- Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
- Связанные слова и выражения
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Значение слова «эмоционально-волевой»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «эмоционально-волевой»
- Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Синонимы к словосочетанию «эмоциональная сфера»
- Связанные слова и выражения
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Связанные слова (по тематикам)
- Ассоциации к слову «эмоциональный»
- Ассоциации к слову «сфера»
- Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера»
- Сочетаемость слова «эмоциональный»
- Сочетаемость слова «сфера»
- Значение слова «эмоциональный»
- Значение слова «сфера»
- Афоризмы русских писателей со словом «эмоциональный»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «эмоциональный»
- Значение слова «сфера»
- Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера»
- Как правильно пишется слово «эмоционально-волевой»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
- Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Значение слова «эмоционально-волевой»
- Отправить комментарий
- Значение слова «эмоционально-волевой»
- Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
- Карта слов и выражений русского языка
- Значение слова «эмоционально-волевой»
- эмоциона̀льно-волево́й
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
- Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Понятия, связанные со словом «эмоционально-волевой»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Московский государственный университет печати
- Психология личности
- учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»
Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: солевой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.
Значение слова «эмоционально-волевой»
1. связанный с проявлением эмоций и воли человека (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «эмоционально-волевой»
1. связанный с проявлением эмоций и воли человека
Предложения со словом «эмоционально-волевой»
Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.
Без специального обучения не происходит существенных изменений и в эмоционально-волевой сфере.
В данной работе мы опишем, как происходит первичный приём и последующие диагностические занятия, если при записи становится ясно, что у ребёнка есть нарушения эмоционально-волевой сферы.
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Синонимы к словосочетанию «эмоциональная сфера»
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дополниться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: индивидуум, невротик, партнёр, землянин, мимик
- Места: планета, купол, планетка, галактика, марс
- Предметы: шар, допамин, тетраэдр, протуберанец, отрасль
- Действия: проявление, акцентирование, взаимоотношение, самопроявление, гармонизация
- Абстрактные понятия: вовлечённость, включённость, сфера, пространство, космос
Ассоциации к слову «эмоциональный»
Ассоциации к слову «сфера»
Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера»
- Все прочие феномены эмоциональной сферы человека, как мы покажем дальше, являются по своей природе векторными, то есть направленными от человека на что-то.
Сочетаемость слова «эмоциональный»
Сочетаемость слова «сфера»
Значение слова «эмоциональный»
ЭМОЦИОНА́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Насыщенный эмоциями, выражающий эмоции. Эмоциональная игра. Эмоциональная речь. Эмоциональный жест. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «сфера»
СФЕ́РА , -ы, ж. 1. Шар или его внутренняя поверхность (о земном шаре, небесном своде). Земная сфера. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «эмоциональный»
- Счастье — это понятие историческое, социальное, профессиональное и даже эмоциональное…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «эмоциональный»
ЭМОЦИОНА́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Насыщенный эмоциями, выражающий эмоции. Эмоциональная игра. Эмоциональная речь. Эмоциональный жест.
Значение слова «сфера»
СФЕ́РА , -ы, ж. 1. Шар или его внутренняя поверхность (о земном шаре, небесном своде). Земная сфера.
Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера»
Все прочие феномены эмоциональной сферы человека, как мы покажем дальше, являются по своей природе векторными, то есть направленными от человека на что-то.
Активное развитие эмоциональной сферы связано прежде всего с постоянным совершенствованием физических навыков.
Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врождённую чувствительность эмоциональной сферы ребёнка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.
Источник
Как правильно пишется слово «эмоционально-волевой»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лифтер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.
Значение слова «эмоционально-волевой»
1. связанный с проявлением эмоций и воли человека (Викисловарь)
Отправить комментарий
Значение слова «эмоционально-волевой»
1. связанный с проявлением эмоций и воли человека
Предложения со словом «эмоционально-волевой»
Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.
Без специального обучения не происходит существенных изменений и в эмоционально-волевой сфере.
В данной работе мы опишем, как происходит первичный приём и последующие диагностические занятия, если при записи становится ясно, что у ребёнка есть нарушения эмоционально-волевой сферы.
Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Значение слова «эмоционально-волевой»
эмоциона̀льно-волево́й
1. связанный с проявлением эмоций и воли человека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ограничительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
Предложения со словом «эмоционально-волевой»
- Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.
Понятия, связанные со словом «эмоционально-волевой»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «эмоционально-волевой»
Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.
Без специального обучения не происходит существенных изменений и в эмоционально-волевой сфере.
В данной работе мы опишем, как происходит первичный приём и последующие диагностические занятия, если при записи становится ясно, что у ребёнка есть нарушения эмоционально-волевой сферы.
