Особенности эмоционально-ценностного компонента в дошкольном образовании
консультация на тему
Воспитание ребенка на функционирующих в обществе ценностях является основной целью дошкольного образования. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Для этого педагогу необходимо включать в организацию любой деятельности дошкольника эмоциональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_emotsionalno-tsennostnogo_komponenta_v_doshkolnom_obrazovanii.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционально-ценностного компонента
в дошкольном образовании.
Воспитание ребенка на функционирующих в обществе ценностях является основной целью дошкольного образования. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Для этого педагогу необходимо включать в организацию любой деятельности дошкольника эмоциональный компонент.
Эмоциональный компонент включает в себя две стороны:
-Собственно эмоциональное развитие — ряд взаимосвязанных направлений, каждый из которых имеет свои определенные способы действия на эмоциональную сферу детей и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики.
— Опосредствовано эмоциональное развитие — преднамеренное действие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.
Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Только в процессе общения, целеустремленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.
Социально опосредствованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках эмоционально «личностного общения» (М.И. Лисина). Лежат они в основе чуткости ребенка, выразительности его экспрессивных действий.
Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей — мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации — обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского. Относительно дошкольников это дает возможность управлять характером эмоционального отзыва в тех случаях, когда следует:
-снимать психомускульное напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;
-развивать выразительность проворного звена эмоционального отзыва;
-побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.
Другая сторона содержания эмоционального компонента — опосредствовано эмоциональная — направлена на становление и всестороннее обогащение детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом.
Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую.
Суть в том, что лишь умелое руководство детскими эмоциями позволяет педагогу иначе подойти к процессу образования.
Основой стойкого поведения и отношения ребенка к окружающей среде современная психология и педагогика считают ценностные ориентации.
Существенное, весомое, полезное, что вписывается в понятие «ценность», должно входить в жизнь ребенка с помощью содержания, формы, не сковывать его возможности, интеллектуальные и личные силы, обязательно оставлять в его душе неизгладимый след.
Для дошкольников характерный эмоционально образный уровень постижения ценности — через художественное слово, звук, цвет, композицию. В структуре личности они превратятся в ценностные ориентации и ценностные отношения.
Под ценностными ориентациями понимают иерархическое выстраивание,
дифференциацию ценностей по их значению для личности. Под ценностными отношениями — субъективно окрашенные связи личности с наглядным социальным миром, природой, опосредствованные ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации — внутренняя основа отношения ребенка к миру. Без этого невозможно говорить об их формировании. В результате усвоения ценностей, как отмечал А.В. Запорожец, ребенок приобретает своеобразную систему мероприятий, сопоставляя их с наблюдаемыми явлениями, он уже может оценивать факты эмоционально — как привлекательные или злые, как красивые или уродливые.
Эмоциональная сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже из младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому в движении к своему успеху, вот что было положено в организацию игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.
Необходимость эмоционально-ценностного компонента в дошкольном возрасте обусловлена воспитательной функцией образования. При этом реализуются следующие более конкретные его функции:
1. Аксиологическая — передать значимые общепризнанные ценности общества. Воспитание и заключается в передаче ценностей детям и, естественно, этот процесс должен быть целенаправленным.
2. Эмоциогенная — осуществить полноценную эмоционально насыщенную жизнь дошкольника. Детский сад должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать аффективное развитие ребенка. Нормальная эмоциональная адаптация требует развития механизмов всех эмоциональных проявлений и связывания их в единое целое эмоциональным смыслом.
3. Мотивационно-стимулирующая познавательной и практической деятельности. Во-первых, деятельность ребенка протекает более эффективно, если она осознается ценностно-значимой для ребенка. Во-вторых, деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой он себя принуждает только доводами рассудка.
4. Мотивационно-сдерживающая- сформированное отрицательное эмоциональное отношение к тем или иным действиям служит сдерживающим фактором в поступках. Кроме того, ребенок усилиями воли тормозит нежелательное проявления эмоций или сдерживает их побуждающее влияние.
