Эмоционально волевое состояние готовности сотрудника включает структурно личностные компоненты

Компоненты профессиональной готовности

Профессиональная готовность специалиста.

По мнению Платонова К.К. профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

1. Интеллектуально-познавательный (ориентировочный) – включает определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста (профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания).

2. Потребностно-мотивационный (мотивационный) определяет степень усердия в профессии, основными компонентными которой являются понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности.

3. Операционально-деятельностный (исполнительный) – включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессиональной важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития саморегуляции поведения и деятельности.

Предпосылки достижения успеха в деятельности.

мыслить категориями успеха;

приобрести уверенность в себе;

активировать мотивацию достижения;

знать, чего хотите добиться;

иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело уверенность в успехе;

каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели;

видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом радость и счастье;

коррекция негативных комплексов, привычек, установок, разрушительно влияющих на психику и организм человека;

— повышение стрессоустойчиости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на организм и психику;

— обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.

Глоссарий психологических терминов.

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака свойства предмета, явления с целью его изучения.

Адаптация личности – привыкание.Выделяют следующие виды: трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы; социальная – утверждение личности в коллективе.

Акцентуация характера –чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы.

Апперцепция – свойство психики человека выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего и от личностных особенностей его психической деятельности.

Архетип (прообраз, образец) – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Ассоциативная психология – направление в психологии, объясняющее всю духовную жизнь с помощью ассоциации.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом, когда одно, появившись, вызывает другое.

Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком.

Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое и социальное существо.

Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения.

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.

Власть – возможность влиять на поведение людей.

Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.

Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели.

Гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура)- устойчивый образ организации целого, его изменяющихся частей.

Гештальтпсихология направление психологии, изучающее психику с помощью целостных структур.

Глубинная психология направление в психологии, придающее, решающее значение в поведении неосознаваемым побуждениям и установкам.

Гуманистическая психология направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, ищущее смысл и ценности, творческое духовное начало.

Деятельность — (англ. activity; нем. Tatig-keit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности[54].

Демонстративный тип характера – отличается стремлением быть всегда на виду, хорошо выглядеть, чтобы другие обращали внимание.

Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия людей.

Единство личности — проявляется в неразрывной связи черт, характеризующих личность.

Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действенных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.

Знания – система понятий, законы и правила, отражающее определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.

Иерархия потребностей — подразделение потребностей людей.

Индивид (от лат. individum — неделимый) – единственный представитель вида Homo sapiens.

Индивидуальная психология – направление психологии, основанноеАльфредом Адлером выражающее идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ между сознанием и бессознательным.

Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания.

Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интроспекция – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих.

Интуиция – способность достижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Кинестетические ощущения — ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.

Когнитивная психология —направление в психологии, задачей которого является доказательство решающей роли зна­ния в поведении человека.

Когнитивный (лат. cognitio — знание — познание) – имеющий познанию.

Конфликт —трудно разрешимое противоречие (столкновение).

Конформность —податливость влиянию группы, проявля­ющаяся в изменении поведения.

Лабильный — неустойчивый, склонный к изменениям.

Лидерство —искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не явля­ются их личными целями.

Личность —человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

Логотерапия —психологическая теория, разработанная Виктором Эмилем Франклом, согласно которой основной движущей силой в по­ведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.

Мотивация —процесс, побуждающий человека к действию для достижения целей.

Мышление —обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Навыки —автоматизированные действия.

Неофрейдизм —направление в современной психологии, сторонники которого соединили психоанализ З.Фрейда с аме­риканскими социологическими теориями.

Непроизвольное мышление –предполагает трансформа­цию образов во сне, бреду и т.п.

Неформальная группа —группа людей, добровольно объе­диняющихся на основе общности интересов и целей.

Неформальный лидер —руководитель неформальной груп­пы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы.

Онтогенез —индивидуальное развитие живого существа.

Оригинальность —способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Ориентировочная основа действия —система представле­ний субъекта о цели, плане и средствах осуществления предсто­ящего действия.

Память —отражение, запечатление, сохранение и воспро­изведение прошлого опыта человека.

Перцептивный —относящийся к восприятию.

Поведение — внешние проявления психической деятельности.

Поступок —сознательно совершенное человеком действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребности –испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее чело­веку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психоанализ —психотерапевтический метод исследования и психологическое учение, утверждающее, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психологический климат —атмосфера или настрой в кол­лективе.

Реакция —ответ организма на какой-либо раздражитель.

Респондент —лицо, отвечающее на вопросы социологичес­ких анкет, опросников и т.п.

Рефлексия —самопознание человеком психических актов и состояний.

Ригидность —заторможенность мышления, проявляющая­ся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Читайте также:  Негативные эмоции что это значит

Роль —способ поведения человека, зависящий от его поло­жения в обществе.

Сенсибилизация(лат. sensibilis чувствительный) повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей.

Сенсорный —связанный с работой органов чувств.

Соматический —телесный, относящийся к телу.

Способности —индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.

Социальный статус —позиция личности в группе. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения.

Структурная психология —психологическая теория, рас­сматривающая внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение.

Темперамент (от лат. temperament надлежащее соотношение частей) сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний).

Теория потребностей МакКлелланда —согласно этой тео­рии, поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.

Тест —стандартная психологическая методика, предназна­ченная для количественных оценок психологических качеств и функций человека.

Трудовой коллектив —все сотрудники организации (пред­приятия), включая персонал и администрацию.

Умения —практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые могут в даль­нейшем способствовать получению новых знаний.

Уровень притязаний —выбор человеком цели с учетом ус­пеха (или неуспеха) предшествующей деятельности.

Учение —деятельность тех, кто обучается.

Формальная группа —группа, созданная по воле админист­рации для выполнения определенных функций.

Фрустрация —психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей.

Функционализм —учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями дру­гих данностей.

Харизма —влияние, основанное на свойствах личности ру­ководителя.

Характер —совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.

Экспериментальная психология —общее обозначение раз­личных исследований психических явлений, посредством экспе­риментальных методов.

Экстраверсия —обращенность сознания и внимания чело­века в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмпатия —постижение индивидом эмоциональных состоя­ний других людей, проникновение в их переживания.

Эпифеномен —сопутствующее явление.

Источник

Эффективный сотрудник: профессиональные и личностные требования

Фрагмент книги Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М.: Генезис, 2005. Книга написана опытными практиками в области подбора кадров и предназначена для широкого круга специалистов, работающих с персоналом.

Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью,
и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах. Рейхани

Всякий необходимо причиняет пользу,
употребленный на своем месте. Козьма Прутков

Профессии — явления исключительно общественные, возникающие и сменяющие друг друга довольно быстро, особенно в условиях активного научно-технического развития, в отличие от человека, чьи свойства обусловлены его природой и весьма инертны. Поэтому выбирая ту или иную профессию, мы стараемся учесть свои особенности, личностные черты, темперамент, физический, интеллектуальный и творческий потенциал.

Каждый человек отличается от других своими личными качествами. Среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально важными (ПВК). К примеру, для хирурга и скрипача очень важна высокая точность движений, животноводу важно быть заботливым и дальновидным, чертежнику — скрупулезно аккуратным, милиционеру — решительным и смелым и т. д. Интересно, что любое качество личности в одном случае является профессионально важным, а в другом, «противоположном», виде деятельности может мешать продуктивной работе. Так, например, общительный человек будет неудовлетворен работой, требующей сосредоточенности в «одиночку», это скажется на эффективности его деятельности, и наоборот, если его работа связана с общением, он может буквально «расцвести» на ней и добиться высоких результатов.

Но мало выбрать подходящую профессию: чтобы быть успешным, необходимо стать настоящим профессионалом.

Для достижения профессионализма в деятельности нужно обладать определенными «стартовыми возможностями»: способностями, специальными знаниями, умениями, квалификацией, мотивацией. Профессионализм связан с самореализацией в профессиональной сфере, что в свою очередь подразумевает наличие высокого уровня мотивации профессиональных достижений.

Основные понятия, с которыми мы сталкиваемся, когда говорим о профессионализме работника — пригодность, готовность и успешность.

