Эмоционально ценностные установки это

Эмоционально-ценностное отношение

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Эмоционально-ценностное отношение» в других словарях:

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ — опосредованное духовной свободой отношение людей к смыслу собственной жизни и будущему своего рода. А. о., как правило, либо отождествляется с одной из его многочисленных смысловых характеристик (чаще всего с ценностью или с оценочным отношением) … Современный философский словарь

обучение — я; ср. к Обучить обучать и Обучиться обучаться. О. грамоте. * * * обучение основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается… … Энциклопедический словарь

САМОСОЗНАНИЕ — осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин С. впервые был… … Российская социологическая энциклопедия

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА — форма самосознания, сквозь призму к рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск ва и к рая решающим образом влияет на духовное самоопределение творческой индивидуальности. Как специфический духовно … Эстетика: Словарь

Идентичность этническая — переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают … Психология общения. Энциклопедический словарь

Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… … Социологический справочник

ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь

Самосознание — Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний … Википедия

Мухина, Валерия Сергеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мухина. Валерия Сергеевна Мухина Дата рождения: 22 января 1935(1935 01 22) (77 лет) Место рождения: Уссурийск (тогда Никольск Уссурийский), Приморский край, РСФСР … Википедия

Мухина, Валерия Сергеевна — (1935 г.р.) Российский психолог. Окончив биолого химический ф т МГПИ им. Ленина (1956), защищает кандидатскую(1965) и докторскую (1972) диссертации, работая на кафедре психологии МПГИ. С 1988 года заведует кафедрой психологии развития… … Кто есть кто в российской психологии

Источник

Эмоционально-ценностный стиль обучения.

Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.

Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Педагог, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, стимулирует учащихся или студентов к рефлексии, «труду души» (по В. А. Сухомлинскому), к открытию своего отношения:

Читайте также:  Чувство страха потерять сознание

• к научным и техническим достижениям человечества;

• к определенным результатам деятельности человека;

• к историческим событиям и произведениям искусства;

• к ценности и значимости знаний и умений для профессиональной деятельности.

Источник

Эмоционально ценностные установки это

Библиографическая ссылка на статью:
Мылтасова О.В. Ценностно-мотивационные установки современных старшеклассников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/06/6834 (дата обращения: 04.10.2021).

Проблема исследования эмоциональной стороны жизни подростков, специфики структуры их ценностных ориентаций не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий.

Понятие ценностных ориентаций возникло в социально-психологической науке на границе двух концепций – социальной философии и теории установок, разрабатываемой в психологической науке. Термин «Ценностные ориентации» был введен в науку американским социологом Толкоттом Парсонсом. Особым вкладом в развитие понятия ценностных ориентаций научная общественность обязана двум социологам, представителям гуманистической социологии, Флориану Знанецкому и Уильяму Томасу, которые рассматривали ценности в контексте социально-психологического понятия установок. В качестве ценностей авторы определяли любые предметы, могущие обладать определенным значимым, для представителей социальных групп, содержанием; при этом под установками понимались субъективные ориентации личностей в отношении социальных ценностей.

На сегодняшний день, в социологической науке, а также в социально-психологической, можно обнаружить хорошую теоретическую проработанность проблемы ценностных ориентаций, их формирования и трансформации. При этом, одними из самых ярких работ, по нашему субъективному представлению, можно назвать работы Милтона Рокича, Шалома Шварца, Виктора Франкла, Дмитрия Леонтьева и других. Обобщенное представление о ценностях и ценностных ориентациях позволяет представить их как систему, определяющую содержательный аспект направленности личности, составляющей основу ее отношения к действительности, к окружающим людям, к себе, мировоззренческую позицию и мотивационную активность. Ценностные ориентации личности лежат в основе развития личности, ее формирования и становления, именно они определяют мотивационные установки личности и направление деятельности.

Уже в старшем школьном возрасте ценностные ориентации себя обнаруживают, их можно исследовать. Изучением ценностных ориентаций у детей подросткового и юношеского возрастов, в нашей стране, занимался российский социолог Франц Шереги, интересные исследования, в этом направлении, представлены в работах Михаила Горшкова, Анатолия Мудрика и многих других.

Ценностно-смысловая сфера школьника в период обучения в старших классах «…представляет собой сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей» [1].

Существует несколько классификаций ценностных ориентаций, одной из наиболее распространенных можно считать классификацию М. Рокича, в которой было предложено делить все ценности на инструментальные и терминальные. В современном российском обществе можно наблюдать ситуацию, когда на первый план выдвигаются материальные ценности, которые определяют выстраивание межличностных отношений, социальных ориентиров и пр. В 2007 году было организовано и проведено исследование под патронатом Фонда им. Питрима Сорокина. Результаты, которые были получены, позволили выстроить иерархию доминирующих ценностей российской молодежи [2]:

Читайте также:  Рунический став от депрессии моментально

Источник

Статья для участия в конференции.

Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения.

Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания обучения обеспечивает приобретение личностью субъективного опыта общения путем рефлексии, самопознания, самоопределения. Эмоционально-ценностный компонент связан с предметным. Он помогает сделать изучаемый материал личностно значимым, приближает учащихся к реальной жизненной ситуации.

При разработке методов эмоционально-ценностного компонента необходимо учитывать уровни усвоения ценностей. Выделяют четыре уровня.

Первый — знания о ценностях. Данный уровень еще не предполагает, что человек в своем поведении будет руководствоваться этими ценностями. В этом случае ценности остаются только как знаемые, но не внутренне принятые и не являющиеся руководством к действию.

Второй — знание и принятие ценностей как необходимость. На втором уровне человек поступает в соответствии со значимыми для окружающих ценностями, но не из внутренних побуждений, а боясь осуждения, наказания и т.п. Человек способен нарушить их, достаточно измениться некоторым внешним критериям оценки.

