- Эмоционально волевые качества человека
- Волевые качества личности: какие они?
- Целеустремленность
- Решительность
- Умение контролировать себя
- Терпение
- Самостоятельность
- Упорство
- Уверенность в себе
- Способность концентрироваться
- Сила есть, воля есть, а сила воли? Как современному Обломову вырасти в зрелую личность?
- Причины недостаточного развития эмоционально-волевых качеств
- Как проявляется слабость эмоционально-волевой сферы
- Виды свойств
- Как понять, насколько сильно развиты свойства у человека
- Как развивать эмоционально-волевую сферу: основные направления
Эмоционально волевые качества человека
Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества».
Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .
Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.
1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.
Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность — это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .
3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества — энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль
Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .
Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .
Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .
Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.
Формирование волевых качеств
Воля — это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут «сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.
Источник
Волевые качества личности: какие они?
В жизни довольно часто человеку приходится сталкиваться с ситуациями, когда требуется сделать что-то значимое или важное, но на это совершенно нет желания. В подобных случаях необходимо преодолеть себя, что требует подключения силы воли. Для многих это становится непростой задачей.
Как считаете, вы волевой человек? За счет каких качеств такие люди выделяются на общем фоне? Что необходимо взращивать в себе, какие способности нужно развивать, чтобы укрепить собственную силу воли? В данной статье мы рассмотрим базовые волевые качества индивидуума, которые особо необходимы во время достижения масштабных жизненных целей, предоставим список основных волевых качеств и дадим им краткую характеристику.
Целеустремленность
Зачастую когда говорят «волевой человек», имеют в виду личность, у которой есть четкая цель, и она делает все для ее достижения. Даже если у вас нет непреодолимого желания сформировать и развить в себе волевые черты характера, все же будет полезно установить определенные цели, чтобы точно понять, чего вы хотите от жизни.
Человек без конкретной жизненной цели просто плывет по течению, и нередко он может страдать от ощущения бессмысленности своей жизни. Когда поставлена цель, но не делаются шаги для ее достижения, то в результате индивид начинает также страдать, но уже от фрустрации. Это психическое состояние появляется в условиях реальной или возможной неспособности удовлетворить определенные потребности. Иными словами, когда желания не соответствуют имеющимся возможностям. А правильно ставить цели и достигать их научит курс «Целеполагание».
Решительность
Недостаточно просто поставить перед собой цель, также нужно иметь смелость, чтобы ее достичь. Если готовы бросить все уже при появлении первых трудностей, то вряд ли вас можно назвать волевым человеком. Смелость перед жизненными трудностями – это одно из базовых качеств каждого успешного человека.
Волевые личности сталкиваются с неурядицами, проблемами, неудачами и препятствиями, но они могут найти в себе достаточно силы, чтобы преодолеть все преграды. Они не останавливаются на пути к цели, даже когда для этого требуются титанические усилия.
Умение контролировать себя
Для волевых людей характерен высокий уровень самоконтроля. Они способны работать, даже когда совсем не хочется, находят в себе силы после фразы «я больше не могу». Проведите для себя небольшой тест для определения уровня самоконтроля: начните с малого – не отвлекайтесь от дел, чтобы проверить социальные сети, составьте распорядок дня, начните просыпаться и ложиться спать в одно и то же время. Помимо прочих положительных эффектов, это позволит развить самоконтроль.
Терпение
Необходимо уметь не только делать что-то, чего совсем не хочется, но также и отказываться делать то, чего желаете, но что может вам навредить. У терпения есть тесная связь с самоконтролем: необходимо уметь вовремя взять себя в руки, не поступать опрометчиво, не поддаваться импульсивному порыву или аффекту.
Самостоятельность
Волевой человек обязательно должен быть самостоятельным. Он может сам принять решение без сторонней помощи и в одиночку взять на себя ответственность за свой выбор. Он способен зайти намного дальше: после принятия определенного решения человек с волевыми качествами может самостоятельно воплотить свою идею в жизнь.
