Эмоционально волевая сфера как пишется

Содержание
  1. Синонимы к слову «эмоционально-волевой»
  2. Связанные слова и выражения
  3. Делаем Карту слов лучше вместе
  4. Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo
  5. Значение слова «эмоционально-волевой&raquo
  6. Отправить комментарий
  7. Дополнительно
  8. Значение слова «эмоционально-волевой&raquo
  9. Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo
  10. Правописание
  11. Карта слов и выражений русского языка
  12. Синонимы к словосочетанию «эмоциональная сфера»
  13. Связанные слова и выражения
  14. Делаем Карту слов лучше вместе
  15. Связанные слова (по тематикам)
  16. Ассоциации к слову «эмоциональный&raquo
  17. Ассоциации к слову «сфера&raquo
  18. Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера&raquo
  19. Сочетаемость слова «эмоциональный&raquo
  20. Сочетаемость слова «сфера&raquo
  21. Значение слова «эмоциональный&raquo
  22. Значение слова «сфера&raquo
  23. Афоризмы русских писателей со словом «эмоциональный&raquo
  24. Отправить комментарий
  25. Дополнительно
  26. Значение слова «эмоциональный&raquo
  27. Значение слова «сфера&raquo
  28. Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера&raquo
  29. Как правильно пишется слово «эмоционально-волевой»
  30. Делаем Карту слов лучше вместе
  31. Синонимы к слову «эмоционально-волевой&raquo
  32. Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo
  33. Значение слова «эмоционально-волевой&raquo
  34. Отправить комментарий
  35. Значение слова «эмоционально-волевой&raquo
  36. Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo
  37. Синонимы к слову «эмоционально-волевой&raquo
  38. Карта слов и выражений русского языка
  39. Значение слова «эмоционально-волевой»
  40. эмоциона̀льно-волево́й
  41. Делаем Карту слов лучше вместе
  42. Синонимы к слову «эмоционально-волевой&raquo
  43. Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo
  44. Понятия, связанные со словом «эмоционально-волевой»
  45. Отправить комментарий
  46. Дополнительно
  47. Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo
  48. Московский государственный университет печати
  49. Психология личности
  50. учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»

Синонимы к слову «эмоционально-волевой»

Связанные слова и выражения

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: солевой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo

  • Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.

Значение слова «эмоционально-волевой&raquo

1. связанный с проявлением эмоций и воли человека (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «эмоционально-волевой&raquo

1. связанный с проявлением эмоций и воли человека

Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo

Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.

Без специального обучения не происходит существенных изменений и в эмоционально-волевой сфере.

В данной работе мы опишем, как происходит первичный приём и последующие диагностические занятия, если при записи становится ясно, что у ребёнка есть нарушения эмоционально-волевой сферы.

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Синонимы к словосочетанию «эмоциональная сфера»

Связанные слова и выражения

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дополниться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: индивидуум, невротик, партнёр, землянин, мимик
  • Места: планета, купол, планетка, галактика, марс
  • Предметы: шар, допамин, тетраэдр, протуберанец, отрасль
  • Действия: проявление, акцентирование, взаимоотношение, самопроявление, гармонизация
  • Абстрактные понятия: вовлечённость, включённость, сфера, пространство, космос

Ассоциации к слову «эмоциональный&raquo

Ассоциации к слову «сфера&raquo

Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера&raquo

  • Все прочие феномены эмоциональной сферы человека, как мы покажем дальше, являются по своей природе векторными, то есть направленными от человека на что-то.

Сочетаемость слова «эмоциональный&raquo

Сочетаемость слова «сфера&raquo

Значение слова «эмоциональный&raquo

ЭМОЦИОНА́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Насыщенный эмоциями, выражающий эмоции. Эмоциональная игра. Эмоциональная речь. Эмоциональный жест. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «сфера&raquo

СФЕ́РА , -ы, ж. 1. Шар или его внутренняя поверхность (о земном шаре, небесном своде). Земная сфера. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «эмоциональный&raquo

  • Счастье — это понятие историческое, социальное, профессиональное и даже эмоциональное…

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «эмоциональный&raquo

ЭМОЦИОНА́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Насыщенный эмоциями, выражающий эмоции. Эмоциональная игра. Эмоциональная речь. Эмоциональный жест.

Значение слова «сфера&raquo

СФЕ́РА , -ы, ж. 1. Шар или его внутренняя поверхность (о земном шаре, небесном своде). Земная сфера.

Предложения со словосочетанием «эмоциональная сфера&raquo

Все прочие феномены эмоциональной сферы человека, как мы покажем дальше, являются по своей природе векторными, то есть направленными от человека на что-то.

Активное развитие эмоциональной сферы связано прежде всего с постоянным совершенствованием физических навыков.

Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врождённую чувствительность эмоциональной сферы ребёнка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.

Источник

Как правильно пишется слово «эмоционально-волевой»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лифтер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «эмоционально-волевой&raquo

Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo

  • Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.

Значение слова «эмоционально-волевой&raquo

1. связанный с проявлением эмоций и воли человека (Викисловарь)

Отправить комментарий

Значение слова «эмоционально-волевой&raquo

1. связанный с проявлением эмоций и воли человека

Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo

Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.

Без специального обучения не происходит существенных изменений и в эмоционально-волевой сфере.

В данной работе мы опишем, как происходит первичный приём и последующие диагностические занятия, если при записи становится ясно, что у ребёнка есть нарушения эмоционально-волевой сферы.

Синонимы к слову «эмоционально-волевой&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Значение слова «эмоционально-волевой»

эмоциона̀льно-волево́й

1. связанный с проявлением эмоций и воли человека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ограничительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «эмоционально-волевой&raquo

Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo

  • Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.

