Эмоционально волевой компонент диагностики личностных достижений обучающихся

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Диагностика в ОДОД. Предмет, цель и методики оценки.

Диагностика в ОДОД.
Предмет, цель и методики оценки

Басманова Галина Петровна,
методист Отделения дополнительного
образования детей ГБОУ
центр образования №671 Санкт-Петербурга

Вопрос построения и совершенствования системы диагностики в каждом конкретном учреждении дополнительного образования достаточно актуален, так как является существенной частью оценки качества дополнительного образования.

Данная статья – это попытка осмыслить опыт работы коллег по названной проблеме, ответить на главные вопросы диагностики: что измеряем? зачем и как измеряем? Это возможность отобрать наиболее важный материал для определения личностных достижений обучающегося, поделиться своим опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению программ с использованием методик, подтвердивших свою эффективность.

На данный момент в обществе значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Повышение качества образования требует внимательного отношения к оценке достижений учащихся. Поэтому дополнительное образование нуждается в качественном критериальном аппарате.

Этот вопрос важен и для нашего учреждения. Мы попытались определиться с самыми важными позициями в критериях оценки. Первое, что нужно было понять, что измеряем?

Сегодня существует несколько подходов к определению критерия качества
и результативности деятельности учреждений.

Рассмотрим некоторые из них. Один из подходов (А.Я. Журкина) отмечает, что критерием результативности во внеучебной деятельности должно выступать отношение ребенка к избранному виду деятельности. На этом основании выделяются его уровни: развлечение, потребление, творчество.

О.Е. Лебедев предлагает рассматривать уровень образованности (образовательного результата). Автор выделяет три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.

Под результативностью воспитательной деятельности Е.В. Титова понимает достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).

Е.Г. Юдина говорит о том, что личностно-ориентированный тип образования предполагает постановку акцента на индивидуализации педагогических технологий – учет реальных интересов, склонностей и способностей каждого ребенка при построении образовательного процесса.

Корчемлюк О.Е. дает обобщенное понятие тех качеств личности, которые мы можем рассматривать как главные критерии оценки при диагностике: «Личностные достижения учащегося в учреждении дополнительного образования можно рассматривать как позитивно-значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе успешного освоения ребенком избранного вида деятельности.

Соответственно, структура личностных достижений воспитанника учреждения дополнительного образования может быть представлена следующими четырьмя компонентами:

  • мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
  • когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
  • операциональным (умения, навыки);
  • эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия)»[1]

Таким образом, если коротко сформулировать, то мы оцениваем личностные достижения воспитанника ДО. Параметры оценки – это осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка.

В прошлом учебном году мы апробировали четырехкомпонентную структуру личностных достижений воспитанника учреждения дополнительного образования, описанную в статье Корчемлюк О.Е.«Система оценки достижения учащихся при освоении дополнительных образовательных программ». В результате определили наиболее оптимальный и эффективный на данный момент диагностический аппарат, сделали выводы из анализа результатов обследования, что позволило строить работу учреждения
с применением более эффективных методик.

Следующий вопрос: зачем измеряем?

  1. С целью создания условий для организации деятельности воспитанников, которая обеспечивает реальные возможности разностороннего личностного роста, удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных потребностей детей и их родителей.
  2. Для создания психологически комфортной атмосферы для занятий, благоприятных условий для саморазвития, самоопределения детей.

Как измеряем?

Диагностический аппарат

I., II. Когнитивный, операциональный компоненты могут быть диагностированы при помощи

  • диагностических исследований результативности освоения программы, содержащихся в самих программах и в методическом обеспечении программы;
  • карты экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося; карты самооценки компетентности обучающегося.

Проявление уровня развития мыслительных процессов может быть исследовано
с помощью теста «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака, методики определения уровня умственного развития детей 6-9 лет Э.Ф. Замбицявичене, культурно-свободного теста на интеллект (CFIT) Р. Кетелла, тестов Айзенка, теста Штура и т.д. Все тесты проводятся специалистами. Опыт работы показал, что массового тестирования по этим компонентам проводить, как правило, не требуется, так как у ОДОД иные задачи, чем
у школы. Эти методики можно использовать при работе с одаренными детьми.

III. Мотивационно-ценностный компонент (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации).

Методы наблюдения и анкетирования применяются на первом этапе обследования
и являются достаточно продуктивными.

Анкеты для родителей: «Интересы Вашего ребенка» (Какие виды деятельности привлекают Вашего ребенка? Какие кружки он(а) хотел(а) бы посещать?). Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе» и ряд других анкет позволяют выявить представление родителей о потребностях ребенка. Но стоит учитывать, чем старше дети, тем больше могут расходиться потребности обучающихся с родительским представлением об этом. Поэтому целесообразно, начиная со среднего школьного возраста, давать анкеты со сходными вопросами для детей и родителей. Затем полезно сравнить две анкеты и озвучить результаты взрослым, не называя конкретных имен.

