Эмоционально психологический климат педагогического коллектива

Психологический климат коллектива педагогов

Юлия Князева
Психологический климат коллектива педагогов

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность детей.

К числу условий, зависящих от самого педагога, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.

Психологическая установка создаётся тем, что педагог мысленно представляет себе группу и объект работы.

Эмоциональный настрой — это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного процесса.

Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем воспитателям и педагогам. Для эмоционального настроя необходимо «окунуться» в материал НОД, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать, представить их в сознании как бы наглядно. Если педагог не успеет перед занятием вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.

Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от педагога. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён». К педагогу же, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением.

Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог — и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своей группы. Бережное отношение к самочувствию педагога возможно в условиях творческой атмосферы в детском саду, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства. Возможности руководителей в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.

Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив — коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.

Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики. Поэтому, видимо, главная функция руководителей должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности, а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективемною использовалась следующая совокупность методов исследования:

а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

2.Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик.

Экспериментальной базой исследования явился МКДОУ Яменский детский сад. В исследовании приняли участие

Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.

Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в образовании.

Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты.

Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе«. Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.

Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от — 3 до +3 оценить климат в своем коллективе

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях и антипатии

3 В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

Читайте также:  Физические последствия сильного стресса

6. С уважением относятся к мнению друг друга Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного» В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии Коллектив инертен и пассивен

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

Обработка полученных данных.

Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+, потом (—) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом»методики:

+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности;

от 0 до (— 8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

от (—8) до (—10) — средняя неблагоприятность;

от (— 10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные, так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида «Психологический климат в коллективе» Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного.

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ, как условие индивидуального подхода к развитию ребенка Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными.

Консультация для родителей «Психологический климат семьи» «Психологический климат семьи. » Психологический климат в семье благоприятный только тогда, когда в семейном кругу все друг к другу относятся.

Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения Семирякова Елена Геннадьевна старший воспитатель ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ.

Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения» Цель тренинга: Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения. Задачи: 1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций. 2. Сохранение.

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ.

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми» Социально – психологический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения. «Стиль общения педагога с детьми». Цель: освоить.

Тренинг для педагогов «Сплочение педагогического коллектива» Тренинг для педагогов Цель: Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности.

Психологический тренинг для педагогов Дата проведения: ___ Продолжительность проведения: 40-50 мин. Материал: листы бумаги, простые карандаши Ход.

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива. Психологический.

Источник

Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса

Ольга Сирюпанова
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.

Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в детском саду. Человеческий фактор в детском саду включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.

Читайте также:  Свойствами темперамента являются сдержанность

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о психологическом климате в коллективе, является условием успешной деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования.

«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становит ся нормой. Нормой становит ся то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», — так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик.

Сплочение педагогического коллективашколы нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др., в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др., коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации. Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Для этого надо активнее участвовать в различных конкурсах (недостаток мет работы что не проводим конкурсы внутри детского сада, раньше каждый пеадгог давал открытые занятия в обязательном порядке, проводились методические дни, творческие встречи и тд. Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат времени, больших усилий при их подготовке и проведении. Но как говориться результат оправдывает средства. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива: администрации, руководителей методических формирований, профсоюзного комитета, опытных педагогов и молодых специалистов.

Такие мероприятия навсегда остаются в памяти всех, кто в них был задействован как яркий и незабываемый праздник. К сожалению, в последнее время очень много различных мероприятий причем внеплановых приходит свыше, что вызывает дополнительную нагрузку на коллектив, и нам очень сложно планировать свои глобальные мероприятия с педколлективом.

Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. На мой взгляд, в нашем коллективе система работы с молодыми специалистами способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе, минимизации психологических проблем в процессе профессионального становления. Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых специалистов, помогают овладеть практическими составляющими образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями. И наши молодые педагоги в своем большинстве оправдывают наши надежды, это активные, творческие, талантливые учителя, которые всегда позитивно настроены ко всему, что происходит в нашем коллективе, а это согласитесь немаловажно для становления позитивного психологического климата в нашем коллективе.

Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором. И чтобы немного отдохнуть и отвлечься мы проведем релаксацию под названием «Искусство быть счастливым».

