- Привязанность
- Физический уровень
- Второй уровень формирования привязанности
- Принадлежность и верность
- Я – важен
- Пятый уровень – любовь
- Здоровая привязанность
- Невротическая или тревожная привязанность
- Избегающий тип привязанности
- Амбивалентная привязанность
- Дезорганизованная форма привязанности
- Формирование здоровой привязанности
- Привязанность
- Как отличить привязанность и любовь к человеку?
- Как оценить привязанность?
- Типы привязанности
- Как избавиться от привязанности?
- Что значит быть эмоционально привязанным и чем это грозит?
Привязанность
Одна из базовых потребностей человека – привязанность к другому. Каждый человек нуждается в привязанности независимо от возраста. При этом формирование личных особенностей привязанности происходит в детстве. В каждом из нас заложено безусловное внутреннее стремление к поиску некой значимой фигуры (взрослого, родителя), который на этапе младенчества обеспечивал бы нам удовлетворение наших потребностей. Это стремление напрямую связано с выживанием. Младенец именно так и чувствует свою привязанность к матери – страх быть отвергнутым очень близок, очень похож как по оттенку, так и по интенсивности на страх смерти. Ребенок, без вовлеченности в него значимого взрослого не может выжить. Поэтому развитие механизма привязанности – это очень ранние механизмы формирования психики.
Считается, что основа привязанности формируется в первые дни жизни ребенка и закрепляется в течение нескольких первых лет. Чрезвычайно важно в это время, чтобы ребенок получал материнскую ласку, телесный контакт, контакт глаз, слышал нежный мамин голос. Важно также, чтобы с момента запроса (ребенку плохо, он закричал, заплакал) до момента маминого отклика проходило не слишком много времени. В теории это всё звучит логично и элементарно, а на практике часто просто невозможно маме чутко реагировать на каждый сигнал ребенка. Поэтому далеко не всем нам повезло с полноценной и сбалансированной привязанностью. Если же ребенок с первых дней сталкивался с раздражением, отвержением, слышал крики, скандалы, швыряние предметов, маме из-за каких-то обстоятельств было в какие-то моменты не до него, то в нём формируется привязанность, основанная на страхе, на тревоге, на стремлении удержать другого. Но давайте обо всём по порядку.
Привязанность формируется в несколько этапов и на нескольких уровнях.
Физический уровень
Ребенку очень важно, чтобы его брали на руки, чтобы с ним разговаривали, чтобы ему смотрели в глаза. Доказано, что мамы, страдающие послеродовой депрессией, берут своих детей в несколько раз реже. Поэтому послеродовую депрессию надо обязательно лечить хотя бы даже не только ради самой мамы, но и для ребенка. Ребенку нужно чувствовать тепло материнского тела, его запах, поглаживания – какие-то физические воздействия.
Второй уровень формирования привязанности
Характеризуется стремлением малыша копировать поведение взрослых, подражать им, быть на них похожим. Многие заставали своих малолетних детей за играми с помадой или примеркой маминых туфель с каблуками. На этом уровне начинаю возникать ростки самоиндентичности, ребенок невольно ищет и пробует разные формы поведения, находя примеры в своём ближайшем окружении.
Принадлежность и верность
Примерно в возрасте трех лет привязанность начинает формироваться на уровне присвоения. Ребенку свойственно присваивать что-то себе. При этом типично услышать в это время от него: «Моё!», «Моя мама!», «Моя игрушка!». То есть ребенку важно присвоить себе какой-то объект, почувствовать, что объект – как бы часть его, никому больше не принадлежит. В это время ребенок начинает хорошо чувствовать свою отличность от других людей, закрепляется деление на «моё – чужое», «свой – чужой».
Я – важен
На четвертом уровне формирования привязанности ребенку становится важно чувствовать, что он кому-то важен. Ощущение, что я кому-то принадлежу, являюсь частью чьего-то внимания.