Источник
Московский государственный университет печати
Психология личности
учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»
В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина Психология личности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Печатный оригинал | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Об электронном издании | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоции и чувства. Формы эмоциональных переживаний. Виды чувств. Понятие о воле. Характеристика волевого действия. Волевые свойства личности В процессе познания окружающего мира человек благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению не только отражает в сознании различные предметы, их свойства и разнообразные связи между ними, но и испытывает определенное отношение к тому, что он познает. Такое внутреннее личное отношение проявляется в эмоциональных состояниях человека. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния индивида, употребляют понятия «эмоции» и «чувства». В широком смысле слова эти понятия рассматриваются как тождественные. Они означают непосредственное переживание человеком всего того, что происходит в его жизни. В более узком значении эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п. А потому эмоции свойственны и животным, и людям. Чувства же в узком смысле слова присущи только человеку, поскольку основой чувств являются потребности человека в определенных связях с другими людьми. Это потребность в общении, в выполнении общественных требований. Богатство взаимоотношений, возникающих между людьми в трудовой, культурной, семейной жизни, привело к возникновению таких чисто человеческих чувств, как зависть, скука, презрение, уважение, торжество, гордость и др. Как бы мы ни определяли эмоции и чувства, по утверждению С.Л.Рубинштейна, они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей и, следовательно, сопровождают любые проявления активности личности, выступая одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Значимость эмоций и чувств, таким образом, универсальна. Они обнаруживают свое влияние на жизнь человека в любой сфере его деятельности: на производстве и в быту, в познании и творчестве и т.п. В процессе биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее оценивать информацию о полезности или вредности отражаемых организмом воздействий и направлять на них его активность. Иными словами, благодаря эмоциям индивид получил возможность узнавать о потребностной значимости происходящего. Простейшие положительные или отрицательные переживания появлялись в ответ на отдельные генетические фиксированные раздражители, например вкусовые, температурные, и побуждали индивида к определенным действиям. Осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, эмоции способствовали приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. Как видим, наряду с функцией оценки эмоции выполняют также функцию побуждения к действию. А такие эмоции, как возмущение, гордость, обида, ревность и др., способны «навязать» человеку определенные поступки, даже тогда, когда они нежелательны. С функцией побуждения тесно связана еще одна функция эмоций — функция активации нервных центров и всего организма. Известно, что процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека. Это объясняется тем, что, как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров головного мозга. Если кора мозга приходит в состояние возбуждения при воздействии определенных раздражителей, то в результате иррадиации возбуждаются и центры физиологической деятельности организма, лежащие ниже коры. В связи с этим эмоции и чувства, как правило, сопровождаются изменениями ритма дыхания, частоты пульса и кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и отдельных ее подструктур, который может колебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза. Внешне эмоции и чувства фиксируются в выразительных движениях. Выражение эмоциональных переживаний в пантомимике, мимике, звуковых реакциях развивалось в процессе эволюции животного мира как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида и сохранило свое значение и после появления членораздельной речи. Так, чувство ужаса проявляется в резко поднятых вверх бровях и широко открытых глазах; поэтому часто говорят, что «от ужаса глаза на лоб полезли». Французский художник средневековой эпохи Шарль Лебрен составил подробное описание изменений, вызываемых тем или иным переживанием на лице человека, и предложил академические рецепты изображения эмоций на картине. Например, он писал, что когда брови поднимаются посередине, а рот при этом приподнимается в углах, лицо выражает приятное переживание; когда же брови опускаются в середине, это движение означает страдание; во время смеха все части лица находятся в движении — брови, опускаясь к центру лба, заставляют нос, рот и глаза совершать то же движение. Однако нередко человек, переживая сильные эмоции, с внешней стороны сохраняет спокойствие, чтобы не обнаружить свои чувства. Более того, чтобы скрыть от окружающих действительные эмоции, человек старается внешне выразить иные, противоположные чувства, например, улыбается в момент огорчения или делает серьезное лицо, когда хочется смеяться. Иными словами, человек способен овладевать своими чувствами, сдерживать их неуместные проявления. В зависимости от того, как сказывается влияние эмоциональных переживаний на жизнедеятельность человека, различают активные и пассивные эмоции и чувства . Обычно активными являются положительные, приятные, радостные переживания, к пассивным же относятся различные неприятные переживания. Однако непроходимой грани между активными и пассивными эмоциями и чувствами не существует. Нередко одни и те же чувства, скажем страха, радости, горя, могут вызывать как активную, так и пассивную реакцию человека. Например, радость, вызванная успехом начатого дела, может послужить стимулом к дальнейшей напряженной работе, а может привести человека к бездействию, к пассивному наслаждению достигнутым результатом. В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. В связи с этим возникает проблема классификации эмоций. Различаются они по самым разным основаниям: по генетическому происхождению, по потребностям, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, по выполняемым функциям, по уровням проявления в строении психического и т.