Понятия, связанные со словом «эмоционально-волевой»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «эмоционально-волевой&raquo

Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.

Без специального обучения не происходит существенных изменений и в эмоционально-волевой сфере.

В данной работе мы опишем, как происходит первичный приём и последующие диагностические занятия, если при записи становится ясно, что у ребёнка есть нарушения эмоционально-волевой сферы.

Источник

Московский государственный университет печати

В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина

Психология личности

учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»

В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина
Психология личности
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Эмоции и чувства. Формы эмоциональных переживаний. Виды чувств. Понятие о воле. Характеристика волевого действия. Волевые свойства личности

В процессе познания окружающего мира человек благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению не только отражает в сознании различные предметы, их свойства и разнообразные связи между ними, но и испытывает определенное отношение к тому, что

он познает. Такое внутреннее личное отношение проявляется в эмоциональных состояниях человека.

В психологии, характеризуя эмоциональные состояния индиви­да, употребляют понятия «эмоции» и «чувства». В широком смысле слова эти понятия рассматриваются как тождественные. Они озна­чают непосредственное переживание человеком всего того, что про­исходит в его жизни. В более узком значении эмоции есть элемен­тарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, теп­ле и т.п. А потому эмоции свойственны и животным, и людям. Чув­ства же в узком смысле слова присущи только человеку, поскольку основой чувств являются потребности человека в определенных связях с другими людьми. Это потребность в общении, в выполне­нии общественных требований. Богатство взаимоотношений, воз­никающих между людьми в трудовой, культурной, семейной жиз­ни, привело к возникновению таких чисто человеческих чувств, как зависть, скука, презрение, уважение, торжество, гордость и др.

Как бы мы ни определяли эмоции и чувства, по утверждению С.Л.Рубинштейна, они представляют собой конкретно-субъектив­ную форму существования потребностей и, следовательно, сопро­вождают любые проявления активности личности, выступая одним из главных механизмов внутренней регуляции психической дея­тельности и поведения. Значимость эмоций и чувств, таким обра­зом, универсальна. Они обнаруживают свое влияние на жизнь че­ловека в любой сфере его деятельности: на производстве и в быту, в познании и творчестве и т.п.

В процессе биологической эволюции эмоции возникли как сред­ство, позволяющее оценивать информацию о полезности или вред­ности отражаемых организмом воздействий и направлять на них его активность. Иными словами, благодаря эмоциям индивид полу­чил возможность узнавать о потребностной значимости происхо­дящего. Простейшие положительные или отрицательные пережи­вания появлялись в ответ на отдельные генетические фиксирован­ные раздражители, например вкусовые, температурные, и побуж­дали индивида к определенным действиям. Осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, эмоции способ­ствовали приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. Как видим, наряду с функцией оценки эмо­ции выполняют также функцию побуждения к действию. А такие эмоции, как возмущение, гордость, обида, ревность и др., способ­ны «навязать» человеку определенные поступки, даже тогда, когда они нежелательны.

С функцией побуждения тесно связана еще одна функция эмо­ций — функция активации нервных центров и всего организма. Известно, что процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека. Это объясняется тем, что, как и все психические процессы, эмоциональные состоя­ния являются результатом совместной деятельности коры и подкор­ковых центров головного мозга. Если кора мозга приходит в состоя­ние возбуждения при воздействии определенных раздражителей, то в результате иррадиации возбуждаются и центры физиологиче­ской деятельности организма, лежащие ниже коры. В связи с этим эмоции и чувства, как правило, сопровождаются изменениями рит­ма дыхания, частоты пульса и кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Эмо­ции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и отдельных ее подструктур, который может ко­лебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза.

Внешне эмоции и чувства фиксируются в выразительных дви­жениях. Выражение эмоциональных переживаний в пантомимике, мимике, звуковых реакциях развивалось в процессе эволюции жи­вотного мира как средство оповещения об эмоциональном состоя­нии индивида и сохранило свое значение и после появления члено­раздельной речи. Так, чувство ужаса проявляется в резко поднятых вверх бровях и широко открытых глазах; поэтому часто говорят, что «от ужаса глаза на лоб полезли». Французский художник средне­вековой эпохи Шарль Лебрен составил подробное описание изме­нений, вызываемых тем или иным переживанием на лице челове­ка, и предложил академические рецепты изображения эмоций на картине. Например, он писал, что когда брови поднимаются посе­редине, а рот при этом приподнимается в углах, лицо выражает при­ятное переживание; когда же брови опускаются в середине, это движение означает страдание; во время смеха все части лица нахо­дятся в движении — брови, опускаясь к центру лба, заставляют нос, рот и глаза совершать то же движение.

Однако нередко человек, переживая сильные эмоции, с внеш­ней стороны сохраняет спокойствие, чтобы не обнаружить свои чувства. Более того, чтобы скрыть от окружающих действительные эмоции, человек старается внешне выразить иные, противополож­ные чувства, например, улыбается в момент огорчения или делает серьезное лицо, когда хочется смеяться. Иными словами, человек способен овладевать своими чувствами, сдерживать их неуместные проявления.

