Эмоционально волевая готовность значение

Эмоционально волевая готовность значение

Предположим, что ребенок и социально, и личностно готов к школе. Может ли это являться достаточной гарантией его дальнейших успехов? Увы, нет.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Сказанное дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольника имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств желаний.

Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане ученый рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое собственное поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольника не только средством общения, но и средством организации поведения.

Источник

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам
консультация

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalno-volevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx 18.68 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

— наметить план действий;

— исполнить намеченный план;

— проявить усилие в случае возникновения препятствий;

— оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

• не бояться трудностей;

• стремление преодолевать их;

• не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.

Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилии ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите. »

3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:

— обладает интенсивностью проявления эмоций,

— непосредственностью в проявлении эмоций,

— быстрой переключаемостью, сменой настроений,

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

• глубины чувств и эмоций;

• осознания причин появления тех или иных эмоций;

• проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

• эмоционального предвосхищения (осознанно го ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.

Источник

Эмоционально-волевая готовность к школе

Вероника Салова
Эмоционально-волевая готовность к школе

Эта тема очень актуальна для дошколят. Не только и не столько ребёнок должен уметь писать, читать и считать, сколько он должен быть готов эмоционально, психически.

Эмоционально-волевая готовность к школе — это способность ребёнка управлять своим поведением и эмоциями.

Детей, у которых эта сфера не сформирована,видно сразу:

* они не могут контролировать свои эмоции;

*практически сразу впадают в истерику: падают на пол и громко кричат, разбрасывают вещи, могут ударить того, кто «подвернётся под горячую руку»;

* не умеют проигрывать;

* не умеют уступать;

им свойственна эмоциональная лабильность — это такое состояние нервной системы, которое сопровождается резкими и частыми сменами настроения;

* любой запрет вызывает крайне бурную и часто агрессивную реакцию;

* они не могут выполнять задания, требующие сосредоточения;

* часто бросают всё на «полпути», особенно, если не получается.

Работать с такими состояниями можно и нужно, но коррекция, как правило длительная.

Как работать с эмоционально-волевой сферой:

1. Соблюдать режим дня. У детей эмоциональное состояние очень сильно зависит от физического самочувствия. Если ребёнок не доспал, то нервная система моментально отрицательно на это реагирует, как правило, усиливаются.

2. Не допускать эмоциональных перегрузок ребёнка, особенно во второй половине дня.

3. Развивать эмоциональную и коммуникативную сферы ребёнка.

4. Сбросить лишнее напряжение ребёнку помогут игры с водой, с песком, с тестом, с различными крупами.

5. Обязательно обучаем ребёнка навыкам саморегуляции и самоконтроля.

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Источник

Формирование эмоционально-волевой готовности к школе

Инна Капланова
Формирование эмоционально-волевой готовности к школе

Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта и настаивают на поступление ребенка в школу. В итоге у школьника проявляются тревожность, социальные страхи, нежелание преодолевать школьные трудности.

Показатели эмоционально — волевой готовности к школе.

У ребенка развита эмоционально — волевая готовность, если он умеет осознавать свои чувства и проявлять их адекватно ситуации, преодолевать трудную ситуацию, понимать обучающий характер и не бояться их.

Ребенка с детства приучают к тому, что обижаться, злиться, бояться стыдно и недопустимо. Он вынужден постоянно подавлять негативные чувства. По мнению американского психолога Леонарда Берковица, подавление эмоций ставит ребенка в ситуацию сильной эмоциональной депривации, которая заставляет искать «удобную мишень» для того, чтобы проявить свои чувства.

ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК И ПОНИМАТЬ, ЧТО НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЧТО ТРУДНОСТИ БУДУТ С НИМИ НУЖНО УМЕТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ.

Страх ошибок снижает качество обучения. У ребенка формируется мотивация избегать неудачи вместо мотивации достигать цель. Он предпочитает ничего не делать, только чтобы не совершать ошибок.

Важно научить ребенка не бояться ошибок и понимать, что на ошибках учатся. Например, ошибся, потому что торопился, — в следующий раз буду писать медленнее.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоционально — волевую готовность к школе, можно использовать рабочую тетрадь. Можно взять альбом формата А4. На первой странице нарисовать гору «Радости знаний». После каждого занятия приклеивать на нее «кирпичики», заранее подготовленные. На следующих страницах оформлять задания.

Занятия разбиваются на две части.

Первая часть. Задания формирующие умения преодолевать трудности, учиться на ошибках, слушать других, а не только ответить самому.

Вторая часть. Знакомство с эмоциями: радость, страх, гнев, обида; учатся осознавать и конструктивно проявлять свои эмоции.

Задания, которые могут использоваться в рабочей тетради.

Задания такого типа побуждают детей к активной мыслительной деятельности.

Пример: «Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит «управлять собой?» Зачем это необходимо школьнику?» (рабочая тетрадь «Тропинка к своему Я». О. Хухлаева. 1-й класс. 5-е изд.М: Генезис, 2016.)

— Задание выбор. Показывают картинки, необходимо выбрать нужную и отметить галочкой.

— Интеллектуальные задачи. Развитие внимания и мышления. Например, найди отличия, исключение предметов, тест Пьерона — Рузера.

— Задания — действия. Произвольное и волевое развитие ребенка.

— Задание — рисование. Раскрашивают или рисуют по сказки героев или придумывают свои.

Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников». Актуальность темы: Развитие познавательной.

Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.

Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.

Игры с детьми, имеющими особенности в развитии эмоционально-волевой сферы Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости, слабости учебной мотивации. Так.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.

Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.

Источник

Эмоционально волевая готовность к обучению в школе

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-коммуникативная, личностная готовность.

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Учебная деятельность строго регламентирована и в организационном плане. Ежедневно ребенок должен придерживаться режима «урок-перемена». Он уже не может поступать под влиянием своих интересов, а обязан подчинять свои действия правилам большую часть времени, которое он находится в школе. Это серьезная нагрузка для вчерашнего дошкольника.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

  • произвольности познавательных процессов;
  • умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;
  • способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

Волевая готовность ребенка к школе

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

Эмоциональная готовность к школьному обучению

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.

Такие дети нуждаются в «переформатировании» своего отношения к предстоящей роли ученика, которая неизбежна с наступлением школьного обучения. Иначе психологическая готовность к школе не сформируется полноценно.

Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.

В любом случае, когда отношение к поступлению в школу окрашено отрицательными эмоциями, ребенка нужно вовлекать в тематические сюжетные игры, связанные с обучением в школе. Проигрывайте «лесную школу», «инопланетный класс» и пр., предоставляя возможность дошкольнику исполнять различные роли, насыщайте игру радостными, приятными, восторженными моментами. Чтобы ребенок связал со школой позитивные эмоции и испытал удовольствие в роли ученика.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Взявшись помогать маме приводить в порядок комнату, ребенок сможет преодолеть свое «не хочу», опираясь на мамину похвалу и поддержку. А это существенный вклад в формирование волевых качеств.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Источник

Читайте также:  Лсп нет денег нет чувств дата выхода
Оцените статью