С одной точки зрения, профпригодность рассматривается как стабильное качество. Причем не одно качество, а система профессионально важных качеств. Так, профессор Е.А. Климов выделяет 5 основных слагаемых данной системы:

1) гражданские качества — моральный облик человека как члена общества;

2) отношение к труду, профессии, интересы и склонности;

3) общая дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость и т. д.) и умственная (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность);

4) специальные способности — личные качества, важные для данной работы, профессии;

5) навыки, привычки, знания, опыт.

Учитывая выраженность и характер этих слагаемых у человека, различают разные степени профессиональной пригодности личности.

1. Непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой, например, отклонения в здоровье, не совместимые с данной профессией.

2. Годность к той или иной профессии или группе таковых. Эта степень характеризуется тем, что у человека нет противопоказаний к данной профессии. Есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области.

3. Соответствие данной деятельности. Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые подходят для выбора данной профессии.

4. Призвание к данной деятельности. Отличается тем, что качества личности человека явно соответствуют требованиям данной деятельности. Речь идет о свойствах, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию. К тому же, как правило, в этом случае у человека «лежит душа» к этой деятельности.

С другой точки зрения, пригодность связывается с конкретной рабочей ситуацией, включающей два компонента: человека и специальность, и обозначает их взаимное соответствие. В данном случае под понятием «профпригодность человека» понимается взаимное соответствие данного человека и данной области приложения его сил в данное время.

Взаимная непригодность профессии и человека зависит от разных причин: например, она может достигаться за счет технической, предметной составляющей, а также социально-организационной компоненты труда, поскольку человек не может работать «вообще», а всегда оказывается в какой-то конкретной обстановке, как предметной, так и микросоциальной — в конкретном трудовом коллективе.

Из этого становится ясным, что вопрос профессиональной пригодности личности следует рассматривать сугубо индивидуально и конкретно.

Индивидуальный подход в этом вопросе нужен еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые.

Кроме понятия «пригодность» в научной литературе широко используются термины «подготовленность» и «готовность» специалиста к деятельности.

Подготовленность рассматривается как наличие у специалиста личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ним задачи и выполнять функциональные обязанности. При этом подготовленность специалиста к деятельности в целом еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимую работу и добиться требуемых результатов.

Читайте также:  Цитаты про выгорание эмоциональное состояние

Готовность специалиста в узком понимании как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, а в широком как совокупность профессионально обусловленных требований к человеку — традиционно наиболее активно изучалась военной и спортивной психологией, а также психологией труда. В настоящее время количество работ и направлений исследований, связанных с данным вопросом, особенно в отношении различных видов профессиональной деятельности, значительно возросло, что объясняется повышенной теоретической и практической значимостью разработки этой темы.

Существует немало различных подходов к понятию «готовность» и его трактовок, определяющихся как теоретическими пристрастиями авторов, так и спецификой задач, которые они решали в своих исследованиях. Во всем этом разнообразии можно выделить три подхода, уровня изучения готовности специалистов к профессиональной деятельности: психофизиологический, функционально-психологический и личностный.

В психофизиологическом подходе под готовностью понимается оптимальное состояние психических и физиологических функций организма, позволяющее выполнять какую-либо профессиональную деятельность. Готовность как своеобразное состояние личности не может возникнуть вне общего повышения активности работы мозга, различных систем и органов, для нее необходимы биохимический и физиологический сдвиги в организме. Это обеспечивает настройку организма на предстоящую деятельность.

В функционально-психологическом подходе изучается соответствие психологических качеств личности функциональным особенностям предстоящей деятельности.

В личностном подходе подчеркивается роль исследования познавательных процессов, эмоциональных и волевых компонентов, а также мотивов поведения.

Психологи определяют несколько компонентов готовности:

  • интеллектуальный — понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;
  • эмоциональный — уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;
  • мотивационный — интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознается, тем быстрее создаются более благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности;
  • волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений.

