Эмоционально волевая сфера при ринолалии

Портал образования

Автор: Любаева Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п. Просвет с/п «Детский сад «Росинка»
Населённый пункт: п. Рощинский
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика детей с открытой формой ринолалии
Раздел: дошкольное образование

Характеристика детей с открытой формой ринолалии:

Различные варианты аномалии строения

1) врожденные расщелины неба и губы;

2) подслизистые расщелины;

3) врожденные недоразвития неба;

4) врожденная ассиметрия лица при деформации

Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к

укорочению заднего края скелета твердого неба,

вследствие чего все мягкое небо перемещается

вперед. Оно укорачивается, поперечное

расстояние между мягким небом и задней стенкой

Движения мышц верхней губы отсутствуют или

значительно осложнены. В результате обедняется

мимика ребенка, и мышцы лица включаются в

Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка

назад, благодаря чему продольная мышца языка

сокращается и образует высокий подъем корневой

При стабильном положении корня языка кончик

его оттягивается в середину ротовой полости.

Движение всего языка затормаживается,

относительно подвижным остается лишь его

Дефекты небного свода при ринолалии

обусловливают неправильную мышечную

взаимосвязанность мышц всего артикуляционного

аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата

анатомически сохранны и все движения их

возможны, они отличаются некоторой вялостью,

Ротовые звуки приобретают назальность.

1.Наиболее заметно изменяется тембр гласных И и

У при артикуляции которых ротовая полость

больше всего сужена. Наименьший назальный

оттенок имеет гласный А, так как при его

произнесении ротовая полость широко раскрыта.

2.Значительно нарушается тембр при

3. При произнесении шипящих и фрикативных

прибавляется хриплый звук, возникающий в

4. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в

ротовой полости не образуется необходимое

воздушное давление вследствие неполного

перекрытия носовой полости.

5. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в

ротовой полости настолько слаба, что

недостаточна для колебания кончика языка,

необходимого для образования звука р.

Вследствие дефектного положения языка в

полости рта согласные звуки образуются главным

образом за счет изменений положения кончика

языка (при незначительном участии корня языка в

артикуляции) и при излишней активизации

лицевых мышц. Эти изменения положения кончика

языка относительно постоянны и соотносятся с

артикуляцией определенных звуков.

Произношение некоторых согласных звуков

представляет для больных особую трудность. Так,

они не могут осуществить необходимой преграды

у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков

верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних

резцов для произнесения звуков с, з, ц с

одновременным ротовым выдохом; поэтому

свистящие и шипящие звуки у ринолаликов

приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г

либо отсутствуют, либо замещаются характерным

взрывом, производимым при соединении

несращенных частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади

языке с выдохом воздуха через нос и

характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки

формируются с сильным носовым оттенком.

Артикуляция их зачастую значительно изменена, и

звуки между собой нечетко дифференцированы.

Для самого больного такие артикулемы служат

кинемой, т. е. двигательной характеристикой

определенного звука, и в его речи выполняют

смыслоразличительную функцию, что и позволяет

использовать их для речевого общения.

Нарушение фонематического слуха разной

степени, от легких до грубых случаев.

Нарушение слоговой структуры слова.

Сокращение групп согласных звуков.

Прекращение звучания согласного звука в конце и

опускание в начале слова. Добавление лишнего

согласного. Сокращение числа слогов. Дистантная

ассимиляция( уподобление слогов друг другу).

При ринолалии речь развивается с опозданием

(первые слова появляются к двум годам и

значительно позже) и имеет качественные

особенности. Импрессивная речь развивается

относительно нормально, а экспрессивная

претерпевает некоторые качественные изменения.