В зависимости от того, как сказывается влияние эмоциональ­ных переживаний на жизнедеятельность человека, различают ак­тивные и пассивные эмоции и чувства . Обычно активными явля­ются положительные, приятные, радостные переживания, к пассив­ным же относятся различные неприятные переживания. Однако непроходимой грани между активными и пассивными эмоциями и чувствами не существует. Нередко одни и те же чувства, скажем страха, радости, горя, могут вызывать как активную, так и пассив­ную реакцию человека. Например, радость, вызванная успехом на­чатого дела, может послужить стимулом к дальнейшей напряжен­ной работе, а может привести человека к бездействию, к пассивно­му наслаждению достигнутым результатом.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоцио­нальных переживаний. В связи с этим возникает проблема класси­фикации эмоций. Различаются они по самым разным основаниям: по генетическому происхождению, по потребностям, интенсивно­сти, продолжительности, глубине, осознанности, по выполняемым функциям, по уровням проявления в строении психического и т.д. В этом достаточно пестром перечне обычно выделяют такие, кото­рые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это собственно эмоции, аффек­ты, настроения, стрессовые состояния и страсти. Правда, русский психолог Л.И.Петражицкий называл эту распространенную клас­сификацию эмоций уродливой и сравнивал ее с рядом:«1) вода про­сто, 2)внезапный и сильный напор воды, 3) слабое и спокойное те­чение воды, 4) сильное и постоянное течение воды по одному глу­бокому руслу» .

Однако это справедливое сравнение направлено не против вы­деления тех или иных подклассов эмоциональных явлений, а про­тив рассмотрения их классификации в строгом смысле слова.

Эмоции — это связанные с потребностями и мотивами особые психические состояния, отражающие в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на индивида предметов и ситуаций.

Грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями проводят в зависимости от того, что понимают под значимым для человека. Одни психологи, такие, например, как В.Вундт, любое воспринимаемое событие считали значимым в силу того, что в мо­мент восприятия оно является частью жизни индивида. Р.С.Лаза-рус и Э.Клапаред в свою очередь утверждали, что значимыми явля­ются лишь определенные ситуации, свидетельствующие о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Обобщение этих двух пози­ций дало представление о двойной обусловленности эмоций. С од­ной стороны, возникновение эмоций связывается с воздействием на индивида предметов и явлений окружающего мира и обостре­нием потребностей, а с другой стороны, рассматривается как реак­ция на специфические условия, такие как конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др.

В экстремальных условиях, при неспособности человека спра­виться со сложившейся ситуацией развиваются аффекты. Аффек­ты — это эмоциональные процессы, быстро овладевающие чело­веком и бурно протекающие. Они отличаются большой силой, спо­собностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации, например бегство или агрессию. Однако одни и те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными для всех ситуаций. Поэтому аффективные реакции, сложившиеся в эволюции для разрешения наиболее часто встречающихся затруд­нений, оправдывают себя лишь в типичных биологических услови­ях. Именно этим объясняется нередко наблюдаемая бессмыслен­ность или даже вредность действий, управляемых аффектом. Прав­да, при определенных условиях аффективная реакция может ока­заться полезной, например, когда от серьезной опасности челове­ку приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

Аффективное состояние, как правило, ярко выражается спе­цифической мимикой и жестикуляцией, сопровождается плачем, криками, хохотом, судорожными движениями и т.п. В определен­ных ситуациях любое чувство может переживаться в аффектив­ной форме, например, аффективный восторг на стадионе по слу­чаю победы любимой футбольной команды. Все зависит от того, насколько человек владеет собой при аффективном состоянии. Чем прочнее у него выработаны стойкие формы и привычки по­ведения, тем больше у него возможностей в управлении аффекта­ми. А управлять аффектами необходимо. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения от­влекающих действий, воображения нежелательных его последст­вий и т.д. Если не затормозить развитие нарастающего аффекта, то можно полностью утратить контроль над своими действиями, потерять самообладание и в результате совершить безотчетные и безрассудные действия.

Настроение — это общее устойчивое, относительно слабо вы­раженное эмоциональное состояние, которое оказывает положи­тельное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека.

Обычно настроения характеризуются безотчетностью. Часто не осознается причина настроения, и тогда оно переживается как бес­причинное, хотя на самом деле настроение всегда имеет причину. Основной причиной радостного или печального, бодрого или вяло­го, серьезного или легкомысленного, возбужденного или подавлен­ного и т.п. настроения является удовлетворенность или неудовле­творенность всем ходом жизни: успех или неудача в работе, отно­шения в семье и т.д. То или иное настроение зависит также от фи­зического самочувствия человека, от состояния его нервной систе­мы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ.

Человек, находясь в хорошем, радостном настроении, воспри­нимает окружающие его предметы и явления в положительном свете, и все, что в обычном настроении его раздражало, в этих ус­ловиях он не замечает. Напротив, плохое настроение вызывает не­удовольствие всем происходящим, порождает состояние тревоги, ожидание чего-то неприятного. Поэтому необходимо разбирать­ся с причинами нежелательного настроения, мешающего успеш­ной деятельности человека. Для улучшения настроения полезны и важны содержательность деятельности, моральная поддеРжка коллектива и близких людей, занятия физическими упражнения­ми, доведение начатого дела до конца, выполнение принятых на себя обязательств.

Весьма важную роль в нашей все более суматошной, динамич­ной жизни играют стрессовые состояния. Эмоциональный стресс представляет собой такую форму переживания чувств, которая по своим психологическим характеристикам близка к аффектам, но по длительности протекания приближается к настроениям. Стресс в переводе с английского означает «давление», «напряжение». При­чем под стрессом понимается напряжение как физическое, так и физиологическое, и психологическое. В ситуациях опасности, уг­розы, стыда, обиды и т.п. напряжение может перейти в перенапря­жение и завершиться болезнью, требующей врачебной помощи.

