Пойте с эмоциями
Самый важный фактор, определяющий творчество — это эмоция, которую оно несет. Будь то музыка, фильм, спектакль, картина, любое творчество. Мы воспринимаем его посредством своего впечатления.
Задумайтесь, почему мы наслаждаемся музыкой, которую слушаем? Это обычно потому, что она заставляет нас чувствовать. Она резонирует нам.
Вспомните: какие песни вы слушаете, когда вы счастливы? Грустны? Разбиты? В восторге? Сердиты? Влюблены?
Думаю, у вас наверняка есть определенные песни, музыка или исполнители, которые вы слушаете в конкретном эмоциональном состоянии.
Так как это работает?
Психология учит нас двум вещам:
- Нам нравятся люди, подобные нам Наиболее заразительной и распространяющейся эмоцией в помещении, является наиболее доминирующая
Если вы на концерте и ваше настроения совпадает с настроением, которое в данный момент несет исполнитель, то вы будете вовлечены в его музыку, и она вам понравится.
Но, в то же время, если певец исполняет музыку другого эмоционального содержания, но делает это с душой и умением, он может завлечь вас в свой поток и переменить ваше состояние
Правда в том, что у вас есть сила сделать это. Когда вы выступаете, вы автоматически становитесь доминирующей эмоцией в комнате, потому что у вас есть микрофон. Так что все, что вам нужно сделать, это выбрать правильные песни для соединения с вашей аудиторией, а затем спеть свою песню искренне и, следовательно, заразить слушателей необходимой вам эмоцией. Тогда ваши слушатели станут преданными вам, они проникнуться вашим творчеством.
Итак, теперь, когда мы понимаем, что музыка — это нечто большее, чем просто ноты и слова на странице, которые могут быть переведены в песни и мелодии, давайте поговорим минутку о том, что мы, как певцы, можем сделать, чтобы наши голоса могли достучаться до других еще больше на эмоциональном уровне.
Проанализируйте песню
Чтобы помочь вашим слушателям полностью прочувствовать песню, вы должны понимать ее на глубинном уровне. Вы, как певец, должны пережить каждую строчку и мелодию песни.
Некоторые песни несут в себе статичную эмоцию, но большинство имеют линию развития, в которой настроение и состояние меняется.
Кроме того, есть песни, в которых эмоциональная подача не соответствует тексту. Иногда мы используем сарказм, чтобы вызвать эмоции в песне.
Итак, прежде чем вы начнете исполнять песню, уделите немного времени на то, что бы прочитать текст, прослушать музыку и прочувствовать динамику и настроение, которое несет эта песня и каждая ее часть. Как только вы это сделаете, вы готовы начать добавлять эмоции.
Различные способы добавления эмоции в пение
Добавление эмоций к песне может быть сделано по-разному. Вы можете использовать вариации динамики и интонации, вы можете говорить слова по-разному, фокусируясь на гласных или согласных, вы можете раскрасить звук, используя вокальные приемы.
Но вот в чем штука … если вы будете делать это только механически, это будет подделка. Другими словами, если вы, даже профессионально, используете все эти окраски в голосе, но за ними нет эмоций, ваши слушатели это почувствуют, и вы можете попрощатся со своим зрителем. Контакт будет разорван.
Подумайте об этом … Бывало ли, что кто-то сказал вам, что любит вас, но вы ощутили, что эти слова неискренние? Тут то же самое.
Мы можем хоть целый день провести, тренируя необходимый нам звук или вокальный прием, но если вы эмоционально не ощутите и не подкрепите его, все старания будут напрасны.
Вот почему для нас, для творческих людей, так важно открывать свою душу. Хотя это может быть невероятно сложно.
Нам нужно стать уязвимыми, чтобы мы смогли показать людям свои эмоции.
И, если честно, не каждый может это сделать. Не каждый исполнитель готов открыть двери своей души и пригласить туда зрителя, что бы показать себя настоящего.
Пение с эмоциями
Есть песни, сюжет которых вы лично переживали в своей жизни. Такие песни вам легче будет выразить эмоционально. Все что вам нужно будет сделать, это покопаться в своей памяти и еще раз пережить эту ситуацию. Но не просто визуализируйте, что произошло. Прочувствуйте это в своем теле. Сделайте это как можно более реальным для себя.
