- «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
- Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого — педагогической литературе статья (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам
консультация
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-volevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
— наметить план действий;
— исполнить намеченный план;
— проявить усилие в случае возникновения препятствий;
— оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
• не бояться трудностей;
• стремление преодолевать их;
• не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилии ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите. »
3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
— обладает интенсивностью проявления эмоций,
— непосредственностью в проявлении эмоций,
— быстрой переключаемостью, сменой настроений,
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
• глубины чувств и эмоций;
• осознания причин появления тех или иных эмоций;
• проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
• эмоционального предвосхищения (осознанно го ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.
Источник
Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
Инна Капланова
Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта и настаивают на поступление ребенка в школу. В итоге у школьника проявляются тревожность, социальные страхи, нежелание преодолевать школьные трудности.
Показатели эмоционально — волевой готовности к школе.
У ребенка развита эмоционально — волевая готовность, если он умеет осознавать свои чувства и проявлять их адекватно ситуации, преодолевать трудную ситуацию, понимать обучающий характер и не бояться их.
Ребенка с детства приучают к тому, что обижаться, злиться, бояться стыдно и недопустимо. Он вынужден постоянно подавлять негативные чувства. По мнению американского психолога Леонарда Берковица, подавление эмоций ставит ребенка в ситуацию сильной эмоциональной депривации, которая заставляет искать «удобную мишень» для того, чтобы проявить свои чувства.
ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК И ПОНИМАТЬ, ЧТО НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЧТО ТРУДНОСТИ БУДУТ С НИМИ НУЖНО УМЕТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ.
Страх ошибок снижает качество обучения. У ребенка формируется мотивация избегать неудачи вместо мотивации достигать цель. Он предпочитает ничего не делать, только чтобы не совершать ошибок.
Важно научить ребенка не бояться ошибок и понимать, что на ошибках учатся. Например, ошибся, потому что торопился, — в следующий раз буду писать медленнее.
Чтобы сформировать у дошкольника эмоционально — волевую готовность к школе, можно использовать рабочую тетрадь. Можно взять альбом формата А4. На первой странице нарисовать гору «Радости знаний». После каждого занятия приклеивать на нее «кирпичики», заранее подготовленные. На следующих страницах оформлять задания.
Занятия разбиваются на две части.
Первая часть. Задания формирующие умения преодолевать трудности, учиться на ошибках, слушать других, а не только ответить самому.
Вторая часть. Знакомство с эмоциями: радость, страх, гнев, обида; учатся осознавать и конструктивно проявлять свои эмоции.
Задания, которые могут использоваться в рабочей тетради.
Задания такого типа побуждают детей к активной мыслительной деятельности.
Пример: «Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит «управлять собой?» Зачем это необходимо школьнику?» (рабочая тетрадь «Тропинка к своему Я». О. Хухлаева. 1-й класс. 5-е изд.М: Генезис, 2016.)
— Задание выбор. Показывают картинки, необходимо выбрать нужную и отметить галочкой.
— Интеллектуальные задачи. Развитие внимания и мышления. Например, найди отличия, исключение предметов, тест Пьерона — Рузера.
— Задания — действия. Произвольное и волевое развитие ребенка.
— Задание — рисование. Раскрашивают или рисуют по сказки героев или придумывают свои.
Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников». Актуальность темы: Развитие познавательной.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Игры с детьми, имеющими особенности в развитии эмоционально-волевой сферы Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости, слабости учебной мотивации. Так.
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.
Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.
Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.
Источник
Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого — педагогической литературе
статья (3 класс)
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятель | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность понятия « эмоционально – волевая готовность к школе » в отечественной психолого — педагогической литературе
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие « готовность к школьному обучению » рассматривается как совокупность морфо — физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению — это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает включение социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие « готовность к школе » дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят внутренняя позиция школьника, волевая и интеллектуальная готовность.
Л.И. Божович, еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника .
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под определением готовности к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Традиционно выделяют следующие аспекты готовности ребенка к обучению в школе: физическую готовность, специальную готовность (умение считать, читать и писать) и психологическую готовность к школе. В свою очередь, психологическая готовность к школе подразумевает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально – волевую.
Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом, интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
К личностной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимыми умениями войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. И научить этому детей необходимо еще до поступления в школу, поэтому на воспитателя группы старших дошкольников возлагается большая ответственность.
Эмоционально – волевая готовность к школе затрагивает такие сферы развития ребенка, как эмоции и волю. В контексте нашей работы, нас будет интересовать именно этот компонент психологической готовности к школе.
Волевая готовность к школе – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Психологи А.Н.Леонтьев и А.В.Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка определенную направленность (в зависимости от мотивов) и позволяет подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям .
Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Р.С.Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.
Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
— не бояться трудностей;
— стремление преодолевать их;
— не отказываться от намеченной цели.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
— обладает интенсивностью проявления эмоций,
— непосредственности в проявлении эмоций,
— быстрой переключаемостью, сменой настроений,
Эмоционально — волевая готовность к школе пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.
В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все педагоги, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из группы или класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.
Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются « хочу » и « надо », чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным « хочу ». Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки .
Мотивация учения – сложная сфера поведения, зависящая от многих факторов. Она характеризуется не простым возрастанием положительного отношения к учению, а прежде всего – усложнением структуры всей мотивационной сферы личности. За последние годы получены данные, свидетельствующие об эффективном формировании мотивации учения в ходе поэтапного усвоения знаний, построенного по принципу восхождения от абстрактного к конкретному .
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Именно эти предпосылки и находятся в фокусе рассмотрения нашей работы.
Не менее важной характеристикой готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными. Находясь постоянно в окружении детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка.
Таким образом, обобщая сказанное, центральными компонентами, которые составляют готовность к обучению в школе, являются:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере — знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы;
- в личностной сфере — произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
- в сфере деятельности и общения — умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Таким образом, поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняет его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Далее представляется необходимым рассмотреть характеристику развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования эмоционально – волевой готовности к школе.
Подготовила учитель: Сливкова И.П.
1. Бендас Т.В. «Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2009.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики идевочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам» — СПб.: «Тускарора», 2000.
Источник