Эмоционально волевая саморегуляция у подростков

Эмоционально волевая саморегуляция у подростков

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что девиантные подростки обладают достаточно развитыми и противоречиво сформированными личностными характеристиками, что приводит к формированию специфической модели адаптации и жизнедеятельности. Особенности поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности, потребности, у девиантных подростков имеют тенденцию порочного гедонизма, индивидуализма, наживы и негативных пристрастий; способность к саморегуляции слабо развита [3, 4, 6, 8, 10] и др. Поэтому чрезвычайно значимой проблемой психолого-педагогической работы с девиантными подростками является формирование у них компетенции саморегуляции, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности (поведения), но и на процесс социализации и развития личности в целом [1].

Однако, на наш взгляд, проблеме формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности уделяется недостаточное внимание. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определяли бы содержание и методы, направления работы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий:

— потребностью формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности и отсутствием научно-обоснованной психолого-педагогической модели этого процесса;

— необходимостью социально-образовательных учреждений проводить данную работу и неразработанностью организационных и психологических условий формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков;

— желанием психологов и педагогов помочь подросткам и неготовностью работать по экспериментальной программе формирования компетенции саморегуляции;

— необходимостью применения в воспитании трудных подростков новых, отвечающих современным условиям методов и приемов и отсутствием рекомендаций по их применению в исследуемом поле.

Целью настоящей работы является — разработка и апробация программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков.

В соответствии с поставленной целью исследования предусматривалось решение следующих задач:

1) изучить современное состояние проблемы формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков в психолого-педагогической теории и практике;

2) выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических и психологических условий для разработки программы развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности;

3) опытно-экспериментальным путем оценить эффективность реализации экспериментальной программы.

Экспериментальная группа и методы исследования

В исследовании участвовали 140 подростков, состоящих под патронатным контролем МКУ «Городской центр «Подросток». Для исследования был использован следующий диагностический комплекс: для выявления уровня функционального компонента компетенции саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой [7]; для выявления личностного и деятельностного компонентов компетенции саморегуляции использовался тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [5], тест юмористических фраз А.Г. Шмелева, В.С. Болдыревой [9] и опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварца [2].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрических критериев: критерия Манна — Уитни (U), рангового критерия Вилкоксона для связанных выборок, критерия χ² Пирсона.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования процесса саморегуляции девиантных подростков показали, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции имеют средний и в основном низкий уровень развития.

Отсутствие жизненной перспективы, неудовлетворенность своей жизнью, потеря веры в свои силы — это результаты по тесту смысложизненных ориентаций. Несмотря на практически одинаковые результаты исследования по методике Ш. Шварца, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов, мы можем наблюдать, что обозначенные ценности далеко не всегда находят свое отражение в социальной практике (например, ценность «гедонизм» — это может быть просто ничегонеделание или нахождение в неблагополучной среде).

Преобладание у девиантных подростков потребностей «организма», «социального индивида» (А.Г. Шмелев, В.С. Болдырева) продиктовано их образом жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, своей неполноценностью.

Таким образом, результаты первичной диагностики, проведенной на констатирующем этапе, подтвердили актуальность цели исследовательской работы — формирование компетенции саморегуляции у девиантных подростков и обусловили необходимость разработки опытно-экспериментальной программы.

Содержание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание экспериментальной программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков

Компонент

Задачи

Содержание (блоки)

Методы, формы, средства

Критерии

Личностно-

развивающий

Сформировать необходимый и достаточный уровень способности саморегуляции у девиантных подростков, через самопознание и активных форм взаимодействия с окружающими.

Организация ручного труда.

Организация участия детей в программе по личностному развитию.

Организация игровых площадок.

Организация дискуссионного клуба.

Организация индивидуальных консультаций для воспитанников.

Организация познавательных площадок.

Празднование дней рождений.

Методы: рассказ, беседа, упражнения, пример, поощрение, рекомендации, оценивание, рефлексия, самооценивание.

Форма: мастер-классы, игры, психолого-педагогические занятия, конкурс.

Средства: видеоматериалы, аудиоматериалы, материалы для ручного труда, буклеты, игровая территория.