Тем не менее, есть песни, которые рассказывают такие истории и передают такие эмоции, которые вы не испытывали. В этой ситуации легче всего определить основные эмоции песни и попытаться прочувствовать их на себе. Вы можете сделать это, пробудив воспоминания об опыте, который нес в себе схожие эмоции. Или представьте, какие переживания у вас могли бы возникнуть, находись вы в этой ситуации.
Самый правильный способ – это постараться физически ощутить в своем теле необходимую эмоцию. Если вы сможете это сделать, вы станете на огромный шаг ближе к успеху.
В заключении хочу сказать, что необходимо потратить довольно много времени, что бы научится применять эмоции в выражении своего творчества.
Итак, как работать над эмоциональной составляющей песни
- Нужно найти подходящую песню, которая вам близка, которую вы понимаете, с которой вы можете эмоционально сконнектиться Проанализируйте ее, что бы понять, о чем говорит буквально каждая строчка и как ее правильно подать и передать ее настроение Заставьте себя прочувствовать эти эмоции во время исполнения Спойте песню так несколько раз, посмотрите как получается Играйте с динамикой, окрасками, интонацией, вокальными приемами, мимикой, длинной фраз, пока не создадите свою собственную версию песни, которая проникнет в сердца ваших слушателей и уже никогда не оставит их равнодушными
Следуйте этим рекомендациям и не бойтесь делиться с аудиторией своей энергетикой, душой и эмоциями. И поверьте, публика отдаст вам в сто крат больше.
Источник
«Звезда в образе», или Как вокалисту правильно выражать эмоции в песне?
В прошлой статье я рассуждала о том, что в исполнении одинаково важно и применять вокальную технику и демонстрировать эмоциональность. Эти две составляющие одинаково важны для высокого уровня исполнения.
Но что значит «быть эмоциональным» или «петь с душой»?
Как слушатели, мы все понимаем, о чём речь, когда слушаем какого-либо исполнителя, и он либо задевает, либо не задевает наши эмоциональные струны. Иногда нам так нравится эмоциональная подача песни, что мы залипаем на ней надолго и слушаем десятки (если не сотни) раз. Мы испытываем своего рода насыщение, утоляем песней свой эмоциональный голод.
Но как быть исполнителю? Как петь так, чтобы хотелось его слушать и переслушивать?
Это тоже техника и тоже школа. Школа актёрского мастерства для вокалистов. Нам, слушателям, может казаться даже странным и обидным, но вокалисты часто демонстрируют не свои собственные переживания, которые мы жаждем разделить, а достоверную техничную подачу той или иной эмоции.
На русскоязычном пространстве, мы ждём от певца откровенности со зрителем: чтобы он нам изливал своё душевное состояние, а мы бы сопереживали. Тогда мы думаем, что он «настоящий» и «наш».
Но когда исполнитель, даже перспективный, начинает изображать эмоции «как чувствует», часто, как ни странно, это может выглядеть или фальшиво или смешно. Особенно, если речь идёт о песнях с таким содержанием, с таким эмоциональным наполнением, какого вокалисту ещё в жизни не довелось испытать: про расставание, потери, боль. Он начинает изображать эти чувства искренне, но по-дилетантски, и — парадокс — получается недостоверно! Внутри у слушателя звучит стойкое «не верю!»
Вспомните, самые цепляющие и искренние песни вечнозелёного советского репертуара были как раз у профессиональных актёров , которые владели техникой подачи эмоций. Можно вспомнить Марка Бернеса, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Владимира Высоцкого.
Они не просто пели — в каждой ноте песни они разыгрывали спектакль, каждая интонация, каждый акцент несли обдуманное наполнение и органично дополняли образ. То же самое можно сказать про великую исполнительницу Аллу Пугачёву: не зря её называли «человек-театр». Она проживала роль, где у каждой её героини был законченный образ, было прошлое, настоящее и будущее, был переломным момент в жизни и цельный характер.
. А слушателю, в конечном итоге казалось , что такие исполнители своей душой касаются его души!
Секрет настоящего эмоционального пения вот в чём: слушателю, по большому счёту, неважно, что чувствует сам исполнитель во время пения. Слушателю важно, что вы заставите его почувствовать.