д. В этом достаточно пестром перечне обычно выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это собственно эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния и страсти. Правда, русский психолог Л.И.Петражицкий называл эту распространенную классификацию эмоций уродливой и сравнивал ее с рядом:«1) вода просто, 2)внезапный и сильный напор воды, 3) слабое и спокойное течение воды, 4) сильное и постоянное течение воды по одному глубокому руслу» Однако это справедливое сравнение направлено не против выделения тех или иных подклассов эмоциональных явлений, а против рассмотрения их классификации в строгом смысле слова. Эмоции — это связанные с потребностями и мотивами особые психические состояния, отражающие в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на индивида предметов и ситуаций. Грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями проводят в зависимости от того, что понимают под значимым для человека. Одни психологи, такие, например, как В.Вундт, любое воспринимаемое событие считали значимым в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида. Р.С.Лаза-рус и Э.Клапаред в свою очередь утверждали, что значимыми являются лишь определенные ситуации, свидетельствующие о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Обобщение этих двух позиций дало представление о двойной обусловленности эмоций. С одной стороны, возникновение эмоций связывается с воздействием на индивида предметов и явлений окружающего мира и обострением потребностей, а с другой стороны, рассматривается как реакция на специфические условия, такие как конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. В экстремальных условиях, при неспособности человека справиться со сложившейся ситуацией развиваются аффекты. Аффекты — это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они отличаются большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации, например бегство или агрессию. Однако одни и те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными для всех ситуаций. Поэтому аффективные реакции, сложившиеся в эволюции для разрешения наиболее часто встречающихся затруднений, оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях. Именно этим объясняется нередко наблюдаемая бессмысленность или даже вредность действий, управляемых аффектом. Правда, при определенных условиях аффективная реакция может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности человеку приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Аффективное состояние, как правило, ярко выражается специфической мимикой и жестикуляцией, сопровождается плачем, криками, хохотом, судорожными движениями и т.п. В определенных ситуациях любое чувство может переживаться в аффективной форме, например, аффективный восторг на стадионе по случаю победы любимой футбольной команды. Все зависит от того, насколько человек владеет собой при аффективном состоянии. Чем прочнее у него выработаны стойкие формы и привычки поведения, тем больше у него возможностей в управлении аффектами. А управлять аффектами необходимо. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д. Если не затормозить развитие нарастающего аффекта, то можно полностью утратить контроль над своими действиями, потерять самообладание и в результате совершить безотчетные и безрассудные действия. Настроение — это общее устойчивое, относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека. Обычно настроения характеризуются безотчетностью. Часто не осознается причина настроения, и тогда оно переживается как беспричинное, хотя на самом деле настроение всегда имеет причину. Основной причиной радостного или печального, бодрого или вялого, серьезного или легкомысленного, возбужденного или подавленного и т.п. настроения является удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни: успех или неудача в работе, отношения в семье и т.д. То или иное настроение зависит также от физического самочувствия человека, от состояния его нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Человек, находясь в хорошем, радостном настроении, воспринимает окружающие его предметы и явления в положительном свете, и все, что в обычном настроении его раздражало, в этих условиях он не замечает. Напротив, плохое настроение вызывает неудовольствие всем происходящим, порождает состояние тревоги, ожидание чего-то неприятного. Поэтому необходимо разбираться с причинами нежелательного настроения, мешающего успешной деятельности человека. Для улучшения настроения полезны и важны содержательность деятельности, моральная поддеРжка коллектива и близких людей, занятия физическими упражнениями, доведение начатого дела до конца, выполнение принятых на себя обязательств. Весьма важную роль в нашей все более суматошной, динамичной жизни играют стрессовые состояния. Эмоциональный стресс представляет собой такую форму переживания чувств, которая по своим психологическим характеристикам близка к аффектам, но по длительности протекания приближается к настроениям. Стресс в переводе с английского означает «давление», «напряжение». Причем под стрессом понимается напряжение как физическое, так и физиологическое, и психологическое. В ситуациях опасности, угрозы, стыда, обиды и т.п. напряжение может перейти в перенапряжение и завершиться болезнью, требующей врачебной помощи. Учение о стрессе разработал канадский врач Ганс Селье. Он рассматривал стресс как защиту организма, психики от перегрузки. В своем развитии стресс проходит три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору (т.