Эмоционально волевые психические процессы кратко

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
Читайте также:  Причины что у вас депрессия

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Источник

Эмоциональные и волевые психические процессы

Чувства

Чувства представляют собой субъективную репрезентацию индивидом эмоций, которые он испытывает. Рассмотрим взаимосвязь эмоций и чувств.

Эмоции – «сырой», необработанный материал, полученный вместе с пакетом ДНК. Эмоции биологически обусловлены, они зарождаются в глубинах мозга на подсознательном уровне и являются кросс-культурным ответом на раздражители окружающей среды.

Чувства же являются построенной мозгом интерпретацией «сырых», исходных данных, подкрепленной культурой личности. Чувства – «выученный» ответ, извлеченный из культуры окружения, в котором вырос человек (семья, сверстники, сообщество и т.д.), приобретенный им сознательный опыт.

Эмоции – физиологический опыт (или состояние сознания), который дает индивиду информацию об окружающем мире, а чувство – осознание данной эмоции. Эмоции кратковременны, чувства долговременны. Эмоции связаны с физиологическим состоянием организма, чувства – с ощущениями. Чувства – прямой результат текущей ситуации. Ситуация существует, и мы чувствуем ощущения, связанные с ней. Чувства отражают естественные внутренние ощущения, присущие всем людям, которые мы вполне естественно (и неизбежно) испытываем. Некоторые из этих ощущений приятны (счастье, радость, любовь), некоторые – нет (одиночество, отторжение). Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях.

Простейшая схема, демонстрирующая связь между эмоцией, чувством и поведением [13]: Специфический стимул _ Эмоция _ Чувство _ Идентификация _ Осмысление эмоции _ Действие в соответствии с информацией, предоставляемой эмоцией ИЛИ Решение не действовать, потому что стимул неверен.

Читайте также:  Диагностика свойств нервной системы диагностика свойств темперамента

Динамика протекания чувств: возникновение _ нарастание _ кульминация _ угасание.

1. По субъективному переживанию выделяют чувства:

  • положительные – связаны с удовлетворением потребностей и вызывают удовольствие (радость, восторг, любовь, симпатия, восхищение, благодарность, уважение и др.);
  • отрицательные – связаны с неудовлетворением потребностей и вызывают неудовольствие (горе, жалость, ярость, раскаяние, недоверие, досада, обида, ревность и др.);
  • нейтральные – не вызывают ни положительных, ни отрицательных эмоциональных реакций (безразличие, созерцание, спокойствие и др.).

2. По происхождению выделяют низшие (чувства животных), связанные с удовлетворением / неудовлетворением физиологических потребностей организма (например, чувство голода, жажды, усталости) и высшие человеческие чувства, отражающие духовный мир личности.

Высшие чувства человека подразделяют следующим образом:

  • интеллектуальные – связаны с мыслительной, познавательной деятельностью (чувства удивления, сомнения, интереса к новому, догадки, радости открытия, любви к истине);
  • нравственные (моральные) отражают отношение человека к требованиям общественной морали; примеры положительных нравственных чувств: симпатия, дружба, справедливость, солидарность, долг, патриотизм; примеры отрицательных нравственных чувств: недоброжелательность, зависть, злорадство;
  • эстетические – результат осознанной / неосознанной способности человека руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии окружения (чувства красоты, гармонии, возвышенного и т. д.);

3. По содержанию выделяют простые и сложные чувства.

4. По степени обобщенности предметного содержания выделяют чувства конкретные (направлены на определенный объект), обобщенные (направлены на все объекты данного класса) и абстрактные (не имеют объекта).

5. По направленности выделяют индивидуальные чувства, которые человек испытывает в отношении себя (радость, удовлетворение, бодрость, надежда, печаль, отчаяние) и относительные, которые направлены на другие объекты и людей (любовь, ненависть, благодарность, сострадание, гнев).

Амбивалентность (двойственность, «смешанность») чувств – эмоциональное состояние человека, испытывающего по отношению к некоторому объекту несогласованные, противоречивые и даже противоположные чувства (например, в ревности соединяются чувства любви и ненависти).

