- 1. Эмоционально-волевая регуляция.
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- 6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции
- Читайте также
- 4.6. Патология смысловой регуляции
- 6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы
- 30. Нарушения волевой сферы
- Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении»
- Волевой процесс
- § 2. Структура волевой регуляции деятельности
- 6.1. Что такое «волевой человек»
- 6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции
- 15.4.1. Принципы психофармакологической регуляции
- 15.4.2. Механизмы психофармакологической регуляции
- Глава 11 Волевой отказ от переживаний
- Тема 1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
1. Эмоционально-волевая регуляция.
Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.
2. Моральная регуляция.
Человек в своем поведении и деятельности так или иначе опирается на нормы морали, установленные в окружающем его обществе.
3. Мотивационная регуляция.
С точки зрения психологии, процесс мотивации начинается с какой-либо (осознаваемой или неосознаваемой) нужды, неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, совершается действие (под действием чаще всего подразумевается работа), с помощью которого удовлетворяется потребность. Зная психологические механизмы формирования мотивации, можно очень тонко руководить людьми, используя психологические способы влияния на них.
Таким образом, и поведение и деятельность человека подвержены психологической регуляции.
Ключевые понятия темы: адаптация, аутотренинг, аффект, внушение, волевое усилие, волевые психические процессы, воля, гипноз, гомеостаз, действие, депрессия, деятельность, желание, медитация, мотив, настроение, невроз, нейро-лингвистическое программирование, оптимальное рабочее состояние, поведение, поступок, психическое состояние, релаксация, сон, состояние, страсть, стресс, утомление, фрустрация, функциональное состояние, цель, чувства, эмоции, эмоциональные психические процессы.
Список рекомендуемой литературы Основная
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005.
Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005. – 475 с.
Погорелова, Г.Н. Психология личности: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Погорелова. – Брянск: Изд-во БГТУ,2005. – 127 с.
Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – Питер, 2006. – 431 с.
Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 500 с.
Щербатых, Ю.В. Общая Психология / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Дополнительная
1. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003.
3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2001.
4. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. / Л.С. Выготский – М., 1982.
5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская – Спб., 1997.
6. Психические состояния: Хрестоматия. – Спб., 2000.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – Спб., 1999.
8. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже – М., 1978.
Источник
6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции
6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции
Эмоции и воля являются непременными компонентами управления (и регуляции как частного случая управления) человеком своим поведением, общением и деятельностью. Традиционно эмоционально-волевая регуляция — объект рассмотрения общей психологии. Когда говорят об «эмоционально-волевой сфере», «эмоционально-волевых качествах» [С. Л. Рубинштейн], это подчеркивает лишь связь воли и эмоций, но не их родство и тем более не тождество. Эти две сферы психики часто проявляют себя в повседневной жизни как антагонисты, в частности, когда воля подавляет всплеск эмоций, а иногда, наоборот, становится очевидным, что сильная эмоция (например, аффект) подавила волю.
Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.
По этому поводу К. Н. Корнилов [1957], критикуя западных психологов, видевших в воле лишь стремление к удовольствию или избегание страдания, писал, что объяснять волевые процессы лишь чувствами никак нельзя. Чувства являются одним из стимулов воли, но сводить волевую деятельность человека только к переживаемым чувствам совершенно неправильно. В то же время К. Н. Корнилов отмечал, что один интеллект, без вовлечения чувств, далеко не всегда воздействует на волю.
Руководствуясь разумом, можно найти выход из любой ситуации; опираясь лишь на чувства, можно попасть в безвыходное положение.
В процессе регуляции поведения и деятельности эмоции и воля могут выступать в различных соотношениях. В одних случаях возникающие эмоции оказывают на поведение и деятельность дезорганизующее и демобилизующее влияние, и тогда воля (а точнее сила воли) выступает в роли регулятора, компенсируя отрицательные последствия возникшей эмоции. Это отчетливо проявляется при развитии у человека так называемых неблагоприятных психофизиологических состояний. Возникающее при утомлении чувство усталости и желание снизить интенсивность работы или вообще ее прекратить компенсируется волевым качеством терпеливости. Это же волевое качество проявляется и при других состояниях, например при монотонии, если ситуация требует продолжения работы. Состояния тревожности и сомнений, то, что называют «смятением души», преодолеваются с помощью волевого качества решительности, состояние страха — с помощью волевого качества смелости, состояние фрустрации — с помощью упорства и настойчивости, состояния эмоционального возбуждения (злости, радости) — с помощью выдержки.
