- Развитие образной эмоциональной речи у детей. консультация по развитию речи на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников
- Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе
Развитие образной эмоциональной речи у детей.
консультация по развитию речи на тему
Статья о важности развития эмоциональной речи у ребенка в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya2.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие образной эмоциональной речи у детей.
По словам Рубинштейна С.Л «Чем выразительнее речь, тем более она речь, тем больше в ней выступает «говорящий» его лицо, он сам.
Невозможно переоценить роль родного языка в развитии ребенка. Язык помогает осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения. В свою очередь, развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоциональной, образной речи.
Психолог и философ С.Л Рубинштейн рассматривал выразительность как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «Выразительность речи» включает в себя вербальные(лексика, интонация) и невербальные (мимика, жест, поза) средства. Для ее развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства. Причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в решении этой задачи оказывает театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром. Правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. С умственным развитием связано совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется фонематическая сторона речи. Выполняя свою роль, у ребенка появляется необходимость ясно, четко изъясняться. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Для развития выразительности можно предложить интонационные упражнения . повторить предложенную фразу, например «В лесу поют птицы» с разными чувствами и интонацией (радостно, задумчиво, с обидой, в страхе…).
Предложить произнести фразу, каждый раз выделяя другое слово. ( Это моя игрушка. Это моя игрушка. Это моя игрушка. ) Обратить внимание на то, как изменяется смысл фразы, если переставлять логическое ударение на другое слово. Выполняя такие упражнения, дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями: радость, злость, удивление.
Благодатный материал для развития выразительности речи – скороговорки. Скороговорки _ своеобразное и интереснейшее явление в литературе. Их можно переложить на пальцы», т.е. придумать несложные движения. В процессе работы над скороговоркой можно менять интонацию, темп, ритм, громкость. Предлагаю поиграть в игру «Едем на паровозике». Ход игры: дети садятся на паровозик (имитация руками) и медленно повторяют скороговорку несколько раз, заучивая ее таким образом. Затем «колеса крутятся» быстрее темп скороговорки увеличивается. Игра повторяется 2-3 раза, пока дети не научатся проговаривать скороговорку быстро и четко. Для развития эмоциональной речи необходимо использовать знакомые и любимые сказки. В сказках концентрируется вся совокупность выразительных средств русского языка. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал. Может пригодиться для выступления на педсовете, методическом объединении, семинаре по обмену опытом по данной проблеме.
Слушаем музыку и учимся говорить.
Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятияхОсновными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей .
Нашей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разн.
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельност.
Музыкальные занятия в целом способствуют развитию ребенка, так как воздействуют на наиболее чувствительные для дошкольника зоны мозга через образы, мелодию, ритм, движения, через все репрезентативные .
Источник
Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников
Ксения Захарова
Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников
Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоциональном развитии, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д. Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей помогают игры. Предлагаю несколько вариантов дидактических игр для детей на развитие эмоциональной сферы. Эти игры очень увлекательны и дети с огромным удовольствием в них играют. Эти игры можно использовать для индивидуальной и групповой деятельности детей,такие как: Пигтограммы,Зоопарк настроения, Наши поступки, Настроения, Путешествие мир эмоций, Этюд
Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы не только учат определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и могут быть использованы для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные, слова предложения по соответствующему настроению эмоции, развивать силу голоса, темп.
Игра «Клавиши»Цель: развитие силы и высоты голоса. Выбираются звуки, слова (или слоги) с нужным звуком или слова по изучаемой лексической теме. Ребенок, дотрагиваясь рукой до каждой клавиши, «продвигается» с повышением голоса, или наоборот, произнося эти слова с понижением голоса.
Чтобы речь была эмоциональной, нужно научиться распознавать и передавать эмоции – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него. Не нужно забывать о том, что ребенка учит то, что его окружает!
Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников «Шумовые баночки» 3-4 года Цель:упражнять в определении на слух предметы (вид крупы) Оборудование : металические баночки с крупами: рисом,.
Дидактические игры по развитию речи Уважаемые родители! Я предлагаю Вам дидактические игры, которые помогут обогатить словарный запас ребёнка, расширить знания, кругозор,устранить.
Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Третьякова Светлана Николаевна Хочу поделиться играми,.
Дидактические игры по сенсорному развитию дошкольников своими руками Моя тема по самообразованию «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Хочу предложить вашему вниманию несколько дидактических.
Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные.
Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают.
Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «В мире доброты» Цель. — Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -Совершенствовать коммуникативные навыки.
Настольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников Настольно-дидактическая игра по развитию речи «Составь букет» Цель: автоматизировать в словах звуки [С], [З], закрепить умение дифференцировать.
Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами» Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами. Программное содержание: активизировать словарь детей. Ход работы: воспитатель интересуется,.
Источник
Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе
Светлана Зимина
Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе
Эмоционально- речевое развитие младше — средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе с детьми.
Одним из основных принципов является воспитывающий характер обучения.
Развитие речи у детей формирует не только, нравственные различные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучать их к дисциплине, общественным нормам поведения.
Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса.
Основой обучения детей в младше — среднем возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Это способствует прочному усвоению речевого материала, развивает познавательную деятельность детей.
Коммуникативно — деятельный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач – от однословных ответов до развёрнутых высказываний, умения детей взаимодействовать с окружающими.
Основными задачами, решаемые по развитию речи является:
1. Развитие словаря — происходит за счёт обогащения количественного накопления слов, неизвестных детям, уточнения значений слов, активизации словаря (перевода лексики из пассивного словаря — активный.).
2. Формирование грамматического строя речи — решается в процессе многосторонней речевой практики детей (это различные упражнения, закрепляющие поминание и употребление доступных для детей грамматических конструкций, на согласование различных частей речи, построение простых предложений и. т. д.).
3. Развитие связной речи — необходимо формировать у детей умение понимать обращённую речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы.
Например: Тема «Домашние животные».
1. Активизировать словарь на основе углублённых знаний детей о ближайшем окружении (кошка, кот, котёнок, усы, лапы, мордочка, хвост, уши, шерсть, царапать, лакать, облизывать, гладить, ходить, бегать, мяукать, мурлыкать, шипеть, ловить, пушистый, гладкий, мягкий, красивый, ласковый.
2. Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние животные) – кошка.
3. Различать на слух и называть слова начинающиеся на определённый звук (гласный в начале или в конце слова).
4. Совершенствовать отчётливое произношение слов, словосочетаний, работа над дикцией.
5. Овладение практическими нормами речи детьми.
Педагогу необходимо всегда прислушиваться к речи ребёнка. Всегда ли он правильно говорит, употребляет предлоги (на, за, под, в, к, перед, над, от) и согласовывает с ними существительные.Например: Бабочка летит к стулу. Если дети путают уменьшительно- ласкательные суффиксы можно использовать такие игры как: «Большой — маленький».
Например: Чашка- чашечка; Ложка- ложечка.Ласкательные слова: Лисонька, заинька и т. д. «Исправь ошибку» Ребёнок должен понять, что хотел сказать педагог и исправить ошибку.
Например: Цветок цветёт в полянке.
«Третий лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и обьяснить почему.
Чистоговорки, скороговорки, стихи нужны для автоматизации звуков.
Например: Ла-Ла-Ла- доченька спала.
Используя в своей речи потешки, пословицы, поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонацию.
Например: При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С помощью потешек, песенок, пестушек хорошо развивается фонематический слух: — Курочка- тароторочка.
По двору ходит цыпляток водит, хохолок раздувает, малых деток потешает.
Сказки, литературные произведения, иллюстрации в воспитании эмоционально- речевого развития детей играют важную роль, обогащают его духовный мир, уважение к прошлому своего народа, усвоение морально — нравственных норм в обществе.
Например: Рассказывать сказку надо неоднократно, для того чтобы дети лучше вслушивались в звучание самой речи, запоминали отдельные понравившиеся выражения.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить т е.