5. Оценочная. Характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности или, точнее, получаемой информации о ней.
6. Познавательная. Эмоции — особая форма познания мира. Аффект как набор сигналов — столь же обязательное средство познания реальности, как и мышление (К.Изард). Еще в XIII столетии Роджер Бэкон сказал о двух видах знания: одного — получаемого через аргументы, и другого — через переживание.
7. Развивающая — развитие воли и чувств. Развитие эмоциональной сферы является частью единого процесса психического развития детей (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков). Прежде всего развитие заключается в постепенной дифференциации эмоций — обогащении качественной палитры переживаний. Одновременно с этим меняется содержание эмоций: усложняются их объекты, расширяется круг этих объектов. Постепенно причиной переживаний становятся все более объективно значимые события, все более сложные потребности.
8. Коммуникативная. Эмоции играют роль регуляторов человеческого общения. По внешним выразительным движениям, сопровождающим эмоциональное переживание (мимике, позе, жестам), а также по речевой интонации мы судим о внутренних состояниях, переживаниях окружающих и учитываем их в своих поступках.
9. Продуктивная. Эмоции и ценностные ориентации влияют на творческое познание и преобразование мира. Образование должно быть направлено не только на усвоение ценностей, но, вместе с тем, на формирование личности, способной приумножать и создавать эти ценности. Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Взаимоотношения между интересом, функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие эмоциональной поддержки угрожает развитию интеллекта. Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать эмоциональное подкрепление.
Особую роль эмоции играют в познавательной деятельности дошкольников. Эмоциональное восприятие мира соответствует их природе. Явления и предметы, с которыми дети соприкасаются, воспринимаются ими прежде всего эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития чувств ребенка и формирования его ценностных отношений. Практика показывает, что впечатления, заложенные в детстве, оставляют неизгладимый след на всю жизнь.
Таким образом , эмоциональный компонент включает в себя две стороны: с обственно эмоциональное развитие, включающее в себя эмоциональное реагирование, и о посредствовано эмоциональное развитие.
Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом.
Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Эмоционально – ценностный компонент реализует следующие функции аксиологическую, эмоциогенную, мотивационно – стимулирующую и мотивационно – сдерживающую, оценочную, познавательную, развивающую, коммуникативную и продуктивную.
Библиографический список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. 2008.- 400с.
2.Ежкова, Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. — 2003. № 1. — С. 20-27.
3.Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально-развивающего образования детей дошкольного возраста. / Н.С. Ежкова. -Тула, 2008. — 264 с.
4. Ежкова, Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание.- 2006. -№ 6. — С.69-72.
5. Маслова Т.А. Эмоционально — ценностный компонент подготовки будущих педагогов //Педагогика.-2008.-№8.- С.50-57.
Источник
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Ирина Долгих
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Ни для кого не секрет, что в наш век великих технологий и инноваций мы часто забываем про такие нравственные человеческие качества, как доброта, взаимопомощь, сострадание. Поэтому на первом педагогическом совете мы задались вопросом, что необходимо сделать для того, чтобы у наших воспитанников сформировать позитивное эмоционально — ценностное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом. Наметив план мероприятий на новый учебный год, приступили к работе. В течение учебного года проводили различные мероприятия для развития чувств и нравственных качеств у детей.
Воспитатели много внимания уделяют наблюдениям за погодой, природой, животными, и обращают внимание детей на красоту каждого времени года, стараются показать, что у природы нет плохой погоды. Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в общении, уделяют внимание и установлению дружеского контакта между воспитанниками.
