- Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада. статья по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре»
Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада.
статья по физкультуре на тему
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами физического воспитания на основе личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ детей на занятиях физической культурой в условиях детского сада»
Эмоционально-волевая сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену: у дошкольников чувства преобладают над всеми сторонами жизни, им не всегда удается управлять своими переживаниями, контролировать собственное поведение. Анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за детьми свидетельствуют о влиянии эмоционально-волевых проявлений на успешность деятельности. Часто ребенок, захваченный своими переживаниями, упускает из вида цель деятельности и способ ее выполнения, не соблюдает правила игры, нормы общения со сверстниками. На занятиях физической культурой эта проблема особенно актуальна, так как ребенок не только не достигает необходимого уровня физического развития, но и возникает риск не выполнения требований безопасности, травмирования ребенка. Между тем, организация физического воспитания предоставляет широкие возможности не только для освоения основных видов движений, развития физических качеств дошкольников, но и развития их эмоционально-волевой сферы. Об актуальности данной задачи говориться и в целевых ориентирах, представленных в ФГОС дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного возраста ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
В психологической литературе эмоциональная устойчивость ребёнка дошкольного возраста рассматривается как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью.
В период дошкольного детства развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые, они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми, в игре, насыщенной переживаниями, в специально организованной взрослым деятельности дети также учатся испытывать определенные чувства, например, в беседе после чтения сказки, стихотворения, слушании музыки и т.д.
Физическое развитие детей направлено на укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В системе физического воспитания используются следующие организационные формы двигательной активности детей в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные и малоподвижные игры, спортивные праздники и досуги.
Физическое воспитание дошкольников осуществляется в процессе игровой деятельности, в результате ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются нравственные формы поведения. Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то все они отмечают подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Это подтверждает, что физкультура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо выполняет упражнения, испытывает неповторимое ощущение от умения владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений, его радуют их точность, красота и пластичность. Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях. Создание благоприятных условий для эмоционального и физического развития личности дошкольника решается через оптимизацию физического развития детей, через получение ими определенного положительного тонуса от движений, а так же от радости совместной деятельности, соревновательности.
Дошкольный возраст — это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности — реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида — успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
В сложных действиях проявляется воля ребенка — преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Педагог показывает зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества. Таким образом, занятия физической культурой — важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. Таким образом, изучив литературу по данной теме, мной был разработан определенный план деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников в ходе физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи развития эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами физического воспитания: — учить детей выражать свои чувства, эмоциональные переживания, распознавать эмоциональное состояние других людей, развивать чувство эмпатии в подвижных и малоподвижных играх, в игровых упражнениях; — повысить уверенность детей в собственных силах во всех видах двигательной активности; — развивать произвольность поведения, самоконтроль; — корректировать нежелательные личностные особенности, настроение, поведение. В своей работе для развития эмоционально-волевой сферы детей я использовала элементы психогимнастики, систему подвижных и малоподвижных игр, игры-соревнования. 3.3. Этапы работы:
1 этап. Диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. 2 этап — практический. (Игровые упражнения, элементы психогимнастики, подвижные и малоподвижные игры с правилами, игры с элементами спорта, игры-соревнования). 3 этап.Заключительная диагностика.
3.4. Перспективный план
— п/и: «Мы весёлые ребята»;
— игры с элементами спорта: «Мяч о стенку»;
— игровые упр-я: «Кто скорее по дорожке», «Пробеги и не задень», «Прыгни точно в круг»;
— м/п игры: «У кого мяч», «Найди и промолчи»
— психогимнастика.: «После дождя»
— игры с элем-ми спорта: «Пас друг другу», «Отбей волан»;
— игровые упр-я: «Не упади в ручей», «Подпрыгни, не задень»;
— п/и: «Мышеловка», «Найди себе пару»;
— м/п игры: «Затейники», «Найди предмет»;
— психогимнастика.: «Первый снег»;
— игры – соревнования.: «Папа, мама, я – спортивная семья»
— п/и: «Пожарные на учении», «Мороз красный нос»;
— игровые упр-я: «На двух ногах до флажка», «Пройди по мостику»;
— м/п игры: «Найди следы зайцев»;
— игры с элем-ми спорта: «Забей в ворота»;
— игры – соревнования.: «Новогодние старты»;
— психогимнастика.: «Праздничное настроение»
— игры с элем-ми спорта: «Попади в корзину»;
— п/и: «Стоп», «Ловишки с ленточками», «Охотники и зайцы»;
— игровые упр-я: «Метко в цель», «Пробеги не задень»;
— м/п игры: «Угадай по голосу»;
— игры – соревнования.: «Зимние забавы»
— игровые упр-я: «Точный пас»;
— п/и: «Бездомный заяц», «Карусель»;
— игры с элем-ми спорта: «Забрось в кольцо»;
— игры – соревнования.: «Будущие солдаты»;
— м/п игры: «Что изменилось?»;
— психогимнастика.: «Найди свой домик»
— игровые упр-я: «Быстро передай», «Подбрось и поймай»;
— игры с элем-ми спорта: «Перебрось – поймай»;
— п/и: «Цветные автомобили»; «Караси и щуки»;
— м/п игры: «Кто ушел?»;
— игры – соревнования.: «Мы и наши мамы»
— игровые упр-я: «Гонка мячей», «Кто скорее по дорожке»;
— п/и: «Горелки», «Ловушки – перебежки»;
— м/п игры: «Затейники». «Части тела»;
— игры – соревнования.: «На лесной полянке»;
— психогимнастика.: «На берегу моря»
Диагностика уровня развития эмоционально – волевой сферы и физической подготовленности воспитанников.