В первую очередь следует отметить крайнюю

невнятность речи больных. Появляющиеся у них

слова и фразы малопонятны для окружающих, так

как формирующиеся звуки своеобразны по

артикуляции и звучанию. Среди детей с открытой

формой ринолалии можно выделить группу с

недоразвитием) и ОНР (нарушением всех речевых

При ФФНР и ОНР на письме проявляются

специфические ошибки, отражающие дефекты

звукопроизношения( замена и пропуски букв) ,

нарушения фонематического слуха(замены

Читайте также:  Депрессия помогите как выйти

переднеязычных на заднеязычные, ротовые на

носовые), слоговой структуры слова( замены,

опускание, перестановки и сокращения числа

слогов), несформированность лексико-

грамматического строя речи (замена слов, слитное

написание с предлогами).

психической сферы и

Степень вторичных нарушений психических

процессов напрямую зависит от степени

недоразвития речи. Дети с ринолалией

полиморфны по уровню психического развития.

Часто встречается наличие дефицита внимания.

Внимание – неустойчивое и рассеянное,

более низкий уровень произвольного

внимания, слложности в планировании своих

действий, вследствие чего затруднен процесс

Память. Снижен объем вербальной памяти,

затруднен процесс запоминания.

Долговременная память непрочная,

непродуктивная. Зрительная память не

нарушена, за исключением запоминания

геометрических фигур. Низкий уровень

произвольности и контроля слуховой памяти,

нарушения узнавания слов и тд.

Воображение. Развитие воображения

происходит по тем же психическим законам,

что и у детей с нормой.

Игровая деятельность. Преобладает сюжет

лечения. Предпочитают пассивную роль в

игре, часто просто наблюдают за действиями

других детей со стороны.

Эмоционально – волевая сфера.

Неполноценность речи сказывается на

становлении личности. Часто возникают

различные отклонения в поведении:

раздражительность, отсутствие веры в успех,

Источник

Диагностика и лечение ринолалии

Лечение такого заболевания, как ринолалия, требует тщательного обследования разными специалистами: ортодонтами, челюстно-лицевыми хирургами, отоларингологами, генетиками, педиатрами, стоматологами, логопедами, психологами, невропатологами. Всестороннее изучение клинической и психолого-педагогической карт ины особенностей ребенка с расщелиной нёба помогут в правильной организации коррекционной работы.

Обследование детей при ринолалии

Если у ребенка врожденная расщелина нёба, то применяют системный подход в лечении ринолалии. Кроме тщательного исследования строения и работы артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, обязательно логопедическое изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, развития лексики и грамматики.

1 этап – инструментальные методы

На 1-ом этапе обследование проводится врачами, которые используют специальные методы. Рентгенография необходима, чтобы установить анатомо-физиологическое строение речевого аппарата ребенка, подвижность мягкого нёба, особенности нёбно-глоточного смыкания, активность глоточной мускулатуры. Исследование тембра, высоты голоса выявляет спектральный анализ. Метод рентгенотомографии изучает положение органов речи, степень раскрытия рта, направление движений языка. Метод спирометрии позволяет получить данные о дыхательной функции и емкости легких. С помощью риноскопии изучается строение и разрастание в носовой полости. Фонендоскоп исследует наличие субмикозных расщелин (пробы Гуцмана). С помощью слоговых таблиц изучают разборчивость речи (метод аудиторского анализа). Только после медицинского обследования ставится диагноз: открытая, закрытая или смешанная ринолалия.

2 этап – психологическое обследование

Второй этап – психологическое обследование. Специалисты обследуют состояние памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, особенности психическо го развития ребенка, ведущей деятельности, уровня сенсорного развития, общей и мелкой моторики.

Заключение врача

На заключительном этапе вердикт выносит логопед, который должен определить, какие компоненты речи пострадали из-за дефекта, какова степень тяжести речевых нарушений, что первично, а что вторично. Логопедическое обследование включает в себя:

  • обследование органов артикуляции;
  • функции нёбно-глоточного смыкания;
  • состояние мимической мускулатуры;
  • тип физиологического дыхания;
  • частоту и ритмичность дыхания;
  • силу, высоту и тембр голоса;
  • состояние звукопроизношения;
  • просодической стороны речи;
  • фонематического восприятия;
  • состояние словаря и грамматического строя речи.