е. раздражителю, вызывающему стрессовые состояния); 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время. Основу стрессовых состояний, по мнению Селье, составляет мобилизация и срыв функции эндокринных желез. Вместе с этим нарушается нормальная работа психики и вообще нервной системы. Селье характеризовал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. При этом он подчеркивал, что не имеет значения, приятной или неприятной ситуацией он вызывается, важна лишь интенсивность потребности в адаптации организма. В повседневной жизни понятие стресса связывается лишь с неблагоприятной для организма реакцией. На самом деле, деятельность, сопровождаемая стрессом, может быть и приятной и неприятной. Вредоносный стресс Селье называет дистрессом. Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени нервно-психического напряжения, причем каждому человеку свойствен свой оптимальный тонус. Поэтому, как утверждает Селье, разным людям требуются определенные и неодинаковые степени стресса. Селье советовал, чтобы каждый человек изучил себя и нашел для себя тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно. В противном случае может развиться дистресс безделья или дистресс перегрузки. Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, человек должен выполнять только ту деятельность, с которой он в состоянии справиться. Многие болезни психогенного происхождения являются результатом того, что человек взвалил на себя непомерную ношу. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни сохраняет здоровье и способствует успеху. В результате победы в борьбе со стрессорами человек переживает так называемое эйстрессовое состояние . Стресс успеха всегда приводит к последующему успеху, тогда как дистресс крушения ведет к дальнейшим неудачам. Известно, что «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям. Поэтому стресс неудач и «рухнувших надежд» особенно вреден. Кроме неудач к вредоносным стрессорам относятся также умственное перенапряжение, неуверенность, бесцельное существование. Для сохранения душевного равновесия человеку жизненно необходима более или менее осознаваемая цель. Цель жизни осуществляется посредством реализации ближайших и отдаленных целей. Как правило, ближайшие цели преследуют немедленное удовлетворение, будь то решение кроссворда или прогулка по живописной местности. Единственный их след-приятные воспоминания. Подлинный смысл жизни придает лишь отдаленная возвышенная цель. Согласно Селье, именно эта цель выражается в наиболее полном раскрытии человеком своих возможностей, вызывающем чувства уверенности и надежности. Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи. В зависимости от типа нервной системы человека, силы или слабости его нервных процессов она может проявляться либо в беспорядочной активности, либо в бездеятельноста. Например, на экзамене одни студенты не могут сосредоточиться на содержании вопроса, другие, наоборот, оказываются более собранными, чем в повседневных обстоятельствах. Аффекты, настроения, стрессы составляют основное содержание эмоционального мира личности и имеют ситуативный характер, т.е. отражают отношение индивида к определенным предметам и явлениям в конкретной ситуации. Чувства, как высший продукт развития эмоциональных переживаний человека, отличаются независимостью от складывающихся ситуаций и состояний организма и выражают стабильные эмоциональные отношения личности к окружающим предметам, другим людям, к самой себе. Поэтому чувства характеризуются устойчивостью. В них находит отражение отношение результата деятельности к ее мотиву. Человек переживает мотивы своего поведения и деятельности как чувства. АПЛехов в рассказе «Детвора», описывая игру детей в лото на деньги, показывает, как связаны мотивы игры с проявлением чувств детей. Гриша играет исключительно из-за денег. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения мешают ему сосредоточиться на игре. Он испытывает ненависть к Соне, выигравшей партию, потому что копейки, ради которых он играет, достались не ему, а ей. Сестра Гриши Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет и бледнеет, следя за игроками, но не из-за денег, счастье в игре для нее — вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, играет в лото ради процесса игры, поэтому по лицу ее разлито умиление; кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. У шаровидного карапузика Алеши нет ни корыстолюбия, ни самолюбия, играет он только ради недоразумений, которые неизбежны в игре. Ему ужасно приятно, если кто ударит или обругает кого. Кухаркин сын Андрей к выигрышу и к чужим успехам относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры. Как видим, чувства детей проявляются при реализации мотивов их деятельности, игры. Особый вид устойчивых чувств личности образуют страсти. Страсть — это сильное, стойкое и глубокое чувство, целенаправляющее все основные мысли и действия человека. Все, что связано со страстью, интересует, волнует человека, привлекает его внимание, надолго запоминается. В страсть может превратиться любое чувство. Если это чувство благородное, то страсть оказывается непреодолимой силой, заставляющей человека совершать подвиги, упорно трудиться ради достижения поставленных целей. Если же страстью становится чувство аморальное, то под влиянием такой низменной страсти происходит нравственное перерождение человека. Неудовлетворенная страсть порождает сильные эмоции, аффекты. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности. Среди них заметное место принадлежит чувству любви. Любовь — это эмоционально-положительное отношение личности к предметам, явлениям, идеям, другим личностям, сопровождаемое потребностью «отдать себя» любимому предмету и одновременно сделать его своим. Существуют различные типы любви. Для их обозначения еще в древнегреческом языке были разработаны специальные термины. Так, «Эрос» означал плотскую или духовную восторженную и страстную любовь, а «Филия» — любовь-дружбу, приязнь индивида к индивиду, обусловленную социальными связями и личным выбором. «Сторге» — это любовь-привязанность, особенно семейная и, наконец, «Агапе» — жертвенная и снисходящая любовь к ближнему. Любовь — это достояние общественно развитого человека, но она имеет биологические предпосылки у животных, выражающиеся в половых инстинктах. В некоторых психологических концепциях в любви абсолютизируется биологическое начало, и тогда любовь отождествляется с сексом. Другие теории, напротив, отрицают физиологическую сторону любви и трактуют любовь исключительно как чисто духовное чувство (так называемая «платоническая любовь»). Платон в диалоге «Пир» чувственную влюбленность и восторг перед прекрасным телом рассматривал как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной любви, предметом которой является абсолютное благо и абсолютная красота. Такая любовь и получила название «платонической любви». Отечественная психология исходит из того, что в любви сексуальные потребности индивида, обеспечивающие в конечном счете продолжение рода, неразрывно связаны с общественно обусловленным чувством. Любовь выявляется в ее устремленности не просто на существо иного пола, а на личность, которая является уникальной благодаря своим эмоциональным, волевым, интеллектуальным, моральным, эстетическим качествам. Духовная близость в любви ощущается как постоянное мысленное общение, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки в постоянном соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. Австрийский психиатр и психолог Ф.Франкл считал, что любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, и, более того, он видит то, что еще не выявлено. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свои возможности. Переживание чувств в разных формах имеет свои психологические характеристики и внешние проявления, которые определяют основные эмоциональные состояния. Американский психолог К.Изард Отрицательными эмоциональными состояниями Изард считал страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Страдание обычно проявляется при горе и депрессии. Гнев возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели и сопровождается приливом у него силы и энергии и потребностью в физическом действии. Отвращение связано с переживанием необходимости устранить или изменить вызвавший его предмет. Презрение есть чувство превосходства над другим человеком или предметом, их обесценивание. Страх переживается как предчувствие беды, полной незащищенности, надвигающегося несчастья. Стыд повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе беспомощным, никуда негодным, и потому может вызвать у человека презрение к самому себе. Вина возникает при совершении неправильных действий и связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут относиться другие люди. Удивление в отличие от перечисленных основных эмоциональных состояний не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональной реакции на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление — это быстро наступающая и быстро проходящая эмоция, которая подготавливает индивида к успешным действиям и новым событиям. Чувства, в узком смысле этого слова, становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы личности. Они есть высшее проявление развития эмоций. Высшими чувства называются потому, что они составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как общественного существа. Обычно к высшим чувствам относят нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственность возникает из объективной необходимости регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях их жизни. Формирование нравственных принципов и убеждений личности возможно только при условии их эмоционального переживания. Переживания ценности действий и поступков людей, которые обусловлены общественными интересами, моральными требованиями и нормами, регулирующими поведение людей во всех сферах их общественного бытия, называют нравственными или этическими чувствами. К нравственным чувствам относят сострадание, любовь, гуманность, преданность, доброжелательность, справедливость, достоинство и др. Этические чувства показывают приемлемость или неприемлемость для личности нравственной основы того или иного замысла и способа его реализации. Они регулируют поведение человека. Если поведение личности соответствует принятым общественным правилам, то она испытывает удовлетворение, уверенность в себе. В случае несоответствия действий человека общественным нормам он переживает состояние неловкости, стыда. Высшим нравственным регулятором поведения личности является совесть. Людей, совершивших аморальные поступки, как правило, впоследствии терзают «муки совести». Неэтичные поступки могут быть вызваны такими аморальными, безнравственными чувствами, как себялюбие, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, жадность и т.п. Только в органической связи с этическими чувствами нравственные нормы и моральные принципы определяют мотивы поведения личности. В итоге нравственные чувства могут либо стимулировать, либо тормозить осуществление определенных поступков людей. Интеллектуальными чувствами называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания им окружающей действительности. Они выражают отношение личности к процессу познания и его результатам. Важнейшим интеллектуальным чувством является удивление. С удивления начинается эмоциональное пробуждение разума, оно стимулирует познание. Благодаря чувству удивления человек пытается раскрыть тайны бытия. К интеллектуальным чувствам относят также интерес, любознательность, радость открытия, любовь к истине. Поиски истины нередко сопровождаются чувством сомнения. Это интеллектуальное чувство означает переживание сосуществования в сознании личности нескольких различных мнений о возможных способах решения проблемы. Нахождение истины может сопровождаться также чувством уверенности в правильности принятого решения. Чувство уверенности, как и чувство любви