Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).
Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
- педагогическая запущенность;
- систематические психотравмы;
- неприемлемые условия воспитания;
- ограниченность жизнедеятельности ребенка.
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Источник
Особенности развития эмоционально — волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью
Нохрина
Особенности развития эмоционально — волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.
Учитель МАОУ «Школа-интернат №113
для обучающихся с ОВЗ» г. Перми
Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии ребенка. На исключительное значение формирования эмоций и воли как центрального фактора психического развития и адаптации детей в социуме указывали отечественные и зарубежные учёные: Лев Семёнович Выготский, Константин Дмитриевич Ушинский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Е. Д. Худенко, Л. В. Занков, А. Валлон и др.
Л. С. Выготский. «Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребёнка».
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит отношение к людям, оценка собственных действий и поступков.
К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ребенка. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Жить без эмоций не возможно. Доказано, что готовность ребенка к социализации, в жизнедеятельности во всех сферах прямо пропорционально зависит от уровня развития эмоциональной сферы. В процессе роста происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастают. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Все авторы считают, что наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, мелкой моторики и всей личности в целом. И недостатки эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.
О развитии эмоциональной сферы детей с тяжёлой умственной отсталостью материала очень мало. Выделяют две отдельные группы персон с тяжелой умственной отсталостью, одна группа вяло-апатическая, индивидуум равнодушен и интересуется лишь удовлетворением своих потребностей. Другая группа, эректильные персоны очень живые и подвижные, им присуща агрессия и живость, они подвижны и нередко непоседливы. Но вторая группа встречается гораздо реже. Все аспекты личностной сферы у этих детей развиваются медленно и с большими отклонениями. Для них характерно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья, тревожность, низкая самооценка. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Эмоциональные реакции детей проявляются по-разному. Так для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других — реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные. Вместе с тем у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью,
им свойственно «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.
Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Развитие отстает. Интеллект формируется медленно. Речи нет. Они не обучаемы. Не способны абстрагировать и обобщать. Счет им практически недоступен, некоторых можно обучить считать до трех — пяти, но не далее. У них у всех плохое запоминание, но в отличии от идиотии они отличают своих близких. У детей с ТУО имеются нарушения инстинктов и воли, что может вести к сложностям проживания с ними. Эмоции у них плохо дифференцированы, но они узнают родных, учителей, работающих с ними, и прислушиваются к похвалам и наоборот. Бывают агрессивны как по отношению к окружающим, так и к себе (кусаются, могут подраться, не отличаются благодушием, раздражительны и замкнуты. Некоторые могут съесть готовую еду и одеться сами, но практически всем детям при одевании нужна помощь. Часто присутствует саливация, многие не контролируют выделения. Их нельзя оставлять одних, иначе они пропадут, легко внушаемы, не ориентируются в новой обстановке и не способны обиходить себя самостоятельно, имеют необходимость в надзоре. Никаких особых интересов не проявляют, но могут пересматривать картинки в журналах. Они любят заниматься старым, хорошо известным, так как косность и стереотипность поведения – отличительная черта детей с тяжелой умственной отсталостью.В результате наблюдения в различных видах деятельности у всех учащихся с ТУО отмечается:
• Познавательная активность снижена до минимума;
• Пассивность в любом виде деятельности;
• Чувства повышенной тревожности;
• Частые неадекватные эмоциональные реакции;
• Повышенный уровень агрессивности, недоброжелательности к окружающим;
• Сниженный уровень самоконтроля.
Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
Для достижения наилучших результатов крайне важно начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка как можно раньше, так как ему для усвоения даже самого простого навыка требуется очень много времени и усилий. Очень чётко прослеживается разница в развитии у тех детей, которые до школы ходили в д\с и тех, которые воспитывались дома.
Основная задача коррекции и развития эмоционально-волевой сферы: формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ТУО направлена на:
• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
• Повышение их активности и самостоятельности;
• Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессия, повышенная возбудимость, тревожность и пр. Предупреждение подобных аффективных реакций. Важно не допускать конфликтных ситуаций, а также переутомления детей.
И реализуется коррекция эмоционально-волевой сферы через:
1.Создание благоприятных условий обучения:
Соблюдение охранительного режима;
Положительный психологический климат.
2. Формирование волевых и эмоциональных качеств у детей:
Эмоциональная адекватность действий.
3.Формирование положительной мотивации к учению:
Создание ситуации успеха;
Коррекционная работа проводится с использованием следующих методов и приемов:
1. Проведение комплексных лечебных и оздоровительных мероприятий,
щадящий режим посещения занятий, лечебно-профилактическое оздоровление детей в центрах реабилитации.
2.Создание благоприятных условий обучения:
• Соблюдение охранительного режима;
• Положительный психологический климат на уроках.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
3. Наиболее широко применяется при работе с детьми с тяжёлой умственной отсталостьюнекоторые виды арт-терапии:
• Живопись красками, раскрашивание, пальчиковое рисование;
• Игры на музыкальных инструментах;
• Прослушивание музыкальных книг;
• Предметно-практическая деятельность, работа с разными конструкторами;
• Сказкотерапия, водотерапия, пескотерапия.
Различные релаксационные упражнения;
Дидактические игры в лото на разные темы;
Игры с пуговицами и игрушками;
Игры с геометрическим материалом и различными цветными картинками.
Данные занятия направлены на улучшение эмоционально-волевой сферы. Они помогают снять напряжение, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Метод пластилинотерапии эффективен при невротических расстройствах, психопатиях и прочих психических нарушениях. Дети с удовольствием работают с мягким пластилином. В процессе манипуляций с пластилином идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика –движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
Огромную роль в развитии эмоционально – волевой сферы у детей с ТУО играет музыкотерапия. Музыка — это своеобразный «проводник» в мир чувств и эмоций, так необходимых для детей (особенно детям, которым трудно использовать речь). Очень важна роль музыкальных занятий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с глубокими нарушениями психического развития. Они не понимают, о чём говорит педагог, и восприятие музыки для них оказывается легче обращённой к ним речи, ведь музыкальные произведения (видеофильмы, видеоролики, музыкальные сказки, песенки и пр.) несут большую информационную нагрузку. Безусловно, на музыкально-коррекционных занятиях с такими детьми осуществляются задачи, которые направлены прежде всего, на развитие эмоциональной сферы личности, развитие и коррекцию психических процессов, коммуникативной и речевой активности детей, социальной адаптации, формирование произвольной регуляции поведения, снятие нервного перенапряжения и утомления.
При помощи музыкальных игр, совместного пения стимулируется и активная речь, т. к. при этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается на индивидуальных занятиях с логопедом или психологом. Различные релаксационные упражнения, игры на музыкальных инструментах, дидактические игры с разными предметами, чтение и проигрывание сказок — всё это способствует развитию у детей с ТУО коммуникативных умений, обогащает эмоциональный опыт, формирует личностное развитие. Только при кропотливой ежедневной работе, при единых требованиях к детям, можно достичь положительных результатов в развитии эмоциональной сферы воспитанников, в их взаимодействии друг с другом, с окружающими и в их поведенческих навыках.
1. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, М., 1999.
2. Ильина С. Ю., Чижова А. С. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью. Специальное образование, 2013.
3. Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока, 2004 год.
4. Библиофонд, сайт.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.
Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.
Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия «Путешествия в мир сказок» Цели: — соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.
Источник