Эмоционально психологическому благополучию детей доу

Консультация для пеадгогов «Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье»
консультация на тему

Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова роль взрослых в в этом процессе можно узнать в данной консультации.

Скачать:

Вложение Размер
Групповая консультация для педагогов «»Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье

Среди глобальных проблем человечества 21 века осталась проблема здоровья. Но здоровье не как общего понятия, а рассмотрение его различных аспектов. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторов. Менее изучены факторы, которые влияют на психологическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие.

Психологическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. (И.В. Дубровина)

Рассматривая психологическое здоровье, нужно обратить внимание, что его основу составляет нормальное развитие индивидуальной жизни. Безусловно, на сохранение и укрепление психологического здоровья на высшем уровне влияют факторы риска, которые можно условно разделить на две группы. Это объективные или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Уделим внимание факторам среды, которые наиболее значимы для психологического здоровья детей.

Важным фактором является общение ребенка с матерью . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию тревожной привязанности и недоверие к окружающему миру (М. Эйнсворт, Э. Эриксон).

Также важны и взаимоотношения ребенка с отцом, которые являются условием для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку (Г. Фигдор), но в России отец редко имеет возможность быть рядом с ребенком. Таким образом, и отношения с отцом чаще всего сказываются неблагоприятно на формирование автономности и самостоятельности ребенка.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности. Несформировавшаяся самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности.

Дошкольный возраст очень важен для формирования психологического здоровья ребенка. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу – «ребенок – кумир семьи» и «отверженный». Следствием таких типов может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольника как способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Такой ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать себя и взрослого.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями . Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым — воспитателем, который во многом определяет его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычного около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может к неудовлетворению потребности в безопасности, развития тревожности, психосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутенный конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребёнка, он нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

В контексте образования проблема формирования исходно благополучного психологического здоровья приобретает особый смысл. Нужно помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития во взаимодействии с окружающими его людьми и в условиях окружающего мира.

Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий, которые обеспечивают духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. В связи с этим можно выделить основные задачи воспитания:

  1. реализация в работе с детьми возможностей развития каждого возраста,
  2. развитие индивидуальных особенностей детей,
  3. создание благоприятного для развития ребенка психологического климата,
  4. оказание психологической поддержки и помощи, как детям, так и окружающим их взрослым.

Решением этих задач являются условия полноценного психического и личностного развития каждого ребенка. Их нарушение мешает своевременной реализации возможностей детей, что ведет к ухудшению психологического здоровья.

Положительный фон настроения одно из таких условий, он также важен для формирования психологического здоровья детей. В последнее время наряду с понятием «положительного фона настроения» используются такие, как эмоциональное благополучие, душевное равновесие. Под положительным фоном настроения эти два понятия излагаются, как способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Эмоциональное благополучие в работах Г. Г. Филипповой рассматривается как показатель оптимального общего развития. Вопросы эмоционального благополучия ребенка стали предметом исследования продолжателей дела Запорожца А. В. в последние годы. Эмоциональное благополучие является одной из важнейших линий развития ребенка – играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка.

Вопрос эмоционального благополучия ребенка в ДОУ – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.

Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Этот вопрос изучали П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. В. Витт, А. Д. Кошелева, рассматривая эмоции как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.

Г. Г. Филиппова выделяет следующие компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОУ:

эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения,

переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта,

переживание успеха – неуспеха в достижении цели,

переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними,

переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Важно помнить, что эмоциональное благополучие зависит от различных условий, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Состояние здоровья тесно связано с эмоциональным комфортом ребенка. Существует некая тождественность здоровья и эмоционального состояния. Так или иначе, заболевание – это некое нарушение баланса, равновесия систем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае можно рассматривать как первые позывные, как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма.

Анализ данной проблемы позволил определить некоторые направления работы по формированию психологического здоровья у детей в ДОУ:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду также является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду.
  2. Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
  3. Очень важным и необходимым условием является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
  4. Обстановка в семье, характер семейных отношений влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка. Возникновение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста связано с психическими травмами (А. Д. Захаров, В. П. Козлов). В детском возрасте психотравмирующие ситуации вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.

Занимаясь с умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о его здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. Врач-психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье состоит из четырех аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного; и лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг себя.Не эта ли задача взрослых?

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Елена Акимова
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Консультация для воспитателей на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.

6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.

7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.

Принципы работы с детьми Принципы работы с детьми Для того, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие ребенка и его психологическую защищенность, необходимо соблюдать.

Эссе «Моя педагогическая философия» Работая в детском саду, я стремлюсь, вместо того, чтобы навязывать желаемый образ поведения ребенка, вкладывая свои ценности, формировать.

Источник

Читайте также:  Как восстановить чтобы нос чувствовал запахи
Оцените статью