Для этого нужно не просто улыбаться, там где весело и хмуриться там, где грустно.
Для этого нужно серьёзно поработать над актёрской техникой: добиться полного раскрепощения тела, распрощаться с комплексами, особенно со страхом быть смешным и нелепым. Нужно освоить актёрский язык тела, и сделать каждый жест, каждый взгляд в исполнении осмысленным и логичным. А ещё постараться сделать свою актёрскую технику органичной и незаметной, чтобы не «переигрывать».
Немалую роль играет развитие эмоционального интеллекта. Нужно научиться распознавать даже мелкие оттенки эмоций. Каждая эмоция, например «радость» должна иметь несколько уровней и вариантов проявления. А также нужно понимать логику развития эмоций, и как расставлять смысловые эмоциональные акценты в песне (или другом произведении).
Это большая, и подчас тяжёлая работа. На неё могут уйти месяцы и годы тренировок. Но она необходима для того, чтобы быть востребованным, сильным артистом с разнообразным выразительным диапазоном, а не однодневкой с поверхностным характером исполнения.
Как всегда, жду ваших комментариев по теме!
Источник
Методическая работа «Эмоции в пении»
Научиться понимать музыку нужно до того, как начинать учиться пению. Музыка-это язык чувств, она полнее выражает то, что бывает сложно высказать словами. Эмоции играют большую роль в нашей жизни. Порой они являются ключевыми в совершении чего-то нового. При исполнении музыкального произведения происходит обмен эмоциями, естественно, певец должен хорошо понимать этот язык и уметь донести до публики смысл исполняемого.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа «Эмоции в пении»»
Роль эмоций в пении.
Автор Примиская Инга Владимировна,
Педагог вокала ДШИ № 10
Научиться понимать музыку нужно до того, как начинать учиться пению. Музыка-это язык чувств, она полнее выражает то, что бывает сложно высказать словами. Эмоции играют большую роль в нашей жизни. Порой они являются ключевыми в совершении чего-то нового. При исполнении музыкального произведения происходит обмен эмоциями, естественно, певец должен хорошо понимать этот язык и уметь донести до публики смысл исполняемого.
Как и во всякой деятельности, в пении, возникающие эмоции могут оказать как и положительное, так и отрицательное влияние на певческий процесс. Эти эмоции могут носить активизирующий характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию, а могут иметь депрессивный — снижающий его жизнедеятельность.
Чувство радости улучшает звучание голоса, делает его звонче, подавленное состояние наоборот делает звук приглушенным. Однако чрезмерное волнение отрицательно сказывается на певческой функции. При чрезмерном возбуждении мозг растормаживается и движения могут потерять свою точность.
Поэтому в первое время занятий следует избегать сильно эмоциональных произведений. Их можно давать на более позднем этапе, когда ученик немного овладел навыками пения. Возбуждение наоборот будет оказывать положительное влияние на исполнение. Оно поможет и на выступлении, где требуется эмоциональный подъем.
Педагог должен быть психологом, чтобы уметь привести ученика в хорошее расположение духа. Со временем он должен научиться находить ключ не только к его голосу, но и к характеру. Но, если не смотря на все попытки, педагогу не удастся отвлечь ученика от его внутренних переживаний, то лучше в такой день урок не проводить, так как он будет не эффективен, а вокальный неудачи только усугубят это состояние.
Степень эмоциональной одаренности бывает разной. Бывают студенты малоэмоциональные, и в задачу педагога входит разбудить эмоциональность ученика путем побора соответствующего репертуара. Очень эмоционально отзывчивым студентам наоборот стоит давать музыку поспокойнее.
Богатство чувств необходимое условие для артиста. Творческая жизнь требует большого горения, большой эмоциональности, только тогда артист будет иметь силу воздействия на публику.
Артист-певец должен использовать все средства эмоциональной выразительности – жесты, мимика, голос. Исполнитель должен запоминать свои эмоциональные состояния и оживлять их в нужный момент.
При исполнении произведения степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звуковедению, нарушать основы вокальной техники, она не должна приводить к действительному переживанию. Нужно в художественной форме творчески воплощать чувства, эмоции, но не в действительности их переживать.
