Эмоционально смысловые типы речи

Функционально-смысловые типы речи

Типы речи в тексте

Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):

  1. Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
  2. Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
  3. Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).

Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:

Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
  • общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

  1. Портрет.В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
  2. Пейзаж.Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
  3. Интерьер.Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

  1. лексических:
    • эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
    • метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
    • гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
    • просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
  2. синтаксических:
    • ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;
    • прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;
    • составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;
  3. морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.
Читайте также:  То чувство когда ангелина

Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;
  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
  • однородные сказуемые;
  • прямой порядок слов в предложении.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

  • Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.

Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

Читайте также:  Вопросы когда это произошло где ты сейчас находишься как ты себя чувствуешь является

Источник

Функционально-смысловые типы речи

Содержание:

Письменная и устная речь зависит от содержания и целей. Текст определенного типа речи содержит определенное значение, для выражения которого применяются языковые средства. Например, описание признака предмета, оценка действий, повествование о каком-то действии. Понятие функционально-смыслового типа речи основано на функции высказывания, значении, структуре и языковых средствах. В зависимости от этих признаков различают три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Повествование

Это функционально-смысловой тип речи, который предполагает сменяющие друг друга явления, действия. Повествование предполагает большое число сюжетных поворотов, потому что о событиях не описывается, а повествуется. Это означает, что в повествовательных произведениях мало описательных моментов или вообще нет. В таких произведениях часты в употреблении глаголы, обычно, в прошедшем времени. Повествовательная речь подразделяется на жанры:

  • Рассказ – наименьший по объему эпический жанр. Отличается незамысловатым сюжетом, понятным и доступным написанием. Рассказ сконцентрирован на малом числе главных персонажей, а второстепенные раскрывают черты главных героев. Рассказы часто отражали особенности эпох, в которые жили писатели, имели оригинальное и короткое название
  • Повесть – эпическо-прозаический жанр, который больше, чем рассказ, но уступает по объему перед романом. В повести отражается не одно событие, а ряд событий. Сюжет сосредоточен на развитии личности в ходе некоторых событий. Не блещет второстепенными сюжетными линиями и малозначимыми персонажами.
  • Новелла – один из эпических жанров, напоминает рассказ, распространен за рубежом. Повествуется об эпизодах жизни героя.
  • Роман – прозаический литературный жанр, который описывает всю или большую часть жизни главного героя. Роман самый большой по объему, характеризуется множеством сюжетных линий и непростым сюжетом.
  • Эпопея – крупнейшая форма эпических произведений исторического характера в стихах или прозе. Эпопея рассказывает о важных событиях истории или об выделяющейся исторической личности. Иногда на фоне каких-то исторических событий рассказывается о судьбе одного человека или семьи.

Все эти жанры кое-что объединяет, ведь все они относятся к одному типу речи:

  • Сюжетные мотивы (например: вечная любовь, неразлучные друзья, отважные защитники), ценности героев.
  • Символичные образы (олицетворение добра и зла).
  • Смена времен. Рассказ о прошедших событиях может плавно переходить в настоящее время и продолжаться в форме будущего времени (временные границы, как правило, есть только в повествовании).
  • Повествование динамично, насыщенно событиями и его ход соответствует данной схеме: завязка (начало действий) – развития действий – кульминация (наивысшая точка в развитии сюжета) – развязка (завершение событий).
  • Соблюдается хронотоп (из повествования читатель четко понимает, в каком месте и в какой временной отрезок разворачивается действие в произведении).

Все в повествовательной речи указывает на хронологию событий, особенно обстоятельственные слова: затем, после, потом, в конце, важны даже детали событий. В повествовании прослеживается цепная связь событий. Чтобы не ошибиться в определении повествования, нужно сравнить текст с фотографиями. Если фотографий много, подобно различным событиям, значит, перед вами повествовательный тип речи.

Пример повествования

Когда мы с приятелем сидели вечером у камина, я рассказал ему интересную историю, приключившуюся с моим дядей. Это было в глухой деревушке. В один из дождливых сентябрьских дней Никифор Савельич отправился с внуком на охоту. Кинулся мужик в кусты, и Мишка за ним. Целый день ждали, и вдруг – фазан. Лег Никифор Савельич на мокрую траву, пригнулся и Миша. Один выстрел, и птица упала в траву. Маленького мальчика так напугал громкий звук выстрела, что он заплакал. Ему стало жаль птицу.