Анкета для обучающихся: «Твой выбор»

Какую профессию ты хочешь выбрать?

Какие учебные предметы тебе нравятся?

Какие виды деятельности тебя привлекают во внеурочное время?

Какие кружки ты хотел (а) бы посещать?

Какие кружки ты посещаешь в этом учебном году?

Какие из них тебе очень нравятся, нравятся, не нравятся?

Какие объединения ты хотел (а) бы посещать в следующем учебном году?

В зависимости от задачи анкетирования, анкета может быть очень простая или более сложная.

По результатам тестирования даются рекомендации для дальнейшей работы
по разработке новых программ (какие направления более востребованы, каков запрос), по профориентации, так как работа ОДОД направлена на самоопределение обучающихся. Могут даваться и другие частные рекомендации.

Читайте также:  Мотив цель эмоции являются

Следующий этап работы – это измерение мотивации достижения. Можно использовать модификацию теста-опросника А. Мехрабиана, предложенную
М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников. Для младших детей можно использовать другие модификации этого теста-опросника.

Исследования необходимы при даче рекомендаций педагогам, при планировании работы учреждения (личные результаты остаются известны только педагогу-психологу). Затем могут проводиться индивидуальные консультации для обучающихся
(по результатам тестирования). Ведется просветительская работа для педагогов. При этом удобно использовать обобщенный материал в виде компактных таблиц с рекомендациями. Например, «Причины низкой мотивации пути ее повышения», «Коррекция самооценки обучающихся (проблема – методы решения проблемы)» и т.д.

Ценностные ориентации. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений
к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Для тестирования используется методика изучения ценностных ориентаций
М. Рокича (прямое ранжирование списка ценностей). Данная методика показала свою эффективность. Она наглядно демонстрирует ценностные предпочтения обучающихся. Результаты тестирования часто заставляют пересмотреть некоторые стереотипные представления о ценностях молодежи.

IV. Эмоционально-волевой компонент (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Методика «Лесенка» (самооценка, Пирса Харриса) проводится с целью определения самооценки обучающихся. Эту методику можно использовать
для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы. Для старших ребят используется методика «Самооценка».

Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильевой) проводится с целью определения эмоционального состояния детей, отношения к занятиям,
к
преподавателю, к ребятам в группе.

Методика «Социометрия» (удовлетворенность детей своими отношениями
со сверстниками).
Методика позволяет сделать срез с динамики внутренних отношений
с тем, чтобы использовать результаты для улучшения коммуникативной обстановки
в группе.

Рамки статьи дали возможность затронуть лишь часть проблем, связанных
с качеством психолого-педагогической диагностики ОДОД. Мы считаем, что внимательное компетентное отношение к оценке достижений обучающихся – это залог успешного решения целей и задач обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая составляющая оценки достижений является очень важной частью системы мониторинга образовательного процесса нашего учреждения.
Предстоит еще долгий путь совершенствования всей системы в целом. Но необходимо помнить, что диагностический аппарат – мощное средство, и использовать его нужно осторожно и только в целях определения проблем обучения, слабых мест, для понимания направления работы, для определения воздействия на детей новых технологий и т.д.
И принцип «не навреди» должен оставаться главным в нашей работе.

Литература

  1. Альманах психологических тестов. Психология личности. /Под редакцией Римских Р.Р. и С.А. – М.: Издательство «КСП», 1996.
  2. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4.
    Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.
  3. Лукьянова, М.И. Методика групповой оценки коммуникативной компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах: пособие для школьных психологов /М.И. Лукьянова. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
  4. Информационно-методический бюллетень. Результативность образовательного процесса в УДОД. Выпуск № 5. СПб.: ГОУ СПб ДТЮ, 2008.
  5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие: в 4 ч. /М.И. Лукьянова. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. — Ч.4: Ценностные ориентации школьников.

Источник

Диагностика личностных достижений обучающихся в дополнительном образовании

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Концепция развития российского образования определяет учебно- воспитательный процесс в организациях среднего профессионального образования как целенаправленную деятельность по формированию у подрастающего поколения мотивации обучения, приобщению к общечеловеческим ценностям культуры и опыта предыдущих поколений. Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе может стать основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. Этот подход может стать актуальным в воспитании человека, хорошо информированной личности, стремящейся к самосовершенствованию и активно участвующей в работе на благо общества.

В системе среднего профессионального образования проводится систематическая работа по внедрению новых моделей обучения и воспитания. Профессиональное образование создает необходимые условия для личностного определения, реализует программы, направленные на воспитание грамотного специалиста, гражданина с активной жизненной позицией.

