Цвет в дизайне играет важную роль, способствуя реализации его коммуникативной функции.
Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию у зрителя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности, динамики, броскости.
Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. Если, например, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, то необходимо учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных визуальных толкований.
Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, «яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета».
Эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:
- желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;
- оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;
- фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;
- синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;
- зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;
- красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.
Д. Е. Тихон-Бугров замечает, что:
- красный цвет не подходит для обращений к людям старшего поколения, так как этот цвет несет в себе следующие свойства: динамичность, активность, агрессивность, сексуальность, символизирование опасности;
- белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;
- черный — визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный» цвет;
- серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.
Т. А. Вековцева в своем исследовании, посвященном изучению художественного образа, отмечает, что роль окружающей среды в формировании психоэмоционального состояния человека является определяющей в восприятии цвета.
Национальные особенности восприятия цвета в России Т. А. Вековцевой приведены в табл. 1. Очевидно, что без перечисленного круга взаимоотношений ассоциативного цветового ряда нельзя достичь успешности в дизайне.
При оценке того или иного воздействия цвета на потребителя нельзя не учитывать роль социокультурных факторов (традиционные представления народа о каком-либо цвете, психоэмоциональные состояния, обусловленные возрастом, социальный статус и др.).
Таблица 1. Национальные особенности восприятия цвета в России
Факторы, влияющие на палитру | Цвет | Характе- ристики цвета | Ассоциативно -образный ряд | Объекты предметного мира, носители данного цвета |
Природно-климатические | Белый | Холодный, ясный, чистый, непорочный | Снег (холодная зима) | Храм (беленый) |
Красный | Горячий, красивый, сильный | Солнце, огонь | Русский национальный костюм | |
Зеленый | Теплый, легкий, свежий | Поля, леса, деревья | Стог сена, венки и букеты трав | |
Психоло- гические | Коричневый | Теплый, глубокий, мягкий, вязкий | Дерево, земля, глина | Деревянные дома, церкви, поленница, вспаханное поле |
Черный | Грязный, тяжелый, злой | Сажа, дым, грязь | Осеннее поле после уборки урожая | |
Розовый | Теплый, мутный, неясный | Зорька, туман, восход | ||
Историко-культурные | Желтый/Золотой | Светлый, легкий, жизненный, священный | Свет, золотой нимб иконы | Пшеница, кресты и купола церквей, корона царя |
Бордовый, лиловый | Тяжелый, важный, уважительный, благородный | Одежды святых, плащаница | Купола церкви, накидки царей, рубин — камень власти | |
Голубой, бирюзовый | Легкий, небесный, чистый, холодный, священный | Цвет неба, чистоты, воды | Озера, небеса, голубой — всевышний, таинственный |
Автор: Петр Всеволодович Яньшин, доктор психологических наук, профессор и заведующий кафедрой общей и социальной психологии Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета медицинской психологии Самарского государственного медицинского университета.
Источник
Цвет в дизайне играет важную роль, способствуя реализации его коммуникативной функции.
Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию у зрителя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности, динамики, броскости.
Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. Если, например, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, то необходимо учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных визуальных толкований.
Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, «яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета».
Эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:
- желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;
- оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;
- фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;
- синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;
- зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;
- красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.
Д. Е. Тихон-Бугров замечает, что:
- красный цвет не подходит для обращений к людям старшего поколения, так как этот цвет несет в себе следующие свойства: динамичность, активность, агрессивность, сексуальность, символизирование опасности;
- белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;
- черный — визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный» цвет;
- серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.
Т. А. Вековцева в своем исследовании, посвященном изучению художественного образа, отмечает, что роль окружающей среды в формировании психоэмоционального состояния человека является определяющей в восприятии цвета.
Национальные особенности восприятия цвета в России Т. А. Вековцевой приведены в табл. 1. Очевидно, что без перечисленного круга взаимоотношений ассоциативного цветового ряда нельзя достичь успешности в дизайне.
При оценке того или иного воздействия цвета на потребителя нельзя не учитывать роль социокультурных факторов (традиционные представления народа о каком-либо цвете, психоэмоциональные состояния, обусловленные возрастом, социальный статус и др.).
Таблица 1. Национальные особенности восприятия цвета в России
Факторы, влияющие на палитру | Цвет | Характе- ристики цвета | Ассоциативно -образный ряд | Объекты предметного мира, носители данного цвета |
Природно-климатические | Белый | Холодный, ясный, чистый, непорочный | Снег (холодная зима) | Храм (беленый) |
Красный | Горячий, красивый, сильный | Солнце, огонь | Русский национальный костюм | |
Зеленый | Теплый, легкий, свежий | Поля, леса, деревья | Стог сена, венки и букеты трав | |
Психоло- гические | Коричневый | Теплый, глубокий, мягкий, вязкий | Дерево, земля, глина | Деревянные дома, церкви, поленница, вспаханное поле |
Черный | Грязный, тяжелый, злой | Сажа, дым, грязь | Осеннее поле после уборки урожая | |
Розовый | Теплый, мутный, неясный | Зорька, туман, восход | ||
Историко-культурные | Желтый/Золотой | Светлый, легкий, жизненный, священный | Свет, золотой нимб иконы | Пшеница, кресты и купола церквей, корона царя |
Бордовый, лиловый | Тяжелый, важный, уважительный, благородный | Одежды святых, плащаница | Купола церкви, накидки царей, рубин — камень власти | |
Голубой, бирюзовый | Легкий, небесный, чистый, холодный, священный | Цвет неба, чистоты, воды | Озера, небеса, голубой — всевышний, таинственный |
Автор: Петр Всеволодович Яньшин, доктор психологических наук, профессор и заведующий кафедрой общей и социальной психологии Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета медицинской психологии Самарского государственного медицинского университета.
Источник
Коммуникативные функции цвета
Существуют связи между цветовыми предпочтениями и социальным положением. Например яркие и броские цвета нравятся больше людям с невысоким достатком, а люди состоятельные чаще выбирают сдержанные и уравновешенные цвета.
Цвета задают настроение и влияют на психоэмоциональное состояние. Визуально искажают пространство в котором находятся. Давайте посмотрим на эмоционально-пространственные свойства основных цветов.
Эмоционально-пространственные свойства основных цветов.
Белый – визуально расширяет, раздвигает, повышает; создаёт ощущение рыхлости, лёгкости; эмоционально оставляет равнодушным. Белый цвет это – совершенство, чистота, исцеление, добродетель.
Жёлтый – визуально удаляет, раздражает, расширяет, повышает; создаёт ощущение сухости, тепла, лёгкости, рыхлости, настроение бодрости и веселья. Слова с которыми в основном ассоциируется жёлтый это: знания, радость, энергия, интеллект, молодость.
Оранжевый – визуально приближает, утолщает; создаёт ощущение высокой температуры, сухости; настроение радости. Слова-ассоциации: активность, уникальность, энергичность, творчество.
Красный – несёт в себе динамичность, активность, агрессивность, сексуальность. Визуально приближает, возбуждает, ограничивает. Символизирует опасность. Создаёт ощущение тепла, тяжести. Красный часто ассоциируют со словами: любовь, опасность, гнев, страсть.
Синий – визуально укорачивает, снижает; создаёт ощущение влажности, плотности, холода; эмоционально делает пассивным; чистый, антисептический, ленивый. Утешает, сосредотачивает, успокаивает. Его ассоциируют с доверием, холодом, спокойствием.
Зелёный – натуральный; визуально слегка сужает и объединяет; создаёт ощущение прохлады; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый. Слова ассоциирующие зелёный: баланс, здоровье, нейтралитет, изысканность.
Чёрный – тяжёлый; визуально приближает, уменьшает, угнетает тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; несёт в себе оригинальность, отчаяние, смерть, изящество, благородство; классический стильный цвет.
Серый – посредственный; визуально не меняет; создаёт ощущение отчуждённости, безразличия; ощущение умеренности, солидности.
В заключении немного о цвете, как природной величине. Оказывается животные видят гораздо больше цветов чем люди. Остаётся только догадываться как они воспринимают всё это многообразие цветов)
Источник