Пример повествовательных произведений

  • Рассказ: И. Тургенев «Бежин Луг», А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
  • Повесть: Михаил Булгаков «Собачье сердце», А. Грин «Алые паруса», Н. Гоголь «Тарас Бульба», Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  • Новелла: Герберт Уэллс «Машина времени», Трумен Капоте «Завтрак у Тиффани».
  • Роман: Александр Беляев «Человек-амфибия», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
  • Эпопея: Лев Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», А.Н. Толстой «Хождение по мукам».
Читайте также:  Салон хорошего настроения что это

Описание

Данный функционально-смысловой тип речи почти не содержит элементов повествования или рассуждения. Он сконцентрирован на характеристике целостного образа предмета или явления. В описательных произведениях перед читателями предстает целостная картина, в которой рассматриваются признаки. Перечисление признаков – одна из характеристик типа описание. Так автор имеет возможность описать обстановку, явление, портрет с точки зрения количественной, функциональной и качественной.

Для яркой эмоциональной окраски используются средства выразительности, наиболее популярный – эпитет. Нередки метафоры и сравнения. Прилагательные преобладают над остальными частями речи. Реже употребляются глаголы.

В основе описательных текстов и сочинений, лежит план:

  1. Вступительная часть (вводит в проблему, небольшое введение об описываемом предмете).
  2. Описание деталей (поэтапное раскрытие признаков и характеристика предмета в целом, параметров).
  3. Заключение (оценка наблюдений, краткий вывод).

Применение описание широко, выделяют несколько жанров:

  • Пейзаж в литературе предполагает описание природы или местности. Встречается в виде художественного произведения или публицистического текста (описание ландшафта, интерьера, дизайна, всевозможные отчеты).
  • Место и действие – это описание, которое поможет понять время, когда происходит действие и место, где действие происходит.
  • Портрет рисует перед читателем образ человека, его внешность, черты лица, фигуру, темперамент, одежду. В художественной литературе часто можно встретить описание персонажей. Оказывается, описание встречается и в официально-деловом стиле, например, в милицейской хронике.
  • Психологический портрет – это один из видов описания, сосредоточенный на внутреннем мире главного героя, его переживаниях, чертах характера героев.
  • Динамический портрет – это один из подвидов портрета, описывающий исключительно движения персонажа: позу, жесты, мимику.
  • Описание действий может использоваться не только в описательных текстах, но и в повествованиях. Это красочное и эмоционально выразительное описание действий при помощи средств выразительности: метафор, олицетворения, гиперболы и других. Допустимы фразеологизмы.

Примеры описаний

  • Пейзаж. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались жаворонки» (И. Тургенев «Отцы и дети»).
  • Место и действие. «Когда снег весной сбежал в реку (мы живем на Москве-реке), на темную горячую землю везде в селе вышли белые куры» (М. Пришвин «Вася Весёлкин»).
  • Портрет. «…маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды…» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).
  • Психологический портрет. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» (А. П. Чехов «Толстый и тонкий»)
  • Динамический портрет. «. ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. » (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).
  • Описание действий. «В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, – и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол» (В. Набоков «Благость»).

Рассуждение

Это тип речи, включает размышления на определенную тему, подтверждение мыслей. Автор приводит аргументы в доказательство своей точки зрения. Модель композиции следующая: тезис (небольшое вступление по проблеме) – доказательство (автор приводит список аргументов) – вывод.

  • Рассуждение-доказательство. Главная цель – приведение аргументов, доказывающих такое, а не иное суждение. Текст пишется по заданному плану: подведение к вопросу – постановка вопроса – ответ автора – доказательства – вывод.
  • Рассуждение-объяснение предполагает, что основная мысль не требует доказательств, она уже истинна. Ее нужно только раскрыть.
  • Рассуждение-размышление – более свободная форма рассуждения по принципу вопрос-ответ. Автор приводит уникальные суждения

С рассуждением связаны сложные конструкции, вводные обороты, абстрактная лексика.

Примеры рассуждений

Что такое счастье? На этот вопрос люди отвечают так: когда много денег, когда можно купить себе дорогую машину или телефон. Но не только деньги могут сделать человека счастливым.

Во-первых, настоящее счастье – это умение ладить и жить в мире с окружающими. Во-вторых, быть счастливым, значит быть искренним, чутким, терпеливым и получать добро от других людей.

Я считаю, что счастье нужно искать во всем: в заботе близких, хорошей погоде и добрых поступках.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник

Оцените статью