У школьников обследуется чтение и письмо.

Логопед делает заключение: ФН (фонетическое нарушение), ФФН (фонетико-фонематичекое наруше ние), ОНР (общее недоразвитие речи).

Коррекция открытой ринолалии

Построение коррекционной работы зависит от формы ринолалии. К устранению открытой ринолалии существует несколько авторских подходов, в числе которых работы известных ученых Г. Гуцмана и М.Ю. Хватцева. Коррекция открытой ринолалии делится на два этапа: дооперационный и послеоперационный. А.Г. Ипполитова одна из первых предложила занятия с детьми в дооперационный период. Ее метод основан на том, что внимание ребенка направлено не на фонему, а на артикулему. Логопед Н.И. Сереброва и врач Л.В. Дмитриев впервые разработали эффективную методику после исследования рентгенографии, основанную на выработке ротового и носового дыхания. Т.Н. Воронцова предлагает разработку в послеоперационный период, которая сводится к пропеванию звуков. Современная логопедия опирается на поэтапную методику И.И. Ермаковой в дооперационный и послеоперационный периоды.

Дооперационный период

Дооперационный период начинается с рождения ребенка.

1 этап. Предупреждение астенического синдрома. Дети-ринолалики рождаются слабыми, поэтому с первых дней жизни важно вести работу по закаливанию, стимулировать физическое развитие (бассейн, велосипед, лыжи). Больные дети запаздывают ползать и ходить, поэтому необходимо стимулировать двигательную активность – отодвигать игрушку и т.п. Не рекомендуется применение ходунков, поскольку этап ползания очень важен для развития речи.

Читайте также:  Что значит эмоциональное дистанцирование

2 этап. Исправление и предупреждение неправильной фиксации языка. Избегать класть ребенка на спину, чтобы корень языка не отодвигался кзади. Предпочтительней укладывать на живот или на бок. С самого рождения побуждать малыша к некоторым упражнениям языка по подражанию взрослому: «Вкусное варенье» (облизывать верхнюю губу), «Качели» (поднимать кончик языка вверх-вниз), «Часики» (качать языком из стороны в сторону), «Змейка» (вытягивать язык вперед-назад), «Индюк» (быстро проводить языком по верхней губе).

3 этап. Предупреждение нарушения дыхания. С 1,5-2 лет проводят упражнения игрового характера: «студим чай» (губу держать на уровне чашки), дуть в трубочку, «понюхаем цветок» – маленькие чашечки из-под киндер-сюрприза наполняют лепестками цветов, вдох носом. Можно играть на губной гармошке, сдувать пушинки с ладони, надувать шарики (без напряжения), мыльные пузыри, играть аэробольчиком, помогая зажимать нос.

4 этап. Активизация мышц нёбно-глоточного кольца. Делать упражнения на покашливание, позевывание, полоскать горло небольшими порциями воды, проглатывать маленькие порции молока, киселя.

5 этап. Развитие силы и высоты голоса. Мяукать как большая кошка и как маленькая кошка.

6 этап. Профилактика задержки речевого и психического развития. Как можно больше ребенку читать, показывать картинки, развивать память, внимание, мышление.

7 этап. Предупреждение появлений вторичных отклонений. Ребенок не должен ощущать себя ущербным, работать предстоит с эмоционально-волевой сферой, поощрять, хвалить, награждать ребенка, формировать доброе отношение к миру.

8 этап. Голосовые упражнения. Логопед готовит нёбную занавеску к смыканию после операции и предупреждает дистрофию мышц глотки посредством пропевания гласных звуков. Сначала «А» – длительно, затем «Э» – долго, затем «А-Э» слитно, «Э-А». Упражнение нужно делать 6-8 раз в день.

