Особенности психологической реабилитации детей, переживших насилие
Насилие над детьми со стороны взрослых – глобальная проблема, которая требует пристального внимания. По данным ВОЗ , последствиями жестокого обращения могут быть пожизненные нарушения физического и психического здоровья. Реабилитация детей, переживших насилие, требует особого подхода, рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» клинический психолог, психотерапевт, старший преподаватель факультета психологии ИОН РАНХиГС Анна Зуфман.
– Какие особенности существуют в поведении детей, переживших насилие?
– Каких-то однозначных маркеров практически не существует, но есть ряд признаков и особенностей, присутствие которых должно насторожить: повышенная тревожность ребёнка, наличие многочисленных страхов, задержки умственного и эмоционального развития, нарушения речи (например, заикание), пугливость или, наоборот, вызывающее, конфронтирующее поведение (агрессивность, воровство, лживость). Самыми характерными признаками можно считать симптомы нарушения привязанности: недоверие по отношению к взрослым, невозможность установить тёплые отношения или, наоборот, заметная «прилипчивость», демонстративная покорность. Иногда такие дети не делают различий между «своими» и «чужими» взрослыми, ведут себя одинаково с собственными родителями и с незнакомыми педагогами или социальными работниками. Правильно диагностировать такие признаки может специалист – психолог, психотерапевт или педагог.
Часто последствия пережитого насилия проявляются в играх детей или историях, которые они рассказывают: игрушечные «герои» или персонажи сказок могут говорить о пережитом опыте гораздо красноречивее самого ребёнка. Сами дети часто стыдятся опыта насилия, пытаются скрыть повреждения (синяки, ссадины) или лгут окружающим о причинах их возникновения. Часто ребёнок, получивший травму в результате несчастного случая или во время игры, с удовольствием многократно рассказывает подробности (таким образом он помогает сам себе справиться со стрессом), гордится шрамами, описывает обстоятельства, при которых он их получил. Ребёнок-жертва насилия склонен скрывать свои повреждения, он чаще отказывается говорить о том, как он их получил, или рассказывает туманные неубедительные истории.
Однако сама идея того, что по каким-то отдельным признакам мы можем установить, подвергался ли ребёнок насилию, кажется мне небезопасной: с одной стороны, наличие всех перечисленных признаков может быть связано с какими-то другими проблемами в семье или детском коллективе, но главное – отсутствие этих признаков ещё не является гарантией того, что с ребёнком всё в порядке. Тут как с депрессией: иногда по поведению или внешнему виду невозможно заподозрить, что происходит что-то плохое.
– Какие существуют виды и особенности психологического насилия?
– Традиционно к психологическому насилию относят различные виды эмоционального давления, запугивание, принуждение, манипуляции, шантаж, нарушение или игнорирование границ человека, сексуализацию, систематические унижения. Единой классификации не существует, и некоторые специалисты трактуют это понятие слишком широко, включая в эту категорию любые проявления гнева или принуждение ребёнка к чему-либо. Это не совсем корректно. Чтобы определить, является ли то или иное действие насилием по отношению к ребёнку со стороны взрослого, важно понимать, что отношения между ребёнком и родителем изначально неравные, у родителя больше власти и больше ответственности. Именно родитель отвечает за безопасность или благополучие ребёнка, и, если он использует этот дисбаланс власти в своих интересах или злоупотребляет беспомощным положением ребёнка, мы можем считать его действия насилием.
– Как насилие влияет на личностное развитие ребёнка?
– Часто систематическое насилие (психологическое, физическое, сексуальное) вызывает нарушения темпов развития (задержку развития или неравномерное, «парциальное» развитие: в каких-то сферах ребёнок явно опережает сверстников, а в каких-то отстаёт от возрастных норм). Иногда нарушение развития проявляется в когнитивной сфере: ребёнок может демонстрировать задержку интеллекта или внезапный регресс. Когда уже усвоенные им навыки утрачиваются, он возвращается к каким-то более ранним формам поведения, могут появиться нарушения внимания, способности к сосредоточению и усвоению информации, у совсем маленьких детей может нарушиться или пропасть речь.
Но гораздо чаще мы видим нарушения со стороны эмоционального и личностного развития. У детей, подвергавшихся насилию, могут быть симптомы нарушений привязанности, проблемы с установлением адекватных взаимоотношений с другими людьми, склонность к агрессии или нарушение контроля эмоций, импульсивность, склонность к девиантному поведению. По данным эмпирических исследований, именно пережитое в детстве насилие может стать причиной развития пограничного расстройства личности. Кроме того, некоторые исследователи связывают с опытом насилия в детстве склонность к зависимостям и злоупотреблению психоактивными веществами у взрослых.