1. Умеет ставить цели;

2. Умеет достигать результатов;

3. Умеет адекватно оценивать результаты деятельности;

4.Способен перестраивать поведение и при изменении внешних и внутренних условиях;

5.Способен выделять значимые условия и продумывать способы действия для достижения целей.

6.Умеет анализировать и оценивать себя и результаты своей деятельности (поведения).

Информационно-

Познавательный

(личностный)

Развить культурный потенциал (поведение) и познавательные потребности у трудных подростков.

Организация экскурсионных поездок по территории Удмуртской Республики.

Организация экскурсий на промышленные предприятия города Ижевска.

Читайте также:  Для иринки хорошего настроения

Организация посещения культурно-развлекательных, культурно-познавательных учреждений города.

Организация досуговых мероприятий, посвященных знаменательным датам.

Организация туристических походов.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация фильмов, мультфильмов, роликов, картинок, упражнение, рефлексия, работа с текстами

Формы: экскурсия, мероприятие, игра, мастер-класс, соревнования, поход

Средства: наглядный материал, видеоматериал, презентация, туристическое снаряжение, музей, промышленные предприятия города.

1.Знает правила культурного поведения в общественных местах.

2.Понимает сущность ценностей..

3. Принимает необходимость развития потребностей высшего порядка.

4.Осознает необходимость приобретенного опыта (способов действий) в дальнейшем жизни.

5. Осмысливает себя и свои поступки в социокультурном пространстве (смысложизненная ориентация).

6.Сознает смысл своей жизни.

Социально-

деятельностный

(деятельностный)

Развить у девиантных подростков осознание социальных ценностей, норм и ориентация на них во взаимодействии с окружающей действительностью.

Организация трудоустройства несовершеннолетних (с познавательными элементами).

Организация обучения компьютерной грамотности.

Организация обучения в конноспортивной секции.

Организация дискуссионного клуба.

Организация участия в спортивных городских соревнованиях.

Организация участия трудных подростков в промоакциях.

Организация профильных краткосрочных смен на базе стационарного лагеря.

Методы: рассказ, беседа, упражнение, объяснение, пример, дискуссия, приказ, поощрение, приучение, поощрение, наказание, рефлексия, оценивание.

Формы: занятия, консультация, профессиональное дело, мастер-классы, соревнование, конкурс.

Средства: организации — Национальная библиотека УР, зоопарк, ипподром, цирк и т.д. Аудио и видеоматериалы, материал для мастер-классов и т.д.

1.Владеет практическими способами действий достигать положительных результатов.

способность соответствовать нормам в согласии со своей индивидуальностью.

3.Владеет опытом адаптации в различных условиях.

4.Демонстрирует самостоятельность в организации деятельности (поведения).

5.Несет ответственность за результаты своих достижений и неудач.

После проведения работы по экспериментальной программе была проведена итоговая диагностика уровня сформированности компетенции саморегуляции у девиантных подростков, показавшая, что удалось сформировать необходимый и достаточный уровень компетенции саморегуляции в экспериментальной выборке. Так, после формирующего эксперимента количество испытуемых с высоким уровнем регуляции возросло с 13,6 % до 31,4 %, положительная динамика составила 17,8 %. В подгруппе со средним общим уровнем саморегуляции количество трудных подростков увеличилось с 41,4 % до 57,9 %, положительная динамика составила 16,5 %. Количество трудных подростков с низким общим уровнем саморегуляции значительно сократилось: с 45 % до 10,7 %. Данные исследования частных регуляторных процессов в ЭГ позволили проследить позитивную динамику их развития. Значимые изменения произошли по 5 показателям: «планирование», «моделирование», «программирование», «гибкость», «общий уровень саморегуляции» (табл. 2).

