Эмоционально творческое развитие детей

«Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка»
консультация

В данной статье вы можете узнать о роли детского творчества в эмоциональном развитии ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
rol_detskogo_tvorchestva_v_emotsionalnom_razvitii_rebenka.docx 18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка»

Творческая деятельность ребенка имеет большую ценность- ценность развития психики, характера, личности ребенка, ценность социализации ребенка, усвоения им социального опыта. Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе. В оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности.

К детскому творчеству психологи относят: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя, дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом, следуя определённым правилам. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям, — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный наклон в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

В большинстве случаев, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка так же важно, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными и в то же время уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают ребенка в свой волшебный мир. Он становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Таким образом, естественная потребность каждого ребенка в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела (танец) и руки (рисование). В пластическом рисунке танца и живописного произведения отражается то огромное удовольствие (мышечная радость), которое ребенок получает от движения.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важна возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Источник

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
статья

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emots.intellekta_deteyi.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников

через художественно-эстетическую деятельность

В рамках ФГОС для реализации любой образовательной программы дошкольного возраста стали значительными такие понятия, как позитивная социализация, развитие инициативы и творческих способностей ребенка. В области социально- коммуникативного развития появились новые для педагогов, работающих с дошкольниками, понятия социального и эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.

Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.

Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

  • самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
  • самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
  • социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

  1. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
  2. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
  3. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «…общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает»

Только в атмосфере непосредственно переживаемых чувств, их открытости, можно сформировать у ребенка опыт активного отношения к окружающему миру, самостоятельность, настойчивость, инициативность, осознание своей ответственности, стремление проявлять свои способности.

«Чтобы интеллект преобразовать в разум, необходимо открыть сначала свое сердце. Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем», – говорили древние философы

Особенности художественно-эстетической деятельности в сфере развития эмоционального интеллекта.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности.

Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.

Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.

Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.

Таким образом, происходит развитие эмоциональной отзывчивости:

  • на литературные произведения ( восприятие художественной литературы и фольклора)
  1. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, – без лукавства и фальши.
  2. Сказка – органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.

«Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его пси- хоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», – подчеркивала А.М. Виноградова («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой., 2017). По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, уверенность.

  • на музыкальные произведения (музыкальная деятельность)

Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.

Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Му- зыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.

  • в процессе художественно-игровой деятельности

(это интеграция изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности). Изобразительная деятельность включает в себя продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспита- нию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них.

Занятие изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, до создания образа во всем богатстве цвета, формы, пропорции и т. д. Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы.

Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка.

Игра – творческая деятельность в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Результатом художественно-игровой деятельности являются:

  • игровое изображение – продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
  • изобразительная игра – это сфера применения детского творческого продукта (те- атрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и исто- рий)

Развивая эмоциональный интеллект у детей младшего дошкольного возраста, будет полезно использовать:

  • сказки, потешки, загадки;
  • игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
  • беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
  • театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
  • музицирование;
  • художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.

Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

  1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
  2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
  3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп вп.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс.

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей.

Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности.

laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности&raquo.

Источник

Читайте также:  Как нарисовать карандашом эмоции людей
Оцените статью