Эмоционально волевая сфера детей среднего школьного возраста

Развитие эмоционально-волевой сферы школьников

Ирина Ефремова
Развитие эмоционально-волевой сферы школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шимановская средняя общеобразовательная школа

Вяземский район, Смоленская область, Россия

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье раскрывается значимость развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на пути формирования нравственных представлений ребенка в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Ключевые слова: воспитание и развитие младшего школьника в условиях реализации ФГОС, эмоционально-волевая сфера, психогимнастика.

В психологии считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений детей лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых.

В младшем школьном возрасте доминируют потребность в защищенности и безопасности. Ребенок открыт, доверчив, деятелен. Он ждет внимания, ему нужны прикосновения, поглаживания, поцелуи,разговоры: ведь все это символы любви, признания, принятия в мир людей, и что особенно важно – в мир взрослых.

Младший школьник живет в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребенок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны, и он чувствует отчуждение окружающих, в ребенке растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд – немотивированную.

Инструмент «воздействия» на эмоционально-волевую сферу младшего школьника, на мой взгляд, лежит в использовании психотехнических методик. Наиболее целесообразно их применять во внеурочной деятельности. Возможность проведения систематических занятий значительна возросла в связи с переходом на ФГОС второго поколения, в условиях реализации которого предусматриваются дополнительные резервы внеучебного времени на развитие и воспитание младших школьников, реализуемых в образовательных учреждениях.

Для обогащения эмоциональной экспрессии ребенка, обучения элементам выражения чувств и эмоций, а также управления эмоциональными состояниями рекомендованы курсы по психогимнастике. В отечественной психологии разработано достаточно большое количество таких коррекционно-развивающих программ. В своей практике я активно использую авторские разработки И. М. Чистяковой,А. Л. Сиротюк, Е. А. Алябьевой, М. А. Павловой и других.

Опыт моей работы по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника показывает положительную тенденцию качественных преобразований от дифференцирования эмоциональных переживаний к выработке устойчивых нравственных представлений и отношений к окружающему миру.

Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003.- 88 с.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Источник

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего возраста на развитие эмоционально-волевой сферы
рабочая программа на тему

Развитие эмоционально-волевой сферы. Программа.

Скачать:

Вложение Размер
programma_razvit._emots-vol._sfery_i_poznav_-_kopiya.docx 32.21 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Директор КГУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» ________________ Н.С.Осадчая «______»________________2017г.

для детей младшего и среднего школьного возраста

Возраст обучающихся – 7-12 лет

Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере

Срок реализации программы – 1 год

Лавриенко Елена Викторовна,

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

К школьному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности школьника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.). Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере с дефицитом положительных эмоций и волевого усилия.

В связи с этим в рамках воспитательно-образовательного процесса необходимо создавать условия по обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка, созданию психологически стабильно-положительного климата, гуманного отношения, личностно-ориентированного общения, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в детском доме, к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

В связи с актуальностью заявленной проблемы целью программы является – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей младшего и среднего школьного возраста.

  • Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  • Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Способствовать снижению уровня тревожности.
  • Обучить приемам саморегуляции.
  • Развитие познавательной активности (формирование навыков самообразования).
  • Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.
  • Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.
  • Развивать умения слушать и понимать других.

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

Организационные условия проведения занятий.

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-9 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 35-40 минут. Занятия проводятся в игровой комнате или в комнате психологической разгрузки. Кабинеты укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.

Направления реализации программы

Программа состоит из 6 блоков:

  1. Вводный блок
  2. Эмоциональный блок — «Мои чувства»
  3. Поведенческий блок — «Я хозяин своих чувств»
  4. Коммуникативный блок — «Давайте жить дружно»
  5. Мотивационный блок — «Страна знаний»
  6. Заключительный блок.

Основные методические приемы обучения:

В программу включены полифункциональные упражнения, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой, могут на разных детей оказывать различное воздействие.

  • Психокоррекционные сказки
  • Этюды на выражение эмоций
  • Упражнения творческого, подражательно-исполнительского характера
  • Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные
  • Дидактические и развивающие игры
  • Беседы
  • Релаксация
  • Тематическое рисование
  • Психогимнастика

Источник

Исследование эмоционально–волевой сферы у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей

Алкоголизированная семья как фактор эмоционально–волевых нарушений у детей среднего школьного возраста. Психологические особенности функционирования алкоголизированной семьи. Особенности психолого–педагогической работы с детьми из алкогольных семей.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.04.2014
Размер файла 71,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

При подсчёте суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу), несовпадение с ключом игнорируется и не влияет на суммарный балл. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13.

Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлектируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.

Низкий балл ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утончённостью натуры, не подкреплённой способностью к рефлексии и самоконтролю.

Шкала «настойчивость» характеризует, фактически, силу намерений человека — его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе — деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к завершению начатого дела, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность — начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам (совестливость) и стремление полностью подчинить им своё поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже работоспособности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Высокий балл по шкале «самообладание» набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутренне спокойствие. Уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правил, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности может приводить к повышению внутренней напряжённости, к преобладанию постоянной озабоченности и утомлённости.