Это не означает, что все требуется делать в одиночку, но волевая личность должна быть готовой к подобному развитию событий. Она не будет перекладывать ответственность на чужие плечи, все время просить о помощи. Такой человек самодостаточен и самостоятелен.
Упорство
Данная черта свойственна всем волевым людям. Если такой человек задумал что-либо сделать, то он непременно реализует свою затею. Зачастую люди сталкиваются с тем, что не в состоянии четко определить, правильно ли они решили. В результате из-за подобной неуверенности они предпочитают ничего не решать. Необходимо бороться с подобными сомнениями. Порой лучше выбрать хоть что-то, чем оставаться бездействующим.
Уверенность в себе
Для неуверенного человека свойственна бездеятельность. Он боится неудач, а принятие любого решения для него подобно пытке. Чтобы начать активно действовать, требуется развивать уверенность в себе.
Способность концентрироваться
Довольно часто необходимо отбросить все лишнее, всецело посвятив себя важному. Нужно формировать в себе умение концентрировать внимание на том, что является главным сейчас, и игнорировать второстепенное. Особенно это относится к «пожирателям времени» и ненужному труду.
В завершение мы настоятельно советуем продолжать развивать в себе волевые качества.
Источник
Сила есть, воля есть, а сила воли? Как современному Обломову вырасти в зрелую личность?
Воля представляет собой особый психологический термин. Это способность человека принимать конкретные решения и действовать в соответствии с собственными интересами. Своими же силами делать то, что задумано.
Что касается характеристик воли, они имеет несколько аспектов:
- Субъект. Собственно, тот, кто планирует и думает. Сам человек. Здесь отражается его личностная сторона. Зрелость индивида.
- Объект. То, на что направлена воля. Это может быть физический предмет или другая личность. В этом смысле можно говорить о прямом воздействии на другого индивида, подавление чужой воли посредством собственной. Классический пример — это властные отношения, когда интересы подчиненного не имеют значения для руководителя. То же самое можно сказать про коллектив, учебное заведение и прочие места, где есть четкая вертикаль власти и подчинения. Не важно, формальная или неформальная, вплоть до тюремной камеры.
- Цель или направление. Конечная задача, которую планирует решить человек. Действующее лицо. Речь идет о достижении какого-либо результата, например, финансового. Заработать миллион к концу года. Ради этого трудиться каждый день и откладывать средства. Или об исполнении властного предписания. Сделать то и другое до определенного дня. В формальных структурах и отношениях воля руководителя оформляется документально: приказом, указом, руководством.
- Инструменты. Чаще всего, таковыми выступают внешние, вспомогательные моменты. Например, государственное принуждение, если мы говорим о властных отношениях. В неформальных коллективах в качестве инструментов воли используются сила или авторитет. Первое держится на страхе. Второе — на уважении и готовности добровольно подчиняться.
- Конечный результат. Собственно, то, что имеется в сухом остатке.
- Сила воли. Знакомый всем термин. Описывает то, насколько интенсивно конкретный человек проводит в жизнь свои задумки, принятые решения.
Волю невозможно направить на самого себя, как считают многие психиатры и специалисты по психологии. Если человек действует подобным образом, его внутренние свойства личности вступают в противоречия. Начинается выраженный конфликт. Потому то люди не могут отказаться от наркотиков, алкоголя, переедания, курения и прочих пагубных привычек. Более того, состояние усугубляется. Поскольку попытки направить волевые усилия на себя приводит к напряжению, в лучшем случае к неврозам, тревожности, стрессу. Возможны и более опасные последствия.
В психологии, развитые эмоционально-волевые качества выступают чертой зрелой личности. Инфантилизм же как раз идет рука об руку с недостаточным уровнем развития этой сферы человеческой деятельности, психики. Но это поправимо. Поскольку необходимые качества можно развивать по собственному усмотрению. Целенаправленно.