Пятый уровень – любовь
На шестом уровне формируется психологическая привязанность. Это как раз то, чем занимается и что исследует психолог. Некая способность делиться своим внутренним миром с кем бы то ни было. Своими переживаниями, своими чувствами, своими ощущениями.
В этом месте важно отделить настоящее «делиться», которое мы, психологи понимаем в контексте внутреннего избытка, от типичного для современной доминаторной культуры «делиться» из дефицита. Приведу пару примеров. Пожилые женщины «делятся» сплетнями из внутреннего дефицита в неосознаваемом стремлении обличить кого-то в чём-то недостойном, чтобы утвердиться в логичности и правильности своей конструкции «я – плюс, другие – минус». Или другой пример: когда один партнер говорит другому «Я тебя люблю!» не из состояния счастья и избытка, а в надежде, что второй партнер ответит то же самое, как бы спровоцировать его на признание. Мы же под словом делиться имеем ввиду желание что-то делать для другого, не столько для того, чтобы что-то получить взамен, сколько для того, чтобы что-то подарить, чем-то одарить другого.
Здоровая привязанность
Если все эти этапы прошли относительно благополучно, то у человека формируется здоровая привязанность. Прямо скажем, это довольно редкие случаи, и таких людей не много. Считается, что порядка 15-20% современного общества обладает здоровыми формами привязанности. Остальная же часть оказывается вознаграждена некими измененными, искаженными формами привязанности. Их несколько.
Невротическая или тревожная привязанность
Самая типичная и наименее деструктивная форма, которая формируется в результате родительского пренебрежения или попустительства, когда ребенку не хватает некой фигуры, которая поддерживала бы, помогала ему ориентироваться в жизни. Либо в противоположном случае – в условиях гиперопеки, когда ребенок находится в условиях усиленного неусыпного родительского контроля. Который ребенок воспринимает как постоянный настойчивый сигнал от взрослых, что мир не безопасен, что надо быть начеку, нужна защита, без которой можно пропасть.
Такая привязанность характеризуется сильной потребностью в контроле. Также для людей с таким типом характерно в контакте с другими людьми бессознательно провоцировать на агрессивность и раздражительность. Они не могут строить отношения через свою собственную устойчивость, им важно, чтобы на них отреагировали хоть как-то. Если не получается вызвать симпатию, ласку, принятие, тогда хотя бы накричите, хотя бы стукните. Такое поведение можно наблюдать не только у детей, но и у взрослых, и даже в довольно серьёзном возрасте. Меняются формы, но суть остается прежней.
Избегающий тип привязанности
Внешне этот человек может выглядеть автономным, ни в ком не нуждающимся, что где-то может даже восприниматься как здоровая самостоятельность. Такая форма привязанности является реакцией на не прожитую потерю, на не реализованные механизмы горевания. Механизм таков: после потери человек испытывает тяжело выносимые переживания, тяжело дающиеся. Человек в этом моменте чувствует себя плохо, страдает, грустит. Это противоречивый и горький коктейль, от которого хочется избавиться. И впоследствии, чтобы не сталкиваться с такими не простыми чувствами, психика выбирает такой способ формирования своего окружения – избегать близких отношений. Эта привязанность начинает у самого человека ассоциироваться с примерно такой формулировкой: я скорее никому не подхожу – реальная причина не осознается. В отношениях человек испытывает в какой-то момент вместо дальнейшего сближения, стремление отдалиться. И в этом испытывает успокоение, возобновление некой стабильности.
Амбивалентная привязанность
Человек при этом склонен то довольно быстро приближаться, то отдаляться. Это может выражаться, к примеру, в непонятной динамике искренности разговора. Вчера мы с этим человеком обсуждали какой-то интимный и трогательный опыт, сегодня он едва слышно буркнул что-то вместо приветствия и прошел мимо. То мы слышим от человека признания в дружбе, то вдруг замечаем, что он не разделяет наши взгляды и ведет себя чуть ли не враждебно.