Учение о стрессе разработал канадский врач Ганс Селье. Он рассматривал стресс как защиту организма, психики от перегруз­ки. В своем развитии стресс проходит три стадии: 1) «реакцию тре­воги», во время которой мобилизуются защитные силы организ­ма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору (т.е. раздражителю, вызывающему стрессовые состоя­ния); 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжи­тельное время. Основу стрессовых состояний, по мнению Селье, составляет мобилизация и срыв функции эндокринных желез. Вместе с этим нарушается нормальная работа психики и вообще нервной системы.

Селье характеризовал стресс как неспецифический ответ орга­низма на любое предъявленное ему требование. При этом он под­черкивал, что не имеет значения, приятной или неприятной ситуа­цией он вызывается, важна лишь интенсивность потребности в адаптации организма. В повседневной жизни понятие стресса свя­зывается лишь с неблагоприятной для организма реакцией. На са­мом деле, деятельность, сопровождаемая стрессом, может быть и приятной и неприятной. Вредоносный стресс Селье называет ди­стрессом.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без опре­деленной степени нервно-психического напряжения, причем каж­дому человеку свойствен свой оптимальный тонус. Поэтому, как утверждает Селье, разным людям требуются определенные и не­одинаковые степени стресса. Селье советовал, чтобы каждый че­ловек изучил себя и нашел для себя тот уровень стресса, при кото­ром он чувствует себя наиболее комфортно. В противном случае может развиться дистресс безделья или дистресс перегрузки.

Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и не­удач, человек должен выполнять только ту деятельность, с которой он в состоянии справиться. Многие болезни психогенного проис­хождения являются результатом того, что человек взвалил на себя непомерную ношу. Постоянное сосредоточение внимания на свет­лых сторонах жизни сохраняет здоровье и способствует успеху. В результате победы в борьбе со стрессорами человек переживает так называемое эйстрессовое состояние .

Стресс успеха всегда приводит к последующему успеху, тогда как дистресс крушения ведет к дальнейшим неудачам. Известно, что «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероят­ностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям. Поэтому стресс неудач и «рухнувших надежд» осо­бенно вреден. Кроме неудач к вредоносным стрессорам относятся также умственное перенапряжение, неуверенность, бесцельное существование. Для сохранения душевного равновесия человеку жизненно необходима более или менее осознаваемая цель. Цель жизни осуществляется посредством реализации ближайших и от­даленных целей. Как правило, ближайшие цели преследуют немед­ленное удовлетворение, будь то решение кроссворда или прогулка по живописной местности. Единственный их след-приятные вос­поминания. Подлинный смысл жизни придает лишь отдаленная возвышенная цель. Согласно Селье, именно эта цель выражается в наиболее полном раскрытии человеком своих возможностей, вы­зывающем чувства уверенности и надежности.

Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганиза­цией поведения и речи. В зависимости от типа нервной системы человека, силы или слабости его нервных процессов она может про­являться либо в беспорядочной активности, либо в бездеятельно­ста. Например, на экзамене одни студенты не могут сосредоточить­ся на содержании вопроса, другие, наоборот, оказываются более собранными, чем в повседневных обстоятельствах.

Аффекты, настроения, стрессы составляют основное содержа­ние эмоционального мира личности и имеют ситуативный харак­тер, т.е. отражают отношение индивида к определенным предме­там и явлениям в конкретной ситуации. Чувства, как высший про­дукт развития эмоциональных переживаний человека, отличаются независимостью от складывающихся ситуаций и состояний орга­низма и выражают стабильные эмоциональные отношения лично­сти к окружающим предметам, другим людям, к самой себе. Поэто­му чувства характеризуются устойчивостью. В них находит отра­жение отношение результата деятельности к ее мотиву. Человек переживает мотивы своего поведения и деятельности как чувства. АПЛехов в рассказе «Детвора», описывая игру детей в лото на день­ги, показывает, как связаны мотивы игры с проявлением чувств де­тей. Гриша играет исключительно из-за денег. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения мешают ему со­средоточиться на игре. Он испытывает ненависть к Соне, выиграв­шей партию, потому что копейки, ради которых он играет, доста­лись не ему, а ей. Сестра Гриши Аня тоже боится, чтобы кто-ни­будь не выиграл. Она краснеет и бледнеет, следя за игроками, но не из-за денег, счастье в игре для нее — вопрос самолюбия. Другая се­стра, Соня, играет в лото ради процесса игры, поэтому по лицу ее разлито умиление; кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хло­пает в ладоши. У шаровидного карапузика Алеши нет ни корысто­любия, ни самолюбия, играет он только ради недоразумений, кото­рые неизбежны в игре. Ему ужасно приятно, если кто ударит или обругает кого. Кухаркин сын Андрей к выигрышу и к чужим успе­хам относится безучастно, потому что весь погружен в арифмети­ку игры. Как видим, чувства детей проявляются при реализации мо­тивов их деятельности, игры.

Особый вид устойчивых чувств личности образуют страсти. Страсть — это сильное, стойкое и глубокое чувство, целенаправляющее все основные мысли и действия человека. Все, что связано со страстью, интересует, волнует человека, привлекает его внима­ние, надолго запоминается. В страсть может превратиться любое чувство. Если это чувство благородное, то страсть оказывается не­преодолимой силой, заставляющей человека совершать подвиги, упорно трудиться ради достижения поставленных целей. Если же страстью становится чувство аморальное, то под влиянием такой низменной страсти происходит нравственное перерождение че­ловека. Неудовлетворенная страсть порождает сильные эмоции, аффекты.

Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности. Среди них заметное место при­надлежит чувству любви.

Любовь — это эмоционально-положительное отношение лично­сти к предметам, явлениям, идеям, другим личностям, сопровож­даемое потребностью «отдать себя» любимому предмету и одновре­менно сделать его своим.

