Консультация для педагогов «Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-ценностного восприятия искусства»
Наталья Мыскина
Консультация для педагогов «Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-ценностного восприятия искусства»
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета животные и растения — это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.
Интегрированное занятие — это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.
Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения).
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексных занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно
отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.
Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности.
Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» цыпленок будет просто основным персонажем.Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная пауза — исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т. п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой,но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п.
По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятииможно предложить такие задания:
— беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра
«Угадай кто я?» (работа с карточками,на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);
— составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
— выполнение заданий типа «Что было, что есть, что будет?»
(на установление логической последовательности событий;
необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор);
— дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или
«Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
— решение простых арифметических и логических задач
(«Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и т. п.);
— конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
— доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и
Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.
Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя.
Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.
При подготовке интегрированного и комплексного занятийнеобходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:
— выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
— выявить связи между подобными элементами знаний;
— изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
— учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
— планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
— смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
— выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.
Интеллектуальная карта структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы и вместе они складывают неразрывное единство.
Эти карты помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами. Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий. Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды
Примеры тем интегрированных занятийдля проведения с детьми:
«Вода источник жизни», «Время в природе», «Разнообразие листьев».
Преимущества интегрированных занятий:
— способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
— основываются на нахождении новых связей между фактами;
— эмоционально развивают детей.
Комплексное занятие с приоритетом речевого развития «В гости к солнышку» (первая младшая группа) Цель: — формировать знания детей об объекте неживой природы — Солнце: закрепить представление о том, что солнышко светит и греет, солнышку.
Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.
Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Источник
Статья «Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусств детей младшего школьного возраста
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье проанализирована сущность эмоционально-ценностного восприятия как научной категории. Для того чтобы выявить особенности развития эмоционально-ценностного восприятия произведений искусств обучающимися в начальной школе были рассмотрены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: эмоционально-ценностное восприятие, младший школьный возраст, искусство, научная категория.
Annotation. This article analyzes the essence of the emotional value perception as a scientific category. In order to properly determine the features of development of emotional-valuable perception of works of art by students in elementary school were considered age peculiarities of children of primary school age.
Keywords: emotional value perception, primary school age, art, science category.
В последние годы возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [7].
Развивать эстетическую личность возможно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Художественно-эстетическое развитие учащихся рассматривается, как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка.
Задачи реализации воспитательного потенциала искусства в работе с детьми сформулированы в программных документах, определяющих стратегические направления современного образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция развития образования в сфере искусства и культуры в Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., Концепция художественного образования, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и др.) [2].
Современный подход к изучению проблематики эмоций отмечается как такой, что отходит от принципов интеллектуализма и осуществляет анализ интеллектуальных эмоций и чувств как специфических эмоциональных явлений, подчиняются общим закономерностям эмоциональной сферы человека. Разработке такой специфической категории, посвящены работы Дж. Майера, П. Саловея, Д. Гоулмана, Г. Гарднера, далее М.А. Шпак, И.Н. Андреевой, А.Н. Бахтиной, Г.В. Березовской.
Современные государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно – нравственных качеств личности. В этой связи возрастает значение художественно-эстетической деятельности учащихся школ, средствами которой можно достичь гармонизации личности [5].
Детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но понемногу они делаются более сдержанными и уравновешенными. Детям характерно продолжительное, неизменное, радостное и бодрое настроение, но у отдельных из них отмечаются отрицательные аффективные состояния, связанные с разногласием завышенного уровня притязаний и скромными плодами учебной работы.
Своеобразно видоизменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его пытливости и ненасытным желанием знаний. Детям нравится читать, смотреть телевизор, они рвутся приобретать все новые и новые знания и впечатления. В этот период образовываются подходящие условия для развития эстетических чувств, вырабатывания эстетического вкуса. У младших школьников легко пробудить любовь к слушанию музыки и пению. Они способны довольно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинно прекрасное от всевозможных имитаций. Чувства, в том числе и эстетические, — специфическая форма воссоздания окружающего. Поэтому они складываются и вырабатываются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало – нужно целенаправленное включение в разные формы деятельности: слушание, наблюдение, игра на инструментах, танцы, пение, рисование и др. [6].
Методы для усвоения эмоционально – ценностного компонента должны воссоздавать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития.
Опыт эмоционально – ценностного отношения, осваиваемый в ходе и результате переживаний, связанных с определенными объектами, требует методов, которые в педагогической литературе еще мало обсуждались. Сущность данных методов заключается в организации присвоения учащимися эмоционально – ценностного отношения к объекту и процессу обучения. Все другие методы, как и то содержание, усвоение которого они обеспечивают, могут воздействовать на отношения только в том случае, если эти объекты и деятельность учения, т.е. метод, отвечают потребностям и мотивам учащихся. Эти мотивы могут быть непосредственно направлены на изучаемые объекты и реализовываемую в русле метода деятельность, но могут быть и косвенными, в том случае если само учение и его объект не интересуют ученика, но воплощаются в действительность им по другим мотивам [1].
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение [4].
Таким образом, анализ педагогических аспектов проблемы развития у младших школьников эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства приводит к пониманию имеющихся противоречий между:
— потребностью в реализации воспитательного потенциала искусства в работе с детьми, сформулированной в задачах ФГОС нового поколения, и недостаточной готовностью образовательных организаций системы общего и дополнительного художественного образования к целенаправленной деятельности в данном направлении;
— теоретической разработанностью в сфере философии, культурологии, искусствоведения положений о специфике эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства и недостаточностью исследований педагогических аспектов данного процесса;
— значимостью развития эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства в младшем школьном возрасте и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике общего и дополнительного художественного образования [2].
Выводы. Искусство — это одно из средств эстетического воспитания. Разные виды искусства воздействуют по-разному, нельзя ограничивать детей восприятием одного вида искусства. В школе с первых занятий можно обучать восприятию картин, архитектурных памятников, предметов прикладного искусства. При этом, нужно учитывать, что восприятие — это сложный познавательный психический процесс, который вызывает эмоциональное воздействие, сопереживание у учащихся. Поэтому, необходимо владеть методикой обучения восприятию произведений искусства.
Бакушинский, А. Художественное творчество и воспитание / А. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2014. – 304с.
Вайнер, М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. / М.Э. Вайнер – 2007. – №3. – С. 22-28
Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 2008. – 272 с.
Карабанова, О.А. Возрастная психология. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 238 с.
Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская – М.: Знание, 2013. – 21 с.
Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Шацкая, В.B. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /под ред. В.В. Шацкой. – М. :Академия, 2005. – 184 с.
Источник