Наглядные пособия «Времена года», «Садовые цветы», «Луговые цветы» сделаны при участии детей. На экскурсиях делают снимки окружающей природы, затем вместе с детьми рассматривают полученные фотографии, выбирают наиболее удачные и красивые и создают альбомы. Гуляя с детьми по селу всегда обращаем внимание на красоту домов, ухоженность дворов и придомовых территорий. Предлагаем детям с помощью сравнения выбрать предмет или объект эстетически красивый (какой дом, забор, крыша, окна тебе нравится больше? почему). В рамках проведения Дня села делаем снимки и создаем фотовыставки «Наше родное село», «Моя улица», «Дом, в котором я живу».
В группах разработаны и проведены мультимедийные игры: Путешествие «Лесная прогулка», Станция «счастливое лукошко», «Сказочное путешествие» и многие другие для эстетического и нравственного развития детей.
Игры на занятиях, прогулках, экскурсиях, в специально отведенное для них время (игры с песком, водой, камешками, снегом – дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт).
Этические беседы на различные темы: «Как вести себя за столом», «Друзья познаются в беде», «Письма доброго сказочника», «Наш друг Этикет» и др. помогают раскрыть детям правила этикета, нравственного поведения в обществе.
Для того чтобы научить детей находить контакт со сверстниками и взрослыми в группах проводят игры на формирование эмоционально – чувственного отношения к окружающим: «Нам не тесно», «Проведи друга по тропинке», «Мы – разные» и т. д.
Два раза в год (осенью и весной) проходит «Неделя доброты», где проводим различные мероприятия на развитие у воспитанников доброго отношения к окружающему миру. «Праздник Доброты», «У нас в гостях Фея Вежливости», в рамках такой недели проходит акция «Подарок малышам», где дети старшего возраста вместе с воспитателями делают игрушки из бросового материала для малышей (дергунчики, вертушки, шумелки).
Большое место в работе занимает проектно – исследовательская деятельность. Для осуществления простейших опытов, экспериментов был проведен конкурс по созданию в каждой группе «Познавательно-экспериментальных уголков». Весной прошел конкурс на лучший «Огород на подоконнике», в котором принимали участие воспитатели, дети, родители. Победители всех конкурсов награждаются грамотами и денежными премиями. Для воспитателейбыли проведены педсоветы в форме деловой игры на темы: «Экологический мост», «Сюжетно-ролевая игра — средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире».
Невозможно представить работу воспитателя с детьми без сотрудничества с родителями. Поэтому мы стараемся разнообразить данное направление. Вовлекаем родителей в участие во все праздники, досуги, конкурсы-выставки. Проведение групповых родительских собраний в нетрадиционной форме стало традицией, но впервые решили провести общее родительское собрание по теме «Организация летней- оздоровительной работы с детьми» и открыли его флешмобом «Наступает лето», где все воспитатели не только выходили под музыку с движениями, но и одновременно читали правила поведения, закаливания, предупреждения об опасностях, подстерегающих детей летом. Проекты «Моя семья», «Семейное древо», «Спасибо за Победу», «Все работы хороши – выбирай на вкус» нашли отклик и были с успехом воплощены в жизнь. Для бабушек провели игру «100 к одному», для пап игру «Угадай мелодию», для мам – конкурс «А ну-ка, мамочки!».
Работа по формированию эмоционально – чувственного отношения к окружающим ещё не закончена, на следующий учебный год намечено много планов и претворять их в жизнь предстоит воспитателям, детям и родителям.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста Щукина Анастасия Вячеславовна Научный руководитель: Закутняя Татьяна Викторовна В настоящее время ведется активный поиск педагогических.
Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию.
Конспект НОД по формированию ценностного отношения дошкольников к своей Родине. «Моя малая Родина-город Ершов» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.
Педагогические основы формирования у детей позиций ценностного отношения к физическим упражнениям ВВЕДЕНИЕ Данная тема является актуальной в связи с тем, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические.
Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром и.
Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством чтения художественной литературы Актуальность темы. Чтение художественной литературы для детей имеет огромное значение, как важнейшее средство эстетического и нравственного.
Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача — воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно.
Источник