Эмоционально речевое развитие дошкольников

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством совершенствования эмоциональной сферы

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
  2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием.
  3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре.

Из десяти фундаментальных эмоций детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие: радость, удивление, печаль, гнев. Главный путь к ребёнку до пяти лет – это найти путь к его эмоциям, адекватно реагировать на них: если обижен — пожалеть его, помочь, если радуется – порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину. Педагог должен создать условия для понимания детьми собственных эмоций и эмоционального состояния других, научить средствам овладения эмоциональной выразительности мимики, жестов, интонаций, а потом уже речи.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача реализуется в процессе всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Совместная деятельность ребёнка с педагогом, со сверстниками на занятиях, в игровой или бытовой деятельности постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу и развитие речи.

Возможны следующие методы и приёмы в данном направлении: чтение наизусть потешек, стихов, использование произведений художественной литературы, театрализации, использование музыки, продуктивные виды деятельности, прогулки.

Память ребёнка развивается через разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, игр, сопровождаемых словами. В течение всего времени, что ребёнок проводит в детском саду, педагог проговаривает с детьми стихотворения и отрывки, разминки, сопровождаемые хоровыми и индивидуальными проговариваниями потешек, речёвок. Например:

И зубами постучим,

И немного помолчим.

Хороший эффект имеют пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. К ним можно отнести всевозможные игры: русские-народные игры-потешки («Сорока-белобока»), игры с шишками, карандашами, спичками, шариками. Эти игры часто содержат элемент юмора:

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Один — читал газету,

Другой — мешал муку.

Раз ку-ку, два ку-ку!

Оба шлёпнулись в муку:

Уши в кислом молоке!

Дети с удовольствием их рассказывают при посторонних и перед другими детьми. Это говорит о том, что подобный вид работы, помимо прочего, развивает в детях уверенность, инициативность. Постепенно желание выступать появляется даже у детей, которые стеснялись просто общаться со сверстниками.

Дети очень любят слушать музыку, петь песни. С помощью музыки у детей развивается чувство ритма, память. Кроме того, музыка оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя на подсознание, открытое в этом возрасте. В работе педагоги могут использовать музыку в различных режимных моментах: это и колыбельные перед сном, и детские песни из кинофильмов и мультфильмов для развлечений, и релаксирующие композиции (звуки природы, дождя, грома и прочее). Также на прогулках можно использовать элементы музыки, например, игры с пропеванием. Например, «Мыши пляшут на дорожке…», «Тух-тух, ходит по двору петух…».

Мыши пляшут на дорожке

Выставляют мыши ножки.

Мыши в ладушки играли.

И в ладоши ударяли.

Мыши хвостиком вертели.

И по сторонам глядели.

Что-то мышки услыхали.

И от страха задрожали.

(Дети стоят в кругу, руки на пояс, выставляют ноги.

Снова выставляют ноги.

Руки на пояс, виляют.

Поворачиваются по сторонам.

Подставляют ладонь к ушам поочерёдно, «слушают».

Зажали кулачки, задрожали.

Появляется «Васька-кот» и ловит детей)

Особенно эффективно в развитии эмоциональной сферы ребёнка работает театрализация. Дети, буквально на глазах, раскрывают свои способности, трансформируют характеры. У малышей наиболее оптимальны постановки русских-народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и прочие. Для детей трёх-четырёх лет интересны будут сказки «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Три медведя». Дети пяти-шести лет смогут сыграть сказки «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Соломинка, пузырь и лапоть», «Гуси-лебеди» и другие. После того, как сказка неоднократна проиграна с воспитателем, ребята с интересом показывают её сами перед группой, родителями и гостями на открытых занятиях. Дети охотно выбирают любую роль: мальчики могут играть бабушек, девочки – дедушек, более сильные смелые ребята отлично справляются с ролью скромной мышки, а маленькие стеснительные дети бойко изображают смелого громкоголосого петушка.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер. Это создает благоприятные условия для развития чувства комфорта, раскрепощения и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре происходит эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Развитие речи детей проходит на всех занятиях, в том числе и на продуктивных. Так, перед лепкой дети разогревают пальчики, получают эмоциональный заряд с помощью различных пальчиковых игр, например, таких как «Две сороконожки», «Два барана», «Этот пальчик» и прочие, где разминается каждый пальчик ребёнка. Перед изобразительным искусством, аппликацией можно применить игру, перекликающуюся с темой занятия. Это безусловно оживит занятие, погрузит детей в деятельность. Например, в неделю, посвящённую космосу, можно играть в игру «Ракеты»:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

На какую захотим

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет! (Дети за руки идут по кругу, проговаривая стихотворение. После последних слов они быстро ищут себе пару, встают друг к другу плотно спинами, держась за руки. Игра играется два раза: первый раз – разминка, медленно, второй раз – быстро.)

Художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Источник

«Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников»

Марина Никифорова
«Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников»

Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

М. Ф. Фамичева в своей исследовательской работе по воспитанию у детей правильного звукопроизношения напоминает – речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с его ростом и развитием. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на их деятельности и поведении. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными, плаксивыми, другие — гиперактивными, агрессивными. Дети стесняются своей речи, трудно вступают в общение с взрослыми и сверстниками.

Как помочь детям овладеть всем многообразием родного языка, обрести уверенность в себе?

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть. Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина поднимают проблему характеристики языка, как средства человеческого общения, его коммуникативную функцию. Широкий спектр деятельности по проблеме эмоционального благополучия детей предлагают программа С. В. Крюковой, «Давайте жить дружно!». Цель программы – адаптировать детей к условиям дошкольного учреждения, создать у них чувство принадлежности к группе, развивать коммуникативные навыки. М. А. Пономарева в своей исследовательской работе по игротерапии общения дает рекомендации и практический материал по использованию игр для развития общения.

Проработав данные исследований,пришла к следующему: мы, педагоги, совместно с родителями, которые ближе всех к детям, должны формировать у малышей коммуникативную функцию речи – общение, так как общение является важнейшим средством развития речи.

В общении со сверстниками и взрослыми дети проявляют умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их, поддерживать диалог.

В результате педагогического анализа предположила,что успех в работе по теме возможен при соблюдении условий:

— физическое здоровье ребенка;

— культурно – языковая среда;

— развивающая среда группы;

— взаимодействие с семьей.

Наиболее благоприятной формой развития речевой активности является игра. Во время игрового общения успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речевая активность.

Д. Б. Эльконин напоминает, новые потребности к ведущей деятельности — игре, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, в результате чего речь становится более связной.

В игровом общении повысилась речевая и познавательная активность детей, интерес родителей к делам детей, снизилось количество конфликтных ситуаций в группе.

Только в игре можно достигнуть эмоционального комфорта, который позволяет активизировать и развивать речь детей.

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Аттестационная работа «Формирование грамматического строя речи дошкольников в играх» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать.

Источник

Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»

Иванна Ткаченко
Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка к воздействиям взрослого (тону общения, тембру, форме высказывания). Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуации. Затем эти переживания отделяются от ситуации через речь, и в конечном итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства. В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, вызвавшие эмоцию, отношения ребенка со взрослыми, его намерения осуществлять определенные действия.

Развитие представлений об эмоциональных состояниях может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. Занятия проводятся в определенной последовательности. В начале проводятся беседы о различных эмоциональных состояниях, воспитатель знакомит детей с пиктограммами.

Посмотрите на эти рисунки, воспитатель предлагает пиктограммы – радость, грусть, страх.

— Кто из этих людей испытывает радость?

-Кто может изобразить ее?

— Опишите состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (светящиеся, веселые).

— Какие у него губы, зубы, рот? («Рот до ушей»).

— А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции на картинке.

— Какое лицо у этого человека? (Брови и кончики губ опущены).

— А если человек испытывает страх, то какое у него выражение лица? (Рот открыт,человек кричит: «А! Боюсь! Боюсь! Глаза у него становятся большими).

— А если человек не боится, как о нем можно сказать, какой он? (смелый, храбрый, отважный.

В такой последовательности мы даем характеристику всем пиктограммам. Потом можно переходить к следующему виду занятий – это упражнения, этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций

Например,предлагается детям этюд: «Сердитый дедушка». Пришел дедушка в комнату, а очков на столе нет. Он рассердился и говорит внучке…». Один ребенок показывает, как дедушка ищет очки, не находит их и начинает сердиться… Они придумывают диалог между дедушкой и внучкой. Когда очки находят (они лежат под книжкой на столе) дедушка радуется (ребенок изображает состояние радости). Можно предложить детям вместе с родителями придумать историю про мальчика и девочку, которым было грустно, но затем они развеселились.

На следующем этапе можно использовать такой вид, как чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок и произведений. Например, в беседе по содержанию сказки «Царевна лягушка» мы обращаем внимание детей на то, как менялось настроение у Ивана – царевича. Когда он нашел свою стрелу рядом с лягушкой, то загрустил, удивился, испугался, а когда царевна – лягушка превратилась в девицу – красавицу, то (обрадовался, удивился). Но когда злые невестки сожгли лягушечью кожу, то (опечалился, рассердился, расстроился). Можно предложить детям с помощью красок изменить одно эмоциональное в другое. Детям предлагается выполнить следующее упражнение. Дается лист бумаги двойного формата, который они складывают пополам. На одной его стороне рисуют то эмоциональное состояние, которое он выбрал, затем накладывают рисунок на другую сторону листа, рисунок отпечатывается. Далее он добавляет новые краски и получается другое эмоциональное состояние. Например, ребенок рисует «страх», используя черный цвет, а затем красная и желтая краски помогают ему изменить это состояние.