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны.
В других случаях эмоции, наоборот, стимулируют деятельность (воодушевление, радость, в ряде случаев — злость), и тогда проявления волевого усилия не требуется. В этом случае высокая работоспособность достигается за счет гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов. Однако такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда заключает в себе опасность переутомления. Но и волевая регуляция имеет свою «ахиллесову пяту» — чрезмерное волевое напряжение может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому П. В. Симонов считал, что личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности.
Нередко отсутствие эмоциональных проявлений приписывают сильной воле человека. Так, например, невозмутимость принимают за выдержку, самообладание, смелость. В действительности же, очевидно, невозмутимость может отражать низкую эмоциональную реактивность или же быть результатом адаптации человека к данной ситуации.
Большое значение в настоящее время придается разработке приемов произвольной регуляции эмоциональных состояний, поскольку они не подавляются простым желанием, а требуют для их снятия особой техники регуляции. Причем эти приемы могут использоваться как для устранения состояний, мешающих успешности деятельности, так и для возбуждения состояний, способствующих успеху. Методика, в которой используются эти два направления, названа психорегулирующей тренировкой (ПРТ). О. А. Черникова [1962] показала, что произвольное управление эмоциями отличается от управления познавательными процессами (мышлением, запоминанием и пр.). Следует, однако, отметить, что эти приемы не связаны с использованием волевых усилий и преодолением последствий неблагоприятных состояний, а основываются на вызове определенных представлений, образов. Поэтому они не могут считаться способами волевой регуляции (в том смысле, который я вкладываю в это понятие). В то же время разработка упомянутого направления способствует более четкому пониманию воли (произвольности) как управления, овладения собой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4.6. Патология смысловой регуляции
4.6. Патология смысловой регуляции В данном разделе мы намерены обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе данные о различных видах нарушений в смысловой регуляции и строении смысловой сферы личности при психических и психосоматических
6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы
6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак
30. Нарушения волевой сферы
30. Нарушения волевой сферы Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях.
Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении»
Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении» Пояснительная запискаОбщение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.Характеризуя
Волевой процесс
Волевой процесс Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь
§ 2. Структура волевой регуляции деятельности
§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,
6.1. Что такое «волевой человек»
6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной
6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции
6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции Одними из первых о волевом усилии как специфическом механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название
15.4.1. Принципы психофармакологической регуляции
15.4.1. Принципы психофармакологической регуляции Положительные эффекты фармакологической регуляции (коррекции) психологического стресса определяются четкими представлениями о том, какие психологические, психофизиологические процессы или нейрофизиологические
15.4.2. Механизмы психофармакологической регуляции
15.4.2. Механизмы психофармакологической регуляции Психофармакология – молодая и чрезвычайно быстро растущая область науки. Своими корнями она уходит в народную медицину, но дату ее «рождения» определяют точно – 1952 год, когда группе французских психиатров впервые
Глава 11 Волевой отказ от переживаний
Глава 11 Волевой отказ от переживаний Тот, кто не воспитывает себя сам, подобен ослу, который идет туда, куда его гонят. Скилеф Теперь, когда мы поняли, что Жизнь применяет достаточно жесткие меры по разрушению наших идеализаций, то хотелось бы еще узнать, как можно от них
Источник
Тема 1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Эмоции и воля являются непременными компонентами управления (и регуляции) человеком своим поведением, общением и деятельностью. Говоря об эмоционально-волевой сфере, подчеркивается лишь связь эмоций и воли, а не их родство или тождество. Эти две сферы психики часто проявляют себя в повседневной жизни как антагонисты, в частности, когда воля подавляет всплеск эмоций, а иногда наоборот, сильная эмоция (например, аффект) подавляет волю. В процессе регуляции поведения и деятельности эмоции и воля могут выступать в различных соотношениях. В одних случая возникающие эмоции могут оказывать на поведение и деятельность дезорганизующее и демобилизующее влияние, и тогда воля выступает в роли регулятора, компенсируя отрицательные последствия возникшей эмоции. В других случаях эмоции, наоборот, стимулируют деятельность (воодушевление, радость, в ряде случаев злость), и тогда проявления волевого усилия не требуется. П.В.Симонов считает, что личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности.