Разные ученики по-разному переживают выступление. Одни на сцене поют лучше, чем в классе, выступление для них является большим стимулом. Другие перевозбуждаются и волнение и страх на сцене берут над ними верх.
На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведений. Так, для выразительного исполнения музыкальной фразы необходимо владение дыханием, динамикой звука, для передачи эмоционального содержания музыкальной фразы требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом произведеиии или марше), различного соотношения между нижними и верхними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания.
Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. Невозможно выйти на сцену, переживая бытовые неурядицы и волнения. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Но чаще, конечно, зажатость исполнителя возникает, к сожалению, не из-за банальных бытовых проблем. Источником зажима могут являться более глубокие переживания, спрятанные в далёкие тайники души.
Задача педагога по вокалу состоит в том, что бы, не спугнуть своего подопечного, а напротив, словно нежный родитель, разобраться в душевном состоянии исполнителя, и помочь ему справиться с наболевшей проблемой, придать ему сил, терпения и уверенности в себе. Эта задача требует и от педагога по вокалу недюжинных способностей психолога и великого терпения.
Порой, преподаватель сталкивается с протестом ученика, выступающего против вмешательства в его душевное состояние. Ученик имеет полное право протестовать, так как ему кажется, что посягают на личное и сокровенное. Вероятно, в том случае преподаватель допустил грубую ошибку и был не тактичен по отношению к своему ученику.
Как уже говорилось в главе о дыхании, эмоциональное и психологическое состояние исполнителя влияет на дыхательную функцию.
В русском языке существует множество выражений характеризующих эмоциональное состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: «В зобу дыхание спёрло», ( от радости, неожиданности), «заголосили» ( громко закричали, заплакали), «дышите глубже» (будьте внимательны, радуйтесь), «чуть дыша» (нежно, тихо), «дыхание жизни» (широкое смысловое значение), «не дыша» (совсем незаметно, очень тихо), «нет слов» (от возмущения, от обиды), «охрип» ( от долгого спора, объяснений), «перехватило дыхание» (от страха, от неожиданности), «потерял дар речи» (от удивления, от увиденного чуда), «вопить» (громко кричать, призывать), «Глас вопиющего в пустыне» (библейское выражение относится к Иоанну Крестителю, который возвестил людям об Иисусе Христе — спасителе мира.)
Существует ещё множество подобных выражений придуманных человеком, так как мы выражаем свои эмоции словами, жестами и голосом.
Почему человек может охрипнуть в споре? (Спорят до хрипоты). Эмоции начинают переполнять, человек нервничает, может даже подняться давление, идёт прилив крови к голове, и как следствие этого – набухание голосовых связок, отёк и неполное смыкание, при сильном напряжении связок. Затем – хрипота, временная потеря голоса. Причём всё это может произойти за считанные секунды, так, что человек даже не заметит всех этих предупреждающих симптомов, и всё только потому, что нахлынувшие эмоции пересилили остальные человеческие чувства.
Например, ещё одна причина потери голоса — привычный зажим в области шеи. Такому человеку всегда трудно говорить громко, и в момент раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем….
Но зажим возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот — же зажим шейных мышц, может возникнуть из-за причин разного характера.
Частое невротическое состояние, состояние тревоги, страха, комплекс неполноценности, забытые детские переживания, которые старательно маскируются внешними физическими проявлениями. Следствие этого – зажимы в разных частях тела, так мешающие человеку быть свободным.
Как можно предохранить свой голос от таких внезапных напастей?
Конечно, это очень трудно, для человека, не посвящённого в тонкости мастерства вокального искусства, но и для вокалистов, порой бывает полезно знать, как оградить себя от неприятностей связанных с нездоровым голосом.
Во-первых, научиться сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, но не только для того, что бы сохранить свой великолепный тембр (такое отношение грозит черствостью и фанатизмом), а для того, чтобы оставаться человеком – добрым, чутким, внимательным к чужому мнению, справедливым и прощающим. Помните, что каждый имеет право на своё мнение, так же как и вы.
Во-вторых, научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.