Такая форма привязанности формируется, если ребенок растет в примерно такой же обстановке нестабильного отношения взрослых. Сегодня, к примеру, отец сильно отругал и незаслуженно наказал, завтра, наоборот, сводил в кино и купил мороженое. Это может быть связано с обычной эмоциональной неустойчивостью, либо с какой-либо формой психической патологии.
Тут очень важно упомянуть про формирование зависимых моделей поведения. К примеру, только что папа был ласков с дочкой, но вдруг у него произошел неприятный телефонный разговор и теперь он раздражен и зол. Состояние девочки резко меняется. При этом она не контактировала с тем позвонившим человеком. Её состояние напрямую зависит от папиного – у него оно испортилось, она вынуждена реагировать на это, её состояние тоже меняется из-за изменения папиного. Похожая картина происходит, когда папа, к примеру, выпил. Состояние девочки меняется из-за того, что меняется папино под воздействием алкоголя.
Дезорганизованная форма привязанности
Это реальная жесть. Такая форма привязанности формируется, когда ребенок растет в условиях выживания. Тут нет опыта построить привязанность через любовь, но есть много опыта построения отношений через страх. В итоге человек не осознает, что он склонен строить такие отношения, в которых его будут бояться. Через доминирование и силу он будет чувствовать себя безопасно.
Механизм формирования и функционирования привязанности напрямую связан с циклом напряжения и расслабления. Ребенок выронил соску, закричал, задрыгал ручками, тут появляется мама, успокаивает, вставляет соску ему обратно в рот – ребенок расслабляется. Похожий цикл постоянно происходит и уже во взрослой жизни. Удалось разгадать, чего хочет клиент — расслабление. Удалось решить сложную задачу – расслабление.
Формирование здоровой привязанности
В заключение, расскажем, что способствует формированию здоровых форм привязанности. Это, легализация в контакте языка потребностей. Когда потребности ребенка признаются, не высмеиваются, не подвергаются критике, когда за этим ребенок видит стремление родителей помочь ему в удовлетворении. Есть большая разница, когда одна мама в магазине в ответ на просьбу купить игрушку, говорит «Как тебе не стыдно! У тебя их уже вон сколько, а у кого-то совсем нет!», а другая: «Я бы и сама хотела купить тебе такую, но у нас тогда не хватит денег на продукты.»
Важно, чтобы в семье практиковалось выражать свое эмоциональное состояние при помощи слов. Это касается и самих родителей, и чтобы они как-то помогали ребенку делать то же самое – называть свои чувства, эмоции, переживания, описывать свой внутренний мир.
Важно, чтобы ребенок видел, что взрослые на что-то идут ради него, что-то меняют в своей жизни ради него, а не просто живут свою жизнь, с раздражением реагируя, когда надо что-то сделать для ребенка, обратить на него внимание.
И конечно важно, чтобы в жизни ребенка были положительные эмоции. Повеселиться, посмеяться – это должно присутствовать, этого должно быть много. Это не значит, что родители должны выполнять роль клоунов и шутов. Это значит, что в отношениях должно быть место юмору, шутке, игре. В этом случае формируется способность переживать радость и веселье. Дело в том, что в определенных ситуациях, когда энергия на низком уровне, психике проще свалиться в грусть и тоску, тогда радость и веселье становятся как бы не по карману. Воспитанная и выработанная привычка чаще веселиться помогает ребенку держать этот тонус, быть менее подверженным деструктивным мысленным и эмоциональным механизмам.
Спасибо что дочитали мою статью до конца. Больше материалов вы также можете найти в моем инстаграмме.
Источник
Привязанность
Привязанность является феноменом с позитивной окраской, указывающим на наличие у людей доброжелательных чувств, положительных эмоций, которые помогают дружить, быть хорошим семьянином, взаимодействовать с окружающими.
В таком широкоформатном понятии собран ряд разных состояний, которые характеризуются:
- единством душ;
- влюбленностью;
- заинтересованностью;
- глубочайшей верностью;
- лояльным отношением.