Управление поведением осуществляется с помощью нескольких компонентов. Интеллектуальное управление направлено на регуляцию поведения в соответствии с объективным значением условий решаемой задачи. Эмоциональное управление обеспечивает коррекцию действий адекватно смыслу происходящего для самого человека, для удовлетворения имеющихся потребностей. Волевое управление обеспечивает коррекцию поведения в ситуации, когда отсутствует личностный смысл в действии для самого человека, цель является внешней, или существует борьба мотивов.
Эмоционально-волевая сфера в своем становлении проходит путь от преимущественной регуляции поведения с помощью эмоций, через появление механизмов произвольного поведения (в ситуации борьбы равнопривлекательных мотивов), к формированию собственно механизма волевой регуляции и управлению поведением в максимально экономичном режиме, оптимальном соотношении эмоционального и волевого компонентов.
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо эмоции и чувства к тому, что он наблюдает, вспоминает, воображает и т.п.
Чувства и эмоции представляют собой взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Взаимосвязь между этими психическими состояниями в том, что и эмоции, и чувства отражают отношения человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.
Различия же между эмоциями и чувствами заключаются в следующем;
— эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции являются ситуативными образованиями и связаны с первоначальными впечатлениями. Иначе говоря, первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, являясь непосредственной реакцией (страх, гнев, радость, печаль и др.) на какие-то особенности окружающей среды. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях.
— чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются длительностью и осознаностью, поскольку человек знает причину своих переживаний. К. К. Платонов рассматривал чувства как особую форму психического отражения, свойственную только человеку.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в сознании человека окружающая действительность, с другой — потребности личности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к потребностям и интересам, не вызывают чувств и эмоций.
Физиологической основой эмоций и чувств являются, прежде всего процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживание вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, эмоций наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, чувствует себя бодрым, работоспособным, при других — наблюдается упадок сил, мускульная скованность, вялость.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний:
1) удовольствие — неудовольствие;
2) напряжение — разрешение;
3) возбуждение — успокоение.
Различают также стенические (от греч. «стенос» — сила) и астенические («астенос» — слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть).
Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека.
Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические.
Моральные, или нравственные чувства, — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга и совести, патриотизма и др.). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношения человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят: любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человека переживается красота, гармония (либо, наоборот, дисгармония) с природой в произведениях искусства, отношениях между людьми.
В зависимости от сочетания скорости, силы и устойчивости чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются: настроение, страсть, аффекты, стресс, фрустрация.
Настроением называется более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. Настроения выражают бессознательную, эмоциональную «оценку» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но в отличие от настроения страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Положительные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельность человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Таковыми могут быть ужас, отчаяние или растерянность при приятном, но неожиданном известии. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее эффективности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к саморегуляции.
Стресс (от английского слова «stress» — напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Ганс Селье (1907 — 1982). Он также ввел понятие о фазах стресса, выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудным ситуациям) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать условия опасности для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащается сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выражающаяся в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе возникают общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мыслей, сообразительность.
Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация появляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
Эмоции и чувства выполняют следующие функции: — сигнальная (коммуникативная); выражается в мимике, пантомимике, изменениях голоса, вегетативных изменениях (потоотделение, покраснение, бледность и т.п.). Эти проявления позволяют человеку информировать других людей о своем отношении к окружающему миру; -регулятивная; выражается в том, что устойчивые, сильные переживания направляют., изменяют поведение человека;
· отражательная (оценочная); выражается в обобщен ной оценке явлений и событий;
· побудительная (стимулирующая); эмоциональные переживания определенного вида побуждают человека к действию.
