Эмоции и воля за рулем
Эмоции и воля за рулем.
Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, т. е. к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и своим действиям. Эмоции являются функцией нервной системы.
По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение — это длительная, спокойно протекающая эмоция, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение человека. Аффект — это короткие, бурно протекающие переживания, эмоциональные вспышки.
У водителя помимо переживаний, свойственных вообще каждому человеку, могут возникать выраженные эмоции в связи с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций за рулем могут быть: опасные аварийные ситуации на автомобильных дорогах, езда в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дороги, плохие метеорологические условия (гололед, снег, метель, туман), необходимость резкого торможения или внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной обстановки.
Указанные ситуации могут вызвать различные по силе проявления, а иногда и противоположные по характеру эмоции : положительные или отрицательные, т. е. приятные или неприятные переживания.
Управление автомобилем является эмоционально насыщенным видом человеческой деятельности. Эмоции, возникающие за рулем автомобиля, во многом определяют степень работоспособности водителя. Так, например, опасная дорожная ситуация может вызвать у водителя отрицательные эмоции, подавляющие его психическую деятельность, снижение работоспособности. Но эта же ситуация может повысить жизненную энергию водителя, обострить его сообразительность и находчивость.
В зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека эмоции могут быть устойчивыми или кратковременными. Эмоционально устойчивые водители обычно уравновешенные люди с устойчивыми настроениями, имеющие глубокие устойчивые интересы. Эмоционально неустойчивые водители — эмоционально неуравновешенные люди. Это может проявляться в неустойчивости эмоций, например, в быстрой смене настроений или в быстрой эмоциональной притупляемости.
Специальные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные значительно чаще являются нарушителями правил движения и участниками дорожно-транспортных происшествий.
Хорошо известно, что для таких профессий, как летчик, машинист, шофер, лица с резко выраженной эмоциональной возбудимостью непригодны, так же как и эмоционально пассивные лица. Отсюда закономерно требование систематического изучения водителей в процессе их профессиональной деятельности с фиксацией внимания на степени эмоциональной возбудимости, устойчивости эмоций, умении владеть эмоциями и проявлении водителем волевых качеств.
Воля — это способность человека управлять своими действиями и поступками. Волевые действия всегда направлены на достижение сознательно поставленной цели и исходят из определенных мотивов. Мотив — это ответ на вопрос: почему и ради чего человек хочет добиться поставленной цели. Воля тесно связана с чувствами и мыслями человека.
Волевые действия всегда связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий, т. е. с проявлением волевого усилия, направляемого на достижение сознательно поставленной цели. Во всяком волевом действии необходимо выделить подготовительный период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению волевого действия. Этот период характеризуется двумя моментами: борьбой мотивов и решением. Если выполнение задачи для человека не является обязательным, то в подготовительном периоде он оценивает значение каждого из мотивов, представляет себе возможные последствия при выборе того или иного мотива и только тогда приходит к окончательному решению.
Так, например, водитель постоянно решает вопросы: обгонять впереди идущий автомобиль или не обгонять, уменьшить скорость перед большим поворотом дороги или не уменьшать, преодолеть подъем «с ходу» или переключить на низкую передачу и т. д. Иногда обстоятельства требуют мгновенного решения.
Борьба мотивов всегда должна заканчиваться решением, но оно является лишь толчком к действию. В волевом акте человека наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. Если решение не твердо, то действие может не последовать.
При выполнении принятого решения могут неожиданно возникнуть трудности. Умение преодолевать их и будет характеризовать силу воли человека.
Основными волевыми качествами водителя являются дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание.
Дисциплинированность — это подчинение своих действий требованиям общественного долга, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и, в частности, строгое выполнение водителем правил движения. Дисциплина водителя также должна проявляться в уважении к водителям других транспортных средств, в культуре поведения, в опрятности одежды. Недисциплинированность за рулем проявляется прежде всего в нарушении правил движения.
Решительность — это способность быстро оценивать обстановку, принимать решение и без колебаний выполнять его. Решительность является важнейшим условием деятельности водителя в аварийной ситуации, особенно при дефиците времени. Состояние водителя, при котором он не может быстро принять решение ив соответствии с этим действовать, называют растерянностью. В тех случаях, когда для принятия решения достаточно времени, но решение либо не принимается, либо изменяется, говорят о нерешительности.
Настойчивость — это способность длительно и упорно до конца проводить принятое решение. От настойчивости необходимо отличать упрямство, т. е. необоснованную настойчивость, когда человек при выполнении волевого действия не считается с мнением других и с новыми обстоятельствами, требующими нового решения.
Самообладание — умение управлять своей умственной деятельностью, чувствами, действиями и поступками, способность водителя в опасных ситуациях не поддаваться страху. Водитель, умеющий владеть собой, сможет не только мобилизовать свои силы и возможности в неожиданной сложной дорожной обстановке, проявляя при этом энергию и активность, но и сдерживать себя, когда это необходимо. Самообладание, как и другие волевые качества, формируется в коллективе в процессе трудовой деятельности и в быту, т. е. в повседневной жизни человека.
Источник
Быстрота реакции водителя.
2.2.1
Психофизиология водителя.
В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, требует постоянной собранности и внимательности.
К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на курсах по единым программам, согласованным с управлением Госавтоинспекции, медицинское освидетельствование, успешно сдали теоретический и практический экзамены в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД по месту жительства и достигли 18 лет.
1. Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:
ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);
восприятие — уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;
психомоторная реакция— скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;
внимание — широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;
эмоционально-волевая реакция— эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);
оперативное мышление— быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;
личностные факторы— активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя.
Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости.
Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их — максимально разрядить опасную обстановку.
Из основных психофизиологических качеств водителя особо следует выделить внимательность и быстроту реакции к ответным действиям на воспринятую информацию.
Внимательность водителя.
Внимательность — способность сосредоточить внимание на обнаруженном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект –объект опасности. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятия срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать изменяющиеся дорожные условия и обстановку движения, чтобы своевременно определить новый режим движения.
Внимание водителя может быть различным по напряженности: распределенным или сосредоточенным.
В обычных условиях движения внимание водителя бывает распределенным. Он просматривает всю обстановку на пути следования. Но, обнаружив опасность, водитель концентрирует на ней все свое внимание, которое становится сосредоточенным. Внимательность тесно связана с осмотрительностью.
Быстрота реакции водителя.
Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции — закономерный ответ организма на внешнее воздействие.
Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций — сложной, простой и в опасной зоне.
При движении автомобиля, перед водителем могут возникать самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию.
Время сложной реакции водителя — с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) до ответа на него действием, которое заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен, — составляет 0,8 с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы — 1 с и более.
Простые, заранее определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.
Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, несмотря на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4. 0,6 с) все-таки значительно, так как включает в себя и время на мышечное движение водителя — перенос правой ноги с педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.
Реакция в опасной зоне занимает особое место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, до ответа на них простым, заранее определенным действием, к совершению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), заранее готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель выполняет на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2. 0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходимый автомобилем за время различных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 1.
Рис. 1. Путь автомобиля, пройденный за время различных видов реакции водителя
Источник
Реферат: Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность
Название: Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат Добавлен 18:13:02 03 февраля 2008 Похожие работы Просмотров: 4303 Комментариев: 16 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать |