- Business Views
- Работа на неинтересной должности приводит к профессиональному выгоранию: полному физическому и эмоциональному истощению — трудиться дальше будет невыносимо. Если ты чувствуешь, что вставать утром и бежать в офис становится все сложнее — притормози и разберись с ситуацией.
- 1. Определи причину, по которой ты устал от работы
- 2. Обрати внимание на здоровье
- 3. Найди дополнительный заработок, который поможет расслабиться
- 4. Развивайся профессионально
- 5. Измени свое окружение
- 6. Вспомни, по какой причине ты устроился на работу
- 7. Возьми паузу и отдохни
- Устали от своей работы? Раздражают коллеги? Это первые признаки выгорания — рассказываем, что с этим делать
- Что такое эмоциональный интеллект и почему его нужно развивать?
- Как распознать выгорание?
- Что делать, если я выгорел?
- Это важно: анализируйте свои эмоции
- Что может сделать руководитель?
- Как научиться контролировать эмоции?
Business Views
Работа на неинтересной должности приводит к профессиональному выгоранию: полному физическому и эмоциональному истощению — трудиться дальше будет невыносимо. Если ты чувствуешь, что вставать утром и бежать в офис становится все сложнее — притормози и разберись с ситуацией.
Периоды опустошения бывают у каждого, и с ними можно справиться, если следовать простым правилам.
1. Определи причину, по которой ты устал от работы
Чтобы поменять свою жизнь, нужно знать, что именно следует изменить. Поэтому спроси себя, почему тебе нравится или не нравится твоя. Пойми, из-за чего появилось недовольство работой.
Тебя недооценивают, не нравится коллектив, жесткий график, много сверхурочной работы? Причины неудовлетворенности могут быть самыми разными, и самое важное — их найти.
2. Обрати внимание на здоровье
Нервы на работе ухудшают здоровье. Большая загруженность, конфликты, потеря интереса к работе обязательно скажутся на самочувствии. А работодателю не нужны сотрудники, которые постоянно болеют. Поэтому вот неожиданный совет: если у тебя проблемы на работе, обрати внимание на свое здоровье. Откажись от вредных привычек, хорошо спи и питайся.
3. Найди дополнительный заработок, который поможет расслабиться
Работать придется, даже если очень не хочется. Потребность кушать никто не отменял, коммуналка дорогая, семью нужно кормить… Но если работа не приносит удовольствия, нужно найти занятие, которое будет его приносить. И на котором можно еще и зарабатывать деньги.
Если ты хорошо танцуешь, попробуй преподавать танцы. Рисуешь — нарисуй картину и продай. Зарабатывать можно шитьем, вязанием или другим рукоделием. Устрой онлайн-курсы по теме, в которой хорошо разбираешься. Вариантов так много, как много у тебя талантов.
Зарабатывать таким образом, конечно, не обязательно, но можно попробовать.
4. Развивайся профессионально
Если долго работать на одной должности, работа доводится до автоматизма и становится скучной. И если в голову пришла мысль, что ты уже «знаешь все», это признак того, что нужно развиваться дальше. Потому что в 21 веке физически нельзя знать все.
Сходи на курсы по своему профилю — там расскажут о том, что ты упустил, поделятся опытом. А на занятиях по другому направлению можно освоить другую профессию или хотя бы научиться лучше разбираться в том, что делают коллеги. А это — начало профессионального роста. Да хотя бы порасспрашивай коллег о том, что, как и зачем они делают, а потом поищи больше нформации в интернете.
5. Измени свое окружение
У трудоголика не получится завести новых друзей. Закрываясь в тесной компании коллег, он забывает, что такое нормальное личное общение, теряет навыки дружеской коммуникации. Да и чтобы поддержать интересный разговор, нужно делиться с другими чем-то еще кроме рабочей информации. Возможно, именно в этом том, что в жизни тебе не встречаются новые люди, и находится причина усталости. Подумай, с кем ты общаешься больше. Если с коллегами — вспоминай старые связи вне работы или заводи новые.
6. Вспомни, по какой причине ты устроился на работу
Мужу и жене, у которых пропала романтика в отношениях, рекомендуют вспомнить время, когда они познакомились, и причину, по которой не смогли жить друг без друга. Точно так же и тем, кому надоела работа, нужно вспомнить, почему они вообще пришли работать в эту компанию. Возможно, у тебя поменялись приоритеты в жизни и работа больше им не соответствует. Или сам рабочий процесс изменился, из компании ушли люди, которые делали ее особенной. Когда разберешься, то поймешь, что надо изменить в работе.
7. Возьми паузу и отдохни
При серьезных проблемах на работе всегда советуют отвлечься: хоть на неделю взять отпуск, поехать хотя бы в соседний город на несколько дней и посмотреть на достопримечательности. Правильно советуют — смена обстановки помогает очистить мысли. А потом уже можно взглянуть на проблемы свежим взглядом.
Главное — на время выключить телефон, планшет и другие гаджеты, не читать рабочую почту, чтобы с тобой не мог связаться никто по рабочим вопросам.