· подкрепляющая; выражается в том, что значимые со бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запоминаются;
· переключательная; обнаруживается при конкуренции мотивов поведения, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга);
· приспособительная; благодаря возникшему чувству или эмоции, человек имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Итак, в психической жизни человека эмоции и чувства занимают особое место. Чувства обуславливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления, стимулируют деятельность, обогащают содержание человеческой жизни.
Сила и настойчивость волевых действий также в значительной степени обуславливается чувствами.
Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление на пути к намеченной цели. Иначе говоря, воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Многие исследователи определяют волю как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
Основные функции воли: побудительная и регулирующая. Побудительная функция способствует активности поведения человека. Волевая регуляция обеспечивает сознательное управление мыслями, чувствами, желаниями и поведением человека. В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Он включает в себя следующие стадии:
а) возникновение побуждения, предварительная постановка целей;
б) стадия обсуждения и борьбы мотивов;
в) стадия принятия решения;
г) стадия исполнения решений.
Первую стадию волевого действия можно представить так: побуждение — стремление — влечение — желание. Наличие у человека воли связанно с наличием значимых для него целей и задач, т.е. потребностей и интересов. Однако целей, желаний может быть несколько, вследствие чего возникает борьба мотивов (вторая стадия). В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление мотивированного конфликта идет через осознание человеком реальной значимости мотивов, их важности и последствий.
Следующий этап волевого действия включает в себя принятие решения, от которого зависит ход дальнейших событий. Это заключительный момент борьбы мотивов. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от решительности самого человека. Таким образом, волевое решение определяется четкостью целеполагания и продолжительностью волевого акта. Однако принять решение — еще не значит выполнить его.
Завершающей фазой волевого действия является исполнение. Исполнение решений требует от человека преодоления препятствий, что невозможно без волевого усилия. Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:
· наличия общественно значимых целей;
· установки по отношению к действию;
· уровня самоорганизации личности.
Итак, воля представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется регуляция поведения человека. Волевые качества подразделяются на три категории: первичные волевые качества (настойчивость, выдержка); вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность); третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).
Волевые качества — категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко используются человеком не столько овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Особенно это касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
· Воля — одно их человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.
Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:
— волевого усилия, необходимого для выполнения решения;
— определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;
— развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности);
— времени и средств, необходимых для выполнения решения.
Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:
· указание точного срока начала выполнения решения;
· точное определение минимального объема ежедневной запланированной работы;
· указание сроков общей продолжительности работы над чем-либо;
· точное указание предполагаемого результата;
· указание средств реализации принятого решения.
Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.
Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.
Таким образом, от осознания значимости цели, правильного выбора ее, видения ближних, средних и дальних перспектив зависит ее побудительная сила.
Для успешного претворения в жизнь наших планов нужна внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами, психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленной цели.
Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития воли как одного из качеств личности, оно необходимо для ее формирования в целом.
Вопросы для самопроверки:
1. Психологические основы регуляции эмоций.
2. Психологические особенности проявления стрессов и фрустраций.
3. Развитие эмоциональной сферы личности.
4. Эмоциональная регуляция.
5. Волевое поведение и условия его формирования.
7. Волевая регуляция поведения человека
Литература:
1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995
3. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999
6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 2001
7. Грановская P. M.Элементы практической психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. -М, 1992.
9. Дарвин Ч.Выражение эмоций у человека и животных. М, 1991.
10. Китаев — Смык Л. А.Психология стресса. -М., 1983.
11. Коломенский Я. Л. Человек: психология. -М., 1986.
12. Немов Р. С. Психология. -М., 1995. -Т.1.
13. Рувинский Л. Н., Хохлов СИ.Как воспитать волю и характер. М., 1986.
14. Симонов П. В.Эмоциональный мозг. -М., 1981.
15. Якобсон П. М.Психология чувств. -М., 1961
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник