- Виды и функции эмоций и их примеры
- Функции эмоций
- Примеры функций
- Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»
- О центре
- Материалы для помощи страдающим алкоголизмом
- Алкоголизм и семья
- Методические материалы центра
- Другие лекции из раздела видеокурс психолога Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.
- Денис Старков практический психолог
- Nav view search
- Навигация
- Искать
- Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья
Виды и функции эмоций и их примеры
Эмоция – процесс, который позволяет оценить отношение человека к различным ситуациям. Безусловно, внешние и внутренние факторы оказывают значительное влияние на его поведение. Поэтому все, что человек совершает, неизбежно порождает различные эмоции. Виды и функции эмоций очень различны.
Сначала философы относились к эмоциям очень отрицательно. Они думали, что эмоциональные всплески создают препятствия для людей. Они предполагали развитие разрушительных последствий для их разумной деятельности. Причем такое отношение не исчезло и в наши дни. С ним можно столкнуться в юридической практике. Это касается случаев, когда человек совершает какие-либо действия в состоянии аффекта. В результате, происходит потеря контроля над поступками в момент его совершения. Этот факт смягчает тяжесть преступления. Эмоции в процессе эволюционном развития человека сыграли положительную роль.
Многие исследователи отметили то, что человек обладает очень богатым эмоциональным миром. Например, у животных эмоциональный мир достаточно примитивен. Поэтому человек так сильно отличается от животных. С этой точки зрения эмоции играют роль в его выживании, а также развитии и совершенствовании. Существуют различные виды и функции эмоций.
Функции эмоций
Функция побуждения играет ключевую роль в жизни человека. Она регулирует эмоциональную активность людей на уровне физиологии. В зависимости от происходящих событий, эмоции могут контролировать их деятельность. Для привлечения сил и внимания к определенному виду деятельности используются организующие функции.
Такая особенность может быть полезна для людей, которые находятся в состоянии аффекта. При этом происходит отключение разума, мобилизация скрытых физических ресурсов. Этим объясняется резкое увеличение возможностей человека в ситуации, которая представляет серьезную опасность для его жизни. Поэтому основные функции эмоций влияют на поведение людей.
Оценочные функции эмоций и чувств служат для правильного определения значимости происходящей ситуации. При этом изменяется внутреннее состояние организма. Происходит сознательная переработка важной информации.
Регуляторные функции эмоций – система, которая предназначена для регулирования внутренней деятельности. С ее помощью осуществляется удовлетворение определенных потребностей. Известно, что любая потребность приводит к образованию сильных эмоциональных переживаний. Они способны оказывать на нее достаточно серьезное влияние.
Примеры функций
В качестве примера можно привести страх. Эта эмоция мешает людям реализовывать свои потребности. Радость и воодушевление оказывает обратное действие. Благодаря этим положительным эмоциям люди более легко преодолевают трудности. Таким образом, они быстрее достигают намеченных целей.
Предвосхищающая функция побуждает людей для совершения определенных действий. По сути, данная функция опережает дальнейшее развитие событий. Такие эмоции позволяют оценить возможность положительного или отрицательного исхода.
Способность людей к взаимопониманию зависит от коммуникативных функций эмоций. При этом происходит определенное «вхождение» в эмоциональный мир собеседника. Причем такое эмоциональное состояние часто передается и другим участникам. Данная функция наиболее важна в детском возрасте. Младенцы еще не умеют говорить. Поэтому они начинают общаться с другими людьми с помощью эмоций. Дети учатся взаимодействовать с окружающими их людьми.
Эмоциональное восприятие помогает правильно оценивать различные ситуации .Таким образом, эмоции служат в качестве регуляторов в познавании мира.
Источник
Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»
О центре
Материалы для помощи страдающим алкоголизмом
Алкоголизм и семья
Методические материалы центра
Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.
Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.
Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.
Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.
Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.
Функциональная семья
Дисфункциональная семья
Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов.
Теплая, поддерживающая атмосфера
Преобладают положительные эмоции
Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций)
Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность
Холодная, обвинительная атмосфера
Преобладают негативные эмоции
Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено)
Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции)
Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья.
Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные
Выполняются все бытовые функции
Достаточный доход семьи
Договоренности по распределение обязанностей
Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные
Выполняются не все функции быта
Недостаточный доход семьи
Нет договоренностей (диктат либо догадки)
Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи
Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)
Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка
Здоровые примеры для подражания
В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода
Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)
Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания
Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.)
Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство
Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи.
Семья – открытая социальная система
Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает)
Поддержка в сложные периоды
Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие)
Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку)
Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды
Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей
В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.
Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково).
Безусловная любовь, равная для всех членов
Право и уважение личной территории
Уважение прав другого на свой свободный выбор
Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов
В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье).
Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее)
Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам
Смешанные границы либо барьеры
Неуважение права другого на свой свободный выбор
Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи
Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:
1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).
2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.
Задания к теме «Дисфункциональная семья»:
1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.
С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/
Рекомендуемые материалы по теме:
Другие лекции из раздела видеокурс психолога
Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.
Источник
Денис Старков практический психолог
Nav view search
Навигация
Искать
Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья
Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.
Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.
Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.
Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.
Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.
Функциональная семья
Дисфункциональная семья
Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов.
Теплая, поддерживающая атмосфера
Преобладают положительные эмоции
Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций)
Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность
Холодная, обвинительная атмосфера
Преобладают негативные эмоции
Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено)
Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции)
Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья.
Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные
Выполняются все бытовые функции
Достаточный доход семьи
Договоренности по распределение обязанностей
Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные
Выполняются не все функции быта
Недостаточный доход семьи
Нет договоренностей (диктат либо догадки)
Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи
Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)
Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка
Здоровые примеры для подражания
В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода
Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)
Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания
Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.)
Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство
Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи.
Семья – открытая социальная система
Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает)
Поддержка в сложные периоды
Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие)
Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку)
Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды
Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей
В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.
Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково).
Безусловная любовь, равная для всех членов
Право и уважение личной территории
Уважение прав другого на свой свободный выбор
Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов
В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье).
Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее)
Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам
Смешанные границы либо барьеры
Неуважение права другого на свой свободный выбор
Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи
Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:
1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).
2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.
Задания к теме «Дисфункциональная семья»:
1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.
Источник