9 этап. Выработка правильной воздушной струи и затормаживание ключичного дыхания. Одну руку ребенка положить на грудь, другую – на живот, чтобы ребенок чувствовал дыхание, сначала лежа, потом полулежа, полусидя. Упражнение делать не менее 3 раз в день от 3 до 15 циклов. Следить, чтобы у малыша не болела и не кружилась голова, не вскакивать резко. Полезно также дуть на свечку, на ватку (на уровне губ).

10 этап. Укрепление мускулатуры гортани. Надо делать голосовые упражнения, начинать с изолированного произнесения звука «М», учить не напрягать гортань и контролировать резонанс. Затем тянуть звук «М» в закрытых слогам (мам, мэм, мум). До операции работать с гласными звуками не менее месяца. Важно произносить в определенном порядке: начинать с «Э» или «А», затем «О», «И», «У», «Ы». Такой порядок основан на изучении силы голоса, которая нужна для удержания мягкого нёба в горизонтальном положении. Не начинать с «У», «И», «Ы», поскольку в дооперационный период чистого звучания не получится. Возможны варианты АЭУ, ЭИА. Вокальные упражнения поднимают сегменты мягкого нёба, удлиняют выдох и делают подвижной заднюю стенку глотки.

11 этап. Создание платформы для правильного звукопроизношения, тренировка подвижности губ, щек, языка. Делать упражнения: покусывание кончика языка, растягивание губ, пришлепывание верхней губой по языку («накажем язычок» без звука), вылизывание тарелки, облизывание большой ложки. При деформации верхней губы надо развивать ее подвижность: закусывать губу языком, разглаживать швы зубами, поднимать губу вверх, выворачивать нижнюю губу («Негр»), закладывать между губой и носом конфетку. Обязательно делать массаж губы. Кончиками большого и указательного пальцев от уголков рта, нажимая чуть выше красной каймы, проводить точечный массаж и оттягивать губу вперед. Разминать рубец подушечками пальцев, большой палец – под шов, указательным разглаживать верхнюю губу. Гимнастику и массаж необходимо проводить 3-4 раза в день до 5 минут, избегая резких движений, болезненных ощущений, при которых у ребенка возникает напряжение в мышцах лба, крыльев носа, челюстей и шеи, что передается на гортань, глотку, язык.

12 этап. Развитие фонематического слуха. До 5 лет ребенка знакомят с неречевыми звуками и учат различать их: журчание воды, шуршание бумаги, погремушка, бубен, свисток и т.п. После 5 лет детей знакомят с речевым звуком, соотнося его буквой.

13 этап. Исправление звукопроизношения. Артикуляция может быть приближенной. Коррекция сводится к формированию ротовых согласных.

Послеоперационный период

1 шаг. Начинается с этапа постановки гласных звуков и устранения излишнего носового резонанса. Если ребенок получал логопедическую помощь до операции, этот период – короткий (2-3 недели). Если помощь оказана не была, период затягивается на 3-6 месяцев. В этот период может быть максимально растянута нёбная занавеска, поэтому важно не упустить момент. После операции неизбежен длительный период молчания, поэтому речь ухудшается. Мягкое нёбо отечно, ребенок чувствует боль, избегает правильной артикуляции звуков, говорит в нос. Необходимо как можно быстрее включить прооперированное нёбо в фонацию, это облегчает приобретение навыка ротового резонанса гласных. Прооперированный орган для ребенка получает целевое назначение. К логопедической работе необходимо приступить на второй день после обтурации или на 15-20 день после уранопластики. Через полгода, когда закончится процесс рубцевания, работа будет бессмысленна.