Таким образом, активное использование элементов психогимнастики, системы подвижных игр, игр с элементами спорта, игр-соревнований позволило сформировать у детей эмоционально-положительный настрой на занятия физкультурой, развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, соответственно воспринимать состояние других людей, умение управлять своим поведением, сформировать адекватную самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин.
Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей.
Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии».
Стаья знакомит с организацией уголков для развития эмоциональной сферы детей.
Особый период в развитии ребенка — это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других. не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудн.
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских садов поможет применить современные образовательные технологии при решении задач по формированию у дет.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада.
Источник
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре»
Анастасия Велькер
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре»
Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного возраста не всегда умеют выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания. Физическая культура, как часть общей культуры человека, может оказывать существенное влияние на формирование развитие личности ребенка. Помимо укрепления здоровья, физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, занятия физическими упражнениями способствуют постижению эстетики двигательной активности, спортивной этики, формированию нравственности, совершенствованию психологической структуры личности. Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию взаимопомощи, сопереживанию, взаимной ответственности для достижения общих целей.
Эмоциивоздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Таким образом, развитие эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников является важной проблемой развития личности, так как являются основой для развития произвольности поведения.
При занятиях физическими упражнениями, эмоциональная насыщенность при соревновании, коллективный характер занятий способствует совершенствованию эмоционально-волевых качеств. В целом, средства физической культуры и спорта способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемым в процессе занятий.
Эмоционально-волевые качества воспитываются при преодолении разного рода трудностей, которое происходит в основном во время соревнований, однако может происходить и в процессе занятий и тренировок, если они связаны с освоением новых движений, выходом на новый уровень развития физических качеств.
Для реализации темы самообразования используется следующие педагогические средства:
1) подвижные игры
2) упражнения, направленные на развитие волевых качеств
3) командные игры
В своей работеиспользую следующие методы:
2) познавательно-развивающие беседы
3) проблемные ситуации
Форма работы:
1. Принцип научностипредлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений.
2. Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3.Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
4. Принцип непрерывности (преемственности).
5.Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
6. Принцип единого подхода родителей и педагогов.
Нельзя недооценивать роль физической культуры в формировании дисциплины, целеустремленности, самооценки, саморегуляции и других эмоционально-волевых качеств.
Одним из основных видов активной деятельности являются подвижные и малоподвижные игры. Такие игры являются для дошкольников наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Игры вводят детей в мир эмоций,через активное творческое взаимодействие со сверстниками и позволяют решить следующие задачи:
1) -обогащение эмоционального опыта ребенка;
2) -овладение «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
3) -научить ребенка ставить перед собой цель, принимать решения и проявлять определенные усилия в преодолении препятствий;
4) -осуществление эмоционально-психологической коррекции детей;
5) -создание пространственно-предметных условий для эмоционально-комфортного пребывания детей.
Эмоции, на мой взгляд, это сама естественность поведения ребенка, его непосредственность.
Опытпроведения подвижных и малоподвижных игр показал достаточно высокие результаты: отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливым. Снизилась агрессивность проблемных детей, замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Включение подвижных игр в образовательный процесс, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
1. Гамезо М. В.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — М. :Педагогика, 2003. — 512 с.
2. Прихожан А. М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М. : НПО «МОДЭК», 2006. — 304 с.
3. Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2009. — №2. — C.115-124.
«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.
Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы Данные игры помогут детям развить эмоционально-волевой контроль. Способствуют развитию умения контролировать и приемлемо выражать свои эмоции,.
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.
Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.
Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» Автор: Сарвилова Марина Николаевна.
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.
Источник