Эмоционально волевая регуляция психической деятельности

1. Эмоционально-волевая регуляция.

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

2. Моральная регуляция.

Человек в своем поведении и деятельности так или иначе опирается на нормы морали, установленные в окружающем его обществе.

3. Мотивационная регуляция.

С точки зрения психологии, процесс мотивации начинается с какой-либо (осознаваемой или неосознаваемой) нужды, неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, совершается действие (под действием чаще всего подразумевается работа), с помощью которого удовлетворяется потребность. Зная психологические механизмы формирования мотивации, можно очень тонко руководить людьми, используя психологические способы влияния на них.

Таким образом, и поведение и деятельность человека подвержены психологической регуляции.

Ключевые понятия темы: адаптация, аутотренинг, аффект, внушение, волевое усилие, волевые психические процессы, воля, гипноз, гомеостаз, действие, депрессия, деятельность, желание, медитация, мотив, настроение, невроз, нейро-лингвистическое программирование, оптимальное рабочее состояние, поведение, поступок, психическое состояние, релаксация, сон, состояние, страсть, стресс, утомление, фрустрация, функциональное состояние, цель, чувства, эмоции, эмоциональные психические процессы.

Список рекомендуемой литературы Основная

Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005.

Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005. – 475 с.

Погорелова, Г.Н. Психология личности: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Погорелова. – Брянск: Изд-во БГТУ,2005. – 127 с.

Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – Питер, 2006. – 431 с.

Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 500 с.

Щербатых, Ю.В. Общая Психология / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

Дополнительная

1. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003.

3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2001.

4. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. / Л.С. Выготский – М., 1982.

5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская – Спб., 1997.

Читайте также:  Комнатный цветок мужская радость или мужское счастье

6. Психические состояния: Хрестоматия. – Спб., 2000.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – Спб., 1999.

8. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже – М., 1978.

Источник

Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности

Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отно­шения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыс­лит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или непри­ятное (неудовольствие).

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость од­них и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеоб­разие эмоций и чувств определяется потребностями, стремления­ми, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потреб­ности. В этом проявляется личностное отношение человека к дей­ствительности.

Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и вза­имосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоция­ми считают более простое, непосредственное переживание в дан­ный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удов­летворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от зна­комства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние прояв­ления его потребностей.

Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устояв­шееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщаю­щей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражают­ся в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выра­жаться в каком-либо конкретном переживании.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, иссле­дованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сиг­нальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движени­ями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (дви­жения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, за­ставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Ре­гулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, про­исходит их трансформация в такие процессы, как секреция слез­ной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулату­ры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, лег­кую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как об­легчение.

Читайте также:  Фишки нет хорошее настроение

Существует много видов эмоциональных состояний, что соот­ветствует многообразию эмоций. Из них наибольшее распростра­нение и влияние на протекание трудового и учебного процессов, на весь стиль жизни личности оказывают настроения, аффекты, на­пряженность (стресс) и фрустрация.

Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональ­ное состояние, захватывающее в течение некоторого времен всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. На­строение может быть стеническим и астеническим —- радостным и печальным, сердитым и добродушным. Вызывается оно различны­ми событиями, обстоятельствами, а также физическим самочув­ствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознают­ся не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения.

Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, воз­буждение) — стремительно и бурно протекающая, наиболее силь­ная эмоция взрывного свойства, не подконтрольная сознанию.

В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначе­ния бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг, страх — ужас, горе — отчаяние, гнев — ярость).

Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодо­лимыми и неоправдываемыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объектив­ными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что че­ловек может вынести, т. е. выше порога фрустрации.

Воля. — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отноше­нию к себе и направлена на достижение целей и преодо­ление трудностей.

Ступени волевого действия

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удов­летворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных по­следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или струк­туру).

Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответство­вать или не соответствовать цели. Происходит так называ­емая «борьба» мотивов.

Читайте также:  Занятия по эмоциональному развитию младших школьников

Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти ку­паться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели за­канчивается принятием решения — действовать так, а не иначе и действие реализуется.

Следующей ступенью волевого действия является мыс­ленное планирование — как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в об­ществе нормами поведения. Недопустимо исходить из прин­ципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Последней ступенью в волевом действии является ис­полнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешни­ми трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не, претворять в жизнь.

В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различ­ные научные подходы к решению проблемы воли, отме­чает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области пси­хологических знаний:

1. Воля есть продукт общественно-исторического раз­вития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врожденной или генети­чески заданной способностью, а формируется прижизнен­но в реальной деятельности человека, требующей опреде­ленных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необхо­димых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности

5. Первичное волевое действие — это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция — это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осу­ществляются предвидение и оценка последствий собствен­ной активности.

Источник

Оцените статью