На таких занятиях дети учатся использовать слова близкие или противоположные по смыслу (слова – антонимы) учатся использовать в речевых ситуациях свой личный опыт, понимать свое эмоциональное состояние и чужое, отражать его в рисунках. Так, например, после чтения отрывков из сказки А. Толстого «Золотой ключик» с детьми проводится беседа.

-Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (веселым, послушным).

-Как другими словами можно сказать про него? Какой он? (веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный).

— А Пьеро такой же или он был другим? – полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным).

— Да, а Буратино был веселым.

— А как вы это определили? Что он делал? (смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил).

— А Пьеро был грустным. Что он делал? (плакал, грустил, печалился).

— А каким вы представляете себе Карабаса Барабаса? Какой он? (злой, недобрый, страшный, жестокий и. т. далее. Рассматривая репродукцию картины В. М. Васнецова «Аленушка»можно задать детям такие вопросы:

— Скажите, что случилось с Аленушкой? (она грустит).

— Какое у нее лицо? (печальное).

— Почему она так сидит? (плачет, ждет братика).

— Какое чувство вы испытываете к девочке? (жалость).

— Что хочется сказать девочке, чтобы она не грустила, не печалилась? «Не печалься, Аленушка).

-Какую сказку вы вспомнили? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).Можно предложить детям написать «письмо» Аленушке, чтобы она не кручинилась. Дети говорят свои варианты письма, а воспитатель записывает, если предложение составлено неверно, то исправляет его вместе с детьми. Читает «письмо» детям и предлагает нарисовать рисунки, чтобы Аленушка не грустила.

Развитие эмоционального словаря проходит на всех на всех занятиях и во всех режимных моментах.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель предлагает детям определить эмоциональное состояние мелодии. Ребенку предлагают картинки различной цветовой гаммы или рисунки (ветер, дождь, солнце, туча и т. д.) Он слушает мелодию и должен определить, какая она (грустная или веселая, спокойная или быстрая, сердитая или ласковая, соответственно показывая ту или иную карточку, и дать обьяснение своему выбору.

Утром и во вторую половину дня можно предложить детям такие упражнения «Радость», «Грусть», «Удивление» с помощью мимики и пантомимики отобразить их. На прогулке очень интересно проходит любимая детьми игра «Море волнуется». Когда мы начинаем играть в эту игру, то словарный запас был у детей невелик.Они предлагали такие фигуры: спортивная, музыкальная, любая. А после ознакомления детей пиктограммами мы подсказали детям, что можно в игре использовать эмоциональные выражения. Дети постепенно стали выбирать такие фигуры как (робкая, безразличная, злая, враждебная, унылая, довольная, счастливая, спокойная). Эту игру можно использовать на занятиях по развитию речи, как физкультминутку.

Появление в словаре детей слов, описывающих эмоциональное состояние, расширяет возможности ребенка. Отмечается количественный и качественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходит намного легче. Проведение занятийдает хорошие результаты: дети не только более успешно усваивают названия эмоций, но и более активно ссылаются на свои переживания, учатся сочувствовать и переживать.

ИКТ на занятиях по развитию речи (звук и буква ы) 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.). — Давайте, поздороваемся с гостями? Мы, сказали – здравствуйте, поздоровались.

Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД №10 «ЗВЕЗДОЧКА» «Использование устного народного творчества.

Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет» [b]Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей с 2 до 7 лет»[/b] Учитель-логопед: Горжанова Е. А. (МБУ детский.

Консультация «Музыка на занятиях по развитию речи» Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Конспект НОД по развитию речи и обогащения словаря «Федорино горе» (средняя группа) Непосредственно-образовательная деятельность «ПОЗНАНИЕ» Образовательная область «Речевое развитие». «ФЕДОРИНО ГОРЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА Задачи:.

НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год» Филиал 9 МДОУ д/с № 8, ул. Кирова, 34-а Тема: Зима. Новый год. Выполнила: Учитель-логопед: Саютина Елена Васильевна Копейск 2015 НОД.

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях. В настоящее время во всем мире внимание широкой общественности и ученых самых разных специальностей привлечено к проблеме физического и.

Программа по развитию речи на занятиях ИЗО Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи на занятиях по изодеятельнсти Методические указания 1. Характерные особенности развития.

Речевое развитие. Подбор дидактических игр по формированию словаря. № Название игры Возрастная группа Цель игры Учебное пособие 1. Что было бы.? Младшая Дидактическая игра, направленная на обогащение и активизацию.

Источник

Читайте также:  Депрессия почему никто не понимает
Оцените статью