Существуют различные типы любви. Для их обозначения еще в древнегреческом языке были разработаны специальные терми­ны. Так, «Эрос» означал плотскую или духовную восторженную и страстную любовь, а «Филия» — любовь-дружбу, приязнь инди­вида к индивиду, обусловленную социальными связями и личным выбором. «Сторге» — это любовь-привязанность, особенно семей­ная и, наконец, «Агапе» — жертвенная и снисходящая любовь к ближнему.

Любовь — это достояние общественно развитого человека, но она имеет биологические предпосылки у животных, выражающие­ся в половых инстинктах. В некоторых психологических концеп­циях в любви абсолютизируется биологическое начало, и тогда лю­бовь отождествляется с сексом. Другие теории, напротив, отри­цают физиологическую сторону любви и трактуют любовь исклю­чительно как чисто духовное чувство (так называемая «платони­ческая любовь»). Платон в диалоге «Пир» чувственную влюблен­ность и восторг перед прекрасным телом рассматривал как низ­шие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к иде­альной любви, предметом которой является абсолютное благо и абсолютная красота. Такая любовь и получила название «плато­нической любви».

Отечественная психология исходит из того, что в любви сексу­альные потребности индивида, обеспечивающие в конечном счете продолжение рода, неразрывно связаны с общественно обуслов­ленным чувством. Любовь выявляется в ее устремленности не про­сто на существо иного пола, а на личность, которая является уни­кальной благодаря своим эмоциональным, волевым, интеллектуаль­ным, моральным, эстетическим качествам. Духовная близость в любви ощущается как постоянное мысленное общение, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыс­лы и чувства к другому и оценивает свои поступки в постоянном соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек.

Австрийский психиатр и психолог Ф.Франкл считал, что любовь является единственным способом понять другого человека в глубо­чайшей сути его личности. В духовном акте любви человек стано­вится способным увидеть существенные черты и особенности лю­бимого человека, и, более того, он видит то, что еще не выявлено. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуали­зировать свои возможности.

Переживание чувств в разных формах имеет свои психологиче­ские характеристики и внешние проявления, которые определяют основные эмоциональные состояния. Американский психолог К.Изард разработал теорию дифференциальных эмоций , в которой выделил десять фундаментальных эмоций. К положительным эмо­циональным состояниям он относил, например, интерес , который направляет человека к приобретению навыков, умений, знаний, и радость , связанную с возможностью достаточно полно удовлетво­рить актуальную потребность.

Отрицательными эмоциональными состояниями Изард считал страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Стра­дание обычно проявляется при горе и депрессии. Гнев возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели и сопровождается приливом у него силы и энергии и потреб­ностью в физическом действии. Отвращение связано с пережива­нием необходимости устранить или изменить вызвавший его пред­мет. Презрение есть чувство превосходства над другим человеком или предметом, их обесценивание. Страх переживается как пред­чувствие беды, полной незащищенности, надвигающегося несча­стья. Стыд повергает человека в такое состояние, когда он кажет­ся себе беспомощным, никуда негодным, и потому может вызвать у человека презрение к самому себе. Вина возникает при соверше­нии неправильных действий и связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут относиться другие люди.

Удивление в отличие от перечисленных основных эмоциональ­ных состояний не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональной реакции на внезапно возник­шие обстоятельства. Удивление — это быстро наступающая и бы­стро проходящая эмоция, которая подготавливает индивида к ус­пешным действиям и новым событиям.

Чувства, в узком смысле этого слова, становятся ведущими об­разованиями эмоциональной сферы личности. Они есть высшее проявление развития эмоций. Высшими чувства называются пото­му, что они составляют наиболее важную и сложную сторону ду­ховной жизни человека как общественного существа. Обычно к высшим чувствам относят нравственные, интеллектуальные и эс­тетические чувства.

Нравственность возникает из объективной необходимости ре­гуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях их жизни. Формирование нрав­ственных принципов и убеждений личности возможно только при условии их эмоционального переживания. Переживания ценности действий и поступков людей, которые обусловлены общественны­ми интересами, моральными требованиями и нормами, регулирую­щими поведение людей во всех сферах их общественного бытия, называют нравственными или этическими чувствами.

К нравственным чувствам относят сострадание, любовь, гуман­ность, преданность, доброжелательность, справедливость, достоин­ство и др.

Этические чувства показывают приемлемость или неприемле­мость для личности нравственной основы того или иного замысла и способа его реализации. Они регулируют поведение человека. Если поведение личности соответствует принятым общественным пра­вилам, то она испытывает удовлетворение, уверенность в себе. В случае несоответствия действий человека общественным нормам он переживает состояние неловкости, стыда. Высшим нравствен­ным регулятором поведения личности является совесть. Людей, со­вершивших аморальные поступки, как правило, впоследствии тер­зают «муки совести». Неэтичные поступки могут быть вызваны та­кими аморальными, безнравственными чувствами, как себялюбие, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, жадность и т.п.

Только в органической связи с этическими чувствами нравствен­ные нормы и моральные принципы определяют мотивы поведения личности. В итоге нравственные чувства могут либо стимулировать, либо тормозить осуществление определенных поступков людей.

Интеллектуальными чувствами называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания им окружающей дейст­вительности. Они выражают отношение личности к процессу по­знания и его результатам.