Третий — эмоционально-чувственное принятие ценности. Третий уровень может характеризоваться внутренним принятием ценностей, без осознания их значимости. В этом случае ценности становятся внутренним руководством действий человека, но в случаях диссонанса поступков и ценностей нравственного кризиса не наступает.

Четвертый уровень характеризуется эмоциональным приятием и осознанностью значимости ценностей. Именно этот уровень характеризует систему ценностных ориентаций личности. Внешние влияния проникают вглубь личности, входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «Я», только если они пропущены сквозь эмоциональный фильтр его психики, здесь переработаны, силой его собственного переживания введены в сплав с его уже накопленным опытом. На этом уровне поступать вопреки усвоенной ценности становится невозможным без нанесения удара по представлению о самом себе, без обесценивания человека в собственных глазах, ущемления его стремления к самоуважению. При усвоении ценностей на этом уровне у человека возникает не только желание, но и потребность совершать поступки и действия по реализации усвоенной ценности. Если на третьем уровне человек сталкиваясь с нравственным выбором, поступает согласно нравственных ценностей, то на четвертом уровне он ищет, где ему можно реализовать эту ценность.

Проведенные специальные исследования показали, что важнейшим условием передачи значимых ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.

Для реализации эмоционально-ценностного компонента предлагается следующая группа методов: акцентирования эмоций и ценностей, пробуждения адекватных эмоций, эмоционально-ценностных контрастов.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися ценности объекта изучения.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или ценности объекта изучения.

Если бы мы не читали и не слышали о существовании таких-то чувств в определенных обстоятельствах, то не сосредоточивали бы внимание на многих своих душевных движениях; они оказались бы скоропреходящими, могли бы не повториться. Словесное описание помогает закреплению эмоционального опыта; это один из путей воспитания чувств, в частности, у детей, подростков и юношества.

Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения учителя (порицание, поощрение, поддержка). В сочетании с умелым руководством самоорганизующей деятельности учащихся оценочные суждения учителя содействуют воспитанию у них воли.

Метод адекватных эмоций. Сущность его в том, что учитель строит процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности.

Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами учителя, товарища, литературного героя ученик присваивает для себя это чувство, связывая его с конкретным объектом или образом. Чтобы понять чувства другого необходимо самому пережить это чувство.

Читайте также:  Как поднят девушке настроение по переписке

Пример: Идет урок. Учитель негромко и как будто не очень складно рассказывает о смерти Пушкина. Он не умел говорить красиво. Да, пожалуй, это было и не нужно. В классе и без того стояла тишина. Дети слушали его, боясь пошевелиться. Казалось на уроке та самая тишина, которая царила в доме на Мойке, где умирал поэт.

Глубокое чувство сострадания передавалось детям. Когда учитель рассказывал, как Пушкин, прощаясь с книгами, произнес: «Прощайте, друзья мои», мальчишка сидевший, за последней партой всхлипнул.

При реализации этого метода необходимо руководствоваться законом выражения чувства. Смысл психической работы по выражению чувств заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Образы (музыкальные, пластические, художественные) позволяют осознать и закрепить чувства детей.

Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его в том, что учитель, показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживание значимых чувств и осознание необходимых ценностей, и введение их в систему ценностных ориентации личности.

Примером применения этого метода может служить один из механизмов изживания у детей нежелательных страхов, основанный на том, что ребенок достигает пугающего объекта (либо ситуации) и уничтожает или преобразует их таким образом, что они становятся не страшными, способ такого преобразования или уничтожения ребенок может найти сам или получить от взрослого. Имея такой способ, ребенок получает знания о возможности «благополучного исхода», который помогает ему рядом с отрицательной эмоциональной доминантой страха «выращивать» положительную — «счастливого конца». В итоге она начинает превалировать и разряжает отрицательную доминанту. Причем, чем дольше нагнетается эмоциональное напряжение, связанное с переживанием страха, тем быстрее происходит сдвиг в сторону положительной доминанты. В результате положительные эмоции получают двойной заряд, и ребенок переживает сильное чувство радости, удовольствия («катарсис»), связанное с разрешением неприятной, пугающей ситуации.

Общедидактические методы реализуются через приемы и средства, включенные в этот метод. Приемы обучения — это средство и форма воплощения метода обучения как модели, задающий характер взаимодействию учителя и учащихся в рамках дидактической ситуации, образованной с помощью этого приема обучения. Прием содержит в себе указание на организационную форму, в которую должна быть облечена данная дидактическая ситуация (И.К.Журавлев). Если методы обучения являются достаточно устойчивой дидактической категорией, то приемы не имеют ограничений ни по номенклатуре, ни по их сочетанию и последовательности. Приемы реализации рассмотренных методов могут быть разнообразны, но педагогическая сущность всего многообразия приемов, их сочетаний проявится в методах обучения направленных на реализацию эмоционально-ценностного компонента.

Кроме того, выделяют ряд приёмов, которые помогают реализации ЭЦК:

создание психоролевых ситуаций (ритуалы, игры, обряды драматизация);

создание соревновательных ситуаций (конкурсы, олимпиады, турниры);

создание ситуаций успеха / неуспеха; создание ситуаций новизны; создание ситуаций эмоционального взрыва.

Все перечисленные приемы используют творчески работающие педагоги в своей педагогической деятельности, образуют методы реализации эмоционально-ценностного компонента.

Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. 1997. — №3.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978.

Маслов С.И. Теория обучения: курс лекций. — Тула: Изд. Тул.Гос.пед.университета им. Л.Н.Толстого, 2002.

Источник

Оцените статью