Эмоционально ценностный компонент это знания

Особенности эмоционально-ценностного компонента в дошкольном образовании
консультация на тему

Воспитание ребенка на функционирующих в обществе ценностях является основной целью дошкольного образования. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Для этого педагогу необходимо включать в организацию любой деятельности дошкольника эмоциональный компонент.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_emotsionalno-tsennostnogo_komponenta_v_doshkolnom_obrazovanii.docx 22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционально-ценностного компонента

в дошкольном образовании.

Воспитание ребенка на функционирующих в обществе ценностях является основной целью дошкольного образования. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Для этого педагогу необходимо включать в организацию любой деятельности дошкольника эмоциональный компонент.

Эмоциональный компонент включает в себя две стороны:

-Собственно эмоциональное развитие — ряд взаимосвязанных направлений, каждый из которых имеет свои определенные способы действия на эмоциональную сферу детей и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики.

— Опосредствовано эмоциональное развитие — преднамеренное действие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.

Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Только в процессе общения, целеустремленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.

Социально опосредствованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках эмоционально «личностного общения» (М.И. Лисина). Лежат они в основе чуткости ребенка, выразительности его экспрессивных действий.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей — мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации — обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского. Относительно дошкольников это дает возможность управлять характером эмоционального отзыва в тех случаях, когда следует:

-снимать психомускульное напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;

-развивать выразительность проворного звена эмоционального отзыва;

-побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

Другая сторона содержания эмоционального компонента — опосредствовано эмоциональная — направлена на становление и всестороннее обогащение детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом.

Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую.

Суть в том, что лишь умелое руководство детскими эмоциями позволяет педагогу иначе подойти к процессу образования.

Основой стойкого поведения и отношения ребенка к окружающей среде современная психология и педагогика считают ценностные ориентации.

Существенное, весомое, полезное, что вписывается в понятие «ценность», должно входить в жизнь ребенка с помощью содержания, формы, не сковывать его возможности, интеллектуальные и личные силы, обязательно оставлять в его душе неизгладимый след.

Для дошкольников характерный эмоционально образный уровень постижения ценности — через художественное слово, звук, цвет, композицию. В структуре личности они превратятся в ценностные ориентации и ценностные отношения.

Под ценностными ориентациями понимают иерархическое выстраивание,

дифференциацию ценностей по их значению для личности. Под ценностными отношениями — субъективно окрашенные связи личности с наглядным социальным миром, природой, опосредствованные ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации — внутренняя основа отношения ребенка к миру. Без этого невозможно говорить об их формировании. В результате усвоения ценностей, как отмечал А.В. Запорожец, ребенок приобретает своеобразную систему мероприятий, сопоставляя их с наблюдаемыми явлениями, он уже может оценивать факты эмоционально — как привлекательные или злые, как красивые или уродливые.

Эмоциональная сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже из младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому в движении к своему успеху, вот что было положено в организацию игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.

Необходимость эмоционально-ценностного компонента в дошкольном возрасте обусловлена воспитательной функцией образования. При этом реализуются следующие более конкретные его функции:

1. Аксиологическая — передать значимые общепризнанные ценности общества. Воспитание и заключается в передаче ценностей детям и, естественно, этот процесс должен быть целенаправленным.

2. Эмоциогенная — осуществить полноценную эмоционально насыщенную жизнь дошкольника. Детский сад должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать аффективное развитие ребенка. Нормальная эмоциональная адаптация требует развития механизмов всех эмоциональных проявлений и связывания их в единое целое эмоциональным смыслом.

3. Мотивационно-стимулирующая познавательной и практической деятельности. Во-первых, деятельность ребенка протекает более эффективно, если она осознается ценностно-значимой для ребенка. Во-вторых, деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой он себя принуждает только доводами рассудка.

4. Мотивационно-сдерживающая- сформированное отрицательное эмоциональное отношение к тем или иным действиям служит сдерживающим фактором в поступках. Кроме того, ребенок усилиями воли тормозит нежелательное проявления эмоций или сдерживает их побуждающее влияние.

5. Оценочная. Характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности или, точнее, получаемой информации о ней.

6. Познавательная. Эмоции — особая форма познания мира. Аффект как набор сигналов — столь же обязательное средство познания реальности, как и мышление (К.Изард). Еще в XIII столетии Роджер Бэкон сказал о двух видах знания: одного — получаемого через аргументы, и другого — через переживание.

