Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Наталья Володина
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.
А. В. Луначарский
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.
Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.
Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).
При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.
Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью в детский сад приглашаются с концертами учащиеся детский школы искусств №6. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников — воспитание культурного слушателя и зрителя.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов).
Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.
Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).
Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».
Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир.Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.
Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)
Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Венгерский танец №5» И. Брамса ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а спокойную 2 часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.
Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. С целью развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей мной была создана картотека музыкально-дидактических игр и упражнений.
Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других.У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения на каждом занятии использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Прием индивидуально-дифференцированного подхода
В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.
Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.
Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.
Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Составитель: педагог-психолог Войтра Мария Сергеевна.
Игры для развития эмоциональной сферы у дошкольников Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку.
Презентация «Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством совместной деятельности с педагогом» Развитие эмоциональной сферы дошкольника через совместную деятельность с педагогом. Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного.
Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка в Музыкально — Игровой деятельности» ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Выполнил: Александрова Светлана Васильевна музыкальный.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического.
Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии.
Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка» 4 отделение Консультация для.
Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе, кровном родстве, члены которой связаны.
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников Предлагаю вниманию коллег хорошую статью. Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников Эмоциональная сфера дошкольника.
Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников Важнейшим воспитательным институтом каждого человека является семья, поскольку именно в семье закладываются основы нравственного развития,.
Источник
Этюды на выражение основных эмоций (старшая группа)
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Этюды на выражение основных эмоций
1. «Лисичка подслушивает»
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Этюды на воспроизведение черт характера
1. «Старичок»
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этюды | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этюды на выражение основных эмоций
1. «Лисичка подслушивает»
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
2. «Вкусные конфеты»
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).
Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-
— Змея — Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.
Этюды на воспроизведение черт характера
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
И смеялся старичок
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Раз, увидев паучка,
Но, схватившись за бока,
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
3. «Страшный зверь»
Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.
«Прямо в комнатную дверь,
Проникает хищный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся-
У него горят зрачки-
Может это львица?
Может выть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
Храбрый мальчик крикнул:
4. «Волшебное колечко»
Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.
Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,
Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.
Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.
Игры на развитие внимания
1. «Будь внимателен!»
Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» — лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» — пятятся, «Аист» — стоят на одной ноге, «Птицы» — бегут, раскинув руки.
2. «Волшебный круг»
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.
Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий — приседает и встаёт и т. д.
3. «Слушай хлопки»
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза — принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.
А котята ещё выше!
Раз, два, три, четыре, пять,-
С этих пор пора молчать!
Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.
Игры на развитие памяти
1. «Запомни своё место»
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.
Каждый должен запомнить своё место.
Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
2. «Заводные игрушки»
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».
Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
Цель: Развивать внимание и память.
Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
4. «В магазине зеркал»
Цель: Развивать наблюдательность и память.
Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.
Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.
Этюды на выразительность жестов
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вве рх».
2. «Игра в снежки»
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
3. «Игра с камушками»
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.
Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.
4. «Дружная семья»
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.
Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол
1. «Играем в сказку»
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др.).
2. «Угадай ситуацию»
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные — угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.
Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит — кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.
4. «Организуем всеобщий театр»
Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.
Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.
Источник