Эмоциональные нарушения у детей
Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.
Причины
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.
Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.
Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.
Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.
Лечение
Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.
Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:
1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;
2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.
Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих
Источник
Консультация «Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников»
ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Консультация «Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников»
Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников
Эмоции (от лат. Emoveo — Потрясаю, волную) — состояния, связанные
с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и
выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний
удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Являются одним из главных регуляторов деятельности.
Эмоция связана с потребностью, с ситуацией, с мышлением, с речью и
В эмоциональной регуляции участвует вегетативная нервная система
(два отдела: симпатическая-мобилизующая, парасимпатическая –
сохраняющая ресурсы) и эндокринная система.
Эмоциональные нарушения, их причины, особенности и коррекция
исследуются не только в психологии и педагогике, но и в психиатрии, физиологии,
социологии, биохимии, философии
«Нарушение» — это прекращение, прерывание нормального хода
развития, состояния чего-либо Т. е был «нормальный ход развития» эмоций или
«нормальное эмоциональное состояние», которое «прервано,
прекратилось» по каким-либо причинам, из-за влияния каких-то факторов
(биологических, психологических, социальных). Психологический и
социальный фактор –являются ведущими в детском возрасте, которые
влияют на первичные эмоциональные нарушения у нервно-психически
здоровых детей, проявляются в поведении, в дезадаптации, в прерывании
«свободного взаимодействия с окружающим миром» и пр.
Эмоциональные нарушения — устойчивые эмоциональные
состояния, как отдельные, так и комплексные, сопровождающиеся
поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному
взаимодействию с окружающим миром: тревога, страхи, упрямство,
раздражительность и обидчивость, легко меняющееся настроение и
др. (В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, М.,
Из эмоциональных нарушений у детей, в которых наблюдается
преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а так же их
поведенческих реакций можно выделить тревожно-фобические и агрессивные
нарушения.
Эмоциональные нарушения и поведенческие нарушения
различаются. Эмоциональное нарушение сопровождается одним или несколькими дополнительными расстройствами (гиперактивностью, расстройством научения, агрессивным и антисоциальным поведением и пр.).
Тревожно-фобические и агрессивные нарушения. Тревога, страх, гнев — неотъемлемые эмоциональные проявления
психической жизни, как радость, восхищение, печаль. Но при чрезмерной
податливости этим эмоциям, зависимости от них меняется поведение
человека, его отношение с окружающим миром, с людьми, нарушается
гармония внутреннего мира, развития его личности.
Мы часто сталкиваемся с детской тревожностью, что оказывает влияние
внутриличностные и внутрисемейные родительские конфликты и ошибки
воспитания.К ним относят: негативные модели семейного воспитания;
эмоциональные нарушения у родителей; алкоголизм родителей; развод
родителей; ссоры в семье; грубое и строгое отношение родителей;
баловство, отсутствие контроля; неодинаковое и противоречивое
воспитание; отверженность; ситуация депривации; воспитание вне семьи;
симбиотическая связь с одним из родителей; ссоры с братьями и сестрами;
узнавание об усыновлении и пр. (Гарбузов В. И. ; Захаров А. И. ; Кочубей и др)
Могут возникать трудности общения со сверстниками также может вызвать тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Это — дефицит общения со сверстниками; изгои в детском коллективе; конфликты с детьми; демонстративность поведения; отсутствие потребности в детском общении; анормальный конформизм и пр (Абраменкова В. В. ; Лисина М. И. ; Репина Т. А. ; Лысюк Л. Г. ; Рузская А. Г. и др.). Негативный социальный опыт ребёнка влияет на дисгармонию эмоционального и личностного развития дошкольника, порождает невротические конфликты.
Раскрывая психологические факторы исследователи выделяют
неустойчивость самооценки, болезненно-чувствительное, неуверенное «Я»,
которое формируется в процессе негативного социального опыта ребёнка.
Невротическая дезинтеграция «Я» переживается вначале, как
невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и
оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие
нормам общения, принятым среди сверстников.
К психологическим факторам относят особенности темперамента,
патологии восприятия, мышления, нарушения внимания и памяти,
задержки в развитии и т. д.
Своевременная диагностика факторов негативно влияющих на
личность ребёнка позволит организовать профилактические мероприятия,
предупредить тревожное расстройство.
Для профилактики поведенческих нарушений у дошкольников можно использовать игры.
Используя эти игры,вы научите детей:
• управлять поведением и эмоциональными проявлениями;
• выражать эмоциональное состояние вербально, мимикой, движениями;
• понимать эмоциональное состояние других людей;
• действовать согласованно по сигналам, договариваться друг с другом.
С помощью разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации дети передают свои впечатления и представления о ней. Это развивает у них воображение, связную речь, выразительные движения, что очень важно также для умственного и познавательного развития.
Игра 1. «Иголка и нитка»
Цель: развить произвольность.
Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.
Инструкция. Выберите водящего — он будет выполнять роль иголки. Остальные дети — роль нитки. «Иголка» под музыку бегает между стульями, «нитка» (дети друг за другом) — за ней.
Если в группе есть зажатый или аутичный ребенок — предложите роль иголки ему. Таким образом, вы сможете развить его коммуникативные и организаторские способности.