Настроения

Настроение – диффузное аффективное состояние / эмоциональный процесс, характеристиками которого являются устойчивость, достаточная временная продолжительность и невысокая интенсивность. Настроение образует эмоциональный фон для всех протекающих психических процессов; оно не ситуативно и в тоже время отражает отношение человека к окружающей ситуации; растянуто во времени и в течение длительного темпорального промежутка определяет его психофизиологическое состояние и поведение.

По сравнению с эмоциями, настроения менее конкретны, менее интенсивны и с меньшей вероятностью вызываются конкретным раздражителем / событием. Настроения – эмоциональные состояния, которые могут возникнуть как реакция на событие или проявиться без видимых внешних причин.

Основной источник настроения – удовлетворённость / неудовлетворённость человека качеством своей жизни. Поэтому, настроение, как правило, имеет положительную или отрицательную валентность; другими словами, человек может находиться в хорошем или в плохом настроении. Довольно часто не существует интенционального объекта (интенция – направленность, стремление), который вызывает плохое настроение, и поэтому оно не имеет конкретной даты начала и окончания, может длиться в течение нескольких часов, дней, недель или дольше.

Настроение не предметно, а личностно, однако его следует отличать от темперамента и других черт личности, которые являются более устойчивыми. Тем не менее, некоторые черты личности, такие как оптимизм и нейротизм, определяют предрасположенность к определенным типам настроения.

Фактором, оказывающим сильное влияние на настроение, является общее состояние здоровья человека, в том числе состояние его нервной системы. Нормальный сон также является важным фактором хорошего настроения – частичное ограничение или лишение сна вызывает раздражительность, склонность к стрессу, большей напряженности, напряжения в течение дня; возобновление нормального сна приводит к резкому улучшению настроения.

Настроение – внутреннее, субъективное состояние, которое может быть диагностировано по мимике, позе и другим поведенческим паттернам. Иногда настроение и / или его причины самим человеком могут не осознаваться. Настроение определяет общий жизненный тонус человека, оказывает влияние на его ощущения, восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность.

Депрессия, хронический стресс, биполярное аффективное расстройство и другие считаются расстройствами настроения, которые являются результатом химического дисбаланса нейротрансмиттеров в головном мозге.

5.2. Психическая регуляция поведения и деятельности

Поведение(англ. behavior, behaviour ) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.

Деятельность (англ. activity ) – это

  • процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
  • «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Э. Г. Юдин, [11, C.267]);
  • объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.

Психическая регуляция поведения и деятельности осуществляется на двух уровнях:

  1. на непроизвольном уровне – безусловно-рефлекторная и условно-рефлекторная детерминация поведения, непреднамеренное реагирование на раздражители;
  2. на произвольном уровне – через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия.

Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции деятельности, необходимый для преодоления внешних и внутренних трудностей, препятствий на пути достижения цели.

Действие (англ. action) – отдельный акт поведения, порожденный определенным мотивом и направленный на достижение конкретной цели. Действия являются основным «компонентом» различных видов человеческой деятельности, которая существует только в форме действия / цепи взаимосвязанных действий.

Непроизвольные действия совершаются человеком независимо от его желания, под воздействием неосознаваемых или недостаточно четко осознаваемых побуждений, не находятся под его контролем. Непроизвольными являются безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения, действия в состоянии аффекта. Произвольные действия осуществляются человеком сознательно, имеют цель и требуют для их выполнения той или иной степени волевого контроля.

Воля (от лат. voluntas; англ. volition, will) – психический процесс сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Читайте также:  Любить это чувство ответственности за

Воля как целенаправленное стремление – одна из основных психических функций человека. Волевые процессы – процессы контроля действий, они сознательны и с течением времени могут быть автоматизированы до уровня привычки. Воля оказывает влияние на личностные ценности, интересы, продуктивность деятельности человека, проявляется в уверенности в своих силах и решимости.

Выделяют простые и сложные волевые действия; сложные действия отличаются от простых наличием борьбы противоречивых мотивов, необходимостью выбора, принятия решения.