Читайте также:  Как ваше настроение инстаграм

Специальными упражнениями и массажем можно растянуть край мягкого нёба на 1-3 см. Массаж проводится зондом, шпателем или соской. Осторожно двигают инструментом вперед-назад по твердому нёбу, не касаясь швов, при этом рефлекторно сокращаются мышцы глотки и мягкого нёба. При произнесении звука «А», делают легкий нажим на мягкое нёбо зондом или пальцем (активизация рвотного рефлекса). Ребенок делает самомассаж, языком гладит швы. Массаж выполняется не реже 2 раз в день в течение года за два часа до или после еды. Также проводится гимнастика для нёба: глотание маленькими порциями, покашливание с высунутым языком, позевывание при закрытом и открытом рте. Артикуляционная гимнастика включает в себя растягивание губ («Улыбка» – «Трубочка» в динамике), дополнительно – вибрация губ (кучерское «тпрррру», останавливаем «лошадку»), для щек – втягивание щек в ротовую полость. Голосовые упражнения в том же порядке, начиная с гласных «А», «Э». На этом же этапе проводится работа над дыханием. Вдох-выдох носом, вдох-выдох ртом, вдох – носом, выдох – ртом.

2 шаг – этап коррекции звукопроизношения. Начинаем с гласных звуков. Порядок постановки согласных такой: сначала «П», «Ф», затем «Пь», «Фь», «В-Вь», «Т-Ть», «К-Кь», «Х-Хь», «С-Сь», «Г-Гь», «Л-Ль», «Б-Бь», «Д-Дь», «З-Зь», «Ш», «Р-Рь», последние – «Ж», «Щ», «Ч», «Ц». Параллельно развивают просодическую сторону речи.

3 шаг – автоматизация новых навыков. Особенности работы зависят от возраста ребенка. Параллельно развивают лексико-грамматический строй речи. Не прекращается работа с дыхан ием, используют аэробольчики, дутье на таз с водой, на песок, на игрушку. Занятия проводятся в игровой форме, звуки закрепляют в коротких стишках.

Коррекция закрытой ринолалии

При органической закрытой ринолалии сначала необходимо устранить причины закрытия прохода в носовую полость. При восстановлении правильного дыхания исчезают искажения. Возможно, необходима операция по удалению аденоидных разращений. Если же после аденотомии дефект произношения продолжает проявляться, работу следует вести также как при функциональной закрытой ринолалии по нескольким направлениям.

1. Нормализация носового резонанса. Проводятся дыхательные упражнения, цель которых – разделение ротового и носового дыхания: дутье на игрушки, свечку, ватку, чередование короткого и длинного выдоха сначала носом, потом ртом. Одновременно идет работа по активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Это подготавливает почву для постановки и автоматизации губно-губного смычного «М» и переднеязычного смычного «К». Детей обучают правильному произнесению назальных звуков, чтобы ощущалась вибрация на крыльях носа (трогать пальчиками). Также упражняют в произнесении гласных звуков перед назальными (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих слогов логопед контролирует артикуляцию губ или языка, поскольку мягкое нёбо пассивно. Назальные звуки нужно произносить с силой, протяжно, чтобы чувствовался носовой резонанс. Также необходимо кратко произносить гласные звуки. Детям школьного возраста при коррекции вставляют тонкую резиновую трубку в носовой ход, а другой ее конец в слуховой канал, чтобы была возможность «слышать носом» и контролировать звуковые вибрации самостоятельно. В заключении ведется работа по дифференциации назальных-неназальных звуков («П», «Б-М», «Д-Н»).

2. Развитие природных голосовых данных. Работа над просодичекой стороной речи: высота сила, тембр голоса.

3. Восстановление двигательной функции гортани с помощью специальных дыхательных упражнений.

4. Воспитание навыков голосоведения. Рекомендуются вокальные упражнения. При пении возрастает мышечный тонус нёбной занавески, гортани и глотки. Растягивание нёбной занавески заставляет ребенка шире открывать рот, увеличивая силу звука. Начинают пропевать с гласных «А», «Э». Через 2-3 занятия добавляют «О», через неделю «И», еще через неделю «У». Гласные поются несколько раз подряд до12 раз в день. Петь нужно, стоя, без напряжения в возрастном голосовом диапазоне, начиная с низкого тона, постепенно переходя к высокому, громко, но голос не форсировать. При верном выполнении вокальных упражнений носовой резонанс улучшается или исчезает совсем.

Источник

Оцените статью