к истине, помогает человеку преодолевать трудности, неизбежные в процессе познания, и совершать открытия. Таким образом, интеллектуальные чувства выступают своеобразным регулятором познавательной деятельности. Гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека, его нравственной и познавательной деятельности обеспечивает эстетическое освоение действительности. Понятия добра и истины не полны без понятия красоты. Все, что вовлекается в сферу личностного опыта, оценивается человеком с эстетических позиций. Необходимым источником эстетического переживания является выразительность внешней формы объекта, а также его внутренний смысл, без которого качество выразительности не будет иметь эстетической значимости и восприниматься как прекрасное и возвышенное. Эстетические чувства возникают у человека при восприятии прекрасного, возвышенного, комического и трагического и выражают отношение личности к их отображению в искусстве. Эстетическое переживание предполагает бескорыстное любование объектом, оно ценно само по себе, безотносительно к какой-либо практической пользе. В противном случае шедевры живописи, музыкального творчества или поэзии не могли бы считаться произведениями искусства, да и само искусство перестало бы существовать. Эстетические чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение есть узнавание реальности в условном. Например, элитарное искусство нарочито трудно узнаваемо. Оно стремится доставить максимум наслаждения минимуму потребителей за счет затрудненного узнавания реального в условном. Массовая культура, напротив, доставляет минимальное наслаждение максимальному числу культурно неподготовленных потребителей именно благодаря своей простой узнаваемости, сличимости с реальностью. Американский математик Лж.Биркгоф вывел формулу эстетической меры: М = О/С, где М — эстетическая мера взаимоотношения двух противоположных тенденций: доступности произведения искусства и наслаждения им, О — упорядоченность произведения, а С — его сложность. Согласно данной формуле, эстетическая мера прямо пропорциональна упорядоченности и обратно пропорциональна сложности. Таким образом, усложнение художественного произведения снижает доступность его восприятия и обусловливает возрастание эстетического наслаждения. Эстетическое наслаждение является специфическим показателем того, что оно утверждает человека как самоценную личность, что эстетические феномены создаются для личности и во имя личности. В случае рассогласования объекта эстетических чувств с эстетическими критериями личности эти чувства переживаются как эмоции презрения, отвращения, цинизма и т.п. Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства не сводимы к сиюминутным эмоциональным переживаниям, они отличаются стабильностью, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В процессе всей своей жизни человек ставит определенные цели, которые он стремится достигнуть. Но прежде чем осуществить те или иные действия в соответствии с поставленными целями, человеку, как правило, приходится преодолевать разнообразные препятствия. Для этого он напрягает свои умственные и физические силы, проявляет волевые усилия. Воля — это способность личности к внутренним усилиям, необходимым для осуществления выбранной цели деятельности; это сознательное регулирование личностью своих действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели. Однако не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым. Волевым оно будет только в том случае, если человек, его совершающий, осознает ценностную характеристику цели действия, ее соответствие принципам и нормам личности. Воля возникла в процессе коллективного труда и присуща только человеку. В волевом акте человек как бы противостоит потребностям, порождающим определенные действия. Сдерживание низших, хотя и жизненно важных потребностей, например, в пище, одежде и т.п. во имя высших побуждений происходит как раз благодаря проявлениям воли. Скажем, успешная сдача экзамена по нелюбимому предмету, овладение новой профессией, завершение начатого дела, несмотря ни на какие трудности, — все это свидетельствует о наличии у конкретной личности достаточно сильной воли. Если у человека отсутствует актуальная потребность совершить некоторое действие, необходимость которого он осознает, воля создает дополнительную мотивацию к осуществлению этого действия. Из-за болезни, например, человеку трудно собрать силы для того, чтобы пойти на выборы в органы местного самоуправления, но осознание того, что его голос может стать решающим для победы того кандидата, который способен сделать что-то полезное для улучшения жизни людей, мобилизует волю этого человека, создавая дополнительные побуждения к тому, чтобы принять участие в выборах. Как видим, воля проявляет себя в двух функциях: побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, а тормозная функция выражается в сдерживании нежелательных проявлений активности. В своем единстве эти функции воли способствуют преодолению личностью трудностей на пути к достижению цели. Воля, включенная в то или иное действие, может проявляться в нем по-разному. Так, новое, трудное действие требует значительных волевых усилий; при обычных автоматизированных действиях воля выражается слабо, а в аффективных состояниях волевой контроль нередко и вовсе отсутствует. Если цели волевого действия не совпадают с актуальной потребностью, то при принятии решения перед человеком встает проблема выбора. Поступки людей определяются как нравственным выбором, так и юридическими запретами, объективными условиями общественной жизни. При этом человек несет полную ответственность за свои действия только в том случае, если он совершил их, обладая полной свободой воли. Споры вокруг свободы воли ведутся еще с древних времен. В итоге в истории философии и психологии выявились две противоположные позиции в истолковании свободы воли: детерминизм и индетерминизм. Детерминизм отстаивает причинную обусловленность воли. В