Эмоционально ценностной ориентации учебно воспитательного процесса
· принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении личностного развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном процессе школы, а обучения как средства развития личности, а не как самостоятельной цели;
· принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности) в освоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;
· принцип субъектности учебно-воспитательного процесса, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности;
· принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (т.е. целостностью человеческой личности); поддержанием особой системы отношений в школе, а также специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую, эмоционально наполненную картину мира.
Основанный на вышеизложенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного, ответственного человека.
В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий:
· обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельности самоосуществления);
Источник
Эмоционально-ценностный стиль обучения.
Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.
Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Педагог, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, стимулирует учащихся или студентов к рефлексии, «труду души» (по В. А. Сухомлинскому), к открытию своего отношения:
• к научным и техническим достижениям человечества;
• к определенным результатам деятельности человека;
• к историческим событиям и произведениям искусства;
• к ценности и значимости знаний и умений для профессиональной деятельности.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Формирование эмоционально-ценностных отношений обучающихся к окружающему их миру, людям, к культуре (национальной и мировой) развивается на основе постоянного глубокого осмысления и анализа тех изменений, которые происходят в современном образовании в условиях информатизации и глобализации деятельности общества, нарастающей всеобщей коммуникации человечества, усиления гуманистического и культурологического потенциала образования подрастающего поколения.
Эмоционально-ценностные отношения — это система ценностей, эмоций, идеалов, отношений обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций обучающихся.
Следует различать материальные ценности (природные и социокультурные объекты) и духовные ценности, выражающиеся в виде правил, обычаев, традиций, идеалов людей.
В современных условиях развития образования, опыт применения ИКТ при формировании эмоционально- ценностных отношений является достаточно актуальным, так как:
-повышает оптимизацию учебно-воспитательного процесса за счет применения информационно- коммуникационных технологий, которые воплощают в себе принципы доступности, комплексности, наглядности, научности, личностной ориентации, деятельностного подхода, интерактивности и креативности;
-использование ИКТ обеспечивает учителя и обучающихся доступом к большому объёму информации, позволяет тренировать умение ориентироваться в информационном потоке, отбирать необходимую для решения конкретной задачи информационную базу, создавать на ее основе продукты элементарной презентации приобретенного опыта эмоционально-ценностных отношений, что напрямую отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и позволяет оперативно отслеживать верность направлений их формирования в сознании учащихся.
-способствует постепенному переходу от технологий мультимедиа к технологиям телекоммуникаций т.е. от использования возможностей систем мультимедиа интегрировано представлять на экране любую аудиовизуальную информацию (презентации Windows Movie Maker, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Picture Manager и т.д.) к использованию способов передачи информации на расстоянии с помощью технических средств (он-лайн-уроки, Интернет-конференции, Интернет-проекты и др.)
Педагогу важно учитывать при формировании эмоционально-ценностных отношений «общечеловеческие ценности» – природу, жизнь на планете, Родину, человеческую деятельность, общественные ценности исторического и национального плана, связанные с культурой людей, с определенной цивилизацией и определенным видением мира.
Хороших результатов при формировании ценностей можно добиться, используя такие педагогические технологии, как:
-технология объяснительно-иллюстративного обучения
-технология личностно-ориентированного обучения
-технология формирования приемов учебной работы
-технология формирования учебной деятельности школьников
-технология учебно-игровой деятельности
-технология коммуникативно-диалоговой деятельности
-технология проектной деятельности школьников
Позитивные ценности усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально- ценностную сферу личности и становятся стержнем культуры человека.
Важной теоретической основой в вопросе средств формирования эмоционально-ценностных отношений обучающихся стали такие средства обучения на уроках, как наглядность. Учителю необходимо понимать, что наглядность определяется не как свойство реальных объектов, предметов или явлений, а как особенность их психических образов. Поэтому наглядность показывает степень простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Кроме того, наглядный образ не возникает сам по себе, он образуется в результате активной работы, направленной на его создании.
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать сохранившиеся предметы изучаемой эпохи и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, кинофильмы и т. д.
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой банке — вода. Рассмотрите её внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?» — «Вода — прозрачная, бесцветная жидкость»,- отвечает ученик. «Смотрите, как льётся вода»,- обращается к классу учитель, проводя опыт.- «Она легкая, не маслянистая»,- отмечают школьники.
При другой форме сочетания, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (вода), учитель сам рассказывает о её физических свойствах и показывает эти свойства.
Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта.
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.
Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:
1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?
2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?
3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?
Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):
1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.
2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.
3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.
4. Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.
Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.
Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:
1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов
2) изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.
По способам изображения различают:
1) образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)
2) схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).
Различают следующие виды наглядности:
1) естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы.
2) экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция — воспроизведение звуковых образов.
6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.
7) смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
В современных условиях развития системы образования, наглядные пособия уступают место применению ИКТ технологий (система эмодульных экспериментов, документ-камера и т.д.).
Для создания у учащихся наглядных образов изучаемых процессов, объектов и явлений учитель использует различные пособия и средства обучения, основанные на применении новых информационных и компьютерных технологий (компьютеры и пакеты прикладных программ) Применение компьютера в процессе обучения позволяет использовать специальные обучающие и тестирующие программы, подготавливать самодельные учебно-наглядные пособия.
Использование цифровой техники (фотоаппаратов и видеокамер) поможет школьникам лучше изучить отдаленные и местные природные объекты, сделать презентации, фото- и видеоматериалы по местам виртуальных экскурсий.
Применение в школьной практике компьютерных технологий невозможно без соответствующих средств обучения.
Особым средством формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся являются учебные компьютерные программы (мультимедийные учебники). Данные электронные продукты активно включаются в образовательный процесс во всех возрастных группах. Эти средства располагают возможностями множественного воздействия на эмоциональную сферу ученика за счет их интерактивности. В 3 классе при изучении темы «Солнечная система» электронный учебник с его возможностью демонстрации движения планет вокруг солнца, вызывает сильный эмоциональный подъем учащихся.
Музыкальное сопровождение, использованное в комплексе с демонстрируемыми слайдами выражено, как правило, современными композициями близкими для понимания обучающихся. Это дает дополнительную гарантию, что нужные эмоциональные переживания смогут зародиться в сознании зрителей.
Другими средствами формирования эмоциональных отношений в электронном учебнике служат интерактивные карты, динамические мультипликационные модели и короткие видеосюжеты.
Таким образом, применение комплекса средств ИКТ, с подбором их типов и свойств для каждой конкретной педагогической ситуации позволяет обеспечить эффективную педагогическую деятельность по формированию эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении всех предметов начальной школы.
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006 ttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib ).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение. – 2009.
4. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. — М., 1994. – 230 с.
Источник