Физиологические основы волевой регуляции

Волевые функции реализуются при помощи второй сигнальной системы (совокупности условных рефлексов на речевые раздражители). Раздражители второй сигнальной системы (внешняя и внутренняя речь) служат «пусковыми сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта. В основе волевых действий лежит деятельность коры больших полушарий головного мозга, при этом ведущая роль в волевой регуляции принадлежит лобным отделам коры, поражение которых приводит к абулии (от греч. нерешительность) – патологическому безволию.

Качества воли (особенности волевой регуляции, которые проявляются в конкретных специфических условиях):

  • сила воли – степень актуализации волевого усилия;
  • устойчивость воли – степень постоянства проявления воли в однотипных ситуациях;
  • широта воли – количество видов деятельности, в которых проявляется воля.
  • активизирующая (побудительная, направляющая) – мобилизация резервов организма при преодолении внешних и внутренних трудностей на пути достижения поставленной цели;
  • тормозная – сдерживание нежелательных мыслей, чувств, желаний, поведения, деятельности, которые не согласуются с поставленными целями;
  • регулирующая – сознательное, преднамеренное управление своими эмоциями, поведением и деятельностью;
  • развивающая – развитие волевых качеств личности.

Компоненты функциональной структуры процесса волевой регуляции:

  1. мотивационно-побудительный (цель, мотивы);
  2. исполнительский (внутренние и внешние способы действий и поведения);
  3. оценочно-результативный (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения. Волевое усилие зависит от уровня самоорганизации личности, самодисциплины, самоконтроля, значимости цели, сформированной установки по отношению к выполняемому действию, а также мировоззрения и моральной устойчивости человека.

Оценка результата волевого действия зависит от локуса контроля (англ. locus of control ) – «способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности» [1, C. 269]. Интернальный (внутренний) локус контроля выражается в принятии на себя ответственности за совершенные действия и происходящие события. Экстернальный (внешний) локус контроля проявляется в склонности возлагать ответственность на факторы, не зависящие от личности (внешние обстоятельства, случайности, везение и др.).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Структура волевого акта:

  1. Возникновение побуждения к совершению действия (потребности, желания, мотивы) и предварительная постановка цели.
  2. Обсуждение и борьба мотивов.
  3. Принятие решения.
  4. Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием.
  5. Преодоление препятствий на пути к цели.
  6. Достижение результата.
  7. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).
  8. Положительное эмоциональное подкрепление волевых усилий.

Рефлексия (от лат. reflexio – отражение, обращение назад) – «обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния» (М. В. Гамезо и др. [2, С. 106]).

Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия. Волевые качества – относительно устойчивые свойства (характеристики) личности, которые могут изменяться, развиваться в течение жизни.

В настоящее время не существует единой общепризнанной классификации волевых качеств личности ( рис. 5.3).

Классификации видов волевых качеств личности:

  1. По валентности (тону) волевые качества могут быть как положительными, так и отрицательными.
  2. По генезису выделяют первичные, вторичные (производные) и третичные волевые качества.
  3. В классификацииВ.А. Иванникова, выделены морально-волевые, эмоционально-волевые и собственно волевые качества.

Значительную роль в психической регуляции поведения и деятельности человека играют его самооценка и ответственность.

Самооценка (англ. self-rating) – оценка человеком своих качеств и чувств, достоинств и недостатков, способностей, поступков и пр., определяющая его самоуважение и веру в себя. Заниженная, адекватная (нормальная) или завышенная самооценка влияет на адекватность саморегуляции человека в процессе выполнения волевого действия.

Ответственность (англ. responsibility ) –личностная характеристика человека, описывающая его готовность отвечать за свои поступки, действия / бездействие и их последствия.

Нарушения волевой сферы личности (нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов) проявляются различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобулия) или чрезмерной активностью (гипербулия).

Краткие итоги

Эмоциональный процесс – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление , мотивацию, деятельность индивида.

Эмоциональный интеллект – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Аффекты – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма.

Эмоции – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными.

Чувства – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает.

Настроения – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

Воля – психический процесс сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения.

Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия.

Источник

Оцените статью