Самое главное правило, которому нужно следовать, если работа перестала приносить удовольствие — ситуацию нужно срочно менять. Как — другой вопрос. Но если и дальше продолжать трудиться в нелюбимой компании, работа перестанет приносить пользу и тебе, и ей.
Источник
Устали от своей работы? Раздражают коллеги? Это первые признаки выгорания — рассказываем, что с этим делать
Что такое эмоциональный интеллект и почему его нужно развивать?
Эмоциональный интеллект — это умение правильно обращаться с эмоциями: распознавать их и контролировать. Linkedin в своем новом исследовании за 2020 год включил эмоциональный интеллект (EQ) в ТОП-5 самых востребованных навыков среди работодателей. Впервые концепцию эмоционального интеллекта объяснил журналист и психолог Дэниел Гоулман в середине 1990-х годов в своей книге «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ».
Люди с высоким EQ лучше понимают окружающих, быстрее адаптируются к чужим эмоциям — в общем, значительно упрощают себе жизнь, особенно во время кризиса, когда эмоциональному истощению подвержен большой процент населения. Умение управлять своими эмоциями имеет важное значение и для карьеры: например, сотрудники, работающие на менеджеров с высоким коэффициентом EQ, гораздо реже склонны к увольнениям.
Измерить EQ можно, пройдя тест Николаса Холла, который поможет определить уровень эмоционального интеллекта по нескольким аспектам (шкалам): эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей.
В период нестабильности на рынке и в жизни, которая наблюдается до сих пор, развитый эмоциональный интеллект играет особенную роль. Изоляция, сокращение рабочих мест, непонимание будущего — все это приводит к огромному стрессу. Люди, которые не умеют «читать» свои эмоции, быстро истощаются не только психологически, но и физически. Такое состояние принято называть эмоциональным выгоранием.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) только в 2019 году описала признаки этого синдрома, среди которых: уменьшение энергии, негативное отношение к работе, падение эффективности и продуктивности в выполнении задач.
Так, по данным консалтинговой фирмы Eagle Hill Consulting, 45% американских сотрудников выгорели, работая на удаленке во время пандемии коронавируса, — половина из них объясняет это размыванием личных и рабочих границ (work-life balance). Свежее исследование НИУ ВШЭ показало , что более 60% находятся в состоянии эмоционального истощения, причем для 77,3% опрошенных это состояние опасно потерей интереса к работе.
Как распознать выгорание?
Допустим, вы всегда качественно выполняли свою работу, находясь в офисе. Но спустя месяц работы из дома в четырех стенах, когда количество задач и проектов увеличилось, а работодатель постоянно оценивает эффективность ваших действий, вы чувствуете упадок сил. Знакомо? Обычно в первые несколько дней многие списывают подобное ощущение на усталость и недосып, а потом решают, что им просто не хочется заниматься этим проектом. Это и есть эмоциональное выгорание. Его ни в коем случае нельзя путать с недовольством работой. Если тотального отвращения к своим задачам и профессии вы не испытываете, то, скорее всего, вам просто нужно отдохнуть.
Развитый эмоциональный интеллект помогает вовремя понять свои эмоции и распознать тревожные симптомы. Тем не менее выгоранию подвержены даже люди с сильным EQ.
Чтобы распознать выгорание, необходимо при первых признаках упадка энергии и продуктивности начать отслеживать свое состояние.
Задайте себе следующие вопросы: «Я сейчас недоволен конкретно действиями коллеги или я просто подавлен?», «Я не могу взяться за эту задачу, потому что слишком занят другим или просто отодвигаю ее реализацию?», «Я стал меньше успевать, потому что задач стало больше у всей компании или я менее продуктивен?», «Как давно я не продуктивен?» Ответы помогут вам увидеть общую картину. Можете выписать их на отдельном листе. Признаками выгорания также может стать и физическое состояние. Например, если у вас болит голова, то таким образом тело пытается показать, что ему нужно отдохнуть. Эти сигналы нужно уметь замечать.
Что делать, если я выгорел?
Способы борьбы с выгоранием напрямую связаны с развитием эмоционального интеллекта и других гибких навыков. В первую очередь человеку необходимо научиться оценивать объем выполняемой работы, приоритизировать нагрузку.
Научитесь делегировать задачи коллегам, чтобы снизить тревожность и освободить больше времени для себя.
Попробуйте отдохнуть и переключиться на занятия, которые дарят вам позитивные эмоции. Например, вы занимаетесь теннисом, это приносит вам удовольствие. Значит, скорее всего, вам стоит найти свободный корт и записаться на занятие.
Часто отвечаете на сообщения в нерабочее время? Готовы взяться за задачу, потому что слезно попросил коллега? Очень важно распланировать заранее окончание рабочего дня — лучше не отвечать на сообщения по работе после 20 часов, если они не срочные. Перезагрузить мозг всегда полезно.
Все эти способы кажутся простыми, но они действительно работают — хотя какой-то волшебной таблетки от выгорания нет, нужно как можно раньше начать контролировать себя и свои эмоции.