Таблица 2

Уровень развития процесса саморегуляции на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (в %)

ЭГ (n = 140 респондентов)

ЭГ (n = 140 респондентов)

Общий уровень саморегуляции

По методике «Тест смысложизненных ориентаций» также были выявлены положительные сдвиги развития собственно смысложизненных ориентаций у подростков после проведения формирующего эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей по тесту СЖО до и после эксперимента

до

после

4.Локус контроля Я

5.Локус контроля Жизнь

По результатам исследования ценностей можно сделать вывод о том, что приоритеты в выборе ценностей до и после эксперимента имеют определённые особенности. Так на уровне нормативных идеалов и на констатирующем, и на формирующем этапах эксперимента наиболее значимыми являлись ценности «безопасность», «самостоятельность», «доброта». Однако на уровне индивидуальных приоритетов в констатирующем эксперименте наиболее важными ценностями были отмечены «гедонизм», «самостоятельность», «стимуляция», а после работы по программе актуальными ценностями стали «стимуляция», «доброта», «самостоятельность». Достоверно значимые сдвиги выявлены на уровне нормативных идеалов по показателям «конформность», «доброта», «универсализм», «достижения», на уровне индивидуальных приоритетов «доброта» и «стимуляция» (р ≤ 0,05).

По тесту юмористических фраз на констатирующем этапе эксперимента значимыми потребностями у девиантных подростков являлись «взаимоотношения полов», «деньги» и «пагубные пристрастия». После работы по экспериментальной программе среди значимых потребностей появилась «потребность личности» — «человеческая глупость», которая характеризуется как потребность в познании, стремлении к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием, преграда — невежество, ограниченность окружающих. На первый план вышла «потребность социального индивида» — «карьера» и «семейные неурядицы». Наиболее значимой потребностью остаются: «потребность организма» — «пагубные пристрастия», но здесь наметилась тенденция снижения в количестве выборов этой потребности у подростков.

Выводы:

1. Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы по программе формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков показывает её высокую эффективность.

2. Сравнение данных, полученных в контрольной и экспериментальной выборках, свидетельствует о том, что, создавая продуктивную среду вокруг девиантного подростка, расширяя круг его деятельности, опираясь на его лучшие качества и видя в нем активного преобразователя своей жизни, можно существенно повысить сформированность компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.

3. Полученные результаты позволяют рекомендовать предлагаемую программу формирования компетенции саморегуляции к использованию во внешкольной деятельности девиантных подростков в рамках образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания детей и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; учреждений, подведомственных органам по делам молодежи.

Рецензенты:

Кручинин В.А., д.псх., профессор, зав кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Московского гуманитарного института, г. Москва.

Читайте также:  Духовка вирпул 6 чувство инструкция

Источник

Педразвитие

Автор: Бусова Анна Николаевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 г.Липецк
Населённый пункт: г.Липецк, Липецкая область
Наименование материала: Эмпирическое исследование
Тема: Тревожность и проблемы саморегуляции в подростковый период
Раздел: среднее образование

1. Тревожность в структуре личности подростка………………………

1.1. Общая характеристика понятия тревожности………………….

2.1. Понятие саморегуляции …………………………………………

2.2. Проблемы саморегуляции в подростковом возрасте…………..

нарушения поведения довольно часто встречаются в детском и подростковом

«возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых

В настоящее время отношение к явлению тревожности в современной

особенности становятся менееоднозначными и категоричными.

Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что

деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека

полезная тревожность, которая является необходимым условием развития

К настоящему времени тревожность изучается как один из основных

параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому

или иному уровню психической организации человека до сих пор остается

спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное

человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как

повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед, расти по социальной

взаимосвязи между уровнем тревожности и поступками подростка.

уровнем тревожности сложно идти на контакт с незнакомыми людьми, очень

тяжело достичь успеха в какой-либо деятельности. Такие подростки в своем

большинстве ведут замкнутый образ жизни.

саморегуляции в подростковом возрасте.

проблем саморегуляции в подростковом возрасте.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть тревожность в структуре личности подростка;

саморегуляции в подростковом возрасте.

1. Тревожность в структуре личности подростка

1.1. Общая характеристика понятия тревожности

характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из

основных параметров индивидуальных различий [1, с. 25].

существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это

так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в

этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля

субъективным проявление неблагополучия личности.

одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они

обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от

у с т о й ч и в а я

и н д и в и д у а л ь н а я

х а р а к т е р и с т и к а ,

о т р а ж а ю щ а я

предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него

восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные,

связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке,

тревожность, обозначают как “ситуационная тревожность”. Это состояние

беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает

как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по

интенсивности и динамичным во времени.

воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной

на достижение успехов, имеет следующие особенности:

низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на

— боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта

боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

— мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей.

Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

— низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче [1,

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и

оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от

тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного

человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности:

— Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем

— Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и

не определяемой опасностью.

— Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести»,

связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

По cфере возникновения различают:

— Частную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере,

межличностная тревожность и т. п.)

объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:

— Адекватную тревожность — отражает неблагополучие человека.

— Неадекватную тревожность (собственно тревожность) — тревожность,

проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей.

Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врождённую,

(прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных

причин, со временем приобретает её.

1.2. Особенности формирования и развития тревожности в подростковом

кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы

поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора

достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я»,

обретение новой социальной позиции.

В подростковом и юношеском возрасте человек строит планы жизни,

ориентируясь на будущее, которое нередко выступает перед ним как сложное,

Именно в этом возрасте, когда формируются самосознание, устойчивые

личностные диспозиции, становятся особенно значимыми воспитательные

Читайте также:  Какие есть настроения произведения

развития личности в контексте обширных социальных изменений.

подрастающих поколений новых проявлений тревожности.

особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных

которые имеют свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны

подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни [8, с. 74].

Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности

потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых

делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький

ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой

самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций,

обиды и разнообразные формы протеста.

отношений подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками.

Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который

протекает, по-разному и дезорганирует личность подростка, влияет на все

тревожности, на которой мы остановимся по подробней.

Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства подростка,

периодизации возрастного развития, личность подростка будет развиваться

несоответствие биологический возможностей социальным, на неуверенность

в своей компетенции, в своем статусе, на резкие биологические изменения,

происходящие в организме взрослеющего человека [10, с. 118].

Неуверенность и страхи могут достигать такой степени, что возникает

боязнь утратить телесное и душевное единство, поэтому «часто подростки

создают поведенческие ритуалы».

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях,

где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты

на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по

самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и

часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков

Таким образом, конфликты в школе могут приводить к требующим

коррекции поведенческим нарушениям, например, к «школофобии», в основе

часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к

прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором,

Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из

нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению,

заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая

2. Понятие саморегуляции. Основные проблемы саморегуляции в

2.1. Понятие саморегуляции

Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это

понятие широко применяется в различных областях науки для описания

живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия

саморегуляции (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать), которое в

функционирование живых систем разных уровней организации и сложности,

получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В

жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней.

произвольной регуляции личностью параметров своего функционирования

которые оцениваются ею как желаемые [6, с. 293].

Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное

воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик

в желаемом направлении.

активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:

— непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства

адаптация зрения к темноте и др.);

неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом

посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или

излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о

мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в

виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

изменение своих характеристик;

непроизвольно возникающего в сознании индивида;

воздействия индивида на собственную психику;

-единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного

как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия

— функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности

и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов [6, с. 298].

Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека, а

2.2. Проблемы саморегуляции в подростковом возрасте

глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Это связано с

тем, что при взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно

особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей

взаимодействующих с ним людей.

Особенности саморегуляции начинают формироваться в подростковом

возрасте, но эти особенности еще слишком противоречивы. В подростковом

саморегуляцией. В данный период под влиянием психолого-педагогического

закрепляются определенные способы психической саморегуляции.

адекватности оценки результатов своей деятельности и поведения, а также от

способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции

при изменении внешних и внутренних условий.

Подростки полагают, что большинство событий их жизни являются

действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу

действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов

целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий,

действуют путем проб и ошибок.

В подростковом возрасте, чем больше сформирована потребность в

намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является

обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации и в зависимости

от этого считают себя менее ответственными за построение межличностных

отношений с окружающими [12, с. 130].

Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы

своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они

более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, а также склоны

приписывать важное значение внешним обстоятельствам, в зависимости от

Источник

Оцените статью