Релаксация «Искусство быть счастливым»

Но их недостаточно, чтобы в полной мере содействовать сплочению нашего коллектива. К сожалению, это могут отметить педагоги, которые давно работают в нашем коллективе, многие традиции утрачены, а новые почему-то не сформированы. Многие из нас помнят, как мы все вместе отмечали праздники, как танцевали на прыгающем полу,как веселились на вечерах встречи и выпускных баллах. Праздники – это было святое для каждого педагога, это было то, что объединяло нас, то, что формировало гордость за вторую школу, наш коллектив. Сейчас почему-то, чтобы педагоги пришли на День учителя или вечер встречи с выпускниками нужно издавать приказ директора. Вот и получается, что на этих мероприятиях присутствует в лучшем случае половина коллектива, а еще хуже то, что некоторые наши коллеги вообще все это игнорируют, их не интересует ни юбилей коллеги, ни праздник, посвященный 8 Марта и Дню защитника Отечества, ни День учителя

Читайте также:  Доктор блюм маски стресса

«Выработка модели формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе»

По мнению психологов важнейшими факторами формирования комфортного психологического климата в коллективе являются:

1— сплоченность коллектива,уважение, признание ценностей и традиций коллектива;

2— снижение уровня конфликтности в коллективе;

3— формирование адекватного отношения к критике;

4— организация условий труда и отдыха;

5— единство администрации и членов коллектива

6— создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов

И по всем вышеназванным критериям выработать модель формирования комфортного психологического климата в детском саду. Перед вами, уважаемые коллеги, дом, который символизирует наш детский сад. И чтобы, наш детский сад мы, наши воспитанники, родители могли бы назвать «домом, в котором уютно всем», мы должны зажечь свет в символических окнах нашего общего дома. Этот свет и станет надежной крышей, под названием «комфортный психологический климат». Эта крыша обеспечит благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени.

Сплоченность коллектива, уважение,признание ценностей и традиций коллектива

— Совместная встреча Нового года;

— Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях,

— Инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;

— Активность администрации в организации совместных мероприятий;

Снижение уровня конфликтности в коллективе

— Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;

— Уважение в каждом педагоге личности:

— Самокритичность по отношению к себе;

— Соблюдение принципа «один за всех и все за одного»;

— Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;

— Пресечение случаев распространения сплетен;

Формирование адекватного отношения к критике

— Пропускать критику через мозг, а не сердце;

— Повышение самооценки у педагогов;

— Умение контролировать свои эмоции;

— Умение поставить себя на место критикующего;

— Проведение тренинговых занятий по формированию основ конструктивного общения;

Единство администрации и членов коллектива

— Объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива;

— Добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации;

— Предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива;

— Развитие у всех членов коллектива чувства взаимопомощи, взаимопереживания, взаимоподдержки;

— Устранение случаев психологического дискомфорта;

Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов

— Развитие системы морального и материального стимулирования педагогов;

— Уважительное отношение к педагогам;

— Умение радоваться успехам коллег, исключение случаев зависти;

— Проведение нетрадиционных форм работы с педагогами: праздников, фестивалей и т. д.

1. Утвердить модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе детского сада;

2. С целью предотвращения эмоционального выгорания педагогов и формирования благоприятного психологического климата не менее 1 раза в квартал проводить дни психологической разгрузки педагогов по сохранению психологического здоровья педагогов;

3. Профсоюзному комитету совместно с администрацией с целью сплочения коллектива активизировать работу по организации коллективного отдыха педагогов, по формированию и развитию традиций коллектива.

Организация образовательного процесса в ДОУ с детьми старшей группы В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Консультация для воспитателей «Факторы, влияющие на социально-психологический климат» I Социально – психологический климат. В конце 50-х – начале 60-х годов волна исследований была направлена на выявление характеристик социально.

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.

Проект в дошкольном учреждении «Как сформировать благоприятный психологический климат в коллективе» Формирование благоприятного психологического климата, как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением Успешное.

Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС. Нормативно-правовая база: — Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ — Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса в средней группе ДОУ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Планирование воспитательно-образовательного процесса 13.04. понедельник Познаватель-ное развитие. ФИЗО на воздухе. Лепка. Приобщение дошкольников к русской народной. «Народная.

Проект: «Коррегирующая дорожка в педагогическом процессе, как условие снижения заболеваемости детей». «Помните – здоровье начинается со стопы». Н. Харитонова. Аннотация к проекту «Корригирующая дорожка для стопы ног» Проект раскрывает содержание.

Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками «Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».Повышение уровня современных государственных требований и.

Источник

Оцените статью