На самом деле у привязанностей есть другая сторона. Они могут быть болезненными и деструктивными для человека. А это создает препятствия на пути к раскрытию способностей людей и формированию адекватных связей.
Как отличить привязанность и любовь к человеку?
Многих, особенно представительниц прекрасного пола, интересует, как отличать привязанность от любви. Нередко из-за своей эмоциональности люди просто не могут отличить эти два состояния. Но они очевидны:
- Привязанность возникает, когда между людьми в силу каких-либо причин возникает притяжение, а любовь является чувством двух человек с родственными душами.
- Для привязанностей свойственны переменчивость, нестабильность, а если люди любят друг друга, то они объединены глубоким и постоянным чувством.
- Люди тоскуют в обоих случаях, однако любовь вызывает тоску иного плана, стимулирующую движение вперед.
- С привязанностью связан эгоцентризм, в любви должно быть принятие своего партнера, любимого человека таким, каким он есть на самом деле.
Как оценить привязанность?
Привязанность к человеку нельзя оценивать однозначно, поскольку она способна затрагивать разные сферы наших проявлений. Ведь человек способен чувствовать, мыслить, действовать, выражать себя. Без нее не происходит формирования социальных контактов, отношений, адаптации в социуме, ощущения комфорта в душе. Если у ребенка с детства не формируется привязанность к родителям, то его личность будет развиваться с нарушениями и дальше. Таким людям сложнее строить отношения, нормально контактировать и сближаться с другими.
Привязанность позволяет ощущать себя в безопасности и поддержку со стороны другого человека, чувствовать нужную опору в моменты нехватки внутреннего ресурса. Это чувство обычно возникает к людям, которые способны одобрять, помогать, принимать своего партнера таким, каким он есть на самом деле, а также удовлетворять определенные потребности. Оно является несколько детской моделью отношений и взаимодействия с окружающим миром. Однако имеет значение для того, чтобы с успехом выживать в социуме. Взрослые люди, привязываясь к кому-то, попадают в определенную зависимость, которая может иметь достаточно негативные последствия. Все зависит от того, насколько человек является зрелой и самодостаточной личностью.
Типы привязанности
В зависимости от особенностей детей, их темперамента, условно классифицируют несколько типов привязанностей, которые формируются в детском возрасте:
- Безопасной (надежной) разновидностью является чувство, формирующееся в кругу семьи, в которой о ребенке заботятся, уделяют ему достаточно внимания, дарят ласку и тепло. Такой ребенок намного проще адаптируется к условиям социума, спокоен и имеет нормальную самооценку.
- Избегающая – появляется у ребенка, который страдает от нехватки внимания родителей, взрослых, их заботы и ласки. Постоянно испытывая такое чувство пренебрежения в своей жизни, дети растут назойливыми людьми, зависимыми от чужого мнения. Кроме того, они не способны на выстраивание нормальных отношений.
- Дезорганизованный вид закладывают детям в семьях склонные к насилию родители. В такой среде вырастают импульсивные, агрессивные к окружению личности.
- Амбивалентной является сильно навязчивая разновидность привязки, присущая лицам, воспитанным непостоянными в своих решениях, непредсказуемыми родителями в условиях строгости, недостатка тепла, внимания, любви. У таких детей обычно развивается закомплексованность, зависимость от чужого мнения. Кроме этого они во взрослой жизни не терпят перемен в отношениях, чувствуя страх потери своего партнера. Объект их «страсти» должен всегда доказывать то, что он их любит и т.д. В подростковом возрасте это может грозить серьезными психическими отклонениями. Речь идет о реактивном расстройстве, при которой подростки делают попытки обратить на себя внимание посторонних людей. А это небезопасно, ведь есть много таких, кто пользуется этим в своих корыстных целях.
Как избавиться от привязанности?