Важнейшим интеллектуальным чувством является удивление. С удивления начинается эмоциональное пробуждение разума, оно стимулирует познание. Благодаря чувству удивления человек пы­тается раскрыть тайны бытия. К интеллектуальным чувствам отно­сят также интерес, любознательность, радость открытия, любовь к истине. Поиски истины нередко сопровождаются чувством сомне­ния. Это интеллектуальное чувство означает переживание сосуще­ствования в сознании личности нескольких различных мнений о возможных способах решения проблемы. Нахождение истины мо­жет сопровождаться также чувством уверенности в правильности принятого решения. Чувство уверенности, как и чувство любви к истине, помогает человеку преодолевать трудности, неизбежные в процессе познания, и совершать открытия. Таким образом, интел­лектуальные чувства выступают своеобразным регулятором позна­вательной деятельности.

Гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека, его нравственной и позна­вательной деятельности обеспечивает эстетическое освоение дей­ствительности. Понятия добра и истины не полны без понятия кра­соты. Все, что вовлекается в сферу личностного опыта, оценивает­ся человеком с эстетических позиций. Необходимым источником эстетического переживания является выразительность внешней формы объекта, а также его внутренний смысл, без которого каче­ство выразительности не будет иметь эстетической значимости и восприниматься как прекрасное и возвышенное.

Эстетические чувства возникают у человека при восприятии прекрасного, возвышенного, комического и трагического и выра­жают отношение личности к их отображению в искусстве. Эстети­ческое переживание предполагает бескорыстное любование объ­ектом, оно ценно само по себе, безотносительно к какой-либо прак­тической пользе. В противном случае шедевры живописи, музыкаль­ного творчества или поэзии не могли бы считаться произведения­ми искусства, да и само искусство перестало бы существовать.

Эстетические чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эстетическое насла­ждение. Эстетическое наслаждение есть узнавание реальности в условном. Например, элитарное искусство нарочито трудно уз­наваемо. Оно стремится доставить максимум наслаждения миниму­му потребителей за счет затрудненного узнавания реального в ус­ловном. Массовая культура, напротив, доставляет минимальное на­слаждение максимальному числу культурно неподготовленных по­требителей именно благодаря своей простой узнаваемости, сличимости с реальностью. Американский математик Лж.Биркгоф вывел формулу эстетической меры: М = О/С, где М — эстетическая мера взаимоотношения двух противоположных тенденций: доступности произведения искусства и наслаждения им, О — упорядоченность произведения, а С — его сложность. Согласно данной формуле, эс­тетическая мера прямо пропорциональна упорядоченности и обрат­но пропорциональна сложности. Таким образом, усложнение худо­жественного произведения снижает доступность его восприятия и обусловливает возрастание эстетического наслаждения.

Эстетическое наслаждение является специфическим показа­телем того, что оно утверждает человека как самоценную лич­ность, что эстетические феномены создаются для личности и во имя личности.

В случае рассогласования объекта эстетических чувств с эсте­тическими критериями личности эти чувства переживаются как эмоции презрения, отвращения, цинизма и т.п.

Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства не сво­димы к сиюминутным эмоциональным переживаниям, они отлича­ются стабильностью, в них заключено все богатство эмоциональ­ных отношений человека к социальной действительности.

В процессе всей своей жизни человек ставит определенные цели, которые он стремится достигнуть. Но прежде чем осуществить те или иные действия в соответствии с поставленными целями, чело­веку, как правило, приходится преодолевать разнообразные пре­пятствия. Для этого он напрягает свои умственные и физические силы, проявляет волевые усилия.

Воля — это способность личности к внутренним усилиям, необ­ходимым для осуществления выбранной цели деятельности; это сознательное регулирование личностью своих действий, проявляю­щееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Однако не всякое сознательное действие, даже связанное с пре­одолением препятствий на пути к цели, является волевым. Волевым оно будет только в том случае, если человек, его совершающий, осоз­нает ценностную характеристику цели действия, ее соответствие принципам и нормам личности.

Воля возникла в процессе коллективного труда и присуща толь­ко человеку. В волевом акте человек как бы противостоит потреб­ностям, порождающим определенные действия. Сдерживание низших, хотя и жизненно важных потребностей, например, в пище, одежде и т.п. во имя высших побуждений происходит как раз благодаря проявлениям воли. Скажем, успешная сдача экза­мена по нелюбимому предмету, овладение новой профессией, за­вершение начатого дела, несмотря ни на какие трудности, — все это свидетельствует о наличии у конкретной личности достаточно сильной воли. Если у человека отсутствует актуальная потребность совершить некоторое действие, необходимость которого он осоз­нает, воля создает дополнительную мотивацию к осуществлению этого действия. Из-за болезни, например, человеку трудно собрать силы для того, чтобы пойти на выборы в органы местного само­управления, но осознание того, что его голос может стать решаю­щим для победы того кандидата, который способен сделать что-то полезное для улучшения жизни людей, мобилизует волю этого человека, создавая дополнительные побуждения к тому, чтобы принять участие в выборах.

Как видим, воля проявляет себя в двух функциях: побудитель­ной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается актив­ностью человека, а тормозная функция выражается в сдерживании нежелательных проявлений активности. В своем единстве эти функ­ции воли способствуют преодолению личностью трудностей на пути к достижению цели.

Воля, включенная в то или иное действие, может проявляться в нем по-разному. Так, новое, трудное действие требует значитель­ных волевых усилий; при обычных автоматизированных действи­ях воля выражается слабо, а в аффективных состояниях волевой контроль нередко и вовсе отсутствует.

Если цели волевого действия не совпадают с актуальной потреб­ностью, то при принятии решения перед человеком встает пробле­ма выбора. Поступки людей определяются как нравственным вы­бором, так и юридическими запретами, объективными условиями общественной жизни. При этом человек несет полную ответствен­ность за свои действия только в том случае, если он совершил их, обладая полной свободой воли.