-Заинтересовать видом театра с помощью, которых им будут показывать сказку (Настольный театр, перчаточный театр, пальчиковый театр, театр на кавролине, театр резиновой игрушки). В младше — среднем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, лисичек, мышек. Сказки, стихи, небылицы помогают думать, рассуждать, логически мыслить, отвечать на вопросы героев.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают детям разобраться в последовательности событий. В начале педагог с помощью вопросов направляет внимание детей на процесс развёртывания действия, затем дети сами учатся выделять основные моменты в содержании рассказа.
Составление рассказов по картинкам способствуют уточнению знаний известных ребёнку слов и усвоению новых, постепенно дети овладевают навыками диалогической речи.
Например: Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит их рассмотреть, затем читает рассказ, после чего даёт каждому ребёнку по картинке. Повторяет рассказ, дети должны показать соответствующую карточку.
Пересказ художественных текстов.
— Этот вид работы можно проводить, только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. До начала чтения рассказа педагог объясняет смысл трудных слов. Прочитав рассказ, педагог задаёт вопросы. После этого просит детей пересказать прочитанное.
1. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.
2. Можно составить план рассказа.
3. Можно организовать пересказ по «цепочке» один ребёнок начинает, а следующий продолжает.
4. Педагог пересказывает, ребёнок вставляет слово или предложение.
Примерный текст пересказа:
«Как Саша первый раз увидел самолёт».
— Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху по воде что- то загудело. Саша подумал, что летит птица.
Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.
1.Ответить на вопросы:
-Какое было время года?
-Что пускал по воде Саша?
-Что загудело в воздухе?
-Что Саша спутал с птицами?
2.Подобрать определение к словам:
-Весна (ранняя, поздняя, тёплая).
— Самолёт (большой, красивый, серебряный).
-Лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова (самолёт).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является подружка Оля.
5. Закончи предложение,поставь в недостающее по смыслу слово в нужном числе:
Была весна, таял (снег, текли (ручейки) и. т. д.
Также хорошо использовать для развития речи детей- рассказы- описания.
У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у неё большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадётся мягко, осторожно, когда идёт за добычей. Кошка – домашнее животное, живёт рядом с человеком, ловит мышей, крыс.
В работе с детьми хорошо использовать игры сдвижением, которые прекрасно сочетаются с речью.
1. «Массаж ладоней» — стимулирующие воздействие массажных мячей, изменяет функциональное состояние коры головного мозга, улучшая её работу.Упражнение со словами:
-Ты яичко покатай,но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно — так у птиц заведено. (Ребёнок катает мячик между ладоней, одна сверху, другая снизу).
2. Игры с пальчиками (Используем любые пальчиковые игры см. картотеку). Снимают напряжение мышц шеи и плеч, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
3. Артикуляционная гимнастика — делает мимику выразительной, задаёт ритм массажных движений. (см. упражнения по звукопроизношению, артикуляционную гимнастику «Тру-ля-ля», «Песенка язычка».
Виды детской деятельности, формы педагога с детьми:
— Свободное общение на разные темы.
— Сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, дразнилок, придумывание сценариев для театральных иго — инсценировок.
-Коммуникативные игры — на знакомство детей друг с другом, развитие эмпатии, навыков взаимодействия и. т. д.
-Игры-фантазии, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры, народные игры, хороводные игры, игры с диалогом, викторины, путешествие по сказкам, режиссерские игры, придумывание этюдов.
1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.М: Просвещение, 1990.
6. Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».СПБ. «:Детство-Пресс»,2012
7. Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПБ. : «Детство-Пресс»Н. В. Нищева,2013
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
«Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой». Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой» Цель. Использование технологии ТРИЗ для решения проблем речевого.
Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.
Конспект мероприятия для родителей второй младшей и средних групп в ДОУ «Развитие связной речи у дошкольников» Цель: Обогащение зананий родителей о способах развития связной речи у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать вербальные средства.
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система.
Принципы, средства и формы обучения дошкольников Принципы обучения дошкольников Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной.
Проект «Речевое развитие старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин» Подготовила и реализовала Аксенова Елизавета Александровна, воспитатель МДОАУ №3 г. Новокубанска Актуальность проекта: Дошкольное детство.
Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO» Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Это связано с решением задач речевого развития на предыдущих.
Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников. ПЛАН : 1. Знакомство.
Новые формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников Слайд 2 В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное.
Источник