В-третьих, стараться не повышать голос, особенно если вы нервничаете или возбуждены. Ваш крик не принесёт облегчения ни вам, ни окружающим. Напротив, вы можете только всколыхнуть волну ответного гнева, ярости, или отчаяния. Тем более, ваш крик не убедит людей в вашей правоте. Одно слово, сказанное тихо и уверенно намного сильнее слов выкрикнутых.
В-четвёртых, научиться следить за своим дыханием. Проследите, в какие моменты вы задерживаете дыхание, о чём вы подумали в этот момент, или что вас насторожило. Эти ассоциации натолкнут вас на размышления о вашем прошлом, возможно вы вспомните давно забытые моменты, которые когда — то напугали вас, и сможете более спокойно отнестись к ним в настоящее время.
Попробуйте, в момент непроизвольной задержки дыхания, расслабить мышцы живота, выдохнуть медленно и спокойно как бы до самого конца, и затем так же медленно и тихо сделать вдох, не поднимая плеч и снова медленно выдохнуть. Это поможет успокоиться, почувствовать уверенность и силу.
В-пятых, берегите себя от болезней. Но это отнюдь не означает, что нельзя есть мороженое, или пить холодную воду. Пейте и ешьте на здоровье! Соблютайте гигиену голоса, но не берегите себя чрезмерно, умеренное употребление холодного, только закалит ваш голосовой аппарат.
В-шестых, выполняйте упражнения, которые способствуют естественному звучанию вашего голоса. Это и дыхательные гимнастики, и вокальные упражнения. Не старайтесь петь как-то специально красиво. Прежде всего, чувствуйте лёгкость при пении. Если вам неудобно, значит, вы что-то делаете не верно, или зажимаетесь. Доверяя всецело педагогу по вокалу, помните, что он не всевидящее око, и не всегда может успеть указать вам на все ваши ошибки, так как их вероятнее всего слишком много. Не обижайтесь на преподавателя за его эмоциональные всплески, так как он искренне переживает за вас и желает вам только добра. Старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, радуйтесь удачным пассажам и запоминайте правильное ощущение в этот момент. Выравнивайте тембр вашего голоса, не через напряжение, а через чувство удовлетворения от звучания вашего голоса. Но не обольщайтесь раньше времени, так как совершенствование будет длиться всю вашу жизнь. Уважайте вашего преподавателя, хотя бы за то, что он прислушивается к тем звукам, которые вы издаёте. Поверьте, ему это не всегда приятно, но он имеет терпение.
Упражнения для развития эмоциональности.
При распевании, распевку вначале попросить спеть ученика ровно, не проявляя особых эмоций. Она может быть как на стаккато, так и на легато. Последующие разы просить спеть ее в разных характерах – весело, грустно, с большим восторгом, с интонациями просьбы, ласково, сердито. Это раскрепощает поющего и на таких небольших примерах развивает у него понятие, как петь эмоционально целое произведение.
Начинающие ученики не сильно любят распевки, поэтому чаще всего поют их машинально. Поэтому такой подход к распеванию позволит не забалтывать их. Тоже самое касается и вокализов.
Перед тем, как петь произведение, попросить ученика выразительно прочитать текст и проработать с ним каждое предложение. Лучше спеть половину произведения на уроке, но пропеть с выражением, чем просто его вокально отработать. Поспрашивать ученика, где есть смысловые слова, чтобы на них сделать акцент. Это больше касается детей эмоционально неразвитых или же скованных. Есть дети от природы очень музыкальны, поэтому при пении они бессознательно находят нужный оттенок.
Следит за жестами и телодвижениями, так как они говорят о многом: выдают степень раскрепощенности или же зажатости. Помочь ученику раскрыться. Попросить его, проговорить фразу из произведения, и чтобы он при этом изобразил жест или движение, какое он бы изобразил в жизни, (если эти движения конечно уместны).
Чтобы ученику было понятнее, попытаться рассказать все образами. Например: при просьбе спеть весело, попросить представить голос как скачущий мячик. Спеть грустно – представить, как тянется жвачка. И т.п., на своё усмотрение.
Упражнения на артикуляцию. Распевание на «р», согласная, которую невозможно спеть вяло. Дать понять ученику, что такое активное звукоизвлечение.
При постоянном занятии вокалом и при привыкании ученика к педагогу, зажимы будут постепенно убираться.
Источник