Причины недостаточного развития эмоционально-волевых качеств
Причины скудного развития морально-волевые качеств в 90% случаев социальные. Поскольку личность в целом формируется только под действием общества, его институтов. От семьи до прочих малых и крупных групп. Есть и менее распространенные факторы. Они касаются возможных патологий, в частности, расстройств психики и личности. Попробуем разобраться в вопросе подробнее.
Чрезмерная опека
Как показывает практика, если человека постоянно опекают, это снижает скорость и качество развития воли. Стоит вспомнить определение. Речь идет, во-первых, о способности самостоятельно думать. Во-вторых — действовать. В-третьих — в собственных интересах. Все три момента при чрезмерной опеке искажаются. Вместо самостоятельности мышления — прививают подчиняемость, конформизм по типу «делай как все». То же самое касается и второго момента. Что насчет собственных потребностей — все должно быть в интересах «правильности». Нельзя бегать — это невоспитанность. Нельзя драться — это невоспитанность. Нужно делать все, как требует общество и родители.
Если так продолжается, воля подавляется, остается только подчиняемость. Подобный стиль воспитания приводит к безволию, бесхребетности и легкой управляемости. Такие люди с трудом принимают решения и практически не могут их реализовать, поскольку не было такого опыта ранее. Приходится учиться заново. Получается это не у всех, да и желания такого обычно нет.
Недостаточность опеки и внимания со стороны родителей
Формирование безволия может быть связано не только с гиперопекой. То же самое возникает и в обратном случае, правда, не всегда. Речь идет о стиле воспитания, при котором родитель не воспринимает своего ребенка. Дает ему полную свободу действий и при этом не уделяет ни минуты реального внимания. Физически может находиться рядом, а эмоционально — бесконечно далек и отстранен невидимой стеной. Сказывается недостаток внимания.
Человек может остаться инфантильным в попытках заработать хоть каплю внимания от всего окружения. Так рождаются нарциссичные личности. При этом они все так же слабы с волевой точки зрения. Плохо ориентируются в жизненных ситуациях и не могут принять самостоятельно решение далее собственной потребности в любви. В худшем случае — любви паразитической.
Императивный стиль воспитания
Сказывается примерно тем же образом. Присутствует гиперопека, только в еще более сложном выражении. Если либеральное воспитание основывается на разумных ограничениях, при этом человек думает сам. Императивное всегда основано на принуждении, насилии – физическом или психическом. Часто — на сочетании одного и другого. Это еще хуже, поскольку человек вырастает забитым, всего и вся боится, совершенно не доверяет людям. Волевые качества не развиваются или развиваются в противоположном, узко ориентированном направлении, которое никак не связано с реализацией своих планов, поиска места в жизни.
Потому императивное воспитание — большое зло с точки зрения формирования личности.
Частые неудачи в жизни
С ними встречаются уже в более поздние годы. В подростковом возрасте и так далее. Полностью подавить и сломить волю они не способны, но могут подорвать веру в себя. Соответственно, человек перестанет нормально планировать и действовать. Основным тормозом станет страх перед неудачей. Этот вопрос можно и нужно прорабатывать под контролем психолога или психотерапевта.
Особенности психотипа
В некоторых случаях именно психотип — корень всех бед. Некоторые люди подобны тому самому Обломову, у которого есть мысли, есть планы и целая туча желаний, а вот способности встать с постели и сделать задуманное — нет. Эдакая «полуволя» не считается полноценным качеством. Это скорее вариант эскапизма или пустого фантазирования. Трансформировать ее в реальные действия можно. Было бы желание и немного свободного времени. Вопрос лучше всего прорабатывать под контролем специалистов.
Психотип скорректировать нельзя. Он на всю жизнь. А вот справиться с отдельными, наиболее неприглядными качествами, сгладить их — вполне возможно.
Нарушения высшей нервной деятельности
В основном, связанные с патологическими процессами психиатрического плана. Например, безволие (так называемая абулия) сопровождает шизофрению. Это часть так называемой негативной симптоматики, когда пациент перестает быть самим собой. При этом, как ни странно, воля страдает чаще всего. Наступает апатия, когда к тому же ничего не хочется. Состояние неестественное и не обусловлено социумом. Это результат нарушения нормального баланса нейромедиаторов в головном мозге.
