1. Эмоционально-волевая регуляция.
Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.
2. Моральная регуляция.
Человек в своем поведении и деятельности так или иначе опирается на нормы морали, установленные в окружающем его обществе.
3. Мотивационная регуляция.
С точки зрения психологии, процесс мотивации начинается с какой-либо (осознаваемой или неосознаваемой) нужды, неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, совершается действие (под действием чаще всего подразумевается работа), с помощью которого удовлетворяется потребность. Зная психологические механизмы формирования мотивации, можно очень тонко руководить людьми, используя психологические способы влияния на них.
Таким образом, и поведение и деятельность человека подвержены психологической регуляции.
Ключевые понятия темы: адаптация, аутотренинг, аффект, внушение, волевое усилие, волевые психические процессы, воля, гипноз, гомеостаз, действие, депрессия, деятельность, желание, медитация, мотив, настроение, невроз, нейро-лингвистическое программирование, оптимальное рабочее состояние, поведение, поступок, психическое состояние, релаксация, сон, состояние, страсть, стресс, утомление, фрустрация, функциональное состояние, цель, чувства, эмоции, эмоциональные психические процессы.
Список рекомендуемой литературы Основная
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005.
Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005. – 475 с.
Погорелова, Г.Н. Психология личности: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Погорелова. – Брянск: Изд-во БГТУ,2005. – 127 с.
Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – Питер, 2006. – 431 с.
Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 500 с.
Щербатых, Ю.В. Общая Психология / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Дополнительная
1. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003.
3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2001.
4. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. / Л.С. Выготский – М., 1982.
5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская – Спб., 1997.
6. Психические состояния: Хрестоматия. – Спб., 2000.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – Спб., 1999.
8. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже – М., 1978.
Источник
Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности
Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей.
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.
Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.
Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как облегчение.
Существует много видов эмоциональных состояний, что соответствует многообразию эмоций. Из них наибольшее распространение и влияние на протекание трудового и учебного процессов, на весь стиль жизни личности оказывают настроения, аффекты, напряженность (стресс) и фрустрация.
Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времен всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим и астеническим —- радостным и печальным, сердитым и добродушным. Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения.
Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, возбуждение) — стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, не подконтрольная сознанию.
В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг, страх — ужас, горе — отчаяние, гнев — ярость).
Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми и неоправдываемыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т. е. выше порога фрустрации.
Воля. — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.
Ступени волевого действия
Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.
Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удовлетворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных последствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.
Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются приветствие, умывание по утрам, выполнение обычных производственных заданий и пр.
Волевое действие имеет следующие ступени (или структуру).
Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов.
Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти купаться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели заканчивается принятием решения — действовать так, а не иначе и действие реализуется.
Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование — как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.
Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не, претворять в жизнь.
В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различные научные подходы к решению проблемы воли, отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области психологических знаний:
1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.
4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности
5. Первичное волевое действие — это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.
6. Волевая регуляция — это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий собственной активности.
Источник