качестве причин волевых актов рассматриваются физические, психологические, социальные факторы, а также божественное предопределение. Индетерминизм признает волю как автономную, самополагающую, ничем не обусловленную силу. Это философское различие подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли. Так, автогенетические концепции видят в воле нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам. Напротив, гетерогенетические теории рассматривают волю как производную от других психических явлений, например как функцию мышления, или чувств, или комплекса ощущений. Жизненная значимость проблемы свободы воли определяется тем, что от ее решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие человека строго обусловлено определенными причинами, то оно не может быть иным, чем оно есть, а следовательно, его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу человеку. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной причине поступка может привести к свободе безразличия, т.е. к признанию равноценности двух противоположных решений, и вызвать паралич воли. Люди различаются по тому, кому они приписывают ответственность за свои поступки. Если люди причинами своих действий считают обстоятельства, судьбу, случай и другие внешние факторы, то они склонны к экстернальной (внешней) локализации контроля . Как правило, это люди безответственные, не уверенные в своих способностях. Если же люди причины своих деяний видят в своих способностях, характере и тому подобных внутренних факторах и всю ответственность возлагают на себя, то им свойственна интернальная (внутренняя) локализация контроля . Обычно это люди ответственные, общительные, независимые, склонные к самоанализу, последовательные в достижении цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Волевые действия могут различаться по степени сложности. Простое волевое действие состоит из двух звеньев: постановки цели и ее осуществления. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Сложные волевые действия и поступки характеризуют уровень сформированности воли личности. Структуру сложного волевого действия составляют осознание потребности, постановка цели, принятие решения и исполнение. Постановка цели сложного волевого действия означает осознание человеком своих потребностей, мотивов поведения. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, различают влечения и желания. Влечение представляет собой еще недостаточно отчетливо осознанную потребность. Обычно, испытывая влечение к чему-либо или к кому-либо, человек получает удовольствие, когда видит объект своего влечения, но объяснить причину этого влечения он не может. Достаточно осознанным мотивом действия является желание. Желание — это образное, существующее в сознании содержание потребности. На уровне желания четко осознается как сама потребность, так и тот предмет, с помощью которого человек может удовлетворить эту потребность. Постановка цели сопровождается, как правило, борьбой мотивов, которая обусловлена изменением значимости различных потребностей у человека в разных обстоятельствах. В борьбе высших мотивов с низкими формируется воля людей. Например, студент испытывает колебания, раздумывая, чем ему заняться вечером: то ли пойти на дискотеку, то ли подготовиться к коллоквиуму. В данном случае эти колебания означают борьбу мотивов разных нравственных уровней, между предвкушением удовольствия от дискотеки и необходимостью выполнять учебное задание. Принятие решения в данной ситуации требует значительных волевых усилий. Волевое усилие — это особое эмоциональное состояние, мобилизующее внутренние ресурсы человека и создающее дополнительные мотивы к действию. Благодаря волевому усилию удается затормозить действие одних и предельно активизировать действие других мотивов. Привычка совершать волевые усилия становится обязательным условием формирования стойкого характера. В результате борьбы мотивов принимается решение , т.е. избирается определенная цель и самый короткий путь к ее достижению. Этот этап волевого действия характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением условий, в которых должно протекать действие. Если решение сразу не претворяется в жизнь, возникает намерение, которое определенным образом организует деятельность человека в период, отделяющий решение от исполнения. Исполнение является последним и решающим моментом волевого действия. Исполнение есть переход решения в действие. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца можно говорить о его силе воли, его волевых качествах. Не по решениям и намерениям, а по поступкам судят о воле человека. Если намерение не реализовано, принятое решение нарушено, начатое дело не доведено до конца и если эта ситуация систематически повторяется, то она указывает на слабоволие человека. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличии высокого уровня воли у данной личности и характеризует ее волевые свойства. Индивидуальные особенности волевых свойств личности различаются по интенсивности своих проявлений и могут быть охарактеризованы либо как сила, либо как слабость воли. Человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства , как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость. Решительность выражается в способности человека своевременно и без колебаний принимать обдуманные решения и претворять их в жизнь. Скоропалительные решения, не учитывающие обстоятельств дела, или же, напротив, постоянное оттягивание принятия и исполнения решения не служат проявлением решительности, а свидетельствуют о слабости воли, о ее неразвитости Настойчивость — это такое волевое свойство личности, которое характеризуется умением добиваться поставленной цели через преодоление всех трудностей на пути к ее достижению. К сильным волевым качествам личности относятся также выдержка и самообладание . Эти качества связаны с умением человека владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любой ситуации и в любую