Эмоционально психологическое благополучие детей доу

Консультация на тему: Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
консультация на тему

Консультация для педагогов на заданную тему.

Скачать:

Вложение Размер
emots.blagopaluchie.docx 99.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4

607067,Нижегородская обл. г.Выкса, ул.Лазо зд.№79 контакты: тел:8(831)77-6-78-40,8(831)77-6-78-26 e –mail: mbdou2012@yandex.ru

Консультация на тему: Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Выполнила: педагог –психолог

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,

чья программа ребенку не интересна!»

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать .

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений .

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка

свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку

нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности

для нас, взрослых.

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

  • быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
  • наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
  • наличие «семейных альбомов»;
  • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
  • разумная занятость детей;
  • применение физкультминуток во время занятий;
  • наличие традиций в группе;
  • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
  • проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
  • демократичный стиль общения педагога – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

Соблюдение педагогом принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

  • организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
  • контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
  • организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

— самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)

  • формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть своего времени. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Предлагаю воспитателям младших и средних групп поиграть в игру «Ласковые слова».

Задача : формировать профессиональную компетентность.

Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Итог: самым внимательным, добрым и ласковым становится…

А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в

игру «Комплементы» так как в старшем дошкольном возрасте дети уже нуждаются во внимании сверстников, и задача обучать детей делать комплементы друг другу или добрые пожелания.

Стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплемент своему соседу. Игра поводится по кругу.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме.

Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

  • для детей 4-5 лет — «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной;
  • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений .

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком,личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.

  1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями — Москва : Сфера, 2009.
  2. Балабушка Л. Родители — наши первые помощники / Л. Балабушка, О. Галибаш // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2004. — N 2. — С. 47.
  3. Елжова Н. В. Работа с детьми и педагогами в дошкольном образовательном учреждении: — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008
  4. Г.Г. Филиппова. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия.

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Наташа Сорокина
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Помимо психических процессов огромное значение имеет развитие положительного эмоциональной сферы, которая относится к числу важнейших условий развития личности ребенка, осознания ребенком себя. Известный психолог Л. С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств, который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». Поэтому, только согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сферы, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанных с дефицитом человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Им зачастую оказываются свойственны такие комплексы, как незащищенность, тревожность, состояние постоянного напряжения.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то в дошкольном учреждение необходимо обеспечить его психологический комфорт. Эмоциональное благополучие ребенка обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога).

В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему педагога. Компонентами эмоционального отношения к детям являются действия педагога, общий эмоциональный фон в его работе, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком и конечно стиль общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.

Например, в случае если педагог доминирует над детьми, ожидает беспрекословного послушания и повиновения, а желание детей для него мало что значит, разве может идти речь и эмоциональном благополучие ребенка в этой ситуации? Такой стиль общения непременно приведет к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту.И как результат: нежелание посещать детский сад и нарушение социальных контактов. С моей точки зрения наиболее подходящий стиль общения педагога с детьми, это демократический стиль. Педагог с таким стилем общения способен развить в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях, он стимулирует самостоятельность детей. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.

Еще один значимый фактор для комфортного эмоционального самочувствие ребенка характер его отношений со сверстниками. Только положительные взаимоотношения со сверстниками смогут сформировать у детей такие качества как отзывчивость и искренность, а вот конфликтные взаимоотношения приведут к отчужденности, скрытности и агрессивности. Это еще одна причина, почему некоторые дети не хотят ходить в детский сад, это те дети не смогли наладить свои отношения с другими детьми и дома они чувствуют себя спокойнее, увереннее и комфортнее. Педагог должен своевременно обращать внимание на формирование микроклимата в группе, не выделять детей, вырабатывать у детей самоуважение и доброе уважительное отношение к сверстникам.

Еще одна важная составляющая эмоционального развития ребенка это психологический климат в семье. Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Дети нуждаются в родительской любви, она выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического комфорта. Уверенности в том, что его любят и о нем заботятся для ребенка важная составляющая его эмоционального развития. Психологический климат в семье влияет на ребенка, как дома, так и в детском саду. Заботящийся о своем ребенке родитель всегда обратит внимание на его успехи и неудачи, его забота не может ограничиваться только поцелуями и ласками. Он должен быть чуток к эмоциональному миру ребенка, уметь подчеркнуть его достоинства, осознавать важность душевной теплоты и общения. Стараться всесторонне развить своего малыша, целенаправленно и систематически воспитывать его эмоции и чувства.

Цель данной статьи попытка донести педагогам и родителям важность и значение эмоционального благополучия в развитии ребенка. Чтобы совместными усилиями способствовать развитию чувственной сферы детей, что позволит обеспечить психологический комфорт ребенка, а значит его полноценное развитие.

В общении и взаимодействии с детьми педагогам

желательно следовать правилу трех «П»:

— Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

— Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

— Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Рекомендации родителям как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий,а именно:

• Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;

• Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;

• Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;

• На своем примере показывайте значимость своей семьи;

• Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;

• Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;

• Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;

• Формируйте адекватную самооценку;

• Постарайтесь стать самым близким другом;

• Учите дорожить друзьями;

• Учите ребенка быть внимательным к окружению;

• Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;

• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” в подготовительной.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической.

Конспект индивидуальной консультации с родителями «Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние ребенка» Конспект индивидуальной консультации с родителями «Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние ребенка» Воспитатель МБДОУ.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка. » Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи:.

Проект «Ребёнок и эмоциональное благополучие» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию наш проект в соавторстве Ансон Т. Н. Решетовой Е. В. и Александровой А. С. «Не подарок.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: знакомство с понятием эмоционального.

Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов в ДОУ» Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Цель: предупреждение профессионального.

Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное благополучие ребенка Эмоциональное благополучие ребенка (подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М.) В развитии ребенка мы чаще всего уделяем внимание физическому.

Источник

Читайте также:  Управление организационными конфликтами стрессами
Оцените статью