Споры вокруг свободы воли ведутся еще с древних времен. В ито­ге в истории философии и психологии выявились две противополож­ные позиции в истолковании свободы воли: детерминизм и индетер­минизм. Детерминизм отстаивает причинную обусловленность воли. В качестве причин волевых актов рассматриваются физические, пси­хологические, социальные факторы, а также божественное предо­пределение. Индетерминизм признает волю как автономную, само­полагающую, ничем не обусловленную силу. Это философское раз­личие подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психоло­гических теориях воли. Так, автогенетические концепции видят в воле нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим про­цессам. Напротив, гетерогенетические теории рассматривают волю как производную от других психических явлений, например как функцию мышления, или чувств, или комплекса ощущений.

Жизненная значимость проблемы свободы воли определяется тем, что от ее решения зависит признание ответственности челове­ка за свои поступки. Если каждое действие человека строго обуслов­лено определенными причинами, то оно не может быть иным, чем оно есть, а следовательно, его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу человеку. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной причине поступка может привес­ти к свободе безразличия, т.е. к признанию равноценности двух противоположных решений, и вызвать паралич воли.

Люди различаются по тому, кому они приписывают ответствен­ность за свои поступки. Если люди причинами своих действий счи­тают обстоятельства, судьбу, случай и другие внешние факторы, то они склонны к экстернальной (внешней) локализации контроля . Как правило, это люди безответственные, не уверенные в своих способ­ностях. Если же люди причины своих деяний видят в своих способ­ностях, характере и тому подобных внутренних факторах и всю ответственность возлагают на себя, то им свойственна интернальная (внутренняя) локализация контроля . Обычно это люди ответст­венные, общительные, независимые, склонные к самоанализу, по­следовательные в достижении цели.

Воля тесно связана с характером человека и играет значитель­ную роль в процессе его формирования и перестройки.

Волевые действия могут различаться по степени сложности. Простое волевое действие состоит из двух звеньев: постановки цели и ее осуществления. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Сложные волевые действия и поступки характеризуют уровень сформированности воли личности.

Структуру сложного волевого действия составляют осознание потребности, постановка цели, принятие решения и исполнение.

Постановка цели сложного волевого действия означает осозна­ние человеком своих потребностей, мотивов поведения. В зависи­мости от того, насколько осознана та или иная потребность, разли­чают влечения и желания.

Влечение представляет собой еще недостаточно отчетливо осоз­нанную потребность. Обычно, испытывая влечение к чему-либо или к кому-либо, человек получает удовольствие, когда видит объект сво­его влечения, но объяснить причину этого влечения он не может. Достаточно осознанным мотивом действия является желание. Же­лание — это образное, существующее в сознании содержание по­требности. На уровне желания четко осознается как сама потреб­ность, так и тот предмет, с помощью которого человек может удовле­творить эту потребность.

Постановка цели сопровождается, как правило, борьбой моти­вов, которая обусловлена изменением значимости различных по­требностей у человека в разных обстоятельствах. В борьбе высших мотивов с низкими формируется воля людей. Например, студент испытывает колебания, раздумывая, чем ему заняться вечером: то ли пойти на дискотеку, то ли подготовиться к коллоквиуму. В дан­ном случае эти колебания означают борьбу мотивов разных нрав­ственных уровней, между предвкушением удовольствия от диско­теки и необходимостью выполнять учебное задание. Принятие ре­шения в данной ситуации требует значительных волевых усилий.

Волевое усилие — это особое эмоциональное состояние, моби­лизующее внутренние ресурсы человека и создающее дополнитель­ные мотивы к действию. Благодаря волевому усилию удается затор­мозить действие одних и предельно активизировать действие дру­гих мотивов. Привычка совершать волевые усилия становится обя­зательным условием формирования стойкого характера.

В результате борьбы мотивов принимается решение , т.е. изби­рается определенная цель и самый короткий путь к ее достижению. Этот этап волевого действия характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением условий, в которых должно проте­кать действие. Если решение сразу не претворяется в жизнь, воз­никает намерение, которое определенным образом организует дея­тельность человека в период, отделяющий решение от исполнения.

Исполнение является последним и решающим моментом волево­го действия. Исполнение есть переход решения в действие. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца можно говорить о его силе воли, его волевых качествах. Не по решениям и намерениям, а по поступкам судят о воле человека. Если намерение не реализовано, принятое решение нарушено, на­чатое дело не доведено до конца и если эта ситуация систематически повторяется, то она указывает на слабоволие человека.

Преодоление значительных трудностей и препятствий свиде­тельствует о наличии высокого уровня воли у данной личности и характеризует ее волевые свойства.

Индивидуальные особенности волевых свойств личности разли­чаются по интенсивности своих проявлений и могут быть охарак­теризованы либо как сила, либо как слабость воли.

Человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, об­наруживая при этом такие волевые свойства , как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.

Решительность выражается в способности человека своевре­менно и без колебаний принимать обдуманные решения и претво­рять их в жизнь. Скоропалительные решения, не учитывающие обстоятельств дела, или же, напротив, постоянное оттягивание при­нятия и исполнения решения не служат проявлением решительно­сти, а свидетельствуют о слабости воли, о ее неразвитости

Настойчивость — это такое волевое свойство личности, кото­рое характеризуется умением добиваться поставленной цели через преодоление всех трудностей на пути к ее достижению. К сильным волевым качествам личности относятся также выдержка и самооб­ладание . Эти качества связаны с умением человека владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любой ситуации и в любую минуту.