7. Развивающая — развитие воли и чувств. Развитие эмоциональной сферы является частью единого процесса психического развития детей (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков). Прежде всего развитие заключается в постепенной дифференциации эмоций — обогащении качественной палитры переживаний. Одновременно с этим меняется содержание эмоций: усложняются их объекты, расширяется круг этих объектов. Постепенно причиной переживаний становятся все более объективно значимые события, все более сложные потребности.

8. Коммуникативная. Эмоции играют роль регуляторов человеческого общения. По внешним выразительным движениям, сопровождающим эмоциональное переживание (мимике, позе, жестам), а также по речевой интонации мы судим о внутренних состояниях, переживаниях окружающих и учитываем их в своих поступках.

9. Продуктивная. Эмоции и ценностные ориентации влияют на творческое познание и преобразование мира. Образование должно быть направлено не только на усвоение ценностей, но, вместе с тем, на формирование личности, способной приумножать и создавать эти ценности. Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Взаимоотношения между интересом, функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие эмоциональной поддержки угрожает развитию интеллекта. Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать эмоциональное подкрепление.

Особую роль эмоции играют в познавательной деятельности дошкольников. Эмоциональное восприятие мира соответствует их природе. Явления и предметы, с которыми дети соприкасаются, воспринимаются ими прежде всего эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития чувств ребенка и формирования его ценностных отношений. Практика показывает, что впечатления, заложенные в детстве, оставляют неизгладимый след на всю жизнь.

Таким образом , эмоциональный компонент включает в себя две стороны: с обственно эмоциональное развитие, включающее в себя эмоциональное реагирование, и о посредствовано эмоциональное развитие.

Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом.

Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Эмоционально – ценностный компонент реализует следующие функции аксиологическую, эмоциогенную, мотивационно – стимулирующую и мотивационно – сдерживающую, оценочную, познавательную, развивающую, коммуникативную и продуктивную.

Библиографический список литературы

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. 2008.- 400с.

2.Ежкова, Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. — 2003. № 1. — С. 20-27.

3.Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально-развивающего образования детей дошкольного возраста. / Н.С. Ежкова. -Тула, 2008. — 264 с.

4. Ежкова, Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание.- 2006. -№ 6. — С.69-72.

5. Маслова Т.А. Эмоционально — ценностный компонент подготовки будущих педагогов //Педагогика.-2008.-№8.- С.50-57.

Источник

Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения

Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания обучения обеспечивает приобретение личностью субъективного опыта общения путем рефлексии, самопознания, самоопределения. Эмоционально-ценностный компонент связан с предметным. Он помогает сделать изучаемый материал личностно значимым, приближает учащихся к реальной жизненной ситуации.

При разработке методов эмоционально-ценностного компонента необходимо учитывать уровни усвоения ценностей. Выделяют четыре уровня.

  • Первый — знания о ценностях. Данный уровень еще не предполагает, что человек в своем поведении будет руководствоваться этими ценностями. В этом случае ценности остаются только как знаемые, но не внутренне принятые и не являющиеся руководством к действию.
  • Второй — знание и принятие ценностей как необходимость. На втором уровне человек поступает в соответствии со значимыми для окружающих ценностями, но не из внутренних побуждений, а боясь осуждения, наказания и т.п. Человек способен нарушить их, достаточно измениться некоторым внешним критериям оценки.
  • Третий — эмоционально-чувственное принятие ценности. Третий уровень может характеризоваться внутренним принятием ценностей, без осознания их значимости. В этом случае ценности становятся внутренним руководством действий человека, но в случаях диссонанса поступков и ценностей нравственного кризиса не наступает.
  • Четвертый уровень характеризуется эмоциональным приятием и осознанностью значимости ценностей. Именно этот уровень характеризует систему ценностных ориентаций личности. Внешние влияния проникают вглубь личности, входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его “Я”, только если они пропущены сквозь эмоциональный фильтр его психики, здесь переработаны, силой его собственного переживания введены в сплав с его уже накопленным опытом. На этом уровне поступать вопреки усвоенной ценности становится невозможным без нанесения удара по представлению о самом себе, без обесценивания человека в собственных глазах, ущемления его стремления к самоуважению. При усвоении ценностей на этом уровне у человека возникает не только желание, но и потребность совершать поступки и действия по реализации усвоенной ценности. Если на третьем уровне человек сталкиваясь с нравственным выбором, поступает согласно нравственных ценностей, то на четвертом уровне он ищет, где ему можно реализовать эту ценность.

