8. Эмоционально-волевые процессы
Человек способен сознательно регулировать свое поведение, что, в свою очередь, требует с его стороны определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Эти усилия называют волевыми действиями или волей.
Воля – это психический процесс, обеспечивающий человеку преодоление внешних и внутренних препятствий при сознательном регулировании своего поведения и деятельности.
Преодоление препятствий требует волевого усилия.
Волевое усилие – это особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека, создающее дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемое как состояние значительного напряжения.
Воля связана с мыслительной деятельностью человека и его чувствами. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами: то, что является для человека безразличным, не вызывает никаких эмоций и, как правило, не выступает в качестве цели действий.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека, тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
В американской поведенческой психологии вместо понятия воли используется понятие «устойчивость поведения» – настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград.
Воля описывается следующими признаками:
1) связью волевого акта с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;
2) наличием продуманного плана осуществления волевого действия;
3) усиленным вниманием к волевому действию и отсутствием непосредственного удовольствия.
Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому склонен человек приписывать ответственность за результаты собственных действий. Данная характеристика в психологии обозначена термином локус контроля. Он, в свою очередь, может быть экстернальный или интернальный.
Экстернальный локус контроля – качество, характеризующее склонность человека объяснять причины своего поведения внешними факторами (случаем, обстоятельством, судьбой). Склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как: безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление откладывать осуществление своих намерений.
Интернальный локус контроля – качество, характеризующее склонность человека объяснять причины своего поведения внутренними факторами (памятью, речью, слухом). Люди с интернальной локализацией контроля ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы.
Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При объяснении поведения человека при помощи волевого действия пользуются понятием «мотивация».
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В одном случае в качестве причины поведения могут выступать психологические свойства субъекта поведения, называемые личностными диспозициями, и тогда говорят о диспозиционной мотивации. Во втором случае в качестве объяснения поведения выступают внешние условия и обстоятельства, исходящие из сложившейся ситуации, тогда говорят о ситуационной мотивации. Диспозиционные и ситуационные мотивации не являются независимыми.
Мотив – это устойчивые личностные свойства поведения конкретного человека, побуждающие его к совершению определенных действий.
Мотив можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.
Потребность – состояние личности, связанное с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Количество и качество потребностей человека зависит от его уровня организации, от условий и образа жизни. В зависимости от степени осознанности потребностей их подразделяют на влечения и желания.
Желание – состояние актуализированной (осознанной) потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных или противоречивых желаний, т.е. происходит борьба мотивов.
Борьба мотивов – психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности.
Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. То, что человек может выбирать собственный способ действий, переживается им как состояние свободы.
Влечение – состояние неосознанной потребности, переживаемое человеком как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения.
Цель действия – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связан происходящий мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.
Структура волевого действия:
1) возникновение объективной потребности;
2) осознание цели и стремление достичь ее;
3) осознание ряда возможностей достижения цели;
4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
5) борьба мотивов и выбор;
6) принятие одной из возможностей в качестве решения;
7) осуществление принятого решения;
8) преодоление внешних препятствий;
9) удовлетворение потребности.
Концепции мотивации фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.
Основным механизмом функционирования мотивации (Hull, И. П. Павлов) является стремление организма снизить напряжение, вызванное возникшим отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Данный механизм имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное положение.
Основой мотивации поведения (З. Фрейд) является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (инстинкты жизни и смерти) – соматические требования организма. Любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами.
Основной механизм мотивации (К. Левин) – уравновешивание (а не снятие, как в гомеостатических теориях) локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе. Потребности: истинные (базовые) и квазипотребности (намерения и цели). Левин ввел понятие результирующей мотивационной тенденции: чем больше привлекательность и меньше психологическая удаленность (достижимость), тем выше соответствующая мотивация.
Человек стремится избавиться (Л. Фестингер) от состояния когнитивного диссонанса – противоречия между когнициями (когниция – любое знание, мнение, убеждение), которое воспринимается личностью как состояние дискомфорта. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консанса (когда из Х следует Y). Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге – поведения.
А. Маслоу, сформулировав концепцию мотивации, разработал свою особенную систему в иерархии потребностей и изобразил это в виде «лестницы» потребностей (схема 10):
стремление к достижению,
Социальные потребности, потребность
в признании и любви
Потребность в безопасности
Физиологические (базовые) потребности
Актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня, поскольку их удовлетворение является необходимым условием перехода на следующий уровень. Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном и определяет его поведение.
Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы эмоций, аффектов, стрессовых состояний, настроений, собственно чувств.
Эмоция (франц. emotion или лат. emovere – возбуждать, волновать) – это психический процесс, протекающий в форме переживаний и отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции способны предвосхищать ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Изменения во внешней или внутренней среде приводят к изменению в эмоциональной сфере, что отражается на особенностях поведения человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны со всеми другими психическими явлениями: ощущением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью.
Выделяют следующие основные аспекты анализа эмоций:
1. Физиологические механизмы эмоций: с помощью различных физиологических показателей возможно определение эмоции, переживаемой человеком.
2. Выражение эмоций (эмоциональная экспрессия): носит универсальный характер, что имеет приспособительное значение для выживания человека; мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции.
3. Эмоция как результат оценки ситуации (когнитивная оценка ситуации): оценка ситуации играет ведущую роль в субъективной дифференциации эмоций; различные эмоциональные состояния являются оценкой перспективы в плане удовлетворения потребности; оценка собственного эмоционального состояния зависит от собственного физиологического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи.
К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения, чувства.
Собственно эмоция – эмоциональная реакция как на текущие события, так и на вероятные или вспоминаемые.
Известный психолог, исследующий эмоции, К. Изард выделил следующие эмоции, имеющие характерные нервный процесс, нервно-мышечные комплексы, субъективное качество: 1) интерес, 2) радость, 3) удивление, 4) страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вина; 11) (иногда выделяют утомление).
Эмоциональная реакция характеризуется длительностью (временем протекания), интенсивностью (может быть слабой или сильной), знаком («+», «-» и амбивалентной).
Психофизиолог В. Вундт выделил три пары понятий, которыми описываются эмоции:
1) возбуждение – торможение;
2) напряжение – разрешение;
3) удовольствие – неудовольствие.
Эмоции, стимулирующие активность (возбуждение) человека, побуждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил, называются стеническими (греч. sthenos – сила).
Эмоции, тормозящие деятельность человека (наблюдается пассивность, созерцательность, расслабленность), называются астеническими.
Мощная кратковременная эмоциональная реакция, сопровождающаяся резко выраженными органическими изменениями, значительными изменениями сознания и нарушением контроля над действиями, называется аффектом (лат. affectus – душевное волнение, страсть). Аффект препятствует нормальной организации поведения, его разумности. Чаще всего аффект протекает в результате неудовлетворения очень важной для человека потребности.
Слабая длительная эмоциональная реакция, характеризующаяся направленностью (на объект или на себя), называется эмоциональным тоном.
Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и окрашивающее в течение значительного времени поведение человека. Настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью (человек не замечает настроения). Настроение накладывает отпечаток на умственную деятельность, на особенность движений и действий человека, на эффективность деятельности. Настроение во многом зависит от состояния здоровья, особенностей нервной системы, удовлетворенности или неудовлетворенности человека.
Чувство – культурно обусловленный эмоциональный процесс, отражающий отношение человека к социальному объекту его устойчивых потребностей.
Чувства носят предметный исторический характер и связаны с представлениями человека об окружающем мире; они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в различные исторические эпохи. Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений, аффектов. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой иногда годами жизни субъекта. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в его общении с окружающими мотивирующую роль: в отношении окружающих человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства всегда связаны с работой сознания человека (в отличие от эмоций), могут произвольно им регулироваться, помогают в его взаимодействии с окружающими и формируют его отношение к себе. Чувства могут находиться в двух состояниях: актуальном, т.е. явном, и латентном, т.е. скрытом, потенциальном.
Общепринятой классификации видов чувств в настоящее время не существует. Обычно выделяют следующие виды чувств:
1) нравственные (этические) – доброта, любовь, сострадание, милосердие, преданность, гуманность;
2) интеллектуальные – любознательность, сомнение, удивление, радость открытия;
3) эстетические – наслаждение, восторг, юмор.
Источник
Эмоционально-волевые процессы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:29, контрольная работа
Краткое описание
Эмоционально-волевые процессы представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Содержимое работы — 1 файл
Копия Контрольная работа.doc
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Эмоционально-волевые процессы представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Под эмоциями (лат. emoveo- потрясаю, волную) понимается целостная субъективная реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.). Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, они отражают значимость (смысл) явлений или ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической (прежде всего, познавательной) деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных материальных или духовных потребностей человека.
