно не имеет конкретной даты начала и окончания, может длиться в течение нескольких часов, дней, недель или дольше.
Настроение не предметно, а личностно, однако его следует отличать от темперамента и других черт личности, которые являются более устойчивыми. Тем не менее, некоторые черты личности, такие как оптимизм и нейротизм, определяют предрасположенность к определенным типам настроения.
Фактором, оказывающим сильное влияние на настроение, является общее состояние здоровья человека, в том числе состояние его нервной системы. Нормальный сон также является важным фактором хорошего настроения – частичное ограничение или лишение сна вызывает раздражительность, склонность к стрессу, большей напряженности, напряжения в течение дня; возобновление нормального сна приводит к резкому улучшению настроения.
Настроение – внутреннее, субъективное состояние, которое может быть диагностировано по мимике, позе и другим поведенческим паттернам. Иногда настроение и / или его причины самим человеком могут не осознаваться. Настроение определяет общий жизненный тонус человека, оказывает влияние на его ощущения, восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность.
Депрессия, хронический стресс, биполярное аффективное расстройство и другие считаются расстройствами настроения, которые являются результатом химического дисбаланса нейротрансмиттеров в головном мозге.
5.2. Психическая регуляция поведения и деятельности
Поведение(англ. behavior, behaviour ) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.
Деятельность (англ. activity ) – это
- процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
- «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Э. Г. Юдин, [11, C.267]);
- объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.
Психическая регуляция поведения и деятельности осуществляется на двух уровнях:
- на непроизвольном уровне – безусловно-рефлекторная и условно-рефлекторная детерминация поведения, непреднамеренное реагирование на раздражители;
- на произвольном уровне – через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия.
Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции деятельности, необходимый для преодоления внешних и внутренних трудностей, препятствий на пути достижения цели.
Действие (англ. action) – отдельный акт поведения, порожденный определенным мотивом и направленный на достижение конкретной цели. Действия являются основным «компонентом» различных видов человеческой деятельности, которая существует только в форме действия / цепи взаимосвязанных действий.
Непроизвольные действия совершаются человеком независимо от его желания, под воздействием неосознаваемых или недостаточно четко осознаваемых побуждений, не находятся под его контролем. Непроизвольными являются безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения, действия в состоянии аффекта. Произвольные действия осуществляются человеком сознательно, имеют цель и требуют для их выполнения той или иной степени волевого контроля.
Воля (от лат. voluntas; англ. volition, will) – психический процесс сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.
Воля как целенаправленное стремление – одна из основных психических функций человека. Волевые процессы – процессы контроля действий, они сознательны и с течением времени могут быть автоматизированы до уровня привычки. Воля оказывает влияние на личностные ценности, интересы, продуктивность деятельности человека, проявляется в уверенности в своих силах и решимости.
Выделяют простые и сложные волевые действия; сложные действия отличаются от простых наличием борьбы противоречивых мотивов, необходимостью выбора, принятия решения.
Физиологические основы волевой регуляции
Волевые функции реализуются при помощи второй сигнальной системы (совокупности условных рефлексов на речевые раздражители). Раздражители второй сигнальной системы (внешняя и внутренняя речь) служат «пусковыми сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта. В основе волевых действий лежит деятельность коры больших полушарий головного мозга, при этом ведущая роль в волевой регуляции принадлежит лобным отделам коры, поражение которых приводит к абулии (от греч. нерешительность) – патологическому безволию.
Качества воли (особенности волевой регуляции, которые проявляются в конкретных специфических условиях):
- сила воли – степень актуализации волевого усилия;
- устойчивость воли – степень постоянства проявления воли в однотипных ситуациях;
- широта воли – количество видов деятельности, в которых проявляется воля.
- активизирующая (побудительная, направляющая) – мобилизация резервов организма при преодолении внешних и внутренних трудностей на пути достижения поставленной цели;
- тормозная – сдерживание нежелательных мыслей, чувств, желаний, поведения, деятельности, которые не согласуются с поставленными целями;
- регулирующая – сознательное, преднамеренное управление своими эмоциями, поведением и деятельностью;
- развивающая – развитие волевых качеств личности.
Компоненты функциональной структуры процесса волевой регуляции:
- мотивационно-побудительный (цель, мотивы);
- исполнительский (внутренние и внешние способы действий и поведения);
- оценочно-результативный (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения. Волевое усилие зависит от уровня самоорганизации личности, самодисциплины, самоконтроля, значимости цели, сформированной установки по отношению к выполняемому действию, а также мировоззрения и моральной устойчивости человека.
Оценка результата волевого действия зависит от локуса контроля (англ. locus of control ) – «способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности» [1, C. 269]. Интернальный (внутренний) локус контроля выражается в принятии на себя ответственности за совершенные действия и происходящие события. Экстернальный (внешний) локус контроля проявляется в склонности возлагать ответственность на факторы, не зависящие от личности (внешние обстоятельства, случайности, везение и др.).
В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Структура волевого акта:
- Возникновение побуждения к совершению действия (потребности, желания, мотивы) и предварительная постановка цели.
- Обсуждение и борьба мотивов.
- Принятие решения.
- Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием.
- Преодоление препятствий на пути к цели.
- Достижение результата.
- Рефлексия (самоконтроль, самооценка).
- Положительное эмоциональное подкрепление волевых усилий.
Рефлексия (от лат. reflexio – отражение, обращение назад) – «обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния» (М. В. Гамезо и др. [2, С. 106]).
Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия. Волевые качества – относительно устойчивые свойства (характеристики) личности, которые могут изменяться, развиваться в течение жизни.
В настоящее время не существует единой общепризнанной классификации волевых качеств личности ( рис. 5.3).
Классификации видов волевых качеств личности:
- По валентности (тону) волевые качества могут быть как положительными, так и отрицательными.
- По генезису выделяют первичные, вторичные (производные) и третичные волевые качества.
- В классификацииВ.А. Иванникова, выделены морально-волевые, эмоционально-волевые и собственно волевые качества.
Значительную роль в психической регуляции поведения и деятельности человека играют его самооценка и ответственность.
Самооценка (англ. self-rating) – оценка человеком своих качеств и чувств, достоинств и недостатков, способностей, поступков и пр., определяющая его самоуважение и веру в себя. Заниженная, адекватная (нормальная) или завышенная самооценка влияет на адекватность саморегуляции человека в процессе выполнения волевого действия.
Ответственность (англ. responsibility ) –личностная характеристика человека, описывающая его готовность отвечать за свои поступки, действия / бездействие и их последствия.
Нарушения волевой сферы личности (нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов) проявляются различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобулия) или чрезмерной активностью (гипербулия).
Краткие итоги
Эмоциональный процесс – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление , мотивацию, деятельность индивида.
Эмоциональный интеллект – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Аффекты – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма.
Эмоции – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными.
Чувства – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает.
Настроения – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.
Воля – психический процесс сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения.
Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия.
Источник