– Есть ли шанс полностью восстановить психику ребёнка после пережитой травмы?
– Шанс есть, но в целом эффективность работы с таким ребёнком зависит от множества факторов: длительность и систематичность насильственных действий по отношению к ребёнку, наличие или отсутствие тёплых поддерживающих отношений со взрослыми (потому что присутствие насилия в семье не всегда означает отсутствие тёплых отношений, часто эти феномены сочетаются друг с другом), то, в каком возрасте случилась травма, индивидуальные особенности каждого ребёнка. И даже при учёте всех этих факторов вывести однозначную «формулу» успеха невозможно, потому что все мы разные. Одинаковые по интенсивности действия могут вызвать разную реакцию не только у разных людей, но и у одного и того же ребёнка в зависимости от того, на каком этапе развития он находится, какие возрастные изменения переживает в данный момент.
Так или иначе, чем раньше случится терапевтическое или психокоррекционное вмешательство, тем больше шансов избежать долгосрочных последствий. Чаще всего полностью «отыграть» ситуацию и сделать так, словно этого опыта у ребёнка не было, невозможно, и какие-то отдельные личностные особенности и единичные нарушения останутся, как останутся сложности с доверием и тревожность. Но в этом случае задача специалиста – помочь ребёнку адаптироваться к жизни с этими особенностями, скомпенсировать их, чтобы они не мешали ему развиваться дальше.
– Как правильно работать с детьми, пережившими насилие со стороны взрослых (физическое или психологическое)?
– Я думаю, невозможно работать с детьми, пережившими насилие, не установив перед этим доверительные отношения между психологом и ребёнком. Иногда на это уходит больше времени и сил, чем на саму коррекционную работу. Важно создать для ребёнка атмосферу безопасности и взаимного уважения, научить его этому, создать пространство, в котором существуют стабильность и нерушимые границы.
А какими методами и в каком подходе при этом будет работать психолог, уже не так важно: это могут быть и психодинамическая психотерапия, и протоколы когнитивно-поведенческой терапии, и недирективная игровая психотерапия. Кроме того, для эффективного восстановления важно прекратить систематическое насилие над ребёнком: если, допустим, родители водят ребёнка к психологу, но дома продолжают его бить или унижать, работа специалиста может оказаться бесполезной.
Источник
Эмоционально поведенческие особенности ребенка после прохождения реабилитации
В настоящее время актуальность проблемы предупреждения и коррекции невротических расстройств у детей существенно возрастает. Экономические трудности, неблагоприятная криминальная обстановка, ритм современной жизни нередко вызывают психосоциальные стрессы, которым подвергается каждая семья и особенно дети. В связи с этим возрастает число невротических расстройств у детей и подростков, протекающих с нарушениями психической адаптации.
Установлено, что более 60 % всех заболеваний центральной нервной и периферической нервной систем у детей происходят из перинатального периода, в дальнейшем протекая с различными отклонениями психической адаптации, приводя в большинстве случаев к развитию различных форм невротических реакций, таких как повышенная возбудимость, страхи, нетерпеливость, раздражительность, астения, нерешительность, неуравновешенность, частые смены настроения, слезливость и др.
Начало проявления невроза чаще всего отмечается, начиная с дошкольного возраста до 7–9 лет. Невротическое состояние развертывается преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния актуальных психотравмирующих ситуаций, прежде всего семейного происхождения [1–3].
Все вышесказанное диктует необходимость разработки комплексных мер по оказанию психологической помощи детей с невротическими отклонениями, основное место в которой занимает психокоррекция. Как показывает мировой опыт, специальная психологическая реабилитация детей с нервно-психическими отклонениями способствует повышению уровня социальной адаптации, способности противостояния кризисам, снижению личностной тревожности, стабилизации эмоционального состояния и эффективному налаживанию межличностных коммуникаций.
Всеми вышеизложенными обстоятельствами обусловлена актуальность предлагаемого исследования и выбор возрастного диапазона испытуемых.
Цель исследования: выявление характера и причин психологической дезадаптации детей с невротическими отклонениями и разработка коррекционной программы для таких детей.
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что психологические особенности младших подростков с невротическими отклонениями имеют определенную специфику, связанную с устойчивым нарушением их адаптации к условиям социальной среды.