Сегодня мы слишком часто слышим фразы вроде «Отдохну как-нибудь в отпуске, а сейчас поработаю до 12 ночи». Это уход от проблемы, который может привести к печальным последствиям. Именно поэтому нужно наблюдать за собой и фиксировать свои ежедневные эмоции.
Это важно: анализируйте свои эмоции
Многообразие наших эмоций необходимо отслеживать, а их непосредственные проявления скрупулезно фиксировать. Задавайте себе вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «Почему я это чувствую?», «Как бы я хотел себя чувствовать?», «Что мне нужно для этого?» Вносить ответы лучше в дневник эмоций, так вы сможете докопаться до причины возникновения этих ощущений, понять, почему в определенный момент вы реагируете именно так. В свою очередь, это позволит вам начать контролировать свое состояние.
Дневник эмоций можно вести двумя способами: раз в день (записывать основные ощущения, подводя итог дня) и постоянно (фиксировать каждое изменение в настроении). Первый способ помогает понять общий эмоциональный фон, зато второй отражает наиболее широкую картину вашего состояния. Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно уметь оценивать спектр переживаемых эмоций.
Обычно люди с низким EQ могут выделить максимум до десяти эмоций. Поэтому как только вы зафиксировали эмоции на бумаге, определите все возникшие чувства и их разнообразие. Если разнообразия нет, то следующий шаг — распознать эмоцию. К примеру, очень легко спутать злость с раздражением. Хорошо подумайте, прежде чем записать то, что вы ощущаете в данный момент.
Не надо бояться негативных состояний: на самом деле, можно быть продуктивным, испытывая любые ощущения, — надо просто выбирать тот вид деятельности, в котором ваши эмоции в эту минуту окажутся полезными. Наоборот, негатив необходимо анализировать (это важная часть, если вы хотите повысить уровень EQ). Исследуя такие эмоции, как злость и разочарование, нужно выявить триггер, который их спровоцировал. Что послужило причиной? Это поможет вам разобраться в себе быстрее. Главное — не замалчивать проблему. Отрицательные эмоции тоже могут дать необходимый толчок для генерации идей и инсайтов, которые в дальнейшем помогут вам найти выход из аналогичных сложных ситуаций.
Что может сделать руководитель?
Хороший руководитель должен обладать эмпатией. Чтобы понять состояние своих сотрудников, можно провести анонимный опрос, чтобы узнать об их эмоциональном состоянии. Если процент людей, обеспокоенных своим состоянием, большой, то необходимо попробовать снизить или распределить нагрузку. Возможно, у вас увеличилось количество задач в отделе, но вы не задумывались о том, чтобы увеличить штат для более планомерной нагрузки. Сейчас для этого самое время. Такая инвестиция будет способствовать сохранению общего комфортного режима работы для всех, снизит риск выгорания команды.
Помимо опроса руководитель может устраивать еженедельные встречи с командой с глазу на глаз (методика one-on-one), в рамках которых обычно спрашивают не только про рабочие задачи, но и про вопросы, связанные с тем, как сотрудник провел выходные, что он чувствует и так далее.
Как научиться контролировать эмоции?
Поскольку вы уже научились фиксировать эмоции, вы можете найти среди них «нежелательные» и приемлемые. Чтобы нейтрализовать негативные переживания, стоит использовать методы экологичного сброса эмоций.
Любые наши переживания и недовольства в первую очередь выражаются словами. Их стоит пропустить через технику «Я-сообщений», которая получила популярность в психологии. Вы начинаете фразу с описания факта, без какой-либо оценки и перехода на личности. Например: «Когда мне не отвечают на письмо…» Далее вы продолжаете фразу, искренне описывая свои ощущения. Продолжением фразы может быть «я расстраиваюсь». Как только вы выразили свои чувства, объясните воздействие этого поведения на вас («потому что я думаю, что обо мне забыли»). Завершающий шаг — фиксация пожеланий. Расскажите, как вы видите наилучший расклад для вас, что вам важно («я хочу, чтобы мне хотя бы иногда отвечали, хотя я и понимаю занятость»). Эта техника помогает делиться эмоциями аккуратно, не задевая человека и избегая обвинительного тона.
Как ни странно, нам довольно тяжело найти, за что себя похвалить. Проблема в том, что мы чересчур критично относимся к себе, особенно когда начинаем сравнивать свои заслуги с чужими. Прежде всего нужно сконцентрироваться на собственных делах. Поставьте перед собой небольшие цели и фиксируйте успех в течение каждого дня. Даже если все совершенное за сутки покажется вам незначительным, все равно запишите это в дневник. Со временем вы научитесь ценить и хвалить себя за все, что сумели сделать.
Наши ощущения меняются каждую минуту — эта гамма невероятно богата. Испытывать весь спектр эмоций (и позитивных, и негативных) на самом деле очень хорошо: это значит, что ваш организм корректно реагирует на все, что происходит вокруг. Принимать все оттенки своего настроения — значит осознавать его. Возьмите под контроль свои эмоции, обретите с ними гармонию, научитесь использовать их себе и другим во благо.
Источник