Особенность личностного подхода — внимание к нравственному аспекту проблемы. В нем рассматривается нравственно-психологическая готовность к деятельности, имеющая сложную структуру и включающая в себя:

  • осознанность общественной и личной значимости трудовой деятельности;
  • любовь к своей работе, радость и наслаждение трудом;
  • способность трудиться в коллективе и в его интересах.

Описаны представления о готовности к деятельности как устойчивом свойстве личности и синтезе свойств личности. В последнем понимании готовность — это значительно более широкое понятие. В содержание готовности включены способности и общие психологические условия, необходимые для успешного осуществления деятельности: интересы, склонности, психические состояния, знания, навыки и умения.

Другой весьма обширный пласт исследований составляют работы, в которых готовность к деятельности рассматривается через призму состояний. Сторонники этого подхода отстаивают мнение, что именно в конкретных психических состояниях проявляет себя, в конечном итоге, активность человека. Состояние готовности они считают целостным проявлением личности в определенных условиях жизнедеятельности, имеющим разные характеристики временной устойчивости. Под психическим состоянием готовности понимается внутренняя настроенность, приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. То есть готовность к тому или иному виду деятельности проявляется непосредственно перед ее началом, когда необходимо принять окончательное решение о своей готовности к выполнению конкретной рабочей задачи. Такое состояние возникает на основе предвидения ситуации действия и характеризуется настроем и мобилизацией психики на преодоление трудностей и препятствий, на достижение результата.

Таким образом можно говорить о двух видах готовности: длительной и ситуативной (временной).

В общем виде длительная готовность включает в себя:

  • положительное отношение к определенному виду деятельности, профессии;
  • адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация;
  • устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов;
  • необходимые в данной области деятельности знания, навыки и умения.

Временное состояние готовности, как правило, отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Возникновение и становление ситуативной готовности обусловливается такими факторами, как понимание специалистом предстоящей задачи, осознание личной ответственности за ее решение, уверенное желание добиться успеха и выработка четкого плана действия.

Следует отметить, что обе формы готовности существуют и проявляются в единстве, сочетаясь в процессе выполнения задачи и определяя в итоге эффективность деятельности специалиста. При этом временное состояние готовности, как правило, зависит от длительной готовности и, в свою очередь, определяет ее продуктивность в конкретных условиях.

Содержание и структура готовности определяются требованиями самой деятельности к психическим процессам, состояниям и свойствам личности, а также жизненному и профессиональному опыту конкретной личности.

Наиболее перспективной, на наш взгляд, является интеграция разных представлений о готовности на основе системного подхода.

Рассматривая готовность к труду в качестве сложного психологического образования, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют следующие ее структурные компоненты:

  • мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие устойчивые мотивы);
  • ориентационный (знания, представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);
  • операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, и др.);
  • волевой (самоконтроль, умение управлять действиями);
  • оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение готовности к деятельности.

Готовность к деятельности — это интегральное состояние, проявляющееся в оптимальном сочетании нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического уровней организации личности в соответствии с требованиями той или иной деятельности.

На наш взгляд, такое определение позволяет рассуждать о профессиональной готовности (как готовности к деятельности в профессиональной сфере, отвечающей ее наиболее оптимальным моделям), а также конкретной готовности в конкретном виде деятельности. Рассмотрим подробнее компоненты готовности, представленные в этом определении.

Нравственно-мотивационный компонент готовности выражает общую профессиональную направленность личности и включает в себя развитые нравственно-этические качества, положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание и стремление заниматься именно данным видом деятельности.

Нравственно-мотивационный компонент выражается как в иерархии мотивов деятельности, так и в ее произвольном, волевом регулировании.

Довольно ярким примером высокого нравственного служения может быть «звездная» профессия космонавта, которая является своеобразной вершиной («акме») эволюции трудовой деятельности человека, так как интегрирует целый ряд профессий, предъявляющих к человеку разнообразные требования, порой совершенно противоположные. Недаром еще К.Э. Циолковский писал, что «на небеса сначала будут отправлять очень немногих и притом самых совершенных — в физическом и, главное, нравственном отношении. » В творчестве основоположника космонавтики постоянно прослеживается идея о том, что человек — это дитя Космоса, и живет он более жизнью Космоса, чем жизнью Земли, и что взаимодействовать со всем многообразием уровней разума и развития миров ему надо, соблюдая нравственно-этические нормы.

Однако реальность часто отличается от замыслов. На практике отбор в космонавты (да и на другие не менее ответственные «экстремальные должности») традиционно проходит, в первую очередь, на соответствие медицинским требованиям по здоровью и некоторым психофизическим параметрам.

Поэтому несмотря на всю важность нравственно-мотивационного компонента готовности, без соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений, а также сформированности профессионально важных качеств нельзя объективно говорить о высоком уровне готовности к деятельности (заметим, что на субъективном уровне это возможно). Как говорится, хороший человек — это еще не профессия (хотя и немаловажная характеристика личности).

Читайте также:  Как ваше настроение за эти дни

Вот как описывает требования к летной профессии академик В.А. Пономаренко, автор концепции «человеческого фактора в авиации»: «Начиная с перехода на последние модификации самолетов… и внедрения самолетов 4-го поколения, от человека летающего потребовалось сохранение духа и резкое наращивание ума… В авиации учеба — это нравственная ценность, ибо она — залог сохранения жизни… Хотя в авиацию, несмотря ни на что, приходили одержимые духом, но он отнюдь не был эквивалентом глубины интеллекта, с помощью которого надо было формировать новый уровень летных способностей… И в данном случае речь идет не о масштабе, а о специфики ума. Ум — это качество психики видеть и чувствовать то, что в будущем окажется главным. Ум летчика — видеть за горизонтом».

Чтобы деятельность была успешной предприниматель (организатор и руководитель бизнес-процессов) тоже должен уметь видеть «за горизонтом».

Интеллектуально-операциональный компонент готовности выражается в интеллектуальных качествах личности (интеллектуальный компонент), владении способами и приемами деятельности, синтезе профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений (операциональный компонент), играющих существенную роль в эффективности профессиональной деятельности.

Интеллектуальные качества — это качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способности личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее. Она развивается в процессе образования и научения, которые также имеют определенные биологические предпосылки. В данном контексте интеллектуальные качества носят личностный характер (относятся к конкретной личности, конкретному человеку).

Психофизический компонент готовности включает в себя функционирование психики в целом и физиологических систем (прежде всего, нервно-мышечной и др.), обеспечивающее эффективность жизнедеятельности специалиста. Любая деятельность предъявляет свои требования к восприятию, памяти, мышлению, воображению, свойствам высшей нервной деятельности, психодинамическим свойствам (темпераменту) человека, а нередко и его физическим качествам. Кроме этого, психофизический компонент обеспечивает функционирование ранее рассмотренных компонентов готовности.

В структуре профессиональной готовности можно выделить объективный и субъективный пласты. Объективный пласт готовности состоит из взаимодействующих нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического компонентов, которые реально могут быть оценены в соответствии с требованиями деятельности и оптимальной модели функционирования специалиста. Субъективный пласт готовности — это система самооценивания собственной готовности, определяющая систему саморегулирования.

На субъективном уровне специалист сам оценивает свою готовность (система самооценок): то, какой образ себя как профессионала (или будущего профессионала) он создает, насколько удовлетворен или неудовлетворен своей подготовкой, что делает для того, чтобы повысить свой уровень готовности, то есть насколько способен регулировать собственную жизнедеятельность. Для этого можно использовать лист самооценки.

Варианты листа самооценки показателей трудовой деятельности (деловых, личностных и профессиональных качеств работника вне зависимости от его профессии и деловых, личностных и профессиональных качеств юриста) приводятся в конце книги (Приложения 1, 3). Показатели самооценки работника руководитель может сравнить с результатами аттестации (варианты аттестационных листов в Приложениях 2, 4).

Мы подробно рассмотрели такие неотъемлемые составляющие успеха в профессиональной сфере, как пригодность и готовность к деятельности. Однако только их недостаточно. Не все специалисты, пригодные и готовые, достигают достаточных результатов в своей работе.

Выделяют три группы факторов, определяющих успешность в трудовой деятельности.

1. Внеличностные факторы:

  • цели трудовой деятельности;
  • средства трудовой деятельности;
  • условия труда (организация рабочего места, времени, документации и т. п.);
  • корпоративная культура и этап развития фирмы;
  • эффективность управления;
  • структура и емкость рынка.

2. Межличностные факторы:

  • стиль руководства и структура взаимоотношений в организации;
  • стадия развития межличностных отношений;
  • уровень и характер конфликтности в организации;
  • система обучения и взаимоподдержки.

3. Внутриличностные факторы:

  • черты характера, свойства личности;
  • знания, кругозор личности;
  • способности, навыки и умения.

Рассмотрим основные индивидуальные параметры (независимые от профессиональной подготовленности и навыков), на которые обращается особое внимание при отборе кандидатов.

Физические данные. Во многих профессиях отличное здоровье и хорошая физическая форма могут играть определяющую роль, даже в тех, которые не связаны непосредственно с физическими нагрузками в обычном их понимании (например: работа оператора ПК, администратора баз данных, да и работа бухгалтера или экономиста требуют все большей выносливости организма, в том числе в отношении влияния электромагнитных полей компьютерных систем). Поэтому помимо ознакомления с внешними данными кандидата менеджеру по персоналу, руководителю важно внимательно изучить его медицинскую карту. Не следует пренебрегать и медицинским освидетельствованием при приеме на работу, поскольку здоровье — это физиологический фундамент, на котором держится организм человека и его деятельность.

Свойства нервной системы. Свойства нервной системы являются врожденными и весьма существенно определяют характер, а следовательно, и судьбу человека. Для тех или иных профессий важны определенные особенности нервной системы: в некоторых это гибкость и лабильность, в других — сила и устойчивость.

Характерологические особенности личности. Следует обратить внимание на особенности характера, которые в психологии называются акцентуациями. Акцентуированной считается личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера. Акцентуированность не считается патологией, однако у такого человека могут проявляться те или иные «отклонения от нормы» в реакциях, поведении. У людей с акцентуациями характера есть так называемые «места наименьшего сопротивления», они особо уязвимы по отношению к некоторым факторам, которые являются для данных личностей психотравмирующими. В целом само по себе наличие у кандидата акцентуации — неблагоприятный для него фактор. Однако для тех или иных профессий или должностей акцентуации могут играть и своеобразную положительную роль: например, люди с истероидной акцентуацией — прекрасные актеры, демонстраторы, которые могут заразить оптимизмом и уверенностью в успехе, психастеники трудолюбивы и исполнительны, шизоиды отличаются нестандартностью мышления, а многие успешные руководители, по мнению некоторых авторов, являются паранойяльными личностями.

Особенности приема и переработки информации, информационного обмена. В разных профессиональных ситуациях требуются различные способы работы с информацией. У каждого человека своя специфика информационного обмена, по-разному учитывающаяся в разных обстоятельствах и проявляющаяся:

  • в стиле и методах обмена информацией (например, способе взаимодействия с другими, особенностях общения с разными категориями лиц и др.);
  • в механизмах приема, анализа и переработки информации (например, выборе основного канала переработки информации: аудиальный, визуальный или сенсорно-кинестетический);
  • в способах принятия решений и ролях, предпочитаемых при этом (например: этик, логик, интуит, рационалист, иррационалист, ситуационщик, аналитик, прогнозист-системщик).

Следует учитывать, что атмосфера организации во многом определяется совокупностью и взаимовлиянием ее формальных и неформальных лидеров.

Одним из важных аспектов является совместимость сотрудников, работающих в одной команде. Наиболее остро данный вопрос стоит для космических экипажей, морских (особенно подводных), полярных экспедиций, различного рода оперативных групп и т. д.

Ведущие фирмы мира предпочитают составлять подробнейшие досье на своих деловых партнеров, конкурентов и ведущих специалистов. Ведь знание особенностей личности делового партнера или конкурента, по сути, позволяет предвидеть его действия в конкретных ситуациях. А без учета базовых характеристик личности, опираясь лишь на профессиональные или деловые сведения, достичь эффективного прогноза зачастую не удается.

© Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. М.: Генезис, 2005.
© Публикуется с любезного разрешения издательства

Источник

Оцените статью