Болезни неврологического характера
Встречаются немного реже. Среди них эпилепсия и прочие синдромы. В том числе врожденные. Они не всегда влияют на морально-волевые качества, хотя возможно и такое.
Воля — это качество, которое можно развить. Но для этого придется приложить усилия. Парадоксально, что чтобы развить качество, нужно его же и проявить. Это тренировка сама по себе. Далее мы представим некоторые инструкции, упражнения на развития способности принимать решения и претворять их в жизнь.
Как проявляется слабость эмоционально-волевой сферы
Слабость проявляется несколькими способами. Как правило, страдают все морально-волевые аспекты. Например, симптомы нормального (если можно так сказать), не патологического безволия будут такими:
- Нарушение принятия решений. Неготовность решать самостоятельно. Обычно такие люди стараются всеми силами переложить решение на другого – на родителей, на супруга или супругу, на начальника. В конце концов, присутствует и более глобальный аспект.
- Неуверенность в себе. Пациент психолога не может решиться на деятельность. Уверен в собственной неудаче. Почему так — уже сказано выше. Чаще всего речь идет о негативном перенесенном опыте. Возможна особенность личности.
- Неспособность сделать то, что задумано. Основная проблема в неготовности ставить реальные маленькие цели и планировать свою деятельность. По этой причине как раз и не выходит реализовать задуманное. Это не столько безволие, сколько неумение правильно распорядиться собственным усилием, импульсом.
- Неготовность принимать ответственность на себя. Банальный страх перед ответственностью присутствует у многих людей. Не стоит путать его с нежеланием брать не себя ответственность за то, что человеку не принадлежит. Это две разные вещи. Например, можно отвечать за собственную работу, но нельзя отвечать за действия другого человека: мужа, жены, друга, постороннего. В этом же случае страдающий безволием не готов отвечать за свои собственные действия и их результаты.
Справиться с этими патологическими моментами можно, если есть желание.
Виды свойств
Воля — это широкая совокупность качеств. Если привести перечень таковых, получится такая картина. Виды волевых качеств:
Готовность смотреть, что и как ты делаешь. Подчинять свою деятельность одной конкретной цели. То есть работать сообразно достижению результата. Это свойство зрелой личности.
- Частично с этим качеством пересекается и другое. Так называемая дисциплинированность
Готовность действовать так, как того требует ситуация. Дисциплина особенно важна при необходимости достичь определенной цели. Поскольку недисциплинированный человек будет искать оправдания и постоянно отвлекаться. Классический пример. Нужно выполнять курсовую работу. Дисциплинированный студент с развитыми морально-волевыми качествами садится и делает свое дело. Не отвлекается и не откладывает в долгий ящик. Безвольный и легкомысленный — садится за работу в последний момент, проверяет соцсети, почту, играет (так называемая прокрастинация). Отсутствие дисциплины и самоконтроля пагубно сказывается и на рабочих аспектах. То есть в профессиональной деятельности такие люди не могут реализоваться как специалисты, если не переломят себя.
Умение самостоятельно планировать собственную деятельность. Тут опять же напрашивается пример с курсовой работой. Разумный студент понимает, что делать свое дело нужно, поскольку от этого зависит учеба, результаты в будущем. Потому сначала садится за работу, потом оставляет время на отдых и развлечения. Что касается безвольного не организованного человека, он все делает в последний момент. Не умеет правильно распределить силы и ресурсы, основной из которых — время.
- Важное волевое качество — это настойчивость. То есть готовность действовать снова и снова, чтобы достичь определенного результата
Например, молодой человек организовывает бизнес. Берет кредит, начинает производство или оказывает услуги. Прогорает и теряет деньги. В этом случае варианта два. Опустить руки и плюнуть, назвав себя неудачником. Или же взяться за дело снова, с энтузиазмом, основываясь на ошибках, которые были сделаны. Волевой человек умеет вставать, после падения. Это основное отличие. В негативном ключе настойчивость перерастает в упрямство. Это уже отрицательное качество. Оно сопровождается неправильным распределением волевых усилий в ущерб нормальной деятельности, достижению результатов.