Экспериментальную базу исследования составили 25 детей (13 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет с невротическими отклонениями, обращавшиеся с жалобами соответствующего характера в поликлиническое отделение детской областной больницы и стоящие на диспансерном учете по всему спектру невротических расстройств. Контрольную группу составили 19 детей, не имеющих жалоб в области неврологической клиники.
Диагноз испытуемых экспериментальной выборки верифицирован в психоневрологическом отделении детской областной больницы (табл. 1).
Диагноз испытуемых экспериментальной выборки
Причины обращения в соответствии с МКБ 10
Невроз навязчивых движений.
Нарушенные внутрисемейные отношения. F 91.0 Расстройство поведения
Расстройство адаптации. F91.1 Не социализированное расстройство поведения.
Страхи. F93.1 Фобические тревожные отклонения в детском возрасте.
Развод родителей. F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи. Итого: 25 человек:
Контрольную группу составили 19 детей аналогичного возраста, не имеющие жалоб и не стоящие на диспансерном учете по какому-либо заболеванию неврологической клиники.
В большинстве случаев помимо основной причины обращения были и сопутствующие проблемы.
В ходе экспериментального исследования определялось эмоциональное реагирование на фрустрацию, ситуативная и личностная тревожность; учитывалось семейное воспитание и личностные факторы [4, 5]. В результате были получены следующие данные.
При анализе детско-родительских отношений обнаружен негармоничный тип воспитания у детей с невротическими отклонениями. Преобладающим стилем семейного воспитания у детей с невротическими отклонениями является доминирующая гиперпротекция, фобия утраты, вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания. Родители таких детей, как правило, мелочно опекают, удовлетворяют все их желания, лишают самостоятельности, но в то же время проявляют строгость санкций. Наиболее значимой среди личностных проблем родителей оказалась фобия утраты ребенка, источник которой кроется в хроническом течении болезни и возможной ранней инвалидизации.
2. Детям, страдающим невротическими отклонениями, свойственна нетерпеливость и моторная расторможенность; социальная смелость и непринужденность в общении. Изучение гендерных различий показало, что мальчикам свойственна замкнутость, недоверчивость, отгороженность от других, в сочетании с недобросовестностью, безответственностью и низким самоконтролем. У девочек выявлена высокая ранимость, неуверенность в себе, осторожность и рассудительность. У детей с невротическими отклонениями повышен удельный вес «эго» – защитных реакций в форме открытой агрессии; с доминированием экстрапунитивных реакций в форме обвинения и враждебности по отношению к окружающим. Дети с невротическими отклонениями имеют низкий уровень социальной адаптации, причем у мальчиков он более низкий, чем у девочек, что проявляется, в частности, в более высоком уровне заболеваемости мальчиков.
3. В структуре ситуативной тревожности у мальчиков более высокие показатели по шкалам «эмоциональный дискомфорт», «астенический компонент», что также может косвенно подтверждать их более высокую заболеваемость. В структуре личностной тревожности у детей с невротическими отклонениями высокие показатели тревожности по шкалам «эмоциональный дискомфорт», «тревожная оценка перспектив». Наблюдаются гендерные различия по шкалам «астенический компонент», «социальные реакции защиты», выраженные у мальчиков, что возможно связано с их более поздним половым созреванием, по сравнению с девочками, и более высоким уровнем заболеваемости. Аналогичных различий у здоровых детей не обнаружено.
С данными детьми была проведена коррекционная работа, способствующая достоверному повышению уровня такой адаптации, выражающемуся в снижении уровня тревожности, стабилизации эмоционального состояния и улучшения межличностных коммуникаций.
В основу коррекционной работы были положены следующие концептуальные положения:
1. В программе лечения и медико-психологической реабилитации невротических расстройств детей и подростков необходимо диагностировать факторы психологической и социальной дезадаптации пациентов.
2. Интегративное взаимодействие клинициста-педиатра и психолога состоит в планомерном использовании и внедрении в работу детского психоневрологического отделения программы психологической помощи детям с невротическими отклонениями с целью психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.
3. Работа с родителями детей и подростков, имеющих невротические отклонения, направлена на информацию об их семейном воспитании, особенностях психологических нарушений при данной патологии с целью своевременной коррекции.
При составлении коррекционной программы особое внимание уделялось проблемам адаптации личности к заболеваниям, обучению технологии разрешения конфликтов, выработки навыков поведения.
Цель программы: интегративное психокоррекционное воздействие на личность подростка в осознании проблем, поддерживающих болезнь и получение навыков поведения.
Программа состоит из трех этапов на госпитальном этапе лечения детей с невротическими отклонениями.
В табл. 2 представлен подробный план занятий по программе.
Источник