На отрицательном полюсе данной шкалы — спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощённости и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.

Таким образом, социальная желательность шкал опросника ВСК является неоднозначной — возможным оказывается появление дезадаптивных черт и форм поведения на положительных шкальных полюсах и позитивно-компенсаторных форм — на отрицательных полюсах.

2.2 Описание результатов исследования

Исследование проводилось в феврале 2013 года на базе ГУО СОШ № 31.

В исследовании принимали участие учащиеся 6 — 7 классов. Диагностику прошли60 детей среднего школьного возраста. Выборка была разделена на 2 группы: контрольную — 30 детей из благополучных семей и экспериментальную — 30 дети из алкоголизированных семей.

Гипотезой нашего исследования является следующее: существуют эмоционально — волевые нарушения у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей.

Практическая значимость результатов нашего исследования заключается в возможности применения полученных знаний для подготовки коррекционной программы, направленной на снижения уровня одиночества подростков.

Анализ результатов по методике «самоооценка эмоциональных состояний»

Уровень самооценки эмоционального состояния в контрольной группе

Таким образом, можно сказать, что уровень самооценки эмоционального состояния у детей из благополучных семей высокий, что связано с благоприятными условиями развития и формирования личности ребенка. Ребенок растет в условиях справедливой критики и похвалы за удачи и неуспех и, следовательно, формируется правильная самооценка сложившихся обстоятельств.

Школьник, сталкиваясь с ситуацией, в которой необходима оценка может справедливо оценить и себя и своих сверстников.

Уровень самооценки эмоционального состояния в экспериментальной группе

Анализируя данные полученные в группе школьников из алкогольных семей, следует отметить, что уровень оценки эмоционального состояния низкий. Это может быть связано как с обстановкой в семье, так и неумением такого ребенка налаживать эмоциональные контакты с другими.

Из полученных данных можно сделать вывод, что уровень самооценки эмоционального состояния у детей среднего школьного возраста из благополучных семей выше, чем у детей из алкоголизированных семей.

Анализ результатов по методике «диагностика волевого самоконтроля»

Уровень волевого самоконтроля в контрольной группе

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что уровень волевого самоконтроля у детей из благополучных семей достаточно высокий. Так как в исследуемой выборке у 40% школьников по результатам опроса получился высокий результат.

Уровень волевого самоконтроля в экспериментальной группе

Из полученных данный видно, что в выборке школьников из алкогольных семей уровень волевой регуляции низкий, такой результат показали 40% детей.

Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень волевого контроля у детей среднего школьного возраста из благополучных семей выше, чем у детей из алкоголизированных семей.

На основе качественного анализа данных нами было получено процентное соотношение уровня самооценки эмоционального состояния и волевого контроля у детей среднего школьного возраста по двум выборкам, следовательно, для подтверждения этих данных нами была проведена количественная обработка данных с помощью критерия: угловое преобразования Фишера.

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта, т. е. наличие эмоционально — волевых нарушений у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей в сравнении с детьми из благополучных семей. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ц, а меньшей доле — меньший угол, но соотношения здесь не линейные: ц = 2*arcsin(), где P — процентная доля, выраженная в долях единицы.

При увеличении расхождения между углами ц1 и ц2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина ц*, тем более вероятно, что различия достоверны[23].

Нами был произведен расчет по вышеуказанной формуле и получены следующие значения для выборок по данным методики «самоооценка эмоциональных состояний»

Анализ результатов по методике «самооценка эмоционального состояния»

Дети из благополучной семьи

Дети и алкоголизированной семьи

Зона незначимости Зона значимости

Полученное эмпирическое значение ц* находится в зоне значимости и, следовательно, можно говорить о том, что есть статистически значимые различия в самооценке эмоционального состояния у детей из благополучных и алкоголизированных семей. У детей из алкоголизированных семей уровень оценки эмоционального состояния значительно ниже. Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана. Это объясняется тем, что ребенок в алкогольной семье находиться в постоянной эмоциональной депривации. Ребенку не хватает эмоциональной связи с родителями и, следовательно, он не умеет выстраивать отношения на основании доверия, принятия и понимания. Эмоции, которыми он оперирует при построении отношений, носят негативный характер.

Также был проведен статистический анализ данных полученных по методике «диагностика волевого самоконтроля».

Анализ результатов по методике «диагностика волевого самоконтроля»

Дети из благополучной семьи

Дети из алкоголизированной семьи

Зона незначимости Зона значимости

Полученное эмпирическое значение ц* находится в зоне незначимости и, следовательно, нельзя говорить о том, что имеются статистически значимые различия в проявлении волевого самоконтроля у детей из алкоголизированной и благополучной семьи. Однако следует заметить, что все же прослеживается тенденция к проявлению низкого волевого контроля у детей из алкоголизированной семьи.

Таким образом, можно отметит что,влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании трех элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в двух направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия, и как следствие у детей не может сформироваться адекватная самооценка, что влияет в целом на развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Особенности психолога — педагогической работы с детьми из алкогольных семей

Психолога — педагогическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, предполагает создание условий для соответствующего отреагирования негативных эмоций, что наилучшим образом удаётся за счёт средств арт-терапии. В рисовании, лепке, чтении и обсуждении сказок дети получают возможность безопасно воспроизвести и освободиться от мучительных переживаний, в тоже время происходит их сенсорное и речевое развитие, интенсивно развивается самосознание. Большое значение также имеет психологическое просвещение детей по проблеме алкогольной зависимости, её влияния на взаимоотношения в семье, осуществляемое в форме мини-лекций, завершения незаконченных предложений, обсуждения проблемных ситуаций[24].

Дети, понимающие явление алкогольной зависимости, могут быть мощными катализаторами на пути к выздоровлению семьи, поэтому они крайне нуждаются в полезной информации. Занятия педагога-психолога с ребёнком из алкоголизированной семьи должны осуществляться с целью прерывания «негативной семейной традиции алкогольной зависимости» путем помощи ребёнку в осознании своей индивидуальности, значимости и потенциала.

Психолого-педагогическая помощь ребёнку, родители которого злоупотребляют алкоголем, должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

— объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи;

— рассказать, как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя;

— научить разговаривать о своих чувствах;

— объяснить, что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким;

— научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни;

— научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми, обращаться за помощью в случае необходимости;

— дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека, основывается на его существовании и индивидуальности, а не на том, как он выполняют свою роль в алкоголизированной семье;

— отделить самоуважение от вещей, которые ребёнок не может контролировать, объяснив, что повысить самоуважение можно, развив индивидуальные таланты, силу и знания.

Качественная, своевременная психолого-педагогическая помощь не просто позволит ребёнку выжить в семье, где родители злоупотребляют алкоголем. Эта помощь может означать, что он не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, которые сами впоследствии стали алкоголиками[25].

Взрослые члены семей с алкогольной зависимостью в своём восприятии ситуации, и её влияния на развитие детей руководствуются, по крайней мере, тремя мифами:

— дети слишком малы, чтобы понимать, что происходит;

— детей это никак не затрагивает;

— когда алкоголик не употребляет алкоголь, в семье всё хорошо;

Между тем, влияние алкогольной зависимости родителя на формирование личности ребёнка однозначно негативно, хотя в каждом конкретном случае опосредовано:

— индивидуальными особенностями склада и уровнем развития личности ребёнка;

— местом, занимаемым в семье, среди других детей;

— стадией развития ребёнка, на которой начались трудности в семье.

Поэтому желательно, чтобы до начала занятий специалист владел определённой информацией о ребёнке и его семье[26]. Педагог-психолог выступает в качестве адвоката ребёнка и должен объяснить ему, что участие в занятиях вызвано зависимостью его родителей, а не является наказанием за «плохое» поведение.

Качество коррекционно-развивающей работы позволит повысить также организованное наблюдение за поведением ребёнка на основе «Карты наблюдений» Д. Стотта и программы наблюдений признаков психического напряжения и невротических тенденций Й. Шванцара[27]. К выполнению мероприятий по длительному непрерывному наблюдению и регистрации определённых показателей поведения ребёнка педагогом-психологом могут быть привлечены социальные педагоги, воспитатели или учителя, непосредственно взаимодействующие с ребёнком в разных ситуациях и видах деятельности.

После каждого занятия представляется целесообразным составление краткой характеристики поведения ребенка в ясной и конкретной форме, акцентируя внимание на сильных сторонах, потребностях и любых изменениях в поведении.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. Эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Пьянство, алкоголизм в семье пагубно влияют на детей. Их развитие происходит в постоянно напряженной обстановке, что значительно снижает их успеваемость в школе. Они не могут использовать всех возможностей для раскрытия своих талантов и способностей. Дети, родители которых злоупотребляют алкогольными напитками, находятся в состоянии ущемления собственного достоинства, что рождает у них чувство неполноценности, ущербности, зависти к сверстникам из других семей.

Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье. Взрослые дети алкоголиков в качестве родителей всячески стремятся показать свою любовь, совершая «правильные» поступки, предполагая, что в этом случае их дети оценят родительские чувства, хотя на самом деле в их отношениях отсутствует задушевность, нет подлинной свободы выражения чувств и открытой любви.

У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько требуется ребенку. Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Слова и намеки интерпретируются ребенком как негативные представления о себе.

В качестве обобщения следует отметить, что в настоящее время проблема семейного алкоголизма вызывает особую тревогу. Алкоголизация одного или обоих родителей является ведущей причиной семейного неблагополучия. В первую очередь от злоупотребления спиртным страдают дети, родившиеся и воспитывающиеся в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. В связи с этим особую важность приобретает раннее выявление, своевременная и целенаправленная работа с такими детьми и членами их семей.

Источник

Читайте также:  Что такое стеничность эмоций
Оцените статью