Игра 2. «Кто за кем»
Цель: снизить возбудимость.
Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.
Инструкция. Для проведения игры расставьте в комнате стулья. Вызовите первого ребенка. Его задача — двигаться под музыку между стульями. Как только вы выключите ее, ребенок должен сесть на стул. Вызовите следующего. Игру продолжайте до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Игра 3. «Слушай команду»
Цель: развить умение сосредоточиваться.
Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.
Инструкция. Предложите детям маршировать под музыку. Затем прервите ее и шепотом произнесите команду,например: сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.
Примечание. Команды давайте только на выполнение спокойных движений. Продолжайте игру до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Игра 3. «Ну-ка, отгадай»
Цель: развить мышление и речь.
Инструкция. Разделите участников на две группы. Задача первой — загадать предмет. Задача второй — с помощью наводящих вопросов отгадать задуманное. Участники первой группы могут отвечать только «да» или «нет».
Группа 1 встает по прямой линии друг за другом. Напротив — группа 2. Сначала в диалог вступают первые участники. Ребенок из группы 2 задает вопрос,например: «Оно живое?» («Это животное?», «Это человек?» и т. п.). Участник группы 1 отвечает. После этого они перемещаются в конец шеренги, а в диалог вступают вторые участники.Ребенок из группы 2: «Я его видел?» И т. д. После того как участники угадали предмет, группы меняются ролями. Если в течение 8–10 мин предмет не угадан, назовите его, чтобы дети не заскучали.
Игра4. «Картинки загадки»
Цель: развить мышление и речь.
Материал: большая коробка, карточки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото).
Инструкция. Выберите водящего. Остальных детей попросите сесть на стулья. Водящий берет из коробки любую карточку. Его задача — не показывая остальным участникам, описать предмет, который изображен на ней. Тот, кто первым отгадал, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все дети. Игра 5. «Перечисли предметы»
Цель: развить восприятие, наблюдательность, память.
Материал: различные предметы, одежда и т. п.
Инструкция. Выберите водящего и попросите его выйти из комнаты. Вместе с детьми задумайте ситуацию и выложите на стол семь предметов, которые могут понадобиться в ней.Например: «Я иду гулять» — тогда на столе должны лежать семь предметов одежды. Пригласите водящего, опишите ему ситуацию и предложите в течение 1–2 мин осмотреть предметы. Затем попросите водящего повернуться спиной к столу, а лицом к группе и перечислить все, что лежит на столе. После каждого правильного ответа дети хором говорят «правильно», после неправильного — «неправильно». Если водящий забыл какие-то предметы, группа называет их.
Игра 6. «Я не знаю»
Цель: развить выразительность движений, коммуникативные способности.
Инструкция. Выберите водящего — он будет исполнять роль незнайки. Его задача — на все вопросы детей молчать и только мимикой и выразительными движениями (поднятие бровей, опускание уголков губ, разведение рук в стороны) показывать, что он не знает ответа на заданный вопрос.
Игра 7. «Поссорились два петушка»
Цели: стимулировать раскрепощенность, развить самоконтроль.
Музыкальное сопровождение: А. Райчев «Поссорились два петушка» или любая веселая мелодия.
Инструкция. Предложите детям беспорядочно двигаться под музыку, слегка толкаясь плечами. Следите за тем, чтобы удары при столкновении были не сильными и не болезненными.
Цели: снизить гиперактивность, развить самоконтроль.
Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.
Инструкция. Предложите детям двигаться под музыку — они могут маршировать или выполнять свободные движения. Объясните им, что, как только вы поднимете флажок, они должны замереть в тех позах, в которых их застал сигнал. Музыку не выключайте. Через 5–7 с опустите флажок — дети могут продолжить движение.
Игра 9. «Раздумье»
Цель: выработать способность концентрироваться и успокаиваться.
Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.
Инструкция. Выберите одного участника — он исполняет роль грибника, остальные — деревья в лесу.
Под музыку грибник идет в лес по грибы. Он ходит между деревьями, плутает и в конце концов не может найти дорогу обратно. Выключите музыку. Задача «грибника» —остановиться и задуматься: «Куда идти?».При этом ребенок должен встать в определенную позу: руки сложены на груди, смотрит перед собой.
Консультация «Дизартрия — нарушения артикуляционной моторики» Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Патогенез дизартрии.
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями.
Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников В последнее время под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством.
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими.
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом» Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности Развивающее занятие в подготовительной группе. «Семена для лунных жителей» Цели: развитие чувств, эмоций; развитие.
Причины и признаки нарушения речи у дошкольников «Причины нарушения речи» Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда,.
Влияние авторских музыкальных игр в процессе театрализации на развитие эмоционально-познавательной деятельности дошкольников 1 Слайд: (Титульный) Тема: «Влияние авторских музыкальных игр в процессе театрализации на развитие эмоционально-познавательной деятельности.
Профилактика нарушения зрения у дошкольников Разрешите представить вам мастер-класс по теме «Профилактика нарушений зрения у дошкольников» Профилактика появления зрительных расстройств.
Эмоционально — нравственная сфера дошкольников Темой моего самообразования является «Эмоционально — нравственная сфера дошкольников». Цель: передать опыт работы по программе «Эмоционально.
Источник