Что еще относится к волевым качествам человека?
Энергичность. Ее можно назвать работоспособностью. Это готовность мобилизовать ресурсы собственного организма и объективные факторы, чтобы достичь поставленной цели. Важно, чтобы энергичность сочеталась с настойчивостью.
Смелость. Как правило, врожденное качество личности, обусловленное психотипом. При этом, оно необходимо для развития некоторых других моментов. Смелость можно определить как возможность и способность противостоять страху. Это не часть воли, но предпосылка для ее формирования и развития. Также речь идет о готовности идти на риск. Важно, чтобы смелость сочеталась с прочими свойствами. Поскольку риск должен быть оправданным. Особенно нужна смелость и решительность бизнесменам, предпринимателям.
Решительность. Важное свойство личности. Характеризуется готовностью принимать и претворять собственные, обоснованные решения. Как и можно понять из названия качества. При этом, важно, чтобы это не было пустым желанием действовать. Имеется в виду взвешенность, «спланированность» действия, так сказать, трезвый расчет. Только в этом случае будет толк от принятого решения.
Выдержка. Готовность терпеть некоторые неприятные моменты, препоны, которые появляются на пути к достижению цели. О выдержке можно говорить, если человек готов действовать сообразно принятому решению и четко видит свою цель. Не сдается при появлении трудностей.
Самостоятельность. Какие качества личности принято называть волевыми? Когда говорят о них, в первую очередь имеют в виду самостоятельность. То есть готовность думать своей головой и принимать решения без давления со стороны других. Основанное на трезвом расчете, разуме и обоснованном риске. Это важный момент.
Инициативность. Готовность действовать без стороннего влияния. Можно назвать ее активностью. Безвольный человек обычно ничего не хочет, не готов что-то делать. Однако придается мечтаниям, это форма эскапизма, бегства от реальности. Тем более что такое качество личности никогда не приходит одно. Речь о совокупности негативных качеств личности.
Целеустремленность. Умение планировать и двигаться к четко обозначенной, поставленной цели. Непременное качество волевой личности. При этом, важно, чтобы цели были выполнимыми, достижимыми и не слишком глобальными. Если говорить о промежуточных этапах.
Ответственность. Готовность пожинать плоды своей деятельности.
Характеристика волевых качеств позволяет говорить о человеке, которого можно назвать зрелой, готовой к деятельности личности. Разумеется, степень развитости этих свойств будет разной у каждого конкретного члена общества.
Как понять, насколько сильно развиты свойства у человека
Указанные выше свойства основаны на опроснике Чумакова. Это оригинальная методика оценки характеристик, личности. Полноценный тест на волевые качества. Он состоит из 78 вопросов. Каждый оценивается в 0-3 балла. В зависимости от того, какой ответ дает респондент.
По результатам можно судить о степени развитости необходимых качеств. Каждого по отдельности и в целом.
Как развивать эмоционально-волевую сферу: основные направления
Развитие волевых качеств человека — задача вполне решаемая. Все зависит от делания и готовности поработать над собой.
Основной совет тем, кто хочет пройти тренировку волевых качеств — делайте то, что не хочется. Если дать более конкретные рекомендации:
- Не отвлекайтесь. Учитесь концентрировать свое внимание на цели. Когда работаете — не проверяйте соцсети, забудьте про серфинг в интернете. И так далее.
- Планируйте свой день. Дисциплинируйте себя. Строго и неукоснительно соблюдайте режим.
Какие еще приемы способствуют формированию волевых качеств?
- Анализируйте свои неудачи и успехи. Сильные и слабые стороны. Повышайте уверенность в себе.
- Запишитесь в спортивную секцию или кружок по интересам. Посещайте их.
- Постоянно учитесь. Учеба требует волевого усилия.
- Боритесь со своими недостатками.
Источник