Проведенные специальные исследования показали, что важнейшим условием передачи значимых ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.

Для реализации эмоционально-ценностного компонента предлагается следующая группа методов: акцентирования эмоций и ценностей, пробуждения адекватных эмоций, эмоционально-ценностных контрастов.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися ценности объекта изучения.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или ценности объекта изучения.

Если бы мы не читали и не слышали о существовании таких-то чувств в определенных обстоятельствах, то не сосредоточивали бы внимание на многих своих душевных движениях; они оказались бы скоропреходящими, могли бы не повториться. Словесное описание помогает закреплению эмоционального опыта; это один из путей воспитания чувств, в частности, у детей, подростков и юношества.

Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения учителя (порицание, поощрение, поддержка). В сочетании с умелым руководством самоорганизующей деятельности учащихся оценочные суждения учителя содействуют воспитанию у них воли.

Метод адекватных эмоций. Сущность его в том, что учитель строит процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности.

Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами учителя, товарища, литературного героя ученик присваивает для себя это чувство, связывая его с конкретным объектом или образом. Чтобы понять чувства другого необходимо самому пережить это чувство.

Пример: Идет урок. Учитель негромко и как будто не очень складно рассказывает о смерти Пушкина. Он не умел говорить красиво. Да, пожалуй, это было и не нужно. В классе и без того стояла тишина. Дети слушали его, боясь пошевелиться. Казалось на уроке та самая тишина, которая царила в доме на Мойке, где умирал поэт.

Глубокое чувство сострадания передавалось детям. Когда учитель рассказывал, как Пушкин, прощаясь с книгами, произнес: “Прощайте, друзья мои”, мальчишка сидевший, за последней партой всхлипнул.

При реализации этого метода необходимо руководствоваться законом выражения чувства. Смысл психической работы по выражению чувств заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Образы (музыкальные, пластические, художественные) позволяют осознать и закрепить чувства детей.

Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его в том, что учитель, показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживание значимых чувств и осознание необходимых ценностей, и введение их в систему ценностных ориентации личности.

Примером применения этого метода может служить один из механизмов изживания у детей нежелательных страхов, основанный на том, что ребенок достигает пугающего объекта (либо ситуации) и уничтожает или преобразует их таким образом, что они становятся не страшными, способ такого преобразования или уничтожения ребенок может найти сам или получить от взрослого. Имея такой способ, ребенок получает знания о возможности “благополучного исхода”, который помогает ему рядом с отрицательной эмоциональной доминантой страха “выращивать” положительную — “счастливого конца”. В итоге она начинает превалировать и разряжает отрицательную доминанту. Причем, чем дольше нагнетается эмоциональное напряжение, связанное с переживанием страха, тем быстрее происходит сдвиг в сторону положительной доминанты. В результате положительные эмоции получают двойной заряд, и ребенок переживает сильное чувство радости, удовольствия (“катарсис”), связанное с разрешением неприятной, пугающей ситуации.

Общедидактические методы реализуются через приемы и средства, включенные в этот метод. Приемы обучения — это средство и форма воплощения метода обучения как модели, задающий характер взаимодействию учителя и учащихся в рамках дидактической ситуации, образованной с помощью этого приема обучения. Прием содержит в себе указание на организационную форму, в которую должна быть облечена данная дидактическая ситуация (И.К.Журавлев). Если методы обучения являются достаточно устойчивой дидактической категорией, то приемы не имеют ограничений ни по номенклатуре, ни по их сочетанию и последовательности. Приемы реализации рассмотренных методов могут быть разнообразны, но педагогическая сущность всего многообразия приемов, их сочетаний проявится в методах обучения направленных на реализацию эмоционально-ценностного компонента.

Кроме того, выделяют ряд приёмов, которые помогают реализации ЭЦК:

  • создание психоролевых ситуаций (ритуалы, игры, обряды драматизация);
  • создание соревновательных ситуаций (конкурсы, олимпиады, турниры);
  • создание ситуаций успеха / неуспеха; создание ситуаций новизны; создание ситуаций эмоционального взрыва.

Все перечисленные приемы используют творчески работающие педагоги в своей педагогической деятельности, образуют методы реализации эмоционально-ценностного компонента.

Список литературы.

  1. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. 1997. — №3.
  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978.
  3. Маслов С.И. Теория обучения: курс лекций. — Тула: Изд. Тул.Гос.пед.университета им. Л.Н.Толстого, 2002.

Источник

Читайте также:  Продукты которые подавляют чувство голода
Оцените статью