Самостоятельность воли выявляет, главным образом, внутрен­нюю локализацию контроля волевого действия и предполагает, что человек совершает определенные действия и поступки, руково­дствуясь своими убеждениями и взглядами, основываясь на собст­венных знаниях, умениях и навыках, критически относясь к мне­ниям и знаниям других людей. Свойством, противоположным са­мостоятельности воли, является упрямство. Упрямство определя­ют как недостаток воли, проявляющийся в желании человека де­лать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и пра­вильностью этих действий. Высшей степенью развития упрямства является негативизм , который в большей степени свойствен детям. Он состоит в том, что в ответ на любую просьбу, совет, требование ребенок отвечает противоположным образом. Кроме того, само­стоятельности воли может быть противопоставлена внушаемость . Это неумение самостоятельно принимать решения, организовать свои действия. Внушаемый человек поступает под влиянием обстоя­тельств или под давлением со стороны других людей.

Целеустремленность выражается в способности человека осу­ществлять жизненные цели. Чем значительнее цель, тем большие трудности готов преодолеть человек. Главное, чтобы среди повсе­дневных дел человек не терял из виду конечных целей деятельно­сти. Повседневная борьба с собственной разбросанностью и беза­лаберностью закаляет волю человека и способствует достижению им конечной цели.

Дисциплинированность есть осознанное подчинение своих дей­ствий общественным правилам и нормам поведения. Мужество и смелость означают готовность бороться с трудностями и опасно­стями, стоящими на пути к достижению поставленной цели.

Индивидуальные свойства воли, указывающие на ее силу, с по­ложительной стороны характеризуют личность человека и обеспе­чивают успешность его деятельности.

Воля развивается в процессе жизни человека, в постоянном об­щении с другими людьми, в результате воспитания и обучения. Умение контролировать свое поведение в соответствии с обще­принятыми правилами и нормами формируется в основном к кон­цу дошкольного возраста. Однако и в этом возрасте, и у взрослых людей можно встретить яркое проявление недостатка, слабости воли. Наиболее типичное проявление слабой воли — лень, т.е. стремление человека отказаться от преодоления трудностей, ус­тойчивое нежелание совершать какое-либо волевое усилие. Ле­нивый человек обладает обычно внешней локализацией контроля и потому безответствен.

Слабоволие может быть обусловлено расстройством психики человека. Например, крайняя степень слабоволия — абулия и апраксия — связана с патологией мозговых структур, которая делает невозможным осуществление волевого действия. Однако основной причиной формирования слабоволия является неправильное вос­питание. Поэтому лень и другие проявления слабости воли, свиде­тельствующие о серьезных дефектах в развитии личности челове­ка, могут быть преодолены благодаря воспитанию и прежде всего организации самовоспитания воли.

Основу самовоспитания составляет систематическое, а не одно­моментное преодоление трудностей, сиюминутных желаний, мешаю­щих в повседневной жизни. Систематическое преодоление сначала небольших трудностей, а затем все более значительных закаляет волю человека, делает ее несгибаемой. Строгое соблюдение режима дня и правильного распорядка всей жизни также способствует вы­работке качеств сильной воли. Подлинной тренировкой воли чело­века являются и регулярные занятия физической культурой, посколь­ку они сопряжены с постоянным преодолением трудностей.

Формирование волевых качеств личности — необходимое, но недостаточное условие успешного достижения поставленной цели. Реальное выполнение намеченной деятельности зависит также от наличия у человека необходимых навыков и умений. Поэтому ус­пех любой деятельности обеспечивается как воспитанием воли, так и формированием полезных навыков и умений.

Мир чувств пронизывает все стороны человеческой жизни. Соб­ственное состояние, отношения с другими людьми в процессе дея­тельности, общения, познания проявляются в определенных пере­живаниях личности: радости, грусти, восхищения, презрения, тре­воги т.п.

Эмоциональные переживания выражают приятие или непри­ятие того, что происходит с человеком в конкретной ситуации. Воз­никновение эмоций обусловлено потребностями (мотивацией) и особенностями ситуации.

В жизни человека эмоции выполняют функции оценки, побуж­дения, активации нервных центров, регуляции и др.

К эмоциональным процессам относят аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства. Высшими чувствами являются нравствен­ные (этические), интеллектуальные (познавательные) и эстетиче­ские чувства. В них заключено все богатство эмоциональных отно­шений личности к окружающему миру.

Руководство потребностями, мотивами, действиями и поступка­ми человека составляет основную функцию воли. К волевым поступ­кам относятся те действия личности, которые совершаются по не­обходимости и связаны с преодолением трудностей, возникающих на пути достижения поставленных целей. Волевая регуляция не нужна там, где действие имеет для человека определенный поло­жительный смысл.

Являются ли тождественными понятия «эмоции» и «чувства» ?

Как связаны между собой эмоции человека и его потреб­ности ?

Перечислите основные формы эмоциональных переживаний.

Охарактеризуйте аффективную форму эмоциональных пере­живаний.

Что собой представляет настроение?

В чем заключается сущность эмоционального стресса?

Что такое страсти?

Назовите основные эмоциональные состояния и дайте их крат­кую характеристику.

Как внешне проявляются эмоциональные переживания?

Дайте определение нравственных чувств.

Что выражают интеллектуальные чувства?

В чем проявляются эстетические чувства?

В каких функциях проявляет себя воля?

Какие существуют в истории философии и психологии пози­ции в истолковании воли?

В чем состоит значимость проблемы свободы воли?

Какова структура волевого действия?

Дайте характеристику индивидуальным особенностям воли.

Назовите качества сильной воли.

Что является причиной слабоволия?

Каковы условия преодоления слабоволия?

© Центр дистанционного образования МГУП

Источник

Читайте также:  Эмоциональное неблагополучие ребенка это
Оцените статью