Тот, кто испытывает зависимость, не чувствует себя счастливым, не может полноценно реализовать свой потенциал. Поэтому важно знать, как избавиться от привязанностей к людям, которые мешают нормальной жизни. Одним из эффективных способов решения проблемы является обращение к специалисту. Но и самому можно начать работу в направлении обретения свободы. Для этого необходимо:
прийти к осознанию факта временности всех явлений своей жизни. Это же касается и отношений;
провести исследование объекта, предмета, к которым возникает привязанность, с помощью специальных вопросов. Например, «Какие последствия ухода объекта из моей жизни?» и т.п.;
понять, что это состояние подобно привычке чувствовать себя счастливым с определенными людьми, но счастье возможно получить и без этого;
изучать себя, испытывать к себе уважение и любовь, а также определять себе достижимые цели и идти к ним, несмотря на внешние обстоятельства и мнение других.
Что значит быть эмоционально привязанным и чем это грозит?
Любая привязанность эмоциональная. Их основа – эмоции, которые могут быть, как отрицательными, так и положительными. Кроме того, в некоторых случаях бывают и смешанными. Мужчины и женщины ощущают эмоциональную привязку, когда близки в сексуальном плане. Кстати у представителей сильного пола она формируется медленнее.
На самом деле такое чувство имеет плюсы и минусы. Дело в том, что эмоциональные отношения не так просто разрушаются. А это является хорошим подспорьем для отношений в семье. Однако наличие деструктивных эмоций в основе таких отношений ничем хорошим не грозит. Такой паре сложнее разорвать взаимоотношения. Их любовь и ненависть друг к другу борются между собой в условиях порочного круга болезненного притяжения.
Привязанность в отношениях может быть дружеской, любовной, родительской. Каждый из вариантов основывается на сильном желании стать ближе объекту, к которому испытывается симпатия. Среди этих привязанностей есть те, которые сильно влияют на личность, ее формирование. К примеру, формирование привязки к матери влияет на выстраивание отношений с окружением в социуме. Речь идет о базовом доверии, его наличии либо отсутствии. Но также от этого зависит выбор модели поведения в перспективе. Половые отношения, их восприятие зависят от того, как формировались первые сердечные привязки. От этого зависит, сможет ли человек быть открытым с партнером, доверять ему. Если на этих этапах отношений была нанесена травма, то последствия будут отражены на всей личности. И решить проблему в таких случаях может быть под силу только психотерапевту.
Сильную привязанность к человеку, которая обретает патологические свойства, представляет собой зависимость. Она появляется, как правило, в условиях неправильного формирования привязок. Но может возникать в случаях насилия в моральном и физическом плане.
Здоровая привязанность гибкая, бескорыстная и при отсутствии желаемого партнера нет болезненности и негатива. Если отношения подходят к концу, это воспринимается нормально, без боли, страха, а лишь с грустью. При этом личность быстро адаптируется к новым реалиям своей жизни. Участники такой связи свободно себя чувствуют, подпитывают друг друга позитивом и помогают реализовываться в разных сферах жизнедеятельности.
Болезненная зависимость приводит к сужению мира к одному объекту. При этом практически нет выбора моделей поведения, есть необходимость все время быть возле обожаемого объекта, а также контролировать его действия и намерения. Такое партнерство вызывает постоянный страх разлуки. И неважно то, что все участники несчастны, и кто-то даже хочет разорвать эту связь.
С привязанностью, с чувством, которое делает жизнь уютнее и приятнее, периодически встречаются на жизненном пути практически все. Можно быть привязанным к людям, животным, определенному месту, предмету и т.п. Все это дарит радость. Некоторые на самом деле могут жить без этого, но такое существование нельзя назвать полноценной жизнью.
Бесспорно, лучше уживаются партнеры с надежными привязками. Однако это бывает довольно редко. Рекомендуют быть терпеливыми и оказывать друг другу помощь в выстраивании отношений, но не попадать в зависимость от своего партнера.
Если возникли какие-либо вопросы, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум».
Источник