Последовательное развитие эмоций в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления, что привело к формированию высшей формы их проявления – чувств, которые представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях. Следовательно, чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям¸ самому себе и т.д. В то же время они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Одновременно сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций.
Простейшая форма проявления эмоций – эмоциональный фон, который представляет собой врожденные гедонические (греч. hedone– наслаждение) переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные ощущения (напр., вкусовые, температурные, болевые и др.). Уже на этом уровне они дифференцируются на два полярных вида (класса). Положительные (стенические) эмоции возникают в результате осознания человеком полезности внешних или внутренних воздействий на организм и побуждают его к их достижению или сохранению. В то же время отрицательные (астенические) эмоции стимулируют активность, направленную на избегание нежелательных или опасных воздействий, но в то же время в той или иной мере закрепощающих функционирование психики в целом.
1.1 Основные формы протекания эмоциональных реакций
Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов. Внешняя эмоциональная экспрессия развилась и закрепилась в эволюции “как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг”. В этом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций — коммуникативная. Они, по сути дела, явились для человека первым “языком”, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний—это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
В экстремальных условиях, когда субъект осознает невозможность справиться с ситуацией, развиваются аффекты – особый вид эмоций, отличающийся большой силой и вызывающий бурные психические (страх, ярость и др.) и вегетативные (учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, дрожь в теле и др.) изменения. В этой же ситуации эмоции могут перевести психику в стрессовое состояние, при котором эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают распространяться на периферические, особенно непроизвольные, процессы. Вследствие этого происходит изменение функций различных внутренних органов, что может стать причиной развития неврозов, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и т.д. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какое чувство переживается человеком и насколько человек владеет собой при аффективном состоянии.
Считается, что физиологической основой эмоций выступают процессы, происходящие в мозге и организме в целом, как результат взаимодействия корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В формировании эмоций участвуют структуры мозга различного уровня, которые во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют их центральный нервный субстрат. Следовательно, любые повреждения мозга приводят к нарушению способности человека адекватно оценивать внешние или внутренние раздражители.
Эмоции, как процесс целостного взаимодействия различных психических и физиологических структур человеческого организма, имеют характерное внешнее проявление в двигательных и звуковых реакциях, мимике, жестах, частоте дыхания, деятельности желудка, кишечника, желез внутренней секреции, состоянии кровеносных сосудов и т.д. В то же время одни реакции могут произвольно контролироваться человеком (например, частота дыхания), а другие (кровяное давление) такому контролю в обычных условиях не подвержены.
Основными характеристиками эмоций являются их сила, длительность протекания, глубина воздействия на организм и скорость возникновения. В зависимости от их величины и сочетания различают соответствующие эмоциональные состояния, представляющие собой определенный временной уровень целостного функционирования психики человека. Например, настроение рассматривается как слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. В то же время страсть представляет собой длительное, действенное и глубокое эмоциональное состояние, возникшее на основе осознания субъектом необходимости достижения конкретной цели деятельности.
В практической психологии также выделяется еще целый ряд эмоциональных состояний. В большинстве случаев они объединены по двум характерным признакам воздействия на организм – активизации или закрепощению его деятельности. К первой группе относятся стенические эмоциональные состояния, в число которых входят бодрость, активность, радость, удовлетворенность, удовольствие и др., в то время как ко второй – пассивность, апатию, боязнь, страх, панику и т.д.
1.2 Стресс
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (так называемым, экстремальным) условиям, а так же прогнозирования его поведения в подобных условиях.
Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.
Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод и т. д. Также стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти.
Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.
Основные черты стресса:
1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
1.3 Настроение
Настроение — более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.
- органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);
- внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);
- взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);
- мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).
1.4 Чувства
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно- обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направлении его личности.
Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.) Одно и то же чувство может реализоваться в различных условиях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т.д.
В отечественной психологии подчеркиваются два аспекта: аспект отражения — эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта; аспект отношения — эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к миру.
Основные характеристики, функции и виды чувств
Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
Любовь. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих ее эмоциональную сферу. Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. В широком значении любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других. В узком смысле любовь – это относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями.
Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность эмоциональных реакций может быт непропорционально высокой по сравнению с реальной опасностью. Если тревожность — эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность — проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным.
Источник