ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
методическая разработка по теме
На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника, но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopova_e.a._zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
Сопова Елена Александровна
учитель английского языка ГОУ СОШ №127, Санкт-Петербург, Россия
На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника, но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.
Результаты исследований Института возрастной физиологии РАО отмечают наличие в образовательном процессе негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста и называют школьные факторы риска. Ниже они представлены по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к дисбалансу физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. [2]
Анализируя школьные факторы риска, мы приходим к выводу, что не только родители и психологическая служба школы могут способствовать улучшению уровня здоровья школьника, но и, несомненно, сам учитель, чья ежедневная практическая работа является причиной создания и решения большинства проблем здоровья учащихся, способен оптимизировать и наладить процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Возникновение здоровьесберегающих технологий на фоне современной интенсификации учебного процесса нельзя назвать случайным. Многовековые традиции педагогической философии всегда отдавали дань идее «не навреди», являющейся одним из ключевых аспектов системы образования. На сегодняшний момент она реализуется на основе личностно-ориентированного подхода.
В современной педагогике существуем множество определений здоровьесберегающих технологий. Но в основе всех классификаций и определений лежат принципы здоровьесбережения, сформулированные профессором Н.К. Смирновым:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. [2]
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Опуская в своей статье теоретические основы критериев и характеристик здоровьесбережения, мне бы хотелось перейти непосредственно к более практически-ориентированной части, где появляется возможность поделиться методическими находками и приемами, использование которых на уроках и ведет к достижению соответствующего уровня здоровьесбережения.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
- Снятие эмоционального напряжения
- Создание благоприятного психологического климата на уроке
- Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
- Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания, технологию раскрепощённого развития детей
- Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
- Технология психологического сопровождения учебной группы [2]
В представленной выше классификации психолого-педагогических технологий здоровьесбережения, на мой взгляд, особое место занимает технология снятия эмоционального напряжения. В педагогической литературе есть множество приемов, позволяющих учителю создавать эмоционально благоприятную и психологически комфортную атмосферу на уроках. Учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, учитель может широко использовать игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Не следует забывать, что период врабатывания (традиционно длящийся от 3 до 7 минут) можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы.
Введение нетрадиционно оформленных заданий, проектных уроков, уроков экскурсий, сюжетно-ролевых постановок в рамках социальных тем (судебные процессы, ситуации общения в кафе, магазине, аэропорту и т.д.), использование интерактивных обучающих программ, фрагментов фильмов и активное привлечение ИКТ вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Независимо от возраста школьников, утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации.
Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями. [5]
Наряду с традиционными видами физкультминутки, я использую приемы минутной релаксации (последовательное расслабление мышц лица и тела) и успокаивающего дыхания (глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерживается дыхание, после чего выполняется выдох через нос как можно медленнее).
Активно используемый психологами прием «Инвентаризация» можно применять не только с целью снятия эмоционального напряжения, но и решения определенной образовательной задачи (отработка тематической лексики и структур в рамках изучения иностранного языка).
Известно, что отвлечение и использование музыки также способствуют снятию эмоционального напряжения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Правильно подобранная спокойная инструментальная композиция может стать фоном для индивидуальной или коллективной творческой работы. [6]
Отдельно хочется поговорить о внедрении психогимнастики в образовательный процесс. Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Основной акцент здесь делается на обучение технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:
Задачи: уменьшение напряжения учащихся, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния
Является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
Должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. [6]
Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, используются коммуникативные игры, способствующие улучшению взаимопонимания, психофизические упражнения, способствующие раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (часто используются сказочные сюжеты, их театрализация). Широко используются глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук. Ведь, как отмечают психологи: «человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение».
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом стратегия построения урока, тщательно подобранные приемы и формы работы не только позволят решить образовательные задачи, но и помогут ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств. С самого раннего детства мы должны научить ребенка беречь и укреплять свое здоровье, гармонично существовать в социуме и сохранять личностную, физическую и духовную гармонию. Использование здоровьесберегающих технологий позволит педагогам успешно продвигаться по пути реализации поставленных задач.
Список использованных источников и литературы:
1. Менчинская Е.А . Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Источник
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии эмоциональной сферы детей
Светлана Борисенко
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии эмоциональной сферы детей
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Поэтому в свою работу мы включаем лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Какие же физкультурно-оздоровительные, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей мероприятия мы знаем?
1. Утренняя гимнастика — создаёт у детей хорошее настроение и поднимает мышечный тонус; гимнастика после сна — также поднимает настроение детей, обеспечивает профилактику нарушений осанки.
2. Дыхательная гимнастика — психологи подтвердили факт взаимосвязи дыхания и настроения детей. Резкие перепады настроения часто проявляются у детей, которые неправильно дышат. На физкультурных занятиях детей обучают различным движениям. Их цель — доставить детям максимум удовольствия от движений, научить их ориентироваться в пространстве физкультурного зала, использовать снаряды по назначению, владеть приёмами элементарной страховки.
3. Пальчиковая гимнастика — выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.
4. Физкультминутки — их роль — это предупреждение утомления детей на занятиях.
5. Подвижные игры — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Это позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. А также подвижные игры сближают воспитателя с детьми,помогают установить с ними тесный контакт.
В содержание физкультурно — оздоровительной работы мы включаем специальные упражнения и комплексы дыхательных упражнений, которые обучают детей правильно дышать.
Основные правила выполнения дыхательных упражнений заключаются в следующем:
— Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
— Концентрировать внимание на дыхательном упражнении — это увеличивает его положительное действие.
— Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
Ещё одним распространённым способом повышения сопротивляемости организма эмоциональным нагрузкам является применение массажных упражнений.
В своей работе мы используем такие виды массажа: массаж рук, массаж ушных раковин, массаж головы, массаж лица.
«Растем здоровыми». Из опыта работы по укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера Воспитатель: Мартышина Анна Константиновна. Здоровье детей – это будущее страны. Сохранить и улучшать здоровье детей – это огромная каждодневная.
Растим детей здоровыми каждый ребенок должен стремиться к осознанному сохранению здоровья, потому что психическое здоровье ребенка связано неразрывно с его физическим.
Источник