Эмоционально волевая сфера учащихся коррекционного

Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы у учащихся 5-8 классов с ОВЗ

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_po_emotsionalno-volevoy.docx 27.14 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Донцова Л.А. _________

Протокол №____ от «________»

Директор МБОУ «СОШ №1»

им.Ярослава Василенко п.Пурпе

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы

для учащихся 5-8 классов с ОВЗ

2020-2021 учебный год

Составила педагог-психолог: Молоткова Т.А.

Рабочая программа «Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы» для обучающихся 5-8 классов с ОВЗ, составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся на основе авторских программ «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 и 7-8 классы)» Хухлаевой О.В., «Я-подросток (уроки психологии (7-8 классы)» А.В.Микляева.

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Данная программа ориентирована на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам среднего школьного возраста.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Цель данной программы : коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.

Основные задачи программы:

  • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
  • коррекция настроения и негативных черт характера;
  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

Организационная структура занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 30-40 минут.
1. Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. Основная часть. Направлена на решение задач данной программы.
3.Заключительная часть. Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов со статусом ОВЗ.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ.

Курс программы рассчитана:

Для учащихся 5-8 классов, 68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.

Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ОВЗ можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.

Ожидаемые результаты:
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки:

  • повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
  • снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
  • сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
  • овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
  • улучшение социально-психологического климата класса;
    активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства(7ч)

Источник

Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида.
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида. 45.5 КБ
Презентация 258 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида.

Эмоции – чувства (от франц волнение ) — переживание человеком своего отношения к действительности, к фактам социальной и личной жизни.

Разновидностями эмоций по силе, длительности и обобщенности являются аффекты (сильные, внезапно охватывающие весь организм и бурно протекающие переживания), и настроения (переживания, вызванные первоначально одним объектом и распространяющиеся на все другие объекты более или менее длительно)

По содержанию эмоции разделяются на интеллектуальные, моральные, эстетические, в зависимости от области, в которой они проявляются.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Следует отметить, что эмоциональная сфера у учащихся с ОВЗ достаточна своеобразна.

Негативные изменения в эмоциональной сфере предполагают вторичное недоразвитие некоторых познавательных процессов, провоцируют возникновение у учащихся с ОВЗ черт дурного характера (упрямство, вредность, безынициативность, мрачность), неадекватные формы поведения (агрессия, капризность, медлительность, излишняя подвижность и суетливость; преобладание внешне обвиняющих реакций с эмоциями гнева, раздражения в форме активного сопротивления или негативизма; быстрая смена настроений; неадекватное переживание неудач и замечаний – от полного равнодушия и игнорирования до повышенной раздражительности и чувства страха). Неадекватное и неадаптивное поведение детей влечёт за собой вереницу трудностей психического плана (трудности в общении со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты, проблемы в семье, слабую успеваемость). Поэтому изучение эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ, ее целенаправленное, своевременное развитие и коррекция имеют важное значение для учителя.

Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам.

1 группа – характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Безразличность к воздействующим на них раздражителям.

2 группа – реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев — неадекватные.

3 группа — не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Однако всем учащимся с ОВЗ свойственны общие проявления нарушений эмоциональной сферы:

— недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств

— ограниченность диапазона переживаний

— крайний характер проявления радости, огорчения, веселья

Чувства детей с ОВЗ долгое время недостаточно дифференцированны. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Их переживания однообразны, неустойчивы, более примитивны, они испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

Такие дети часто бывают, неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам.

Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Такой ребенок может понять, что причинивший ему огорчение учитель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чувство обиды.

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. У них слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Проявлением незрелости личности ребенка с ОВЗ является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни — хорошо то, что приятно.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Лишь своевременная настойчивая работа учителя и родных, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль. Пока не воспитаны высшие чувства, по мере роста ребенка стихийно все большее место занимают элементарные потребности и, следовательно, эмоции.

Изучения эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ с трудностями поведения показало, что основной причиной таких состояний является болезненное переживание чувства собственной неполноценности, нередко осложняемое инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления и часто даже не пытаются этого делать.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с ОВЗ можно иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств, о которых нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, наблюдаются дисфории. Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воздействий. Дисфории у учащихся коррекционных школ проявляются следующим образом. Ученик, который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, добродушно, сердечно относился к товарищам и учителю, вдруг приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии и со злобой реагирует на замечания учителя, на невинные шалости сверстников. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если учитель, не зная, что у данного ученика наступил приступ дисфории, начнет выяснять причину плохого настроения, а тем более порицать за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки. Если же учитель понял, что у данного ребенка наступил период дисфории, его лучше всего не расспрашивать.

Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения. Такое ничем не мотивированное повышенное настроение носит название эйфории. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться, чувствовать себя счастливыми даже после получения «двойки», после удаления из класса и т. п. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, учитель должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению. Эйфория может быть признаком начинающегося обострения заболевания.

Предвестником приближающегося заболевания является также и другое нарушение эмоциональной жизни — апатия. Иногда учащиеся вспомогательной школы высказывают мысли и обнаруживают настроения, совершенно не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей. Такая апатия должна рассматриваться учителем как признак болезни и заставить его немедленно показать ребенка врачу — психоневрологу.

Коррекции эмоциональных состояний учащихся с ОВЗ.

1. Соблюдение учителем на уроках принципа психологической комфортности. Создание отношений эмпатии, взаимного доверия и принятия.

2. Создание на уроках ситуации успеха (я могу!) для каждого ученика. Такая ситуация формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

3. Оказание помощи учащимся в развитии их положительных эмоций, в формировании оптимистического отношения к миру, к другим людям, к своим возможностям и перспективам (экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение тренингов – общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и др.)

4. Использование игровых методов. Игра — это психотерапевтическое средство снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний. В игре содержаться все необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта.

5. Использование методов арт-терапии. Это естественные и бережные методы исцеления и развития души через художественное творчество. Они способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. Снимают накопленное психическое напряжение, помогают успокоиться и сосредоточится. (виды арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, танцетерапия , сказкотерапия, библиотерапия, оригамиигровая терапия почти нет.

Коррекционная педагогика 1(19), 2007 Научно- методический журнал. Петрова В.Г. «Психологические особенности умственно отсталых школьников».

Источник

Читайте также:  Опросник для измерения эмоционального интеллекта бар она
Оцените статью