минуту. Самостоятельность воли выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия и предполагает, что человек совершает определенные действия и поступки, руководствуясь своими убеждениями и взглядами, основываясь на собственных знаниях, умениях и навыках, критически относясь к мнениям и знаниям других людей. Свойством, противоположным самостоятельности воли, является упрямство. Упрямство определяют как недостаток воли, проявляющийся в желании человека делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Высшей степенью развития упрямства является негативизм , который в большей степени свойствен детям. Он состоит в том, что в ответ на любую просьбу, совет, требование ребенок отвечает противоположным образом. Кроме того, самостоятельности воли может быть противопоставлена внушаемость . Это неумение самостоятельно принимать решения, организовать свои действия. Внушаемый человек поступает под влиянием обстоятельств или под давлением со стороны других людей. Целеустремленность выражается в способности человека осуществлять жизненные цели. Чем значительнее цель, тем большие трудности готов преодолеть человек. Главное, чтобы среди повседневных дел человек не терял из виду конечных целей деятельности. Повседневная борьба с собственной разбросанностью и безалаберностью закаляет волю человека и способствует достижению им конечной цели. Дисциплинированность есть осознанное подчинение своих действий общественным правилам и нормам поведения. Мужество и смелость означают готовность бороться с трудностями и опасностями, стоящими на пути к достижению поставленной цели. Индивидуальные свойства воли, указывающие на ее силу, с положительной стороны характеризуют личность человека и обеспечивают успешность его деятельности. Воля развивается в процессе жизни человека, в постоянном общении с другими людьми, в результате воспитания и обучения. Умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами формируется в основном к концу дошкольного возраста. Однако и в этом возрасте, и у взрослых людей можно встретить яркое проявление недостатка, слабости воли. Наиболее типичное проявление слабой воли — лень, т.е. стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать какое-либо волевое усилие. Ленивый человек обладает обычно внешней локализацией контроля и потому безответствен. Слабоволие может быть обусловлено расстройством психики человека. Например, крайняя степень слабоволия — абулия и апраксия — связана с патологией мозговых структур, которая делает невозможным осуществление волевого действия. Однако основной причиной формирования слабоволия является неправильное воспитание. Поэтому лень и другие проявления слабости воли, свидетельствующие о серьезных дефектах в развитии личности человека, могут быть преодолены благодаря воспитанию и прежде всего организации самовоспитания воли. Основу самовоспитания составляет систематическое, а не одномоментное преодоление трудностей, сиюминутных желаний, мешающих в повседневной жизни. Систематическое преодоление сначала небольших трудностей, а затем все более значительных закаляет волю человека, делает ее несгибаемой. Строгое соблюдение режима дня и правильного распорядка всей жизни также способствует выработке качеств сильной воли. Подлинной тренировкой воли человека являются и регулярные занятия физической культурой, поскольку они сопряжены с постоянным преодолением трудностей. Формирование волевых качеств личности — необходимое, но недостаточное условие успешного достижения поставленной цели. Реальное выполнение намеченной деятельности зависит также от наличия у человека необходимых навыков и умений. Поэтому успех любой деятельности обеспечивается как воспитанием воли, так и формированием полезных навыков и умений. Мир чувств пронизывает все стороны человеческой жизни. Собственное состояние, отношения с другими людьми в процессе деятельности, общения, познания проявляются в определенных переживаниях личности: радости, грусти, восхищения, презрения, тревоги т.п. Эмоциональные переживания выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в конкретной ситуации. Возникновение эмоций обусловлено потребностями (мотивацией) и особенностями ситуации. В жизни человека эмоции выполняют функции оценки, побуждения, активации нервных центров, регуляции и др. К эмоциональным процессам относят аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства. Высшими чувствами являются нравственные (этические), интеллектуальные (познавательные) и эстетические чувства. В них заключено все богатство эмоциональных отношений личности к окружающему миру. Руководство потребностями, мотивами, действиями и поступками человека составляет основную функцию воли. К волевым поступкам относятся те действия личности, которые совершаются по необходимости и связаны с преодолением трудностей, возникающих на пути достижения поставленных целей. Волевая регуляция не нужна там, где действие имеет для человека определенный положительный смысл. Являются ли тождественными понятия «эмоции» и «чувства» ? Как связаны между собой эмоции человека и его потребности ? Перечислите основные формы эмоциональных переживаний. Охарактеризуйте аффективную форму эмоциональных переживаний. Что собой представляет настроение? В чем заключается сущность эмоционального стресса? Что такое страсти? Назовите основные эмоциональные состояния и дайте их краткую характеристику. Как внешне проявляются эмоциональные переживания? Дайте определение нравственных чувств. Что выражают интеллектуальные чувства? В чем проявляются эстетические чувства? В каких функциях проявляет себя воля? Какие существуют в истории философии и психологии позиции в истолковании воли? В чем состоит значимость проблемы свободы воли? Какова структура волевого действия? Дайте характеристику индивидуальным особенностям воли. Назовите качества сильной воли. Что является причиной слабоволия? Каковы условия преодоления слабоволия? © Центр дистанционного образования МГУП Источник |