Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
статья на тему
В статье раскрываются особенности и специфика эмоциональной сферы детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ignatevaa.statya.doc.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Игнатьева Анжелика Викторовна
государственное бюджетное образовательное учреждение
Белебеевская специальная (коррекционная)
начальная школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида
Становление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы сложившихся отношений, от общения с другими людьми. Природа межличностных отношений, в которых находится ребенок, влияет на его развитие, воспитание, формирование его личности. Именно в межличностных отношениях проявляются индивидуальные качества ребенка как личности — эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, усвоенные нормы и правила поведения.
Специальные исследования таких отечественных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др., свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Среди эмоций детей нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.
Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Исследователями отмечается, что в последние годы становиться все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
В современных условиях наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные зрительные нарушения. Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию нечетких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведет к затруднениям при обучении детей в школе, усвоению учебного материала. Также данные исследований показывают, что нарушение зрения значительно сужая сферу чувственного познания, влияет на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качествах человека. Часто дети чувствуют себя обреченными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста. Тифлопсихологами подчеркивается, что одна из основных причин развития негативных эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему ребенку.
Н.Н. Будай в дифференциации детей без нарушений зрения и слуха и с нарушениями отмечает, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику: у детей отмечается повышенный личностный уровень тревожности, дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики, недостаточно компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают мимические проявления эмоций других людей, недостаточная или слабо развитая рефлексия.[1]
В психологической литературе выделятся следующие особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения:
1. Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.
2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находящихся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.
3. Дошкольники с неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности.
Е. П. Ермаков рассматривая понятие эмоционального неблагополучия ребенка с нарушением зрения, определяет его как отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Е. П. Ермаков отмечает, что эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении со сверстниками и другими детьми, может приводить к двум типам поведения.
К первой группе относятся дети с нарушением зрения неуравновешенные, легко возбудимые; безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции данной категории детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаются слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и т. п. Негативные эмоциональные реакции: быстро вспыхивая, быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с нарушениями зрения с устойчивым негативным отношением к общению. У них обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Для таких детей характерно обособленность, они избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателями или сверстниками. [3].
Махортова Г.Х. проведя ряд исследований, сделала вывод, что существует зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей. По ее мнению, неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. Результаты ее исследований показывают, что у детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и невнимательны. [6].
Е. Гаспарова отмечает, что существенной причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов [2].
А. И. Захаров полагает, что неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам он относит угрозы, суровые или телесные наказания, искусственные ограничения движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка с нарушением зрения и прочее. А. И. Захаров говорит, что постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт [4].
Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается повышенная тревожность. И. П. Подласый обращает внимание на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:
— повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
— страх перед всем новым, необычным;
— неуверенность в себе, заниженная самооценка;
— ожидание неприятностей, неудач;
— стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
— склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
— боязнь общения с новыми людьми;
— неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость. [7].
По мнению психологов, у незрячих значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как вина, страх, обида. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола. Исследователи, анализируя отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.
Когда ребенок поступает в школу, то возникает значимое личностное новообразование — внутренняя позиция школьника, которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». Если важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.
По мнению Крайниковой Т.А., своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития школьников способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья. [5] Такой подход будет стабилизировать эмоциональные состояния детей и их адаптацию в школе.
Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире.
1. Будай Н. Н. Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. Источник: http://nbuday.ru/ .
2. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 10. – С. 61-64.
3. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Просвещение, 1990. – 222 с.
4. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. – СПб. : «Речь», 1995. – 158 с.
5. Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2007.
6. Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007.
7.Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
Игнатьева А.В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения/А.В. Игнатьева //Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г.Уфа). – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – С. 202- 204.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения .
1. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2. История развития музыкотерапии.3. Практическое использование м.
Материал для педагогов и родителей.
Консультация для педагогов.
Материал для воспитателей и родителей.
Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов.
Источник
Педразвитие
Автор: Тесля Ирина Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Ручеёк»
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ)»
Раздел: дошкольное образование
НА ТЕМУ: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ)
неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к
трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как
психологической системы человека, включая и личность.
состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или
самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен и др.) эмоции и чувства
человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для его
нарушения зрения, при котором сужаются сферы чувственного познания,
изменяются потребности и интересы.
Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств,
что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства. Хотя степень и уровень их
развития могут быть отличными от таковых у зрячих.
возникающее в возрасте 4 — 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в
партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.
Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной
слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также
депрессивные компоненты поведения.
Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в
слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по
сравнению с тотально слепыми детьми.
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую
роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок
условий его жизни.
неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для
пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами.
Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более
спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это
впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике,
Однако речь их достаточно интонационно и выразительна. Слепые
состояний, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности
говорящего, как активность, доминантность, тревожность.
Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои
особенности. В первую очередь это связанно с оценкой своей внешности.
положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от
Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию, а
также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой
переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием
того, что они не такие, как многие их сверстники.
Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрасте
происходит обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что
дети начинают осознавать свой зрительный дефект.
Особенности личностного развития незрячих ставят проблему оказания
им возможно ранней помощи и проведения с ними необходимой работы в тот
период, когда происходит активное формирование их личности, т.е. речь
какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие
нарушения зрения, к началу их самостоятельной жизни.
Речь все же должна идти не о качествах личности, а о целостной
системе отношений личности. В эту систему включается:
отношения к другим людям;
отношение к другому полу. Эти отношения составляют базовые структуры
личности, такие как образ своего Я, направленность личности и её временная
перспектива, отношения с другими.
невозможно, да и нет надобности.
Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в
любви к слепому, его захваливанием, переоценкой его способностей. Ребенок
готовое к будущей самостоятельной жизни.
У него формируется чисто потребительская психология, тормозится
самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, что, в
взрослые ставят строгость. Твердость и жесткость.
При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызванные
испытывает чувство скрытой или открытой неприязни и в какой-то момент
переход к открытому неповиновению.
Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются
подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на
путь непрерывного хронического конфликта, постоянна находясь в состоянии
открытой или скрытой агрессивности.
Также эмоциональное отчуждение взрослых членов семьи ребенка с
нарушениями зрения приводит к отсутствию взаимопонимания между ними,
к разрыву духовной близости.
Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись
во внутреннем мире, куда он не допускает родителей. У него не формируются
меньше, а может быть, и больше, чем явная открытая неприязнь к нему из-за
его слепоты. Такой тип общения со взрослыми создаёт и обостряет у ребенка
чувство неполноценности и ненужности, рано рождает у него состояние
глубокой тревожности, и такой ребенок в конце концов не сможет развить в
соматическое выражение всеобщей мобилизации защитных сил организма.
Однако реакция тревоги есть по существу лишь первая стадия ответной
реакции организма на угрожающее воздействие.
При длительном воздействии любого агента, способного вызвать такую
состоянии реакции тревоги. Если агент настолько силен, что длительное
воздействие несовместимо с жизнью, то человек или животное в течение
первых часов или дней погибает на стадии реакции тревоги.
Если же организм способен выжить, то вслед за первичной реакцией
обязательно наступает стадия резистентности. Проявления этой второй фазы
весьма не похожи на проявления реакции тревоги, а в некоторых случаях и
полностью противоположны им.
Так, например, если в период реакции тревоги наблюдается общее
истощение тканей, то на стадии резистентности вес тела возвращается к
приобретенная адаптация снова утрачивается. Наступает третья фаза — стадия
истощения, которая, если стрессор достаточно силен, неизбежно приводит к
Взаимоотношение стресса и болезни может быть двояким: болезнь
может вызвать стресс, и стресс может вызвать болезнь. Поскольку любой
агент, требующий адаптации, вызывает стресс, то и любая болезнь связана с
некоторыми проявлениями стресса, ибо все болезни влекут за собой те или
иные адаптивные реакции.
Тяжелое эмоциональное потрясение приводит к заболеванию почти
исключительно благодаря своему стрессовому действию. В данном случае
истинной причиной заболевания являются избыточные или неадекватные
Психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок,
имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на процесс формирования его
У незрячих значительное место занимают сознание вины, страхи и
опасения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с
другими людьми, в том числе с представителями другого пола.
При анализе отношения детей к своему дефекту можно наблюдать
тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше
их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность
Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих в большей
выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при
зрительном восприятии красоты.
Однако восприятие мира на основе сохранных анализаторов позволяет
слепому и слабовидящему испытывать эстетические чувства, наслаждаться
природой, поэзией, музыкой, архитектурой.
Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этом
принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество
в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети
имеющие те или иные дефекты и отклонения чувствовали себя нужными,
Источник