Многогранность образовательного процесса в ГБПОУ «Дзержинский техникум бизнеса и технологий» предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Это можно проследить в осуществлении образовательной деятельности по дополнительным программам.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности обучающегося.

Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015] [Глава X][Статья 75] «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняется определением результативности обучения студентов по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Читайте также:  Чем выше атмосферное давление тем лучше себя чувствую

Наиболее оптимальным в образовательной системе ГБПОУ ДТБТ представляется подход, учитывающий в комплексе достижения обучающихся в учебной, личностной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений обучающихся преобладают экспертные формы оценивания.

В качестве стандарта для педагога дополнительного образования выступает образовательная программа, согласованная на заседании МК и утвержденная заместителем директора по УВР, которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному направлению. Говоря о достижениях, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином коллективе обучающихся, в зависимости от его специфики.

Рассмотрим основные параметры достижений обучающихся ГБПОУ ДТБТ в сфере дополнительного образования:

1. Уровень освоения содержания преподаваемого предмета

Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.

Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы можно по следующим показателям: умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; количество обучающихся, в полной степени освоивших программу; стабильность практических достижений обучающихся.

2.Устойчивость интереса к предлагаемой деятельности и коллективу

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода из коллектива. Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость, положительные мотивы посещения занятий; осознание социальной значимости и нужности деятельности для себя.

3. Личностные достижения:

  1. Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции обучающегося в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения соответственно возрасту.
  2. Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.
  3. Приобщенность к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).
  4. Уровень творческой активности обучающихся. При анализе степени проявления творческих способностей во внеурочной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого студента.

4. Уровень практической реализации достижений обучающихся

Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого студента и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, деятельности, по количеству обучающихся, имеющих творческие достижения; удовлетворенность студентов собственными достижениями, объективность самооценки.

Показатели творческих достижений, обучающихся: существование системы педагогической работы по демонстрации практических и творческих достижений обучающихся; точность и грамотность исполнения изделий, упражнений, творческих заданий, выявленные при соотнесении исполнения с существующими нормами, правилами в данном направлении; творческие традиции коллектива; имеющиеся награды, звания, гранты обучающихся; участие (систематичность участия) в различных творческих мероприятиях, соревнованиях и пр.

Диагностика личностных достижений, обучающихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики — управление личностным ростом студента.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

  1. психотерапевтическую:различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся обучающимся и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
  2. коррекционную:исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
  3. развивающую:в ходе выполнения заданий студент получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.

В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год (Приложение 1).

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения студента к выбранной деятельности, его достижения в этой области (Приложение 2).

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

— прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

— выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

— оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
— индивидуальная беседа;
— тестирование;
— наблюдение;
— анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания обучающегося, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого студента, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

— оценка правильности выбора технологии и методики;

— корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательной организации.

Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения обучающимися программы или ее этапа.

Цель: подведение итогов освоения программы.

Задачи:

— анализ результатов обучения;

— анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста студента. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.

Основные методы педагогической диагностики:

1. Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности обучающихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

2. Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа со студентом предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов обучающихся.

Читайте также:  Сценарий концерт для хорошего настроения

3. Тесты.

Тест — краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test — испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания достижений. Существует три этапа тестирования:

— подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

— определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;

— экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

— относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

— однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

— стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

4. Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

— оно сочетается с воздействием на обучающегося, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

— наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

— в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности студента;

— наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение обучающихся определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

  1. личностные достижения(выражающие изменения личностных качеств студента под влиянием занятий в данном объединении, кружке, секции)
  2. учебные достижения(фиксирующие знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения программы дополнительного образования)

Формы представления результатов диагностики

Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития обучающегося.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

— дневник педагогических наблюдений;

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности.

Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с обучающимися.

Табель развития. Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания.

Диаграмма и график успеваемости. На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% — максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы – низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта. Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует – все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями.

Паспорт здоровья. В этом документе сфокусирована работа всего педагогического коллектива по привитию обучаемуся интереса к его здоровью. Главная задача такого паспорта — вывести каждую личность на программу самосовершенствования.

Условия проведения диагностики

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

  1. Четко определить цель диагностики.
  2. В соответствии с целью определить объекты диагностики.
  3. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.
  4. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
  5. Выделить направления анализа получаемых данных.
  6. Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).
  7. Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например, из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
  8. Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).
  9. Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все основные стороны развития обучающихся.
  10. Определить реальные достижения обучающегося с учетом его возраста, генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей воспитания.
  11. Учесть, что результаты диагностики и возможности студента могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики — лишь предварительная ориентировка в уровне развития.
  12. Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании.
  13. У обучающихся, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.
  14. В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.
  15. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Основные правила проведения диагностики

Необходимо установить контакт между педагогом и студентом (обучающимися). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 — 30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать студента таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Список литературы

Источник

Оцените статью